Способ создания мышечной памяти у детей с нарушениями двигательных функций

Изобретение относится к области медицины, лечебной физкультуре, в частности к реабилитационным упражнениям, а именно к стимулированию двигательной моторики развития ребенка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы. Определяют исходное состояние двигательных функций, используя их уровни. Для перехода с одного уровня на другой используют пять блоков реабилитационных упражнений. При этом ребенок выполняет цепочку взаимосвязанных последовательных интегральных координационных движений от простых к более сложным, с учетом физиологии развития ребенка и его двигательных навыков. Для этого выполняют упражнения из начального блока и частично из блока, следующего за ним. Причём соотношение количества упражнений из двух последовательных блоков смещается в сторону следующего за начальным блоком. При выполнении реабилитационных упражнений в четвертом блоке используют дополнительные препятствия, в пятом блоке используют дополнительные препятствия и предмет. Курс реабилитационных упражнений выполняют в течение пяти дней подряд, продолжительность курса составляет от 20 до 40 занятий с перерывами между курсами 2-8 недель. Способ обеспечивает создание двигательных навыков и обучение скоординированным движениям для развития мышечной памяти и преобразования её реакций в целенаправленные самостоятельные произвольные движения для улучшения качества жизни. 3 з.п. ф-лы, 1 пр., 23 ил.

 

Изобретение относится к области медицины, лечебной физкультуре, в частности к пассивной лечебной гимнастике, а именно к стимулированию двигательной моторики развития ребенка с последствиями перинатального поражения центральной нервной системы.

Известен способ лечения детского церебрального паралича через нервные клетки-предшественники, который включает следующие этапы: предоперационная подготовка, трансплантация клеток и послеоперационное лечение, позволяющий улучшить грубые двигательные функции ,такие как лежание и поворот, сидение, ходьба, захват инициативы и зрительно-моторные координационные способности (Патент № CN107569517. Опубл. 2018-01-12).

Известен способ иппотерапии больных детским церебральным параличом, включающий лечебную верховую езду, которую проводят в нейроортопедическом пневмокостюме путем пассивно-активного освоения поз на лошади без седла всего на курс 23-27 занятий, причем лечение проводят в три этапа: 2-3 занятия - начальный, затем 18-20 занятий - реабилитационный и 3-4 занятия - закрепляющий, при этом реабилитационный этап включает выполнение поз за более короткое время в неподвижной стойке лошади и при ее движении в медленном темпе по кругу, а заключительный этап включает выполнение поз за более короткое время при движении лошади в медленном темпе по кругу, с постепенным в течение курса увеличением доли участия ребенка при выполнении каждой позы и уменьшением участия инструктора и родителя (Патент №RU2469694. Опубл. 20.12.2012 г.).

Однако известный способ не предназначен для его использования у детей перинатального периода жизни, из-за отсутствия двигательных навыков впервые месяцы жизни, после рождения, так как при воздействии иппотерапии необходимо осуществлять определенную схему фиксации тела для возникновения координационной нагрузки.

Известен способ лечения синдрома двигательных расстройств у детей, включающий выполнение физических упражнений, в котором упражнения с ребенком проводят последовательно в семь этапов, при этом начальный этап воздействия определяют по двигательному возрасту ребенка, зависящему от его двигательных навыков, на первом этапе стимулируют развитие защитного рефлекса, лабиринтного установочного рефлекса путем выполнения классического и точечного массажа мышц разгибателей шеи и спины, ношения ребенка на предплечье в положении на животе с фиксацией за бедро, пассивных переворотов за руки и за ноги со спины на живот и обратно, тракции за верхнюю руку с небольшим отрывом от поверхности в положении ребенка лежа на боку, тракции за руки ребенка, лежащего под углом 45°, с отрывом головы от поверхности; на втором этапе все упражнения выполняют в положении на животе с клином или валиком под грудью, при этом проводят поочередный массаж рук, пассивный вынос рук вперед, разведение в стороны, отведение вверх с удержанием поднятой головы; на третьем этапе обучают ребенка переворотам со спины на живот и ползанию по-пластунски; на четвертом этапе обучают сидению с ногами вперед, подъему и стоянию на четвереньках; на пятом этапе обучают ползанию на четвереньках; на шестом этапе обучают ребенка подъему на ноги у опоры; на седьмом этапе обучают навыкам ходьбы (Патент №RU2342114. Опубл. 27.12.2008).

Однако известный способ, не смотря, на наличие этапов использования, предназначен для детей, страдающих детским церебральным параличом, старше одного года, и не предназначен для детей перинатального периода для создания интегральной нейромышечной памяти.

Известен способ увеличения двигательной активности детей с синдромом гликопротеинов с карбогидратной недостаточностью, в котором выполняют ряд последовательных упражнений, приведенных в формуле изобретения, в виде динамических физических воздействий на мышечные группы в областях крепления мышц (ОКМ) пояса верхних, нижних конечностей, спины. Упражнения включают поднимание туловища из различных исходных положений, упоры на руки, колебательные движения туловищем - угловые и продольные, сгибания конечностей, наклоны туловища до перевода в сидячее положение, повороты до перевода в положение на четвереньках, упоры ног на опору, выталкивание туловища ребенка из положения на корточках и другие. Каждое упражнение повторяют 3 или 5 раз, друг за другом (Патент №RU2502499. Опубл. 27.12.2013).

Однако известный способ направлен лишь на расширение диапазона движений детей с синдромом гликопротеинов с карбогидратной недостаточностью и не позволяет создать двигательные навыки и обучить скоординированным движениям для развития нейромышечной памяти и преобразования её реакций в целенаправленные самостоятельные произвольные движения.

Известен способ снижения повышенного мышечного тонуса при последствиях перинатального поражения ЦНС, включающий комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений, где 1-е упражнение: из исходного положения (и.п.) - ребенок лежит на спине, голова-позвоночник-таз на одной оси, методист приподнимает ноги ребенка вместе с тазом и вкладывает стопы в руки ребенку, затем поочередно выполняет перекрестный захват руками ребенка его ног, для чего правой рукой захватывает левую ногу и наоборот, и поочередно наклоняет таз и согнутые ноги в правую и левую стороны, плечевой пояс фиксирован на коврике, выполняют по 2 повторения в каждую сторону; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на левом боку с выпрямленной перпендикулярно туловищу левой рукой, методист фиксирует таз ребенка в положении на боку, правую ногу сгибает в тазобедренном и коленном суставах, при этом коленный, тазобедренный суставы и пятка находятся в одной плоскости, носок правой ноги отведен наружу, затем методист стимулирует ребенка к подъему на локте; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, таз фиксирован, правая нога выпрямлена, левая нога согнута в тазобедренном, коленном суставах, пятка и колено находятся в одной плоскости, затем методист производит смену положений ног: правую ногу сгибает под прямым углом, колено левой ноги фиксирует у стопы правой ноги, правый седалищный бугор фиксирован на поверхности коврика, методист контролирует положение позвоночника в вытяжении; 4-е упражнение: и.п. - правая нога согнута под прямым углом, а колено левой ноги методист фиксирует у стопы правой ноги, правый седалищный бугор фиксирован на поверхности коврика, затем методист переводит таз ребенка в сагиттальную плоскость, с опорой на седалищный бугор согнутой ноги, пятка правой согнутой ноги упирается в лобковый симфиз, левую ногу методист выпрямляет и укладывает передней поверхностью бедра на коврик и фиксирует в таком положении ребенка на 10-20 секунд, затем методист переводит согнутую правую ногу в положение, параллельное туловищу, при этом пяточная кость находится под правым седалищным бугром, выпрямленная левая нога находится в свободном положении, руки опираются на коврик; таким образом, ребенка фиксируют в трехопорной стойке; 5-е упражнение: и.п. - трехопорная стойка, методист переводит выпрямленную левую ногу ребенка под живот, фиксирует таз на пятках, колени разведены, затем методист выпрямляет руки ребенка с полным раскрытием кистей, укладывает туловище ребенка между коленей с вытяжением позвоночника и отпускает таз и руки, при этом ребенок принимает положение стоя на четвереньках - четырехопорная стойка и фиксируется на 10-20 секунд; причем все упражнения выполняют для каждой стороны тела (Патент №RU2615869. Опубл.11.04.2017).

Однако известное изобретение, предназначено лишь для снижения мышечного тонуса, увеличения амплитуды активных движений и устранению патологических установок конечностей в неустойчивых физиологичных положениях, и не предназначено, не смотря на наличие этапов, для создания двигательных навыков и обучение скоординированным движениям для развития нейромышечной памяти и преобразования её реакций в целенаправленные самостоятельные произвольные движения.

Техническим результатом является формирование двигательных навыков и обучение скоординированным движениям посредством развития нейромышечной памяти и создание целенаправленных самостоятельных произвольных движений для улучшения качества жизни.

Поставленная техническая задача решается тем, что в способе создания мышечной памяти у детей с нарушениями двигательных функций, включающим выполнение этапов реабилитационных упражнений для уменьшения площади опоры, определяют исходное состояние двигательных функций ребенка, используя его уровни развития, а именно: уровень 0 - не удерживает голову, отсутствуют какие-либо двигательные функции; уровень 1 - а) удерживает голову; б) упор на предплечье; уровень 2 - а) упор на кисти рук; б) упор на кисти рук и колени; уровень 3 - самостоятельно: а) встает на четвереньки, б) садится, в) ползает на четвереньках; уровень 4 - с поддержкой: а) встает на колени, б) встает на стопы, в) ходит; уровень 5 - самостоятельно: а) ходит, б) произвольные скоординированные движения рук и ног в разных направлениях; причём для перехода с одного уровня на другой используют пять блоков реабилитационных упражнений, при этом с помощью двух специалистов ребенок выполняет цепочку взаимосвязанных последовательных координационных движений от простых к более сложным с учетом физиологии развития ребенка и его начальных двигательных навыков, для этого выполняют упражнения из первого блока, при его выполнении ребенок лежит на животе, поднимает и удерживает голову с упором на предплечья; во втором блоке ребенок из исходного положения лежа на животе переходит в позу четвереньки через руки или ноги, раскачивается; садится на бок «косой сед»; в третьем блоке ребенок из положения лежа на спине переходит в позу четвереньки через поворот с помощью рук или ног; из положения, лежа на животе переходит в позу четвереньки через руки или ноги, затем осуществляет раскачку, переходящую в самостоятельное ползание через руки или ноги и одновременно руки и ноги; вставание на колени; в четвертом блоке ребенок из положения лежа на спине осуществляет переход на четвереньки через поворот, начиная с рук или ног, из положения, лежа на животе, ребенок встает на четвереньки, через руки или ноги, затем осуществляет раскачку, вставание на колени, далее из «стояния на коленях» ребенок переходит в позу «рыцарь», приобретая навык вертикализации и осуществляет стояние на обеих ногах; при выполнении упражнений из пятого блока начинают с повторения упражнений четвертого блока, к которым добавляют упражнения: перенос левой и правой ноги через платформу, «прыжок из приседа», «бросок мяча стоя», «произвольные скоординированные движения руками и ногами», при этом для проведения этапов реабилитационных упражнений выполняют упражнения из начального блока и блока следующего за ним, причём соотношение количества упражнений из двух последовательных блоков постепенно смещается в сторону следующего за начальным блоком, при выполнении реабилитационных упражнений в четвертом блоке используют дополнительные препятствия, в пятом блоке используют дополнительное препятствие и предмет, со второго по пятый блоки используют утяжелители для рук и ног, продолжительность курса составляет от 20 до 40 занятий с перерывом между курсами 2-8 недель.

Целесообразно, для сокращения сроков реабилитации, курс реабилитационных упражнений выполнять по два раза в день с перерывом между занятиями 2-3 часа, при этом продолжительность курса составляет от 15 до 25 занятий.

Целесообразно, для закрепления навыков прямостояния и самостоятельных произвольных движений, в качестве дополнительных препятствий использовать барьеры, платформу, а предмета - мяч.

В варианте выполнения способа барьеры могут быть выполнены в виде прямоугольников различной высоты.

Настоящее изобретение поясняют подробным описанием, примером выполнения способа, схемами, на которых:

Фиг. 1, 2 - характеризуют выполнение подготовительного первого блока, в котором ребенок, расположен, перед выполнением реабилитационных упражнений, лежа на животе на горизонтальной поверхности и затем иллюстрируют поднятие, держание головы и упора на предплечья;

Фиг. 3 (а, б), 4, 5, 6 - характеризует выполнение целевого второго блока реабилитационных упражнений от положения ребенка лежа на животе до вставания на четвереньки, через ноги или через руки; положение на четвереньках с раскачиванием вперед - назад; сиденье в сторону с упором на кисти рук; вставание на четвереньки;

Фиг. 7 (а, б, в), 8 (а, б, в), 9, 10 (а, б, в), 11 - иллюстрируют выполнение целевого третьего блока реабилитационных упражнений, в котором упражнения выполняются от положения ребенка лежа на спине, до вставания на четвереньки через поворот; от положения ребенка лежа на животе, до вставания на четвереньки через руки или ноги; положение на четвереньках с раскачиванием вперед - назад; ползание через руки, через ноги, поочередное перемещение рук и ног; стояние на коленях;

Фиг. 12 (а, б, в, г), 13 (а, б, в, г), 14, 15, 16 (а, б, в), 17, 18 (а, б) - иллюстрируют выполнение целевого четвертого блока реабилитационных упражнений, а именно: от положения ребенка лежа на спине до вставания на четвереньки через поворот руки или ноги; от положения ребенка лежа на животе до вставания на четвереньки через руки или ноги; положение на четвереньках с раскачиванием вперед - назад; ползание ребенка вперед с поочередным перемещением рук и ног; стояние на коленях; вынос ноги (правой или левой) вперед; вертикализация; перенос ноги (правой или левой) через препятствия; вставание на платформу правой или левой ногой; вертикализация на платформе;

Фиг. 19 (а, б), 20, 21, 22, 23 - иллюстрируют выполнение целевого пятого блока реабилитационных упражнений, включающего: перенос ноги (правой или левой) через платформу; вертикализация за платформой; выполнение прыжка наверх через приседание; вертикальное положение после прыжка; вертикализация с поднятыми руками над головой с мячом и бросанием его вперед; произвольные скоординированные движения рук и ног.

Способ создания мышечной памяти у детей с нарушениями двигательных функций осуществляют следующим образом.

Используемые определения и терминология.

ДЦП - детский церебральный паралич.

СНП - создание нейро-мышечной памяти.

ЛФК - лечебно-физкультурный комплекс.

Упражнения - реабилитационные упражнения.

ЦКД - цепочки взаимосвязанных последовательных координационных движений.

Специалист - инструктор, массажист, инструктор ЛФК, владеющий знаниями, навыками, опытом проведения блоков реабилитационных упражнений, для детей с нарушениями двигательных функций.

Комплекс реабилитационных упражнений ориентирован на принципы становления ходьбы, основой является систематическое повторение движений с увеличением их количества и повышением сложности.

Нарушение двигательных функций возникает по ряду причин: органическое поражение мозга, врожденные аномалии мозга, генетические заболевания, ДЦП, недоношенность, повреждения и заболевания нервной системы и пр.

Первоначально определяют утраченное звено и несформированный навык в двигательных умениях ребенка, относительно которых ориентируют уровни боков реабилитационных упражнений. При выполнении блоков, движения ребенка доводят до автоматизма, что позволяет создать СНП.

Для определения исходного состояния ребенка выделяют уровни двигательных функций (далее уровни):

0 - не удерживает голову, отсутствуют какие-либо двигательные функции;

1 - а) удерживает голову; б) упор на предплечье;

2 -а) упор на кисти рук; б) упор на кисти рук и колени (пассивные четвереньки);

3 - самостоятельно: а) встает на четвереньки, б) садится, в) ползает на четвереньках;

4 - с поддержкой: а) встает на колени, б) встает на стопы, в) ходит;

5 - самостоятельно: а) ходит, б) произвольные скоординированные движения рук и ног в разных направлениях.

Для перехода с одного уровня на другой, ребенок выполняет цепочку взаимосвязанных последовательных координационных движений (ЦКД) от простых к более сложным, с учетом физиологии развития ребенка и его двигательных навыков. ЦКД от простых к более сложным скомпонованы в пяти блоках. Специалист определяет блоки, необходимые для выполнения ребёнком и достижения соответствующего уровня.

Упражнения во всех блоках помогают осуществить ребенку два специалиста.

При выполнении блока 1, 2, 3 движения выполняют на горизонтальной утолщенной поверхности средней плотности.

При выполнении блоков 4, 5 упражнения выполняют на горизонтальной плотной утончённой поверхности.

При выполнении блоков упражнений дополнительно используют утяжелители от 250 до 500 грамм.

Блок один (1) является подготовительным (Фиг. 1, 2). При его выполнении ребенок поднимает и удерживает голову с упором на предплечья. В этом блоке ребенок выполняет ЦКД, а именно: ребенок лежит на животе с упором на предплечья. При этом первый специалист встает сзади ребенка, фиксирует его таз локтями своих рук, ладонями рук, удерживая плечи ребенка, приподнимает их наверх. Второй специалист выводит руки ребенка вперед, помогая опереться на локти. Первый специалист опускает свои руки, ребенок удерживает голову в течение нескольких секунд. Далее первый специалист берет ребенка за плечи и приподнимает его вверх. Второй специалист помогает опереться на кисти рук, ребенок приподнимает самостоятельно голову.

Блок два (2) является целевым (Фиг. 3 (а, б), 4, 5, 6). При его выполнении ребенок приобретает следующие навыки: самостоятельно встает на четвереньки и удерживает данное положение; раскачивается; садится на бок «косой сед». В этом блоке ребенок выполняет ЦКД из исходного положения, лежа на животе, переходя в позу четвереньки через руки или ноги.

При переходе в позу четвереньки через руки, ребенок лежит на животе (Фиг. 3 а). Первый инструктор сидит спереди ребенка и держит его за плечи, прижимая ладони ребенка к полу, отжимает ребенка от пола, разгибая руки ребенка в локтевых суставах. Второй инструктор сидит сзади ребенка, удерживая своими руками таз ребенка. Фиксирует своей левой рукой левую ногу ребенка. Правой рукой приподнимает таз ребенка, позволяя правой ноге встать на колено. Затем аналогично приподнимает правую сторону таза ребенка, позволяя его левой ноге встать на колено.

При переходе в позу четвереньки через ноги, ребенок лежит на животе (Фиг. 3 б). Первый инструктор сидит сзади ребенка, удерживая своими руками таз ребенка. Фиксирует левой рукой левую ногу ребенка. Правой рукой приподнимает таз ребенка, позволяя правой ноге встать на колено. Затем аналогично приподнимает правую сторону таза, позволяя левой ноге встать на колено. Второй инструктор сидит спереди ребенка и удерживает его за плечи, прижимая ладони ребенка к горизонтальной поверхности. Инструктор, приподнимает ребенка над горизонтальной поверхностью (отжимает ребенка от неё) и разгибает руки ребенка в локтевых суставах.

Аналогично движение повторяют с другой ноги.

Для выполнения упражнения раскачка (Фиг. 4) первый и второй инструкторы сидят, соответственно, спереди и сзади от ребенка. Ребенок расположен на четвереньках. Первый инструктор удерживает плечи ребенка, второй инструктор удерживает таз ребенка. Первый инструктор направляет тело ребенка к себе, а второй, одновременно с ним, от себя. Упражнение повторяют несколько раз в одну и другую сторону. При этом руки и ноги ребенка зафиксированы инструкторами на горизонтальной поверхности.

Для выполнения упражнения «косой сед из положения четверенек» (Фиг. 5, 6) ребенок занимает положение на четвереньках. Первый инструктор сидит сзади и держит ребенка в области таза. Надавливая на левую сторону таза, присаживает ребенка через правое бедро. Второй инструктор сидит спереди и держит ребенка за плечи, переставляя левую прямую руку ребенка ближе к его коленям. Правая рука ребенка остается на месте. Затем возвращают левую руку ребенка в положение на четвереньки.

Аналогично выполняют упражнение в другую сторону.

Блок три (3) является целевым (Фиг. 7 (а, б, в), 8 (а, б, в), 9, 10 (а, б, в), 11). При его выполнении ребенок приобретает навык самостоятельного ползания и вертикализации на коленях. В этом блоке ребенок выполняет ЦИКД, а именно: из положения лёжа на спине, переход в позу четвереньки, через поворот с помощью рук или ног; из положения, лёжа на животе переход в позу четвереньки через руки или ноги. Затем осуществляет раскачку, переходящую в самостоятельное ползание через руки или ноги и одновременно руки и ноги; вставание на колени.

Ребенок лежит на горизонтальной поверхности, на спине (Фиг. 7а). Первый специалист находится со стороны головы ребенка и удерживает его за плечи. Второй специалист находится со стороны вытянутых ног ребенка и удерживает его за ноги. Одновременно: первый специалист, приподнимая ребенка за плечи, опирает его на левое предплечье, а второй осуществляет тракцию за правую вытянутую руку ребенка. Первый специалист, опирает ребенка на кисть левой руки, а второй, продолжая тракцию, осуществляет поворот ребенка на живот с упором на кисти выпрямленных рук. При этом первый инструктор, перемещая свои руки, удерживает за плечи ребенка. Второй инструктор переносит свои руки на область таза ребенка и удерживает его за таз. Ноги ребенка выпрямлены. Правой рукой второй приподнимает таз ребенка, позволяя правой ноге встать на колено. Затем аналогично приподнимает левую сторону таза, позволяя левой ноге встать на колено. Ребенок занимает позу на четвереньках с упором на выпрямленные руки (Фиг. 7 в).

Аналогично повторяют движения с поворотов в другую сторону.

При повороте через ногу ребенок лежит на горизонтальной поверхности, на спине (Фиг. 7 б). Первый специалист находится со стороны ног ребенка, удерживая их. Сгибает правую ногу ребенка в колене. Поворачивает ребенка, удерживая за согнутую в колене ногу таким образом, чтобы колено ребенка достало горизонтальную поверхность. Второй специалист помогает со стороны головы ребенка, одновременно с первым специалистом повернуть ребенка. Затем первый специалист приподнимает таз ребенка и дает левой ноге совершить свободное движение вперед. Ребенок занимает положение на животе, с согнутыми в коленях ногами с упором на предплечья. Второй специалист отжимает ребенка от пола, выпрямляя руки ребенка в локтях. Ребенок занимает позу на четвереньках (Фиг. 7 в).

Аналогично повторяют движения с поворотов в другую сторону.

Ребенок лежит на горизонтальной поверхности на животе, с согнутыми руками в локтях с упором на кисти рук (Фиг. 8 а). Первый инструктор сидит со стороны головы ребенка, удерживая его своими руками за плечи. Ребенок опирается на кисти рук. Второй инструктор находится со стороны ног ребенка, фиксируя таз ребенка с выпрямленными его ногами. Первый инструктор отжимает ребенка от горизонтальной поверхности, выпрямляя руки в локтях. Второй инструктор приподнимает левую сторону таза, позволяя левой ноге переместиться вперед. Затем приподнимает правую сторону таза и помогает ребенку встать на четвереньки (Фиг. 8 в).

Ребенок лежит на горизонтальной поверхности на животе с упором на кисти рук (Фиг. 8 б). Первый инструктор сидит со стороны ног ребенка, удерживая их своими руками. Второй инструктор находится со стороны головы ребенка, удерживает его за плечи, фиксируя руки согнутые в локтях. Первый инструктор правой рукой приподнимает таз ребенка, позволяя правой ноге переместиться вперед. Затем аналогично приподнимает левую сторону таза, позволяя левой ноге переместиться вперед. Одновременно два инструктора, направляя ребенка вверх, помогают ему встать на четвереньки (Фиг. 8 в).

Аналогично повторяют движения с другой ноги.

Упражнение «раскачка», изображенное на фигуре 9, выполняют, аналогично, описанному, упражнению на фигуре 4 в блоке два.

При выполнении ползания, на четвереньках, начиная с рук (Фиг. 10 а), первый инструктор находится спереди, удерживая ребенка за плечи. Второй инструктор находится сзади ребенка, удерживая его за голени. После чего первый инструктор освобождает правую руку ребенка, позволяя ей сделать свободное движение вперед. Далее, освобождает левую руку, так же позволяя ей сделать свободное движение вперед, и, фиксируя ребенка за плечи, направляет его вперед. Второй инструктор поочередно передвигает ноги вперед.

Аналогично повторяют движения с удерживанием правой руки.

При выполнении ползания на четвереньках, начиная с ног (Фиг. 10 б), первый инструктор находится сзади ребенка, удерживая его за голени. Второй инструктор находится спереди от ребенка, удерживая его за плечи. Далее первый инструктор удерживает левую ногу ребенка, а правую передвигает вперед, затем передвигает левую ногу, фиксирует ребенка за ноги и направляет тело ребенка вперед. После этого второй инструктор помогает ребенку выбрасывать поочередно руки вперед.

Аналогично повторяют движения с удерживанием правой ноги.

При выполнении ползания, на четвереньках (Фиг. 10 в) первый инструктор находится сзади ребенка, удерживая его за голени. Второй инструктор находится спереди и удерживает ребенка за плечи. После чего первый инструктор фиксирует левую ногу ребенка, а правую передвигает вперед. Второй инструктор фиксирует правую руку ребенка, направляет ребенка вперед и дает возможность ему совершить свободное движение левой рукой. Далее первый инструктор фиксирует правую ногу и дает возможность переместиться левой ноге ребенка вперед.

Аналогично повторяют движение с удержанием правой ноги и левой руки.

Завершает блок три (3) реабилитационное упражнение «стояние на коленях» (Фиг. 11). При выполнении этого упражнения первый специалист находится спереди ребенка, фиксирует его ноги за бедра над коленями, удерживая позу стоя на коленях. Второй специалист, располагаясь сзади ребенка, помогает ему удерживать позу на коленях, поддерживая ребенка за таз или плечи. Тело ребенка должно быть расположено вертикально.

Блок 4 является целевым (Фиг. 12 (а, б, в, г), 13 (а, б, в, г), 14, 15, 16 (а, б, в), 17, 18 (а, б). При его выполнении ребенок приобретает навык полной вертикализации; самостоятельного стояния; начало ходьбы. Инструктора корректируют выполнение движений в определенной последовательности. В этом блоке ребенок выполняет ЦКД, а именно: из положения лежа на спине осуществляет переход на четвереньки через поворот начиная с рук или ног (Фиг. 12 (а, б, в, г). Эти реабилитационные упражнения выполняются аналогично, описанным упражнениям в блоке два (Фиг. 7 (а, б, в).

Из положения, лежа на животе, ребенок встает на четвереньки, через руки или ноги (Фиг. 13 а, б, в, г). Эти реабилитационные упражнения выполняются аналогично описанным упражнениям в блоке три (Фиг. 8 а, б, в).

Далее инструктора помогают выполнить «раскачку» (Фиг. 14). Описание выполнения раскачки описано в блоке два (Фиг. 4), в блоке 3 (Фиг. 9).

Затем ребенок выполняет упражнения с фигуры 15, которое описано в блоке три и показано на фигуре 10 в.

Вертикализацию ребенок начинает, переходя из «стояния на коленях» (Фиг. 16 а), в позу «рыцарь» (Фиг. 16 б), и стояние на обеих ногах (прямостояние) (Фиг. 16 в).

Упражнение «стояние на коленях» (Фиг. 16 а) описано в блоке три (Фиг. 11).

Затем с помощью инструкторов ребенок выполняет упражнение «рыцарь» (Фиг. 16 б). Первый инструктор находится со стороны спины и держит ребенка за таз. Второй инструктор сидит перед ребенком и удерживает колени. Затем помогает выводить левую ногу вперед, ставя её на ступню, фиксирует колено, выведенное вперед, левой ноги ребенка. Первый инструктор контролирует положение спины и таза, направляя ребенка вперед и вверх. Второй инструктор помогает вывести правую ногу ребенка, ставя её рядом с левой ногой (Фиг. 16 в). Ребенок стоит на горизонтальной поверхности.

Упражнение выполняют поочередно со сменой ног ребенка.

В этом блоке ребенок осваивает упражнение «Барьеры» (Фиг. 17).

Исходное положение: ребенок стоит лицом к барьерам, которые могут быть выполнены в виде прямоугольников различной высоты или специальной конструкции, описанной в патенте №RU179785. Первый инструктор находится сзади ребенка и держит его за таз, или плечи, или руки. Затем, с помощью второго инструктора, который находится перед ребенком, ребенок перешагивает первый барьер правой ногой. Второй инструктор помогает поставить ногу за барьер, фиксируя колено и стопу ребенка. Первый инструктор перемещает тело ребенка вперед, а второй инструктор помогает перенести левую ногу через второй барьер.

Упражнение выполняется поочередно со сменой ног ребенка.

При выполнении упражнения «платформа» (Фиг. 18 а, б) первый инструктор сзади поддерживает ребенка за таз, или плечи, или руки. Второй инструктор, находясь перед ребенком, помогает вынести правую ногу вперед и ставит ногу ребенка на платформу, фиксируя колено и стопу ребенка. Первый инструктор направляет ребенка вперед, а второй инструктор одновременно помогает поставить левую ногу на платформу. Ребенок стоит двумя ногами на платформе (Фиг. 18 б).

Упражнение выполняют повторно поочередно со сменой ног ребенка.

Блок пять (5) является заключительным целевым. При его выполнении достигается самостоятельная ходьба и выработка скоординированных движений рук и ног.

При выполнении пятого (5) блока реабилитационные упражнения начинают с повторения упражнений четвертого блока (Фиг. 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18,), к которым добавляют более сложные упражнения (Фиг. 19, 20, 21, 22, 23).

При выполнении упражнения на фигуре 19 (а, б) первый инструктор сзади поддерживает ребенка за таз, или плечи, или руки и наклоняет ребенка вперед. Второй инструктор, находясь перед ребенком, помогает вынести ему левую ногу вперед и перенести её через платформу, фиксируя стопу и колено левой ноги ребенка на горизонтальной поверхности. Затем помогает перенести правую ногу через платформу. Ребенок стоит двумя ногами за платформой (Фиг. 19 б). Упражнение повторяют со сменой ног.

При выполнении упражнения «Прыжок из приседа» (Фиг. 20) ребенок стоит прямо, ноги на ширине плеч (исходное положение). Первый инструктор находится сзади и придерживает ребенка за таз. Второй инструктор находится перед лицом ребенка и держит его за руки. Затем ребенок присаживается с помощью первого инструктора. Первый инструктор переносит свои руки на ноги ребенка, удерживая их. С помощью инструкторов ребенок выполняет прыжок, после которого приземляется на обе ноги (Фиг. 21).

При выполнении упражнения «Бросок мяча стоя» (Фиг. 22) исходное положение ребенка - ноги на ширине плеч. Первый инструктор находится сзади ребенка, удерживая и фиксируя его за таз. Второй инструктор находится перед ребенком, вкладывает мяч в руки ребенка, поднимает руки над его головой и отходит в сторону. Ребенок совершает бросок мяча.

При выполнении упражнения «Произвольные скоординированные движения руками и ногами» (Фиг. 23) первый инструктор контролирует ребенка сзади. Второй инструктор находится перед ребенком и показывает последовательные движения рук и ног, при этом проговаривая их.

Реабилитационные упражнения выполняются из начального блока и частично из блока, следующего за ним. Соотношение количества упражнений из двух последовательных блоков постепенно смещается в сторону следующего за начальным блоком. Курс реабилитационных упражнений выполняют в течение пяти дней подряд. Продолжительность одного занятия составляет 60 минут. Курс реабилитации составляет от 20 до 40 занятий, с перерывом между курсами 2-8 недель.

Количество повторов упражнения, зависит от физического состояния и индивидуальных особенностей ребенка, и может повторяться от 5 до 10 раз за одно занятие.

Для сокращения сроков реабилитации, курс реабилитационных упражнений выполняют в течение пяти дней по два раза в день с перерывом между занятиями 2-3 часа. При этом продолжительность курса составляет от 15 до 25 занятий.

Главным звеном формирования движений является поза четвереньки, которая присутствует в основных блоках 2, 3, 4. Первый блок является подготовительным к четверенькам. Пятый блок заключительный, в котором движения отработаны и могут выполняться ребенком самостоятельно.

Благодаря пяти блокам, происходит формирование правильной модели движений и вертикализации ребенка.

Пример выполнения способа.

В 2018 году в Центр за помощью обратилось 160 человек в возрасте от 5 месяцев до 5 лет. Обращения были по поводу двигательного дефицита: ДЦП, параличей, задержки развития различного генеза, генетических патологий и т.п.

Ребенок В. С., девочка, родилась весом 812 гр, рост - 30 см. Имела 3/4 балла по Апгар, внутриутробное инфицирование, ВЖК 4 степени, многоуровневая окклюзионная гидроцефалия, порок сердца, ретинопатия, пневмония, БЛД новой тяжелой формы. Ребенок находился на ИВЛ в течение - 58 суток, до четырех месяцев отмечалась кислородозависимость.

Поступила на реабилитацию в возрасте 6 месяцев.

Специалист для уточнения и выбора лечебных упражнений использовал уровни двигательных функций ребенка. Ребенку была рекомендована реабилитация за счет пяти блоков реабилитационных упражнений.

С 6 месяцев ребенок выполнял с помощью двух специалистов ЦКД движений, а именно: реабилитационные упражнения первого и второго блоков (Фиг. 1, 2, 3).

С 8 месяцев ребенок в течение трех (3) недель, с помощью двух инструкторов, освоил переворот со спины на живот благодаря упражнениям, повторяющимся из второго блоков (Фиг. 3- 6) и из третьего блока (Фиг. 7).

В год ребенок встал на четвереньки, выполняя упражнения из блока 2 (Фиг. 3-6) и третьего блока (Фиг. 7, 8, 9). На это реабилитационное упражнение понадобилось семь недель.

Ребенок десять (10) недель осваивал ползание на четвереньках, которое смог осуществить в 1 год и 4 месяца. Для этого два специалиста помогали ему выполнять реабилитационные упражнения из блока 3, изображенные на фигурах 7 - 11, четвертого блока (Фиг. 12, 13, 14, 15).

В один год и семь месяцев ребенок выполнил стояние/сидение на своих коленях, стояние у опоры. Такого результата он достиг, выполняя упражнения с помощью специалистов в течение четырех (4) недель из блока три (Фиг. 11), блок четыре (Фиг. 12 - 16).

Для первых шагов с поддержкой в 1 год и 11 месяцев ребенку понадобилось семь (7) недель. В течение этого времени он, с помощью двух специалистов выполнял реабилитационные упражнения блоков 4 (Фиг. 16 - 18) и из блока 5 (Фиг. 19 - 21).

Для приобретения навыков самостоятельной ходьбы ребенку понадобилось 20 недель. В течение этого времени, он выполнял упражнения из четвертого блока (Фиг. 17, 18) и пятого блока (Фиг. 19 - 23).

Самостоятельно ребенок пошел в 2 года и шесть месяцев.

Предлагаемый способ позволяет сформировать двигательные функции, путем последовательно повторяющихся блоков упражнений.

Кроме того, предложенный способ устраняет патологический двигательный стереотип.

Предложенный способ развивает нейромышечную памяти для преобразования её реакций в самостоятельные целенаправленные скоординированные движения.

Предлагаемый способ сокращает время на реабилитацию и улучшает качество жизни.

1. Способ создания мышечной памяти у детей с нарушениями двигательных функций, включающий выполнение этапов реабилитационных упражнений для уменьшения площади опоры, отличающийся тем, что определяют исходное состояние двигательных функций ребенка, используя его уровни развития, а именно: уровень 0 – не удерживает голову, отсутствуют какие-либо двигательные функции; уровень 1 – а) удерживает голову; б) упор на предплечье; уровень 2 – а) упор на кисти рук; б) упор на кисти рук и колени; уровень 3 – самостоятельно: а) встает на четвереньки, б) садится, в) ползает на четвереньках; уровень 4 – с поддержкой: а) встает на колени, б) встает на стопы, в) ходит; уровень 5 – самостоятельно: а) ходит, б) произвольные скоординированные движения рук и ног в разных направлениях; причём для перехода с одного уровня на другой используют пять блоков реабилитационных упражнений, при этом с помощью двух специалистов ребенок выполняет цепочку взаимосвязанных последовательных координационных движений от простых к более сложным с учетом физиологии развития ребенка и его начальных двигательных навыков, для этого выполняют упражнения из первого блока, при его выполнении ребенок лежит на животе, поднимает и удерживает голову с упором на предплечья; во втором блоке ребенок из исходного положения, лежа на животе, переходит в позу четвереньки через руки или ноги, раскачивается; садится на бок «косой сед»; в третьем блоке ребенок из положения лежа на спине переходит в позу четвереньки через поворот с помощью рук или ног; из положения лежа на животе переходит в позу четвереньки через руки или ноги, затем осуществляет раскачку, переходящую в самостоятельное ползание через руки или ноги и одновременно руки и ноги; вставание на колени; в четвертом блоке ребенок из положения лежа на спине осуществляет переход на четвереньки через поворот, начиная с рук или ног, из положения, лежа на животе, ребенок встает на четвереньки, через руки или ноги, затем осуществляет раскачку, вставание на колени, далее из «стояния на коленях» ребенок переходит в позу «рыцарь» приобретая навык вертикализации и осуществляет стояние на обеих ногах; при выполнении упражнений из пятого блока начинают с повторения упражнений четвертого блока, к которым добавляют упражнения: перенос левой и правой ноги через платформу, «прыжок из приседа», «бросок мяча стоя», «произвольные скоординированные движения руками и ногами», при этом для проведения этапов реабилитационных упражнений выполняют упражнения из начального блока и блока следующего за ним, причём соотношение количества упражнений из двух последовательных блоков постепенно смещается в сторону следующего за начальным блоком, при выполнении реабилитационных упражнений в четвертом блоке используют дополнительные препятствия, в пятом блоке используют дополнительное препятствие и предмет, со второго по пятый блоки используют утяжелители для рук и ног, продолжительность курса составляет от 20 до 40 занятий с перерывом между курсами 2-8 недель.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что курс лечебных упражнений выполняют по два раза в день с перерывом между занятиями 2-3 часа, при этом продолжительность курса составляет от 15 до 25 занятий.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве дополнительных препятствий используют барьеры, платформу, а предмета - мяч.

4. Способ по п. 3, отличающийся тем, что барьеры выполняют в виде прямоугольников различной высоты.



 

Похожие патенты:

Способ безоперационной коррекции фигуры характеризуется тем, что осуществляют выявление проблемных зон фигуры, составление комплекса мер для коррекции фигуры, включающего очищение выводящих систем организма, регулирование водного обмена, режима питания и отдыха, разгрузку ЖКТ с использованием монодней и налаживание питания, приём витаминов и полное исключение алкоголя и продуктов, переваривающихся в желудке более 2 часов, приём пищи порциями 150-200 мл, 5-6 раз в день, физические упражнения, направленные на формирование здоровой осанки, укрепление корпусных мышц и брюшины, а также на проработку проблемных зон, дыхательные упражнения для усиления сжигания висцерального жира, улучшения снабжения тканей организма кислородом, и самомассажа внутренних органов, тактильные техники воздействия, при этом, непосредственно перед проведением процедур с тактильным воздействием на определенные зоны.

Изобретение относится к реабилитации, а именно к адаптивной физкультуре, и может быть использовано для реабилитации больных дорсопатией шейного и поясничного отделов позвоночника с сопутствующими инсомническими, тревожными и депрессивными синдромами.

Изобретение относится к медицине, а именно к экзоскелетам. Экзоскелет содержит конструкцию таза, две верхние и две нижние конструкции ноги, две конструкции ступни и две конструкции бедер.

Группа изобретений относится к области медицины, косметологии, лечебной физкультуры и может быть использовано для укрепления центральной части лица, формирования скульптурных скул, ровного овала лица, подтяжки средней и нижней трети лица.

Группа изобретений относится к области медицины, косметологии, лечебной физкультуры и может быть использована для укрепления мышц лица и шеи. Тренажер для тренировки мышц лица (вариант 1) имеет плоскую форму, причем боковые части, предназначенные для удержания тренажера руками, выполнены утолщенными.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к косметологии, лечебной физкультуре. Предложен тренажер для тренировки мышц лица, содержащий корпус и выступ на верхней части корпуса.

Изобретение относится к области дефектологии, в частности к способам устранения заикания. В способе предлагается коррекционная работа, которая строится на логоритмических приемах.

Изобретение относится к медицине. Устройство для поддержки руки включает опорную стойку, поворотную раму, опорный элемент для руки и блок натяжителя.

Способ реабилитации больных с хронической ишемией мозга относится к области медицины, а именно физиотерапии и восстановительной медицине, и используется для проведения медицинской реабилитации больных с хронической ишемией мозга.

Изобретение относится к медицинской технике. Кибернетическая платформа для восстановления постуральных дисфункций содержит качающую платформу (1) с установленными на ней датчиками угловых перемещений (3) и устройство сопряжения (5) сигналов с датчиков со входом ПЭВМ (6), которая выполнена с возможностью преобразования информации с датчиков в визуальные сигналы для выведения на экран монитора (7) с целью отслеживания их пациентом и реализации обратной биологической связи через визуальный вход постуральной системы.

Изобретение относится к медицинской технике. Суть предложенного метода заключается в одновременном проведении пассивной вертикализации (подъем до 60° согласно протоколу) и стимуляции диафрагмы и правого диафрагмального нерва у пациентов с ОНМК, находящихся на ИВЛ более 48 часов. При вертикализации происходит опущение диафрагмы, далее проводится стимуляция двигательных нервов как диафрагмы, так и межреберных мышц (вспомогательной дыхательной мускулатуры), что потенцирует фазу вдоха у таких пациентов. Таким образом, метод сочетанного применения пассивной вертикализации и мионейростимуляции диафрагмы и правого диафрагмального нерва является физиологичным с позиции биомеханики дыхания, позволяет предупредить развитие осложнений (ПМКС), сократить сроки пребывания на ИВЛ, тем самым улучшить реабилитационный прогноз у пациентов с низкой толерантностью к физической нагрузке. 1 ил., 1 табл.
Наверх