Способ речевой аудиометрии

Изобретение относится к медицине, а именно к сурдологии – оториноларингологии и может быть использовано при проведении речевой аудиометрии. Пациенту предъявляют звуковые речевые стимулы из тестовых таблиц и анализируют ответные реакции. Каждая тестовая таблица состоит из 20 слов, часто используемых в современном русском языке. Тестовая таблица содержит 9 существительных, 4 глагола, 4 прилагательных и 3 наречия или 2 наречия и местоимение или частицу, 4 односложных слова, 9 двухсложных слов и 7 слов из трех или более слогов. Слова разных частей речи и с разным количеством слогов чередуются. Тестовая таблица содержит слова, не имеющие тесной семантической связи друг с другом. Речевые стимулы из тестовых таблиц предъявляют посредством головных телефонов монаурально на комфортном уровне громкости, контролируемом на аудиометре. Для оценки комфортного уровня восприятия исследование начинают с интенсивности, определяемой путем прибавки в 30 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц. Пациенту дают инструкцию повторять каждое услышанное слово. При регистрации результатов за правильный ответ принимают только точное воспроизведение пациентом всех фонем услышанного слова. По окончании предъявления тестовой таблицы вычисляют процент правильно воспроизведенных слов. Способ позволяет повысить точность результатов речевой аудиометрии для русскоговорящих пациентов с нормальным или нарушенным слухом и сократить время исследования. 8 з.п. ф-лы, 2 пр.

 

Изобретение относится к медицине, а именно к сурдологии - оториноларингологии, и может быть использовано при проведении речевой аудиометрии для русскоговорящих пациентов, как в диагностических целях, так и для оценки эффективности реабилитации пациентов с нарушениями слуха.

Речевая аудиометрия является эффективным методом диагностики нарушений слуха. Однако его достоверность во многом зависит от лингвистических данных, то есть от стимулов, предъявляемых пациентам. Большинство тестов для речевой аудиометрии на русском языке были разработаны 30 и более лет назад и требуют пересмотра, поскольку они не всегда лингвистически сбалансированы и включают некоторые слова, которые редко используются в современном русском языке.

Известен способ речевой аудиометрии с использованием в качестве речевого материала односложных слов [Гринберг Г.И., Дорфман Г.В., Висленева М.Г. Таблицы слов русской речи для исследования слуха посредством речевого аудиометра // Вестн. оториноларингологии. 1957. №3. С. 78-83]. Авторами предложены две тестовые таблицы, содержащие слова, которые различаются по частотному спектру входящих в них фонем: в таблицу 1 входят 60 односложных слов средних и высоких частот, а в таблицу 2-60 односложных слов низких частот. При выполнении речевой аудиометрии определяют разборчивость речи (долю правильно распознанных данным испытуемым слов в процентах) при предъявлении слов на разной интенсивности с последующим построением графика зависимости разборчивости речи от интенсивности.

Способ предполагает длительную процедуру тестирования, т.к. только использование обеих таблиц позволяет оценить разборчивость речи с учетом фонетических характеристик русского языка. Предложенные тестовые таблицы не являются перцептивно сбалансированными, поскольку они сформированы по принципу объединения слов разного частотного спектра, что заведомо ведет к разным показателям разборчивости речи при их предъявлении. Использование только односложных слов ведет к низкой избыточности речевого материала, что ограничивает его использование у лиц с нарушениями слуха: снижение слуха в зоне средних и высоких частот вызовет резкое ухудшение разборчивости слов обеих тестовых таблиц. Слова высоких и средних частот будут плохо восприниматься за счет ухудшения слуха в этой области, а слова низких частот - за счет искажения фонем и добавочных формант.

Известен способ речевой аудиометрии с использованием тестовых таблиц разносложных слов, составленных Г.И. Гринбергом и Л.Р. Зиндером [Темкин Я.С.Методы исследования органа слуха и их значение в диагностике. В кн.: Многотомное руководство по оториноларингологии. - М.: Медгиз, 1960. - Т. 1: Общая оториноларингология. - С. 261-309]. Способ предполагает включение в тестовые таблицы слов, содержащих от одного до пяти слогов и включающих слова, представленные разными частями речи. В соответствии с этим способом было создано 6 тестовых таблиц по 30 слов в каждой. Этот способ принят авторами за прототип.

Прототип имеет следующие недостатки.

Нет сведений о проверке перцептивной сбалансированности тестовых таблиц, что является требованием ГОСТ Р ИСО 8253-3-2014 [ГОСТ Р ИСО 8253-3-2014: Национальный стандарт российской федерации. Акустика. Методы аудиометрических испытаний. Часть 3. Речевая аудиометрия. Дата введения: 01.12.2015]: все тестовые таблицы речевого материала должны быть перцептивно сбалансированы, т.е. результат испытания на восприятие речи не должен зависеть от выбора таблицы.

При этом многие факторы указывают на перцептивный дисбаланс тестовых таблиц, используемых в указанном способе: некоторые тестовые таблицы включают слова, редко используемые в современном русском языке, что ведет к трудностям распознавания; списки не сбалансированы по представленным частям речи; таблицы содержат разное число слов с определенным количеством слогов; слова в каждом списке предъявляются в произвольном порядке; порядок предъявления слов в разных списках, с точки зрения, например, частеречной принадлежности слов и количества слогов в словах, не совпадает. Кроме того, исследование занимает большой промежуток времени, так как таблицы состоят из 30 слов каждая.

Техническим результатом изобретения является сокращение времени исследования и повышение точности диагностики за счет соблюдения требования перцептивной сбалансированности тестовых таблиц.

Заявленный технический результат достигается в способе речевой аудиометрии, включающем предъявление пациенту звуковых речевых стимулов из тестовых таблиц и анализ ответных реакций, согласно которому тестовая таблица состоит из 20 слов, часто используемых в современном русском языке, и содержит 9 существительных, 4 глагола, 4 прилагательных и 3 наречия или 2 наречия и местоимение или частицу, 4 односложных слова, 9 двухсложных слов и 7 слов из трех или более слогов; слова разных частей речи и с разным количеством слогов чередуются; тестовая таблица содержит слова, не имеющие тесной семантической связи друг с другом, при этом речевые стимулы из тестовых таблиц предъявляют посредством головных телефонов монаурально на комфортном уровне громкости, контролируемом на аудиометре, причем для оценки комфортного уровня восприятия исследование начинают с интенсивности, определяемой путем прибавки в 30 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц, пациенту дают инструкцию повторять каждое услышанное слово, при регистрации результатов за правильный ответ принимают только точное воспроизведение пациентом всех фонем услышанного слова, по окончании предъявления тестовой таблицы вычисляют процент правильно воспроизведенных слов..

Поскольку каждый пациент обычно должен много раз проходить речевую аудиометрию, создано 8 тестовых таблиц:

1. фильм, готовый, письмо, хорошо, русский, звать, процесс, человек, далекий, вместе, факт, получить, стихи, еще, порядок, взять, любой, женщина, деньги.

2. гладить, звук, любимый, вода, решение, мягкий, спать, щеки, офицер, хороший, сюда, жизнь, увидеть, герой, теперь, начало, все, быстрый, помогать, лето.

3. делать, цель, небольшой, успех, общество, легкий, жить, тюрьма, ребенок, горячий, назад, весть, наблюдать, зима, очень, фамилия, пусть, строгий, вызывать, церковь.

4. хотеть, ключ, веселый, тетя, предложение, другой, пить, фирма, пятница, химический, больше, вещь, выглядеть, бюджет, сразу, регион, тут, всякий, газета, крикнуть.

5. включать, дом, серьезный, берег, революция, тихий, брать, сфера, генерал, широкий, даже, вид, поэтому, модель, успеть, намеки, где, мощный, хозяин, уметь.

6. гулять, дверь, похожий, схема, сегодня, мелкий, снять, бизнес, позиция, юридический, четко, фонд, правильно, любовь, писать, упреки, жесть, долгий, девушка, тащить.

7. начать, бык, недалекий, февраль, отсюда, общий, здесь, лагерь, движение, французский, бегать, шум, составлять, музей, вперед, химия, темп, плохой, называть, июль.

8. включить, цепь, высокий, шофер, обязательно, светлый, вдруг, помощь, зеркало, приехать, хитрый, гость, погибнуть, дядя, это, отеки, лист, южный, значение, иметь.

В каждой таблице количество слов сокращено до 20; при этом в каждой таблице представлены все фонемы русского языка, а также все перцептивные варианты русских гласных [Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 98].

Из таблиц исключены слова, мало используемые в современном русском языке: включены только частотные слова по данным «Нового частотного словаря русской лексики» О.Н. Ляшевской и С.А. Шарова (http://dict.ruslang.ru/freq.php).

Тестовые таблицы сбалансированы:

- по количеству слогов в словах - в каждой таблице 4 односложных слова, 9 двусложных и 7 слов, состоящих из трех и более слогов, что является необходимым условием для обеспечения перцептивной идентичности тестовых таблиц (чем больше слогов в слове, тем легче его распознать);

- по частеречной принадлежности слов - каждая таблица - с учетом данных о распределении слов разных частей речи в русской устной речи - содержит 9 существительных, 4 глагола, 4 прилагательных и 3 наречия или 2 наречия и местоимение или частицу, например, таблицы 3 и 5, кроме двух наречий, содержат частицу, а таблицы 2 и 8, кроме двух наречий, содержат местоимение.

Порядок следования слов в каждой тестовой таблице определен на основании следующих принципов:

- слова, относящиеся к одной части речи и имеющие одинаковое количество слогов, не должны следовать непосредственно друг за другом, чтобы у испытуемых не сформировалась стратегия восприятия слов только определенной части речи и определенной слоговой структуры;

- семантически связанные слова распределены по разным таблицам для исключения влияния тестовых элементов друг на друга.

- слова, которые могут оказать влияние на интерпретацию соседних слов с морфологической точки зрения, разнесены по разным частям тестовых таблиц, чтобы избежать эффекта негативного прайминга, когда предшествующее слово может способствовать неверной интерпретации последующего (например, интерпретация слова «готовый» как «готовить» при предъявлении непосредственно после какого-либо глагола в инфинитиве).

Для последующей оценки аудиторного восприятия речевого материала была осуществлена студийная аудиозапись тестовых таблиц с интервалами между словами, равными 4 с, женщиной-диктором в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 8253-3-2014. С использованием указанных аудиозаписей была выполнена проверка перцептивной сбалансированности тестовых таблиц. С этой целью каждая из 8 тестовых таблиц была предъявлена 30 испытуемым молодого возраста (от 18 до 25 лет) с нормальным слухом в эквивалентных условиях испытаний: в головных телефонах, с монауральным предъявлением речевого материала на ведущее ухо на комфортном уровне громкости, соответствующем в норме 50 дБ. Использовалась установка для проведения речевой аудиометрии, включавшая клинический аудиометр МА 42 (Maico, Германия) с головными телефонами TDH39 и переносной CD-плеер AEG portable mp3, а также диск с записью речевого материала.

Испытуемый получал инструкцию повторять каждое услышанное слово, после чего ему последовательно предъявляли 8 тестовых таблиц на ведущее ухо с комфортной интенсивностью, контролируемой на аудиометре. При регистрации результатов за правильный ответ принимали только точное воспроизведение испытуемым всех фонем услышанного слова. Любое изменение в повторении слова расценивалось как неправильный ответ. По окончании исследования вычислялся процент правильно воспроизведенных слов (процент разборчивости при комфортной интенсивности).

По результатам проверки было установлено, что при прослушивании некоторых тестовых таблиц большинство испытуемых неправильно воспроизводили ряд слов, например, вместо «кот» - «год». Поэтому некоторые слова были заменены или исключены из таблиц, а также были внесены изменения в порядок следования некоторых слов, чтобы избежать их влияния друг на друга.

Следующим этапом была выполнена повторная студийная аудиозапись измененных тестовых таблиц и их оценка на 30 испытуемых молодого возраста (от 18 до 25 лет) с нормальным слухом в эквивалентных условиях испытаний. Достоверное отсутствие отличий при восприятии разных тестовых таблиц: средние значения разборчивости на комфортном уровне громкости для каждой из 8 таблиц превышали 99% со стандартным отклонением не более ±1,0%, позволило доказать их перцептивную сбалансированность.

В результате были получены фонетически и перцептивно сбалансированные тестовые таблицы, сформированные с учетом принципов частеречной принадлежности, количественного соотношения слогов, семантической и морфологической согласованности.

Способ выполняют, например, следующим образом.

Речевой материал предъявляют посредством головных телефонов монаурально (для каждого уха в отдельности) на комфортном уровне громкости, контролируемом на аудиометре. Для оценки комфортного уровня восприятия исследование начинают с интенсивности, определяемой путем прибавки в 30 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц. Предъявляют одну произвольно выбранную тестовую таблицу. Испытуемому дают инструкцию повторять каждое услышанное слово с указанием того, не нужно ли увеличить или уменьшить громкость. При необходимости изменяют интенсивность ступенями по 5 дБ в зависимости от ощущений испытуемого и правильности его ответов: если с повышением уровня интенсивности значение разборчивости начинает понижаться, то исследование продолжают на более низких уровнях. При регистрации результатов за правильный ответ принимают только точное воспроизведение испытуемым всех фонем услышанного слова; любое изменение в повторении слова расценивается как неправильный ответ. По окончании предъявления первой тестовой таблицы вычисляют процент правильно воспроизведенных слов и переходят к предъявлению второй произвольно выбранной тестовой таблицы, после чего снова вычисляют процент правильно воспроизведенных слов (процент разборчивости слов при комфортной интенсивности). При выполнении повторных тестирований, например, в процессе контроля эффективности проводимого лечения и/или реабилитации, каждый раз предъявляют не использованные ранее тестовые таблицы.

Сущность изобретения подтверждается следующими клиническими примерами.

1. Пациент А., 25 лет, диагноз: хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-й степени: средний порог слуха в зоне 0,5-4 кГц составляет 65 дБ относительно нормального порога слышимости. С помощью аудиометра был определен комфортный уровень громкости, составивший 95 дБ. При использовании способа речевой аудиометрии Гринберга Г.И., Зиндера Л.Р., взятого за прототип, разборчивость разносложных слов на комфортном уровне громкости при предъявлении тестовой таблицы №1 составила 60%, тестовой таблицы №2-83%, тестовой таблицы №3-57%, тестовой таблицы №4-77%; разброс между максимальным (83%) и минимальным (57%) значением разборчивости составил 26%. Длительность исследования, без учета времени, затраченного на инструкции пациенту, составила около 16 минут: по 4 минуты на одну тестовую таблицу.

При использовании заявленного способа речевой аудиометрии у этого же пациента разборчивость разносложных слов на комфортном уровне громкости 95 дБ при предъявлении тестовой таблицы №1 составила 75%, тестовой таблицы №2 - 80%, тестовой таблицы №3 - 80%, тестовой таблицы №4 - 85%; разброс между максимальным (85%) и минимальным (75%) значением разборчивости составил 10%. Длительность исследования составила около 8 минут - по 2 минуты на одну тестовую таблицу.

2. Пациент К., 73 лет, диагноз: хроническая двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3-й степени с признаками центральных слуховых расстройств: средний порог слуха в зоне 0,5-4 кГц составляет 61 дБ относительно нормального порога слышимости. С помощью аудиометра был определен комфортный уровень громкости, составивший 90 дБ. При использовании способа речевой аудиометрии Гринберга Г.И., Зиндера Л.Р., взятого за прототип, разборчивость разносложных слов на комфортном уровне громкости при предъявлении тестовой таблицы №3 составила 23%, тестовой таблицы №4-37%, тестовой таблицы №5-53%, тестовой таблицы №6-43%; разброс между максимальным (53%) и минимальным (23%) значением разборчивости составил 30%. Длительность исследования составила около 20 минут: после прослушивания тестовых таблиц №3 и №4 (60 слов) по просьбе пациента была сделана пауза для отдыха, а затем были предъявлены 60 слов следующих таблиц №5 и №6.

При использовании заявленного способа речевой аудиометрии у этого же пациента разборчивость разносложных слов на комфортном уровне громкости (90 дБ) при предъявлении тестовой таблицы №5 составила 45%, тестовой таблицы №6-40%, тестовой таблицы №7-50%, тестовой таблицы №8-45%; разброс между максимальным (50%) и минимальным (40%) значением разборчивости составил 10%. Длительность исследования составила около 10 минут.

Из приведенных примеров видно, что выполнение заявленного способа речевой аудиометрии занимает меньше времени и дает более однородные результаты в процессе использования разных тестовых таблиц, чем способ, принятый за прототип, что повышает точность диагностики. Кроме того, получение однородных результатов обеспечивает более надежный контроль эффективности проводимых лечебно-реабилитационных мероприятий, когда требуется неоднократное повторение процедуры тестирования.

Таким образом, предлагаемый способ позволяет повысить точность результатов речевой аудиометрии для русскоговорящих пациентов с нормальным или нарушенным слухом и сократить время исследования.

1. Способ речевой аудиометрии, включающий предъявление пациенту звуковых речевых стимулов из тестовых таблиц и анализ ответных реакций, отличающийся тем, что тестовая таблица состоит из 20 слов, часто используемых в современном русском языке, и содержит 9 существительных, 4 глагола, 4 прилагательных и 3 наречия или 2 наречия и местоимение или частицу, 4 односложных слова, 9 двухсложных слов и 7 слов из трех или более слогов; слова разных частей речи и с разным количеством слогов чередуются; тестовая таблица содержит слова, не имеющие тесной семантической связи друг с другом, при этом речевые стимулы из тестовых таблиц предъявляют посредством головных телефонов монаурально на комфортном уровне громкости, контролируемом на аудиометре, причем для оценки комфортного уровня восприятия исследование начинают с интенсивности, определяемой путем прибавки в 30 дБ над порогом слышимости тона 1000 Гц, пациенту дают инструкцию повторять каждое услышанное слово, при регистрации результатов за правильный ответ принимают только точное воспроизведение пациентом всех фонем услышанного слова, по окончании предъявления тестовой таблицы вычисляют процент правильно воспроизведенных слов.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: любить, фильм, готовый, письмо, хорошо, русский, звать, процесс, человек, далекий, вместе, факт, получить, стихи, еще, порядок, взять, любой, женщина, деньги.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: гладить, звук, любимый, вода, решение, мягкий, спать, щеки, офицер, хороший, сюда, жизнь, увидеть, герой, теперь, начало, все, быстрый, помогать, лето.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: делать, цель, небольшой, успех, общество, легкий, жить, тюрьма, ребенок, горячий, назад, весть, наблюдать, зима, очень, фамилия, пусть, строгий, вызывать, церковь.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: хотеть, ключ, веселый, тетя, предложение, другой, пить, фирма, пятница, химический, больше, вещь, выглядеть, бюджет, сразу, регион, тут, всякий, газета, крикнуть.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: включать, дом, серьезный, берег, революция, тихий, брать, сфера, генерал, широкий, даже, вид, поэтому, модель, успеть, намеки, где, мощный, хозяин, уметь.

7. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: гулять, дверь, похожий, схема, сегодня, мелкий, снять, бизнес, позиция, юридический, четко, фонд, правильно, любовь, писать, упреки, жесть, долгий, девушка, тащить.

8. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: начать, бык, недалекий, февраль, отсюда, общий, здесь, лагерь, движение, французский, бегать, шум, составлять, музей, вперед, химия, темп, плохой, называть, июль.

9. Способ по п. 1, отличающийся тем, что тестовая таблица содержит слова: включить, цепь, высокий, шофер, обязательно, светлый, вдруг, помощь, зеркало, приехать, хитрый, гость, погибнуть, дядя, это, отеки, лист, южный, значение, иметь.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области медицины, а именно к области диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) без применения психологических тестов или устройств.

Изобретение относится к области медицины, а именно к области диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) без применения психологических тестов или устройств.

Изобретение относится к медицине, а именно к способу анализа эмоционального восприятия аудиовизуального контента у группы пользователей. При этом каждому пользователю из группы пользователей предъявляют на экране аудиовизуальный контент.

Изобретение относится к области медицины, в частности к онкологии, и может быть использовано для оценки эффективности реабилитации больных с косметическими дефектами после лечения злокачественных новообразований (ЗНО) наружных локализаций.

Изобретение относится к медицине, в частности к общей психиатрии и сексологии, а именно к судебно-психиатрической экспертизе. Обследуемому не менее чем 4-кратно предъявляют серию визуальных эротических стимулов в рамках одноформатного визуального теста, направленного на выявление педофильных расстройств или расстройств агрессивно-садистического круга.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, и может быть использовано для прогноза развития когнитивных нарушений в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта (на 87-90 сутки) по клинико-лабораторно-инструментальным критериям, полученным в острейшем периоде заболевания (1-3 сутки).
Изобретение относится к медицинской науке и предназначено для инструментальной диагностики функционального состояния организма человека. Гравиметрический способ измерения дисперсии периода реактивности организма человека включает нанесение на рейке от нулевой отметки шкалы, обозначенной распорной планкой, шкалы дисперсии t2 временных интервалов в соответствии с формулой t2=(2/g)Н=0,204 (с2/м) × H (м), где t - время в секундах, g - ускорение свободного падения, равное 9,81 м/с2, H - расстояние, проходимое свободно падающим телом в метрах.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к области психологии и социологии. Предложены способ определения индивидуального симбионтного типа человека и пульт для реализации способа.
Изобретение относится к медицине, а именно к стоматологии, и может быть использовано для профилактики развития стоматологических заболеваний у детей с расстройствами аутического спектра (РАС).

Группа изобретений относится к области криминалистики, экспертизы, включая судебную экспертизу, и иным отраслям знаний, связанных с оценкой достоверности/безошибочности данных и информации и может быть применена в области права, особенно для получения доказательной информации в судопроизводстве.

Группа изобретений относится к медицине, а именно к способу и диагностической системе для записи стабильных слуховых реакций пациента. Диагностическая система содержит блок стимуляции для обеспечения подачи акустического сигнала стимула к уху пациента и блок записи для записи стабильных слуховых реакций пациента, возникающих под действием стимула.
Наверх