Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к раскладываемым рулям и стабилизаторам. Обеспечивает выработку трех сигналов двумя возможными положениями переключающего блока при уменьшении габаритов устройства. Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей состоит из рычага, корпуса с расположенными в нем переключающим блоком и силовым элементом. В корпусе установлен штифт и байонет, соединенный с рычагом и во взаимодействии со штифтом имеющий возможность поворота и осевого перемещения. Силовой элемент представляет собой пружину кручения-сжатия, которая выполнена с возможностью перемещения обоймы со штоком переключающего блока в двух противоположных направлениях, а именно: влево через байонет и левый шариковый замок при неподвижном правом шариковом замке и вправо через кольцо и правый шариковый замок при неподвижном левом шариковом замке. 6 ил.

 

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно, к раскладываемым рулям и стабилизаторам.

Как правило, стартовая ступень небольших ракет размещается в транспортно-пусковом контейнере, или в транспортно-пусковом стакане, или в капсуле. При этом аэродинамические поверхности обычно сложены для компактности. При использовании пиротехнического механизма раскрытия аэродинамических поверхностей, к примеру, рулей, команду на его срабатывание необходимо выдать после выхода стартовой ступени из транспортно-пускового контейнера, чтобы не сломать рули. Для фиксации момента выхода и устанавливаются переключатели схода.

Известен «Переключатель схода», предназначенный для установки в изделие 14А042 и его модификации (см. Технические условия 14А042.7225-0ТУ).

Указанное техническое решение, как наиболее близкое по технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению, выбираем в качестве прототипа.

Известный переключатель схода представлен на фрагменте сборочного чертежа 14А042.7225-0СБ и состоит из корпуса 1, закрепленного в нем переключающего блока, состоящего из двух неподвижных розеток 2 и подвижной вилки 3 со штоком (пара «штырь-гнездо»). Пружина 4 через шайбу 5 поджимает шток и вставленный в его паз рычаг 6.

Когда переключатель схода взведен, рычаг поджат контейнером, вилка сочленена с левой розеткой, а пружина сжата. После выхода изделия из контейнера рычаг освобождается. Под действием пружины вилка, перемещаясь вправо, сочленяется с правой розеткой. При этом вырабатывается сигнал «Выход из контейнера».

Известный переключатель схода имеет сравнительно простую конструкцию, в которой надежный электрический контакт обеспечивается высокой стойкостью пар «штырь-гнездо» к внешним воздействиям.

Однако, известный переключатель имеет следующие недостатки: он предназначен для формирования только одного сигнала, имеет большие габариты и массу.

Задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в расширении функциональных возможностей переключателя, а именно, в выработке трех сигналов двумя возможными положениями переключающего блока при уменьшении габаритов устройства.

Поставленная задача реализуется в заявляемом изобретении следующим образом: в переключателе схода капсулы и раскрытия рулей, состоящем из рычага, корпуса с расположенными в нем переключающим блоком и силовым элементом, в корпусе установлен байонет, соединенный с рычагом и во взаимодействии со штифтом имеющий возможность поворота и осевого перемещения, а силовой элемент представляет собой пружину кручения-сжатия, которая выполнена с возможностью перемещения обоймы со штоком переключающего элемента в двух противоположных направлениях, а именно: влево через байонет и левый шариковый замок при неподвижном правом шариковом замке, и вправо через кольцо и правый шариковый замок при неподвижном левом шариковом замке.

Таким образом, сущность заявляемого изобретения заключается в создании компактного переключателя, использующего надежные электрические пары «штырь-гнездо» и обеспечивающего выработку системой управления трех сигналов («рули сложены» «сход капсулы» и «рули раскрыты») двумя положениями переключающего блока («исходное» и «сход капсулы»). При этом «исходное» положение используется дважды: для сигнала «рули сложены» и повторно после положения «сход капсулы» - для сигнала «рули раскрыты».

Заявляемое изобретение «Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей» представлено на фиг. 1 состоит из: корпуса 1; штифта 2, установленного в корпусе; байонета 3, соединенного винтами с рычагом 4; обоймы 5, соединенной с байонетом левым шариковым замком 6 (см. также на фиг. 2); кольца 7, соединенного с корпусом правым шариковым замком 8; пружины кручения-сжатия 9; регулировочной гайки 10; вилки 11 соединенной с обоймой 5 через регулировочный диск 12; двух розеток 13. При этом вилка и розетки конструктивно представляют собой аналогичный единый переключающий блок.

Когда «Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей» и его переключающий блок находятся во исходном положении, рычаг поджат капсулой. При этом байонет упирается в штифт; вилка соединена с правой розеткой (см. фиг. 1), системой управления вырабатывается сигнал «рули сложены».

После схода капсулы под действием пружины кручения-сжатия рычаг, байонет и обойма поворачиваются до упора, перемещаются в осевом направлении влево до упора регулировочной гайки в штифт, а затем доворачиваются до следующего упора. За счет этого отверстия в байонете, кольце, корпусе и обойме оказываются на одной линии, что в последующем необходимо для одновременного срабатывания левого и правого шариковых замков при раскрытии рулей, а переключающий блок - в положении «сход капсулы» (т.е. вилка соединяется с левой розеткой для сигнала «сход капсулы») (см. фиг. 2).

При раскрытии рулей упор механизма раскрытия рулей (на рисунке не показан), нажимает на рычаг 4 (см. фиг. 1), который вместе с байонетом, обоймой и вилкой перемещается в осевом направлении вправо до срабатывания левого и правого шариковых замков, одновременно поджимая пружину (см. фиг. 3). При этом левый шариковый замок разъединяет обойму и байонет и соединяет байонет с корпусом, а правый шариковый замок разъединяет кольцо и корпус и соединяет кольцо с обоймой. Далее уже под действием поджатой пружины кольцо вместе с обоймой и вилкой движутся вправо до упора, переводя переключающий блок в исходное положение (соединяя вилку с правой розеткой уже для сигнала "рули раскрыты") (см. фиг. 4).

Внешний вид «Переключателя схода капсулы и раскрытия рулей» в изометрии показан на фиг. 5.

Положение «Переключателя схода капсулы и рулей» под капсулой показано на фиг. 6.

Таким образом, заявляемый «Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей» заменяет в полете два отдельных переключателя, имея при этом компактные габариты.

Заявляемый «Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей» обладает новизной и промышленной применимостью.

Переключатель схода капсулы и раскрытия рулей, состоящий из рычага, корпуса с расположенными в нем переключающим блоком и силовым элементом, отличающийся тем, что в корпусе установлен штифт и байонет, соединенный с рычагом и во взаимодействии со штифтом имеющий возможность поворота и осевого перемещения, а силовой элемент представляет собой пружину кручения-сжатия, которая выполнена с возможностью перемещения обоймы со штоком переключающего блока в двух противоположных направлениях, а именно: влево через байонет и левый шариковый замок при неподвижном правом шариковом замке и вправо через кольцо и правый шариковый замок при неподвижном левом шариковом замке.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области управляемых ракет, а именно к механизму раскрытия складных аэродинамических рулей или крыльев беспилотных летательных аппаратов. Механизм раскрытия аэродинамического руля или крыла расположен в полости оси вращения в виде блока торсионов, соединен одним концом к неподвижной части, а другим – через механизм взведения к поворотной части.

Изобретение относится к области управления летательных аппаратов и может быть использовано в управляемых ракетах, планирующих управляемых беспилотных объектах. Технический результат – обеспечение синхронности раскрытия рулей, снижение габаритно-массовых характеристик и повышение надежности.

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно - к складываемым аэродинамическим поверхностям беспилотных летательных аппаратов. Складной аэродинамический руль летательного аппарата содержит соединенные полуосями корневую часть и раскрывающуюся поворотную часть, выполненную с возможностью стопорения, источник газа высокого давления и пружину сжатия, используемые в качестве механического привода и расположенные в корневой части руля.

Решетчатая аэродинамическая поверхность содержит силовую раму, состоящую из двух боковин, корневого и концевого планов в виде металлических пластин, и опоры крепления силовой рамы к механизму управления решетчатой аэродинамической поверхностью.

Изобретение относится к авиационной технике и касается средств раскладывания консолей крыла летательного аппарата (ЛА). Устройство раскладывания консолей крыла летательного аппарата содержит две тяги и силовой цилиндр с поршнем.

Изобретение относится к авиационной и ракетной технике, стартующей из транспортно-пускового контейнера. Складываемая аэродинамическая поверхность летательного аппарата содержит панель и узел подвески к корпусу летательного аппарата, которые образуют шарнирное соединение с помощью оси складывания, механизм раскрытия панели и механизм фиксации панели в раскрытом положении в виде подпружиненных пальцев с конической частью на конце.

Устройство складывания аэродинамической поверхности летательного аппарата (ЛА) содержит подвижную и неподвижную части аэродинамической поверхности, исполнительные механизмы складывания в виде приводов и Г-образных качалок, короткие плечи которых зафиксированы на осях вращения, установленных в подвижной и неподвижной частях аэродинамической поверхности с возможностью полностью заключить в ее внутреннем пространстве механизм складывания.

Изобретение «Механизм раскрытия и стопорения крыльев ракеты» относится к ракетной технике и касается складываемых аэродинамических поверхностей, механизмов их раскрытия и стопорения.

Изобретение относится к области летательных аппаратов (ЛА), а именно к способам фиксации рулей от поворота до начала работы рулевых приводов. Способ фиксации аэродинамического руля летательного аппарата включает размещение подпружиненного штока фиксатора в подвижном и неподвижном элементах летательного аппарата.

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к раскладываемым аэродинамическим поверхностям, например рулям и стабилизаторам, и механизмам их раскрытия.
Наверх