Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока

Изобретение относится к области технической диагностики и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока, а также для определения характера данных повреждений. Сущность: подают сигнал прямоугольной формы на обмотку. Для каждого углового положения якоря фиксируют значения амплитуды А2 и периода Т2 затухающего колебательного процесса, возникающего в обмотке. Рассчитывают значение диагностического параметра относительно реализации волнового затухающего процесса с минимальным значением отношения амплитуды A1 к периоду колебаний Т1. Наличие нескольких мест ухудшения изоляции определяют по изменению значений диагностического параметра. Технический результат: повышение достоверности результатов диагностирования при наличии нескольких мест ухудшения изоляции. 5 ил.

 

Изобретение относится к области технической диагностики и предназначено для выявления повреждений изоляции якорной обмотки машин постоянного тока и определения характера данных повреждений.

Известен способ контроля состояния изоляции обмоток электродвигателя, при котором подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток электродвигателя, в качестве диагностических параметров используют амплитуды первого и второго полупериодов и величины первого и второго периодов затухающего колебательного процесса, при сравнении значений которых с эталонными диагностическими параметрами делают заключение о состоянии изоляции обмоток (см. патент России 2208236, МПК G01R 31/12, G01R 31/14).

Недостатком известного способа является низкая достоверность результатов контроля состояния изоляции машин постоянного тока, обусловленная тем, что для реализации способа необходимо использовать эталонные диагностические параметры, а также невозможность применения способа для определения особенностей выявленных повреждений изоляции.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению (прототипом) является способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока, в котором подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмотки машины постоянного тока, а для расчета диагностического параметра используют значения амплитуды и периода двух реализаций волнового затухающего процесса, возникающего в якорной обмотке под действием диагностирующих электрических импульсов, при этом указанные реализации выбираются из множества реализаций волнового затухающего процесса, зафиксированных в различных угловых положениях якоря (см. патент России 2650428, МПК G01R 31/06).

Недостатком известного способа является низкая достоверность результатов контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока, связанная с тем, что метод не позволяет выявлять наличие нескольких одновременно присутствующих в обмотке мест ухудшения изоляции.

Целью изобретения является повышение достоверности результатов контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока при наличии нескольких мест ухудшения изоляции.

Данная цель достигается за счет того, что, как и в известном способе контроля состояния изоляции обмоток электродвигателя, подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток электродвигателя, для расчета диагностического параметра используют значения амплитуды и периода двух реализаций волнового затухающего процесса, возникающего в якорной обмотке под действием диагностирующих электрических импульсов, и выбранные из множества реализаций волнового затухающего процесса, зафиксированных в различных угловых положениях якоря, определяют множество угловых положений якоря и рассчитывают соответствующее множество значений диагностического параметра реализации волновою затухающего процесса относительно реализации с минимальным значением отношения амплитуды к периоду колебаний, определяют наличие нескольких мест ухудшения изоляции по изменению значений диагностического параметра.

Техническим результатом является повышение достоверности результатов диагностирования состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока при наличии нескольких мест ухудшения изоляции.

Технический результат достигается за счет того, что одновременно производят фиксацию углового положения якоря электрической машины и расчет диагностического параметра для множества реализаций волнового затухающего процесса, полученных в результате тестирования якорной обмотки машин постоянного тока прямоугольными электрическими импульсами при различных угловых положениях якоря, при этом о наличии дефекта в изоляции судят по характеру изменения значений диагностического параметра. Расчет значений диагностического параметра производят относительно реализации затухающего колебательного процесса с минимальным значением отношения амплитуды к периоду колебаний, которая отражает актуальное состояние изоляции тестируемой обмотки вне зависимости от наработки двигателя и условий внешней среды при проведении испытаний.

На фиг. 1 приведена схема реализации способа контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока; на фиг. 2 представлена осциллограмма диагностирующего импульса и вызванного им волнового затухающего процесса, возникающего в якорной обмотке; на фиг. 3, 4 изображены угловые диаграммы значений амплитуды и периода волнового затухающего процесса соответственно, полученные при тестировании якорной обмотки, имеющей два повреждения межвитковой изоляции; на фиг. 5 график зависимости диагностического параметра K(ϕ) от углового положения ϕ тестируемой якорной обмотки.

Схема реализации способа контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока содержит генератор импульсов 1, присоединенный параллельно с осциллографом 3 к якорной обмотке 2 через щетки, и датчик углового положения якоря 4 (например, инкрементальный энкодер, осуществляющий преобразование углового перемещения вращающегося объекта в серию электрических импульсов, позволяющих определить угол данного поворота).

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машин постоянного тока осуществляется следующим образом.

Диагностирующие импульсы от генератора импульсов 1 подаются на обмотку 2, параметры импульсов зависят от геометрических и электрических параметров тестируемой обмотки, диапазон значений длительности импульсов TДИ составляет 10…100 мкс, амплитуда АДИ - 3…9 В. В результате воздействия диагностирующего импульса возникает волновой затухающий процесс, параметры которого определяются состоянием изоляции тестируемой обмотки и угловым положением якоря испытуемой электрической машины (см. фиг. 2…4). Для осуществления способа вручную выполняют один полный оборот якоря и определяют параметры базового волнового отклика, имеющего максимальный период (Т1) и минимальную амплитуду (А1). Выполняют второй полный оборот якоря путем его проворачивания и для множества реализаций волнового отклика регистрируют угловое положения якоря ϕ, период (Т2) и амплитуду (А2) волнового затухающего процесса. Для различных угловых положений якоря рассчитывают значения безразмерного диагностического параметра K(ϕ), характеризующего отличие периода и амплитуды волнового отклика при произвольном угловом положении от базового:

Значение диагностического параметра K(ϕ) в случае отсутствия повреждений межвитковой изоляции равно нулю. Значения функции K(ϕ) повторяются через каждые 180 электрических градусов и зависят от числа пар полюсов исследуемой машины, локальные экстремумы данной функции свидетельствуют о наличии повреждений изоляции якорной обмотки машины постоянного тока, например график зависимости K(ϕ) для четырехполюсной машины постоянного тока при наличии двух дефектов изоляции представлен на фиг. 5.

Преимуществом данного способа является повышение достоверности результатов контроля состояния межвитковой изоляции машины постоянного тока за счет выявления факта наличия дефекта одновременно в нескольких местах.

Способ контроля состояния изоляции якорной обмотки машины постоянного тока, при котором подают сигнал прямоугольной формы на обмотку и по диагностическим параметрам судят о состоянии изоляции обмоток машин постоянного тока, для расчета диагностического параметра используют значения амплитуды и периода множества реализаций волнового затухающего процесса, зафиксированных в различных угловых положениях якоря, отличающийся тем, что рассчитывают соответствующее множество значений диагностического параметра реализации волнового затухающего процесса по формуле , где А1, Т1 - амплитуда и период реализации волнового затухающего процесса с минимальным значением отношения амплитуды к периоду колебаний, А2(φ), T2(φ) - значения амплитуд и периодов реализаций волновых затухающих процессов, соответствующих множеству угловых положений якоря φ, и определяют наличие нескольких мест ухудшения изоляции по изменению значения диагностического параметра.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к способу мониторинга устройства типа электромеханического привода, содержащего трехфазный электрический двигатель. Способ мониторинга содержит этапы, на которых измеряют трехфазные токи, которые питают трехфазный электрический двигатель, проецируют измеренные трехфазные токи в системе координат Парка.

Изобретение относится к области диагностики технического электромеханического оборудования. Техническим результатом является повышение точности и качества оценки технического состояния оборудования.

Изобретение относится к области автоматизированных электроприводов и может быть использовано для построения адаптивных систем управления двигателями постоянного тока.

Изобретение относится к областям измерительной техники и диагностики электродвигателей. Способ диагностики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, включающий получение эталонных параметров бездефектного электродвигателя, снятие рабочих характеристик, определение технического состояния по результатам сравнения, при этом снимаются показатели: величины, частоты и формы распределения внешнего магнитного поля рассеяния асинхронных электродвигателей, угловой скорости и величины механических колебаний, оценку технического состояния производят по отклонению полученных данных с одного из датчиков регистрации внешнего магнитного поля от эталона или среднего значения более чем на 10%.

Изобретение относится к областям измерительной техники и диагностики электродвигателей. Способ диагностики асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором, включающий получение эталонных параметров бездефектного электродвигателя, снятие рабочих характеристик, определение технического состояния по результатам сравнения, при этом снимаются показатели: величины, частоты и формы распределения внешнего магнитного поля рассеяния асинхронных электродвигателей, угловой скорости и величины механических колебаний, оценку технического состояния производят по отклонению полученных данных с одного из датчиков регистрации внешнего магнитного поля от эталона или среднего значения более чем на 10%.

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано в крупных электрических машинах для контроля подшипниковых токов. Техническим результатом является использование способа для контроля подшипниковых токов с применением простого по конструкции трансформатора тока с вращающейся первичной обмоткой без использования подвижного электрического контакта.

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа нагружения асинхронного двигателя при его испытании методом взаимной нагрузки.

Изобретение относится к области контрольных устройств. Технический результат заключается в расширении арсенала средств.

Изобретение относится к технической диагностике и может быть использовано для определения технического состояния стартера непосредственно на объекте, например автомобиле.

Изобретение относится к области электротехники и может быть применено в качестве способа испытания асинхронных двигателей. Способ включает нагружение получающего питание от источника переменного тока испытуемого асинхронного двигателя тормозным моментом, создаваемым нагрузочной асинхронной машиной, работающей в генераторном режиме, вал которой жестко соединен с валом испытуемого асинхронного двигателя муфтой.

Изобретение относится к области контроля технического состояния асинхронных электродвигателей и может быть использовано для обнаружения обрывов стержней обмоток роторов асинхронных электродвигателей. Сущность: регистрируют ток статора при пуске асинхронного двигателя, сигнал оцифровывают, разбивают на интервалы ΔT продолжительностью где ΔF - относительная ширина главного лепестка используемого окна по сравнению с шириной главного лепестка прямоугольного окна; Tn - время пуска асинхронного двигателя, с; fс - частота сети, Гц. Формируют частотно-временной спектр зарегистрированного сигнала с помощью оконного преобразования Фурье. Определяют наличие в спектре гармонической составляющей от фиктивной обмотки ротора на нижней боковой частоте, порядок которой совпадает с числом пар полюсов асинхронного двигателя. При наличии этой гармонической составляющей делают заключение о наличии оборванных стержней в обмотке ротора асинхронного двигателя. Технический результат: повышение чувствительности к обрыву одного стержня и достоверности определения оборванных стержней для асинхронных электродвигателей с продолжительным пуском (более 0,8 с). 2 ил., 1 табл.
Наверх