Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2726464:

Федеральное государственное автономное учреждение "Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей" Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ "НМИЦ здоровья детей" Минздрава России) (RU)

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации детей с несовершенным остеогенезом и может быть использовано для реабилитации детей с первого года жизни. С ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из пяти упражнений, выполняемых с помощью методиста, продолжительностью 10-15 минут: 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 с; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой. Способ позволяет сформировать двигательные навыки у младенца, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, скорректировать подвижность в суставах, активировать процессы «мышечной памяти». 1 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к способам абилитации и реабилитации детей с несовершенным остеогенезом (НО), и может быть использовано для реабилитации детей с НО первого года жизни.

(НО) (лат. osteogenesis imperfecta; иначе «несовершенное костеобразование», болезнь «хрустального человека» - группа генетических нарушений, одно из заболеваний, характеризующееся повышенной ломкостью костей.

Известен комплекс реабилитационных упражнений с использованием эластичной ленты для детей с несовершенным остеогенезом (Батышева Т.Т., Кудрявцева О.И., Мойзыкевич Е.Р., Буханов В.В. тезисы доклада на VII Междисциплинарном научно-практическом конгрессе «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей», Москва 30-31 октября 2017 г., стр. 35).

Известен комплекс коррекционно-развивающей гимнастики для детей с диагнозом несовершенный остеогенез (Потапчук А.А., Матвеев С.В., Дидур М.Д., «Лечебная физическая культура в детском возрасте», Издательство «Речь», 2007, учебно-методическое пособие для студентов медицинских и педагогических вузов). В книге представлен перечень программ, которые прошли апробацию в ведущих научных и медицинских центрах, например, в реабилитационном центре «Без Границ» Волгоградской Академии физической культуры. (https://www.youtube.com/watch?v=2sYgww_ySQA).

Известен способ проведения гимнастики для коррекции двигательного стереотипа у детей, включающий комплекс лечебной гимнастики с использованием эластичной ленты, согласно которому, методист - реабилитолог проводит с ребенком комплекс из пяти упражнений в физиологичных позах с выстраиванием сводов стоп и осанки, используя гимнастическую ленту как предмет, взаимодействуя с которым, ребенок выполняет упражнение в режиме с отягощением. Комплекс упражнений предназначен для детей старше 7 лет с несовершенным остеогенезом, способных к самостоятельному передвижению без вспомогательных средств и направлен на коррекцию положения таза и позвоночника, стимуляция сводов стоп. Комплекс включает в себя последовательное выполнение пяти упражнений: выстраивание оси тела, в положении стоя, присед с сохранением оси тела, упражнение с лентой в положении стоя, упражнение с лентой в положении сидя, выстраивание свода стопы в положении сидя. В процессе занятия ребенок выполняет коплекс упражнений в позициях, корригирующих функциональные изменения опорно-двигательного аппарата и сохраняет эти позиции при применении отягощения. При этом в работу вовлекаются мышцы - стабилизаторы позвоночника и длинные миофасциальные цепи, не вовлеченные в работу при повседневной нагрузке, что позволяет равномерно распределять осевую нагрузку на опорно-двигательный аппарат, снижая нагрузку на кости, и уменьшая риск переломов (Патент РФ №2682813, 2019 г.).

Этот способ выбран нами в качестве прототипа. Недостатком прототипа является то, что он разработан для реабилитации детей старше 7 лет и не применим для детей с НО первого года жизни.

Ребенку с несовершенным остеогенезом, особенно первого года жизни, показан щадящий режим, курсы лечебной гимнастики, массажа, гидротерапии, физиотерапии.

Реабилитация детей, страдающих несовершенным остеогенезом, проводится группой специалистов: педиатром, детским ортопедом, физиотерапевтом, специалистом ЛФК, детским психологом. Хорошо себя зарекомендовали физиотерапевтические методы, например, электрофорез с минералами, массаж и даже специальный комплекс упражнения для укрепления мышечного каркаса.

(https://detstrana.ru/service/disease/childreri/nesoversheimyj-osteogenez/).

Задачей изобретения является разработка способа стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом первого года жизни.

Технический результат изобретения заключается в повышении эффективности реабилитации детей с несовершенным остеогенезом путем укрепления мышечного корсета и формирования у ребенка осознания физиологичных положений осанки.

Поставленная задача решается тем, что с помощью методиста - реабилитолога ежедневно с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики из 10 занятий по пять упражнений в каждом, в физиологичных позах с выстраиванием стоп и осанки, продолжительностью 10-15 минут.

Способ осуществляют проведением комплекса лечебной гимнастики из пяти упражнений, выполняемых с ребенком с помощью методиста ежедневно, продолжительностью 10-15 минут.

1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 сек.;

2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;

3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;

4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой;

5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой.

Клинический пример 1. Мальчик Н., 10 месяцев, диагноз: Несовершенный остео-генез. С ребенком проведен комплекс лечебной гимнастики из 10 занятий по 5 упражнений в каждом, в физиологичных позах с выстраиванием стоп и осанки, продолжительностью 10-15 минут. 1-е упражнение: исходное положение (и.п.) - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 сек.; 2-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: (и.п.) - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: (и.п.) - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфез, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 сек., повторяют по 5 раз с каждой ногой. В результате проведенного комплекса лечебной гимнастики из 10 занятий у ребенка улучшился мышечный тонус, ребенок самостоятельно встал на четвереньки. Во время проведения комплекса мама ребенка была обучена комплексу упражнений и продолжала занятия дома.

Способ позволяет сформировать двигательные навыки у младенца, максимально вовлекая в работу длинные мышечные цепи и аутохтонную мускулатуру, скорректировать подвижность в крупных суставах, играющих важную роль в формировании физиологичного патерна шага, а также активировать процессы «мышечной памяти».

Способ позволяет укрепить мышечный корсет детей с несовершенным остеогенезом и корректировать особенности их осанки за счет выполнения упражнений в положениях, приближенных к физиологичным и снизить риск возможных переломов.

Наиболее эффективно изобретение может быть использовано в реабилитационно-восстановительных учреждениях для увеличения мышечной силы и коррекции имеющихся деформаций осанки у детей с несовершенным остеогенезом первого года жизни.

Способ стимуляции двигательных навыков у детей с несовершенным остеогенезом на первом году жизни, включающий комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета детей и корректировки их осанки, отличающийся тем, что с помощью методиста с ребенком проводят комплекс лечебной гимнастики продолжительностью 10-15 минут, состоящий из пяти упражнений: 1-е упражнение: исходное положение - и.п. - ребенок лежит на спине, методист одной рукой соединят руки и ноги ребенка вместе, а другой рукой придерживает голову ребенка и покачивает ребенка из стороны в сторону и взад-вперед в течение 30 с; 2-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу ладонью вниз, методист сгибает левую ногу ребенка в коленном суставе и ставит ее на стопу впереди тела, напротив тазобедренного сустава, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 3-е упражнение: и.п. - ребенок лежит на правом боку, правая рука ребенка отведена под прямым углом к телу, методист сгибает правую ногу ребенка и подтягивает колено как можно ближе к животу, затем методист выводит ребенка в положение опоры на локоть правой руки, удерживая таз, выпрямляет опорную руку ребенка и выводит его в положение с опорой на две руки перед собой, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 4-е упражнение: и.п. - ребенок стоит на четвереньках с опорой на ладони и на колени, методист опускает таз ребенка на пятки, согнутую в колене левую ногу ставит с опорой на стопу, затем выпрямляет правую ногу ребенка назад и устанавливает ее в выпрямленном положении с опорой на пальцы, контролируя ось позвоночника, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой; 5-е упражнение: и.п. - ребенок стоит на четвереньках, левую ногу ребенка методист сгибает в колене и подводит под лобковый симфиз, затем методист выпрямляет правую ногу ребенка, образуется опора на руки, и на согнутую левую ногу, позу фиксируют 30 с, повторяют по 5 раз с каждой ногой.



 

Похожие патенты:

Заявленный способ относится к области медицинской косметологии и предназначео для коррекции и восстановления кожных покровов и мышц головы и шеи, а также восстановления подвижности шеи.

Группа изобретений относится к области медицинской, а именно к косметологии. Выполняют воздействие на ткани головы в любой из зон: лобной, околоушно-жевательной, подглазничной, скуловой, подбородочной, щечной областей, области рта и апоневроза головы.

Изобретение относится к способам коррекции подкожных мягких тканей человека методом управляемого воздействия, при которых определяют по внешнему виду участка тела границы гормональной жировой ткани (конституционные фиброзно-жировые образования), создающие дефект фигуры.
Способ лечения краниовертебральной дисфункции относится к области медицины, преимущественно к точечному массажу. Способ включает комплексную диагностику краниовертебральной дисфункции и последующее устранение спазма поздатылочных мышц посредством рефлекторного расслабления, которое осуществляют путем точечного воздействия на триггерные зоны парных подзатылочных мышц.
Изобретение относится к области медицины, а именно к способам оздоровления организма путем мануального купирования болевых миофасциальных вертеброневрологических синдромов.

Изобретение относится к медицине, а именно к физиотерапии, и касается лечебно-оздоровительного воздействия на организм человека. Для этого осуществляют вакуум-терапию с использованием вакуумных банок.
Изобретение относится к области медицины, в частности к логопедии, и может быть использовано для немедикаментозного лечения и коррекции речевых нарушений. Техническим результатом от использования заявляемого изобретения будет ускорение положительной динамики и повышение стабильности результата, уменьшение сроков нормализации состояния пациента, расширение области речевых нарушений, для которых способ коррекции дает положительные результаты, достижение комплексного улучшения общего состояния пациента.

Изобретение относится к восстановительной медицине. Воздействуют массажными движениями и приемами гимнастики на анатомические структуры головы, шеи и плечевого пояса.

Способ безоперационной коррекции фигуры характеризуется тем, что осуществляют выявление проблемных зон фигуры, составление комплекса мер для коррекции фигуры, включающего очищение выводящих систем организма, регулирование водного обмена, режима питания и отдыха, разгрузку ЖКТ с использованием монодней и налаживание питания, приём витаминов и полное исключение алкоголя и продуктов, переваривающихся в желудке более 2 часов, приём пищи порциями 150-200 мл, 5-6 раз в день, физические упражнения, направленные на формирование здоровой осанки, укрепление корпусных мышц и брюшины, а также на проработку проблемных зон, дыхательные упражнения для усиления сжигания висцерального жира, улучшения снабжения тканей организма кислородом, и самомассажа внутренних органов, тактильные техники воздействия, при этом, непосредственно перед проведением процедур с тактильным воздействием на определенные зоны.

Изобретение относится к реабилитации, а именно к адаптивной физкультуре, и может быть использовано для реабилитации больных дорсопатией шейного и поясничного отделов позвоночника с сопутствующими инсомническими, тревожными и депрессивными синдромами.

Группа изобретений относится к области медицинской, а именно к косметологии. Выполняют воздействие на ткани головы в любой из зон: лобной, околоушно-жевательной, подглазничной, скуловой, подбородочной, щечной областей, области рта и апоневроза головы.
Наверх