Система для балансирного управления летательным аппаратом

Система для балансирного управления летательным аппаратом содержит датчики на теле, или шее, или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата, бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью управления электродвигателями несущих винтов определенным образом на основе данных датчиков. Обеспечивается увеличение интуитивности, безопасности, удобства и ясности управления полетом. 2 ил.

 

Изобретение относится к области авиации, а именно к летательным аппаратам (ЛА) вертикального взлета и посадки, например, мультикоптерам и квадрокоптерам, переносящим пилота на борту.

Из уровня техники известны ЛА, которые используют "балансирное управление", при котором путем смещения тела пилота производится изменение центра масс ЛА, что приводит к управлению по крену/тангажу.

Такое управление наиболее ярко выражено в дельтапланах. Это менее интенсивно применяется и в парапланах.

В дельтаплане используется трапеция, держась за которую пилот смещает тело относительно крыла, управляя таким образом по кренам/тангажу.

В параплане - смещение веса на одно бедро (в сидячей "безрогой" подвеске) приводит к крену (управление парапланом по тангажу производится только клевантами).

Из уровня техники известны способы управления ЛА при помощи ручек управления (см. патенты РФ RU 189484, RU 2571992, RU 2652284).

Недостатками известных технических решений являются:

- ограниченные функциональные возможности;

- невозможность управления ЛА по смещению тела пилота;

- невозможность управления рысканием по аналогии с поворотом мотоциклетного руля;

- невозможность мотоциклетного управления оборотами аналогично "ручке газа".

Из уровня техники известен способ управления летательным аппаратом (см. патент РФ RU 2153441 на изобретение, опубл. 27.07.2000).

Изобретение относится к авиации и касается технологии управления креном, курсом, тангажом и высотой полета легких летательных аппаратов, преимущественно мотодельтапланов.

Способ управления летательным аппаратом включает в себя дебалансирование крыла с помощью момента, плечо которого создают перемещением веса присоединенной массы (тела пилота) относительно центра воздушного давления на крыло в сторону необходимого крена или тангажа. Дебалансирование крыла осуществляют перемещением точки подвеса присоединенной массы (тела пилота) параллельно плоскости крыла. Для управления креном одновременно в плоскости крыла могут перемещать килевую балку.

Недостатками известного из уровня техники способа являются:

- ограниченные функциональные возможности;

- невозможность применения в управлении пилотируемыми дронами;

- отсутствие сопряжения с летным компьютером, что приводит в случае изменения центра масс может быть воспринято летным компьютером дрона как аварийная ситуация, резкое исправление которой может привести к катастрофе;

- отсутствие возможности управления рысканием и оборотами двигателями. Техническими результатами заявленного изобретения являются:

- увеличение функциональных возможностей;

- увеличение безопасности пилотирования, управления и контроля за счет высвобождения больших пальцев рук от пилотирования (управления) за штурвал/руль;

- уменьшение порога вхождения для пилотирования за счет возможности применения навыков управления велосипедом или мотоциклом;

- отказ от стиков (джойстика) для увеличения интуитивности, безопасности, удобства и ясности управления полетом даже в критических ситуациях и перегрузках.

Технические результаты достигаются тем, что система для балансирного управления летательным аппаратом включает:

- датчики на теле или шее или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата;

- бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью:

- приема сигналов от датчиков, их обработки, преобразования и передачи на основе обработанных и преобразованных данных и информации, например, о смещениях тела, шеи или шлема пилота и корпуса ЛА относительно центра масс ЛА, что заменяет органы управления по крену/тангажу телом, а рыскание/газ-мото рулем, сигналов для управления электродвигателями несущих винтов и оборотами винтов через бортовой летный компьютер и электронные регуляторы хода (ESC), при этом на основе управляющего сигнала производится равномерное перераспределение или увеличение, в случае необходимости, тяги к электродвигателям несущих винтов, увеличивая при этом скорость их работы для выполнения необходимого смещения и маневра;

- управления скоростями вращения каждого отдельного независимого несущего винта с поправкой на положение тела, шеи или шлема пилота;

- контроля соответствия заданному режиму работы;

- обеспечения синхронной работы электродвигателей несущих винтов;

- выдачи всей необходимой информации пилоту.

- выдачи всей необходимой информации пилоту.

Признаки и сущность заявленного изобретения поясняются в последующем детальном описании, иллюстрируемом чертежами (см. фигуры 1 и 2), где показано следующее:

На фигуре 1 - летательный аппара (вид сверху).

На фигуре 2 - летательный аппарат (вид сбоку).

На фигурах 1 и 2 обозначено следующее:

1 - бортовой летный компьютер;

2 - ручка газа руля;

3 - кресло пилота;

4 - датчик, установленный на шее пилота;

5 - датчик, установленный на корпусе аппарата;

6 - датчик, установленный на шлеме пилота.

Перед вылетом на тело или шлем или шею пилота крепится датчик (4), (5) или (6), аналогичный датчик закрепляется на корпусе летательного аппарата (5). Бортовой летный компьютер (1) принимает и обрабатывает сигналы от датчиков (4), (5) или (6), определяя разницу показателей и определяя таким образом амплитуду и скорость отклонения пилота от центра масс ЛА. Полученные данные отправляются на электронные регуляторы хода (ESC) таким образом, как и при передаче данных со стика Roll/Pitch, но с установленными заранее коэффициентами для удобства использования пилотом. Датчик на шлеме (6) или на или теле или шее (4) пилота перемещается вместе с движениями пилота и фиксируют смещение пилота относительно центра масс ЛА. Поворот руля является управлением летательного аппарата вокруг вертикальной оси, иначе говоря "по - рысканию". При повороте ручки газа (2) на руле на себя происходит увеличение подачи тока в электронный регулятор хода (ESC), что приводит к увеличению оборотов и тяги. Обратный процесс происходит при вращении ручки газа (2) на руле от себя.

Стрелками (см. фиг. 1 и 2) показаны направления смещения пилота: вперед, назад, влево, вправо. При смещениях пилота происходит изменение центра масс ЛА, что является органом управления: смещения вперед-назад приводят к изменению тангажа, соответственно, вниз-вверх. Смещения влево-вправо - приводят к соответствующим изменениям левого и правого крена (наклон влево увеличивает левый крен и наоборот).

Помимо простого перемещения пилота, датчики на шлеме или шее (6) или (4) пилота и на корпусе (5) также фиксируют изменения положения, которые передаются в бортовой летный компьютер для синхронизации. После приема сигнала о смещении пилота, бортовой летный компьютер (1) выполнен с возможностью функционирования согласно заранее заданной программе и алгоритму в двух режимах:

- летательный аппарат стабилизируется для автоматического управления вне зависимости от смещений пилота, либо

- подчиняется смещениям пилота, усиливая действие изменения центра масс относительно ЛА при помощи соответствующего изменения подачи тока на электронные регуляторы хода (ESC) и моторы.

В заявленной системе производится замена стиков джойстика стандартным управлением мотоцикла: стик управления Roll / Pitch заменяется перемещением корпуса пилота. Ручка газа на руле - Throttle. Поворот рулем - Yaw. При этом, полет при использовании системы для пилота будет напоминать езду на мотоцикле.

Система выполнена с возможностью выполнения роли гироскопической прецессии, возникающей в колесах мотоциклов и велосипедов в процессе езды (сила, сопротивляющаяся отклонениям по вертикали), поэтому смещение тела пилота приводит к аналогичным мотоциклу ощущениям и принципам управления.

При этом, в заявленной системе не требуется набегающий поток воздуха, так как ЛА, например, квадрокоптер или мультикоптер зависает в воздухе на пропеллерах.

Проведенный анализ уровня техники позволил установить: аналоги с совокупностью существенных признаков, тождественных и идентичных существенным признакам заявленной системе отсутствуют, что указывает на соответствие условию патентоспособности «новизна».

Результаты поиска известных решений с целью выявления существенных признаков, совпадающих с отличительными от аналогов существенными признаками заявленного изобретения, показали, что они не следуют явным образом из уровня техники, а также не установлена известность влияния отличительных существенных признаков на указанный авторами технические результаты.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует условию патентоспособности «изобретательский уровень».

На данный момент изготовлен опытный образец и успешно проведены испытания летательного аппарата.

Система для балансирного управления летательным аппаратом, включающая:

- датчики на теле, или шее, или шлеме пилота и на корпусе летательного аппарата;

- бортовой летный компьютер, выполненный с возможностью:

- приема сигналов от датчиков, их обработки, преобразования и передачи на основе обработанных и преобразованных данных и информации, например, о смещениях тела, шеи или шлема пилота и корпуса ЛА относительно центра масс ЛА, что заменяет органы управления по крену/тангажу телом, а рыскание/газ-мото рулем, сигналов для управления электродвигателями несущих винтов и оборотами винтов через бортовой летный компьютер и электронные регуляторы хода (ESC), при этом на основе управляющего сигнала производится равномерное перераспределение или увеличение, в случае необходимости, тяги к электродвигателям несущих винтов, увеличивая при этом скорость их работы для выполнения необходимого смещения и маневра;

- управления скоростями вращения каждого отдельного независимого несущего винта с поправкой на положение тела, шеи или шлема пилота;

- контроля соответствия заданному режиму работы;

- обеспечения синхронной работы электродвигателей несущих винтов;

- выдачи всей необходимой информации пилоту.



 

Похожие патенты:
РЛС содержит воздушное оборудование, состоящее из бортового радиолокатора, бортового компьютера, дисплея пилота, и наземное оборудование, состоящее из уголковых отражателей с резонансным частотным отражением зондирующего импульса, установленных вдоль взлетно-посадочной полосы.

Изобретение относится к способу управления группой БЛА. Способ заключается в том, что для каждого БЛА в его инерциальной навигационной системе измеряют его текущую скорость, вычисляют направление его полета, с помощью датчиков измеряют угол визирования каждого потенциально опасного объекта, расстояние до него, скорость сближения с ним, угловую скорость линии визирования этого объекта, на основе этих измеренных и вычисленных значений вычисляют координаты и векторы скоростей каждого БЛА и каждого объекта, определяют возможности поворота объекта на БЛА для каждого БЛА, формируют траекторию полета и значения сигнала управления каждым БЛА, затем сформированные траекторию и сигнал управления передают в систему управления.

Изобретение относится к системам управления, в частности к сложным системам, включающим совместно функционирующие подсистемы с различными динамическими свойствами.

Изобретение относится к способу формирования астатических быстродействующих демпферов летательных аппаратов (ЛА). Для осуществления способа в каждом канале управления задают требуемое значение угловой скоростей ЛА, измеряют угловую скорость ЛА, формируют сигнал на рулевой привод, полученный путем формирования и обработки двух дополнительных сигналов определенным образом на основе математической модели движения ЛА, заданной и измеренной угловой скорости ЛА.

Группа изобретений относится к способу управления полетом БПЛА и беспилотной авиационной системе. Для управления полетом измеряют параметры положения и движения БПЛА, формируют управляющей системой по заранее запрограммированной траектории управляющие сигналы автоматического траекторного управления полетом, формируют по ним системой управления сигналы управления рулевыми приводами аэродинамических органов управления и силовой установкой, а при отказе управляющей системы осуществляют возврат на аэродром посадки, параметры которого запоминают в управляющей системе, и формируют сигнализацию для выдачи оператору на пункт управления.

Предложен способ трехмерной навигации в автоматизированной помощи управлением грузо-подъемно-транспортными механизмами - ГПТМ на основе применения радиолокации. На пути следования ГПТМ используют маркеры на основе нелинейных рассеивателей - HP электромагнитных волн, а для распознавания маркеров применяют нелинейные РЛС - НРЛС, расположенные на механизме с диаграммой направленности, ориентированной последовательно по мере перемещения на каждый маркер.

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам управления посадкой беспилотных летательных аппаратов. Способ безаварийной посадки беспилотного летательного аппарата, характеризующийся тем, что получают временную последовательность кадров об оптической метке с оптической камеры, определяют углы смещения, получают данные об углах наклона и высоте БПЛА, обрабатывают полученные данные, определяют вектор смещения БПЛА, направляют сигналы управления на полетный контроллер и корректируют траекторию посадки БПЛА.

Изобретение относится к способу согласования режимов ручного и автоматического управления самолетом в продольном движении. Для реализации способа формируют сигналы ручного или автоматического управления, которые выборочно подаются на вход привода, обеспечивающего отклонения руля высоты самолета, при этом смена управления с одного режима на другой и обратно происходит определенным образом.

Группа изобретений относится к способу и устройству контроля за отклонением снижающегося самолета от оси взлетно-посадочной полосы (ВПП). Для контроля за отклонением снижающегося самолета принимают сигналы курсового радиомаяка двумя антеннами, расположенными определенным образом вблизи ВПП, измеряют параметры сигнала посадки, а также третьей антенной, ориентированной максимумом диаграммы направленности вверх, измеряют информационный параметр в отраженных от заходящего на посадку самолета сигналах, вычисляют величину отклонения от плоскости курса и от оси ВПП, передают информацию о величине отклонения в командно-диспетчерский пункт.

Изобретение относится к системам управления беспилотных транспортных средств (БТС). Способ управления движением БТС в колонне и/или отдельных БТС и мониторинга интеллектуальной транспортной инфраструктурой (ИТИ) сети автомобильных дорог.

Группа изобретений относится к способу управления полетом БПЛА и беспилотной авиационной системе. Для управления полетом измеряют параметры положения и движения БПЛА, формируют управляющей системой по заранее запрограммированной траектории управляющие сигналы автоматического траекторного управления полетом, формируют по ним системой управления сигналы управления рулевыми приводами аэродинамических органов управления и силовой установкой, а при отказе управляющей системы осуществляют возврат на аэродром посадки, параметры которого запоминают в управляющей системе, и формируют сигнализацию для выдачи оператору на пункт управления.
Наверх