Способ оценки транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для решения вопроса о состоянии детей в тяжелом состоянии и их готовности к выполнению транспортировки. Определяют у пациента комплекс показателей в зависимости от возраста ребенка от 1 года до 4 лет жизни, характеризующих состояние центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго (ШКГ, балл); состояние системы кровообращения: системное артериальное давление (АДсист. и АДдиаст. в мм рт.ст.), ЧСС (в мин), среднединамическое давление (СДД, мм рт.ст.), симптом «белого пятна» (в с), состояние респираторной системы: ЧДЦ (в мин), степень стеноза (в баллах), периферическую сатурацию кислорода (SpO2 в %), кислородную емкость крови (в г/л); состояние системы крови: время свертывания по Ли-Уайту (в мин), гематокрит (Ht в %), отношение Hb/Ht (в г/л/%), уровень тромбоцитов (в 106/л); также определяют температурный градиент (в °С) как разницу между центральной и периферической температурой тела; далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2, содержащейся в описании, полученные баллы суммируют, и если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, ≥2,5 - ≤5 баллов - на субкомпенсированное состояние, ≥5,25 - ≤10 баллов - на декомпенсированное состояние, что позволяет при компенсированном состоянии пациента проводить транспортировку, при субкомпенсированном состоянии выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии, при декомпенсированном состоянии транспортировку не выполнять, продолжить соответствующий интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации. Способ позволяет оценить транспортабельность детей с острой дыхательной дисфункцией. 2 табл., 3 пр.

 

Изобретение относится к медицине критических состояний и может быть использовано для решения вопроса о тяжести состоянии детей (Доскин В.А. и соавт., 1997; Воронцов И.М., Мазурин А.В., 2009) и их готовности к выполнению транспортировки.

Любая транспортировка ухудшает состояние пациента, что может привести к развитию фатальных осложнений. В связи с этим важно установить выраженность исходных нарушений основных систем жизнеобеспечения (Анохин П.К., 1968; Судаков К.В., 1999, 2011), и на этой основе решать вопрос транспортабельности ребенка в критическом состоянии.

Известен "способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии" (Пригородов М.В., 2019). Показатели соотнесены с баллами и разделены по выраженности расстройств состояния жизненно-важных систем. Полученные данные служат критериями степени сохранности компенсаторных механизмов организма и риска транспортировки. Системы жизнеобеспечения выстроены в последовательности иерархической значимости, включена оценка состояния системы ткани крови и температурного градиента (разница центральной и периферической температуры тела).

Недостатки: "способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии" предназначен исключительно для взрослых для внутригоспитальной транспортировки, встречается перекрест параметров СДД при дисфункции и недостаточности, а, именно 130 мм рт.ст., ЧСС при недостаточности и несостоятельности (120 в мин-1), темпа диуреза при дисфункции и недостаточности (0,48 мл/кг/мин) [таблица 1].

Примечания. "Кислородная емкость крови" - 1,34 (коэффициент Хюффнера) * Hb (г/л)

Каждая система и показатель температурного градиента оценивается в баллах, причем при изучении систем, состоящих из четырех показателей (кардио-респираторная, ткань крови), патологический критический уровень каждого показателя может достигать 0,25 балла при недостаточности и одного балла при несостоятельности, итоговое количество баллов систем (ЦНС, кардио-респираторная и ткань крови) и показателя температурного градиента не превышает 0 при дисфункции, одного балла при недостаточности и 4 баллов при несостоятельности системы, а сумма баллов четырех основных систем жизнеобеспечения и показателя температурного градиента составляет и соответствует интегральному состоянию пациента: 0 - компенсации; >2,75 - <5 баллов - субкомпенсации; >5,25 баллов - декомпенсации. Следовательно, транспортировка считается безопасной при интегральном компенсированном состоянии пациента. При интегральном субкомпенсированном состоянии пациента транспортировка возможна при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При интегральном декомпенсированном состоянии пациента транспортировку не выполняют. Она может состояться через сутки после перехода интегрального состояния декомпенсации в интегральное состояние субкомпенсации.

Предлагается способ оценки транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией, который предназначен для пациентов от 1 года до 4 лет жизни, представлена возрастная норма, вводятся новые параметры оценки функциональных систем. В системе кровообращения - АДсист. и АДдиаст., симптом "белого пятна". В респираторной системе - степень стеноза (баллы). Для расчета кислородной емкости крови взят коэффициент Хюффнера равный 1,36.

Технический результат способа оценки транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией заключается в дифференциации сдвигов параметров в системе кровообращения от 10 до 15% (возрастной нормы) при дисфункции; 16-30% (возрастной нормы, без нарушения регионарного кровотока) - при недостаточности; 31-50% (возрастной нормы, с нарушением регионарного кровотока) - при несостоятельности. Сдвиги параметров в респираторной системе 15-30% (возрастной нормы) - при дисфункции; 31-50% - при недостаточности; 51-100% - при несостоятельности (таблица 2).

Примечания. Сдвиги параметров в системе кровообращения от 10 до 15% (возрастной нормы) при дисфункции; 16-30% (возрастной нормы, без нарушения регионарного кровотока) - при недостаточности; 31-50% (возрастной нормы, с нарушением регионарного кровотока) - при несостоятельности. Сдвиги параметров в респираторной системе 15-30% (возрастной нормы) - при дисфункции; 31-50% - при недостаточности; 51-100% - при несостоятельности. Температура (центральная и периферическая) [°C] (разница температур тела в наружном слуховом проходе и в аксиллярной области). "Кислородная емкость крови" = [коэффициент Хюффнера = 1,36] * Hb (г/л)

Оно достигается тем, что каждая система, ЦНС и показатель температурного градиента оцениваются в баллах, причем при изучении систем, состоящих из четырех показателей (кардио-респираторная, ткань крови), патологический критический уровень каждого показателя может достигать 0,25 балла при недостаточности и 0,5 балла при несостоятельности, итоговое количество баллов систем (ЦНС, кардио-респираторная и ткань крови) и показателя температурного градиента не превышает 0 при дисфункции, одного балла при недостаточности и 2 баллов при несостоятельности системы. Сумма баллов четырех основных систем жизнеобеспечения, ЦНС и показателя температурного градиента составляет и соответствует интегральному состоянию пациента: 0 - компенсации; ≥2,5 - ≤5 баллов - субкомпенсации; ≥5,25 - ≤10 баллов - декомпенсации. Следовательно, транспортировка считается безопасной при интегральном компенсированном состоянии пациента. При интегральном субкомпенсированном состоянии пациента транспортировка возможна при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии. При интегральном декомпенсированном состоянии пациента транспортировку не выполняют. Она может состояться после перехода интегрального состояния декомпенсации в интегральное состояние субкомпенсации.

Таким образом, выявлено, что для решения вопроса о транспортабельности детей от 1 года до 4 лет жизни при острой дыхательной дисфункции требуется интегральная оценка состояния пациента на основании системного подхода (иерархическое построение оцениваемых систем, направленное на конечный положительный результат), введения новых параметров в оценку системы кровообращения - АДсист. и АДдиаст., симптом "белого пятна", респираторную систему - степень стеноза. Сдвиги параметров в системе кровообращения оценивают от 10 до 15% (возрастной нормы) при дисфункции; 16-30% (возрастной нормы, без нарушения регионарного кровотока) - при недостаточности; 31-50% (возрастной нормы, с нарушением регионарного кровотока) - при несостоятельности. Сдвиги параметров в респираторной системе 15-30% (возрастной нормы) - при дисфункции; 31-50% - при недостаточности; 51-100% - при несостоятельности.

Аналогичные признаки: интегральная системная оценка состояния ребенка от 1 года до 4 лет жизни для решения вопроса о транспортабельности на основании изучения статуса основных функциональных систем жизнеобеспечения (ЦНС, кардио-респираторная, ткань крови) и показателя температурного градиента (разница центральной и периферической температур), с введением новых параметров АДсист. и АДдиаст., клинического показателя симптом "белого пятна" и степени стеноза, дифференциации статуса параметров в зависимости от (возрастной нормы, не обнаружены в известных способах определения транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией.

Предлагаемый способ оценки транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией проводят следующим образом. Методика: изучают состояние центральной нервной системы по шкале ком Глазго, кардио-респираторной системы, используя инструментальные методики исследования и системы ткани крови на основании данных общего анализа крови и измерения ВСК по Ли-Уайту, показатель температурного градиента (разница центральной температуры тела в наружном слуховом проходе, и периферической температуры - в аксиллярной области), кислородную емкость крови рассчитывают по формуле - [коэффициент Хюффнера = 1,36] * Hb (г/л). Оценивают состояние каждого параметра в баллах. В итоге, при компенсированном состоянии проводят транспортировку, при субкомпенсированном - осуществляют транспортировку, но выполняют в прежнем объеме интенсивный мониторинг и интенсивную терапию. При декомпенсированном - транспортировка невозможна, необходима максимально напряженная интенсивная терапия для перехода интегрального показателя декомпенсации в субкомпенсацию.

Предлагаемую систему оценки транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией проводят по линии скорой медицинской помощи города Саратова. Критических инцидентов и осложнений во время и после транспортировки не наблюдали.

Клинические примеры

1. Ребенок 1 года. Диагноз: Острый ларинготрахеит. Осложнения: ОДН I степени. Сумма баллов 0 (компенсированное состояние). Признан транспортабельным. Критических инцидентов и осложнений во время и после транспортировки не произошло.

2. Ребенок 4 лет. Диагноз: Острый ларинготрахеит. Осложнения: ОДН II степени. Сумма баллов 4 (субкомпенсированное состояние). Признан транспортабельным. Во время транспортировки проводили инсуффляцию увлажненного кислорода. Критических инцидентов и осложнений во время и после транспортировки не произошло.

3. Ребенок 2 лет. Диагноз: Острый ларинготрахеит. Осложнения: ОДН III степени. Сумма баллов 8 (декомпенсированное состояние). Выполнена интубация трахеи, перевод на ИВЛ. При повторной оценке состояния пациента сумма баллов равна 5 (субкомпенсированное состояние). Признан транспортабельным. Во время транспортировки продолжали ИВЛ с FiO2=0,5. Критических инцидентов и осложнений во время и после транспортировки не произошло.

Литература

1. Доскин В.А., Келлер X., Мурашко Н.М., Тонкова-Ямпольская Р.В. Морфофункциоанльные константы детского организма: Справочник. - М.: Медицина, 1997. - 287 с.

2. Воронцов И.М., Мазурин А.В. Пропедевтика детских болезней. 2009, 1002 с., СПб., изд. «Фолиант»

3. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. - Москва: "Издательство Медицина", 1968. - 546 с.

4. Системные аспекты психической деятельности. Под общей ред. акад РАМН, проф. К.В. Судакова. М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 272 с.; С. 104.

5. Судаков К.В. Функциональные системы. - Москва: «Издательство РАМН», 2011. - 320 с.

6. Пригородов М.В. Способ оценки транспортабельности пациента в критическом состоянии. Пат.№2704786 РФ. МПК А61М 19/00. №2019101246; Заявл. 24.01.19. Запись о регистрации патента внесена в Государственный реестр изобретений РФ 30.10.19. Опубликовано: 30.10.19. Бюлл. №31.

Способ оценки транспортабельности детей с острой дыхательной дисфункцией, включающий бальную оценку состояния пациента для принятия решения о транспортабельности, отличающийся тем, что у пациента определяют комплекс показателей в зависимости от возраста ребенка от 1 года до 4 лет жизни, характеризующих состояние центральной нервной системы: проводят оценку по шкале ком Глазго (ШКГ, балл); состояние системы кровообращения: системное артериальное давление (АДсист. и АДдиаст. в мм рт.ст.), ЧСС (в мин), среднединамическое давление (СДД, мм рт.ст.), симптом «белого пятна» (в с), состояние респираторной системы: ЧДЦ (в мин), степень стеноза (в баллах), периферическую сатурацию кислорода (SpO2 в %), кислородную емкость крови (в г/л); состояние системы крови: время свертывания по Ли-Уайту (в мин), гематокрит (Ht в %), отношение Hb/Ht (в г/л/%), уровень тромбоцитов (в 106/л); также определяют температурный градиент (в °С) как разницу между центральной и периферической температурой тела; далее показатели оценивают в баллах в соответствии с таблицей 2, содержащейся в описании, полученные баллы суммируют, и если сумма баллов равна 0, то это указывает на компенсированное состояние пациента, ≥2,5 - ≤5 баллов - на субкомпенсированное состояние, ≥5,25 - ≤10 баллов - на декомпенсированное состояние, что позволяет при компенсированном состоянии пациента проводить транспортировку, при субкомпенсированном состоянии выполнять транспортировку при продолжении в полном объеме интенсивного мониторинга и интенсивной терапии, при декомпенсированном состоянии транспортировку не выполнять, продолжить соответствующий интенсивный мониторинг и интенсивную терапию в соответствии с диагнозом и выполнить транспортировку после перехода состояния декомпенсации в состояние субкомпенсации.



 

Похожие патенты:

Предлагаемое изобретение относится к медицине и может быть использовано на стадии планирования имплантации клапана сердца при моделировании сердца с использованием медицинских изображений и, в частности, к комплексному, специфичному для пациента моделированию процедуры транскатетерного протезирования клапана аорты на основе данных медицинских изображений.
Изобретение относится к медицине, а именно к патологической физиологии, и может быть использовано для исследования портальной эндогенной интоксикации при моделировании экспериментального ожирения.
Изобретение относится к медицине, а именно к области кардиологии, неврологии и патологической физиологии и непосредственно к дифференциальной диагностике кардиогенной ишемии миокарда и спинально-кардиального тормозного рефлекса.
Изобретение относится к медицине, а именно к нейрохирургии. Через интродьюсеры, установленные билатерально в бедренные вены, проводят направляющие катетеры во внутренние яремные вены.
Изобретение относится к медицине, а именно к функциональной диагностике, терапии, кардиологии, геронтологии, и может быть использовано для определения биологического возраста у мужчин от 18 до 99 лет.

Группа изобретений относится к области биотехнологии. Предложен биосенсор и способ определения аналита, а также способ изготовления биосенсора.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к способу и диагностической системе для записи стабильных слуховых реакций пациента. Диагностическая система содержит блок стимуляции для обеспечения подачи акустического сигнала стимула к уху пациента и блок записи для записи стабильных слуховых реакций пациента, возникающих под действием стимула.

Изобретение относится к гастроэнтерологии, в частности к диагностике заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта, а именно к прогнозированию эндоскопических изменений слизистой оболочки пищевода.

Группа изобретений относится к медицинской технике, а именно к системе и способу для определения направления взгляда оператора транспортного средства. Система содержит датчики измерения движения глазных мышц, компьютер.

Изобретение относится к медицине, а именно к гигиене, клинико-лабораторной диагностике, цитологии, и может быть использовано для исследования клеток эпителия полости рта у работников, подвергающихся воздействию вредных факторов рабочей среды и трудового процесса.
Наверх