Самолет - экраноплан многорежимный

Изобретение относится к области воздушного транспорта, в частности к конструкциям транспортных средств, использующих в процессе полета экранопланный и самолетный режимы. Многорежимный самолет-экраноплан, способный выполнять полеты в самолетном и экранопланном режимах, содержит фюзеляж гидросамолета, трехстоечное убирающееся колесное шасси с носовой опорой, трапециевидный центроплан малого удлинения, имеющий размах, равный колее основных опор шасси. Шасси убираются в ниши, выполненные по максимальному размаху центроплана, к которому пристыкованы консоли крыла большого удлинения с концевыми поплавками остойчивости. Самолет-экроноплан также содержит гибридную силовую установку с газотурбинным двигателем, электрогенератором, аккумуляторной батареей, двумя электродвигателями с воздушными винтами, установленными на концах горизонтальных пилонов над фюзеляжем с правой и левой сторон фюзеляжа, в хвостовой части которого установлено хвостовое оперение с разнесенным двухкилевым вертикальным оперением. Обеспечивается повышение аэродинамического качества при полете над экраном и в полете на большой высоте, возможность взлета и посадки на воду, на лед и сухопутный аэродром, повышение транспортной эффективности. 5 ил.

 

Изобретение относится к области воздушного транспорта и самолетам регионального назначения, а также экранопланам - летательным аппаратам, использующим в процессе полета эффект близости земли или воды, то есть экранопланный режим.

Из технической литературы известны самолеты средней грузоподъемности (например, самолет Ан-2, использующий только самолетный режим), а также легкие экранопланы (например, экраноплан «Орион-14», использующий экранопланный режим)

Известно, кроме того, устройство экраноплана с двумя двигателями и воздушными винтами, расположенными над крылом с правой и левой стороны фюзеляжа (патент РФ 2185979 кл. В601). Ближайшим техническим решением к предлагаемому изобретению является устройство «Экраноплан интегральной и аэродинамической компоновки» (патент РФ 2629463 кл .В601). Недостатками данных устройств являются использование только экранопланного режима полета, а также наличие центроплана прямоугольной формы, перед которым в носовой части фюзеляжа установлены два двигателя с воздушными винтами в кольцевых каналах. Такие летательные аппараты имеют большую массу, низкое аэродинамическое качество при движении вдали от экрана и сложную конструкцию. Тяжелые двигатели с воздушными винтами в кольцевых каналах, расположенные далеко в носовой части экраноплана создают трудности в обеспечении требуемого расположения центра тяжести экраноплана. Такие экранопланы не обеспечивают посадку на сухопутную взлетно-посадочную полосу или береговую линию.

Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение аэродинамического качества самолета-экраноплана при полете над экраном в экранопланном режиме и в полете на большой высоте в самолетном режиме, возможность взлета и посадки на воду, на лед и сухопутный аэродром, а также снижение массы контрукции самолета-экраноплана.

Техническая задача решается следующим образом: самолет-экраноплан имеет фюзеляж амфибийного гидросамолета с трехстоечным убирающимся колесным шасси с носовым колесом. Фюзеляж расположен над ватерлинией трапециевидного центроплана малого удлинения. Центроплан имеет размах, равный колее основных опор шасси, которые в убранном положении размещаются в нишах, установленных по максимальному размаху центроплана. К центроплану пристыкованы консоли крыла большого удлинения с концевыми поплавками остойчивости. В хвостовой части фюзеляжа установлен газотурбинный двигатель (ГТД) с электрогенератором для работы электродвигателей с воздушными винтами, то есть гибридная силовая установка. Электродвигатели установлены на концах горизонтального пилона над фюзеляжем и центропланом с правой и левой стороны фюзеляжа, в хвостовой части которого сверху установлен стабилизатор с двукилевым разнесенным вертикальным оперением.

Предлагаемое устройство самолета-экраноплана поясняется следующими рисунками и чертежами:

Фиг. 1 самолет-экраноплан вид сбоку,

Фиг. 2 самолет-экраноплан вид сверху,

Фиг. 3 самолет-экраноплан вид спереди,

Фиг. 4 компоновка самолета-экраноплана,

Фиг. 5 установка газотурбинного двигателя с электрогенеатором (гибридная силовая установка).

Фюзеляж 1 самолета-экраноплана имеет оптимизированные гидродинамические обводы с V-образным днищем 2 и разнесенным реданом 3.

В носовой части фюзеляжа установлена передняя опора колесного шасси 5. Самолетное шасси 4 и 5 убирается в полете и при посадке на воду.

В нижней части фюзеляжа-лодки закомпонован центроплан 6, имеющий трапециевидную форму в плане, погруженный в воду от носовой до хвостовой части лодки-фюзеляжа в водоизмещающем режиме.

Центроплан имеет размах, равный колее основных опор шасси, которые в убранном положении размещаются в нишах 7. С центропланом стыкуется крыло большого удлинения, обеспечивающее высокое аэродинамическое качество самолета-экраноплана в самолетном режиме полета. На консолях 8 смонтированы концевые поплавки остойчивости 9, элероны 10 и закрылки 11.

В хвостовой части фюзеляжа сверху лодки закреплен стабилизатор 12 с рулем высоты 13. По концам стабилизатора расположено двухкилевое разнесенное вертикальное оперение - кили 14 с рулями направления 15.

За пилотской кабиной самолета-экраноплана расположен пассажирский салон 16 и багажное отделение 17, за которым в моторном отсеке 18 установлены газотурбинный двигатель (ГТД) 19 с электрогенератором 20. Системы управления гибридной силовой установкой размещены в кабине пилотов, откуда осуществляется также управление электродвигателями 21, установленными на горизонтальном пилоне 22, закрепленном сверху фюзеляжа над центропланом. На электродвигателях, над центропланом справа и слева от фюзеляжа установлены воздушные винты 23. Управление воздушными винтами осуществляется пилотом из кабины.

В фюзеляже самолета-экраноплана под полом пассажирского салона размещен блок резервных аккумуляторов. В мотоотсеке по левому и правому борту установлены воздухозаборники двигателя 24 и выхлопные патрубки 25.

Эксплуатация самолета-экраноплана осуществляется в самолетном или экранопланном режиме. При эксплуатации в режиме экраноплана взлет и посадка выполняется на воду или на снег, лед, сухопутный аэродром с применением самолетного шасси.

При полете с использованием экранного эффекта обеспечивается высокая транспортная эффективность летательного аппарата. В полете за пределом действия экранного эффекта большое удлинение крыла, малое лобовое сопротивление, аэродинамическая компоновка самолета-экраноплана обеспечивают повышенное аэродинамическое качество. Водное и сухопутное базирование расширяют возможности использования самолета-экраноплана.

Снижению массы и повышению эффективности самолета-экраноплана способствует, кроме того, электросиловая система привода воздушных винтов, имеющих компьютерную систему управления и регулирования с электрическим приводом разворота лопастей, обеспечивающих заданный пилотом режим полета.

Заявленное изобретение обеспечивает повышение транспортной эффективности и снижение эксплуатационных расходов при всесезонных полетах в различных географических зонах мира.

Многорежимный самолет-экраноплан, способный выполнять полеты в самолетном и экранопланном режимах, с фюзеляжем амфибийного гидросамолета, трехстоечным убирающимся колесным шасси с носовой опорой, трапециевидным центропланом малого удлинения, имеющим размах, равный колее основных опор шасси, убирающихся в ниши, выполненные по максимальному размаху центроплана, к которому пристыкованы консоли крыла большого удлинения с концевыми поплавками остойчивости, содержащий гибридную силовую установку с газотурбинным двигателем, электрогенератором, аккумуляторной батареей, двумя электродвигателями с воздушными винтами, установленными на концах горизонтальных пилонов над фюзеляжем с правой и левой сторон фюзеляжа, в хвостовой части которого установлено хвостовое оперение с разнесенным двухкилевым вертикальным оперением.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к летательным аппаратам укороченного либо вертикального взлета и посадки на реактивной тяге от водных струй для перемещения над поверхностью воды.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к высокоскоростным судам, движущимся по поверхности воды, над поверхностью воды и под водой. Высокоскоростное судно включает корпус обтекаемой формы, силовую установку, состоящую из двух либо более судовых движительных систем, одна из которых является маршевой силовой установкой для привода одного либо более грибных винтов, водозаборные устройства, систему каналов-трубопроводов, соединяющих водозаборные устройства с выпускными соплами, расположенными на смачиваемой наружной поверхности корпуса судна в зависимости от гидродинамического сопротивления участков корпуса судна в виде двумерного массива, при этом истекание реактивных водяных струй из поверхностных выпускных сопел направлено вдоль наружной поверхности корпуса судна в направлении против направления движения судна, при этом для водоизмещающего судна либо подводной лодки дополнительная вспомогательная судовая силовая установка состоит из водометной силовой установки для обеспечения высокоскоростного поверхностного потока воды вдоль наружной смачиваемой поверхности корпуса судна через выпускные сопла расположенные по смачиваемой поверхности корпуса судна.

Изобретение относится к области морской авиации. Гидросамолет содержит фюзеляж, два поплавка с одним поперечным реданом на каждом из них, консоли крыла, вертикальный и горизонтальные стабилизаторы с рулями направления и высоты, двигатель, кинематически соединенный с двумя толкающими винтами, установленными тандемом в задней части фюзеляжа, механизмы управления.

Группа изобретений относится к способу и устройству улучшения путевой управляемости самолета-амфибии (гидросамолета) при глиссировании. Для улучшения путевой управляемости на рулевые приводы аэродинамических органов управления самолетом параллельно с управляющими сигналами с постов управления кабины экипажа поступают сигналы, формируемые с учетом сигналов от датчиков параметров движения самолета вычислителем системы дистанционного управления по заданному алгоритму, используют автоматическую переключаемую стабилизацию заданных значений углов крена и рыскания определенным образом.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к вариантам реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя. Варианты реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя включают корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к вариантам реактивных аппаратов с использованием реактивного водного движителя. Каждый вариант реактивного аппарата с использованием реактивного водного движителя включает корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом.

Изобретение относится к области транспортных средств, а именно к реактивным аппаратам с использованием реактивного водного движителя. Реактивный аппарат с использованием реактивного водного движителя включает корпус-фюзеляж, крылья для создания аэродинамической подъемной силы, водопроводящую систему, соединяющую водозаборное устройство с силовой водометной установкой и с системой водовыпускных каналов, кабину управления, интегрированную систему управления реактивным аппаратом, при этом в режиме вертикального подъема, зависания, разгона, торможения и посадки, для возможности создания устойчивого суммарного уравновешивающего вертикального реактивного момента относительно центра тяжести поднимаемой части реактивного аппарата от истечения водяных струй из подъемных водовыпускных сопел, подъемные водовыпускные сопла расположены на периметре несущих круговых сегментных консолей, расположенных вдоль боковых сторон протяженного корпуса-фюзеляжа, выполненного в виде тримарана либо катамарана, при этом маршевый водомет с водозаборным устройством выполнен погружным и закреплен к корпусу-фюзеляжу при помощи трансформируемой телескопической конструкции.

Изобретение относится к морской авиации. Самолет-амфибия состоит из стреловидного крыла с механизацией, двигателей силовой установки и шасси, выполнен по аэродинамической схеме «летающее крыло» в виде центроплана без горизонтального оперения, на нижней поверхности которого образованы три выступающих вниз днища лодки с реданами, центральное из которых соединено с нижней поверхностью планера.

Изобретение относится к авиации. Беспилотный самолет - амфибия содержит лодку, крыло, горизонтальное и вертикальное (8) оперение, размещенное на продольных балках.

Изобретение относится к области авиации и может быть использовано в конструкции палубных летательных аппаратов. Палубный вертолет-самолет-амфибия (ПВСА) содержит на консолях крыла две мотогондолы, хвостовое оперение, двигатели силовой установки, поворотные винты, создающие горизонтальную и их соответствующим отклонением вертикальную тягу, трехопорное колесное шасси.

Группа изобретений относится к области авиации. Летательный аппарат типа летающее крыло содержит фюзеляж, крыло и турбореактивный двигатель.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба содержит фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и может использоваться круглогодично в условиях полного бездорожья, в бассейнах рек, включая реки, не имеющие гарантированных глубин судового хода, а также для ликвидации последствий других чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке с аэродинамической разгрузкой, в частности к летательным аппаратам на динамической воздушной подушке.

Изобретение относится к амфибийным транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба, содержащий фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС, которое выполнено в виде одного помещения или в виде отдельных кают амфибийно-воздушного судна, каждая из которых представляет собой металлический штампосварной каркас.

Изобретение относится к авиации и касается самолетов с шасси на воздушной подушке (СШВП). СШВП содержит фюзеляж, крыло, вертикальное и горизонтальное оперение, силовую установку, содержащую двигатель, соединенный с воздушным винтом, шасси на воздушной подушке (ВП), оснащенное вентилятором, воздуховодом, соединенным с камерой ВП, дроссельные заслонки, установленные в воздуховоде и оснащенные приводом их поворота.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке и может быть использовано для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС). Амфибийный транспортный аппарат снабжен пространственной упругодемпфирующей рамной конструкцией, связывающей фюзеляж с платформой и состоящей из верхней упругой рамы, плотно и жестко облегающей фюзеляж, и нижней упругой рамы, плотно и жестко облегающей платформу по ее наружному контуру, обращенному к фюзеляжу.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Амфибийный транспортный аппарат для эвакуации пострадавших в ЧС, содержащий фюзеляж, грузовую кабину с транспортно-такелажным оборудованием, помещение для размещения эвакуированных в ЧС, в верхней части которого размещен акустический потолок.

Изобретение относится к транспортным средствам на воздушной подушке. Помещение в амфибийном транспортном аппарате для эвакуации пострадавших в ЧС регионального масштаба содержит акустический потолок, к которому прикреплены штучные звукопоглотители, каждый из которых содержит звукопоглотители активного и реактивного типов, размещенные на жестком каркасе.

Изобретение относится к авиации и касается летательных аппаратов, способных совершать полет на небольшой высоте в режиме экранолета, а также вблизи земной поверхности в режиме экраноплана и на большой высоте как обычный самолет.
Наверх