Гироскоп

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при создании бескарданных гироскопов на сферической шарикоподшипниковой опоре. Гироскоп содержит корпус с расположенным внутри него гиродвигателем, включающим статор с катушками и ротор на сферической шарикоподшипниковой опоре, трансформаторно-индуктивные датчики угла и электромагнитные датчики момента, размещенные на корпусе гироскопа напротив торцевой части ротора, при этом на сердечниках электромагнитного датчика момента установлены по две обмотки: обмотка возбуждения и обмотка управления, причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно, при этом обмотки возбуждения между собой и обмотки управления между собой соединены последовательно. Технический результат - снижение аппаратных средств. 4 ил.

 

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при создании бескарданных гироскопов на сферической шарикоподшипниковой опоре, которые могут применяться, например, в качестве чувствительных элементов гиростабилизаторов или двухканальных измерителей угловой скорости.

Известен трехстепенной гироскоп [1], содержащий корпус, гиромотор, карданов подвес, датчики угла и датчики момента, повернутые относительно друг друга на 90° вокруг продольной оси гироскопа.

Основным недостатком данного гироскопа является наличие карданова подвеса, что обуславливает значительный дрейф гироскопа из-за необходимости применения токоподводов для подачи электропитания на обмотки гиромотора и шарикоподшипников для обеспечения вращения рамок карданова подвеса.

Наиболее близким, по технической сущности, к заявленному устройству является гироскоп [2], содержащий корпус с расположенным внутри него гиродвигателем, включающим статор с катушками и ротор на сферической шарикоподшипниковой опоре, трансформаторно-индуктивные датчики угла и электромагнитные датчики момента, размещенные на корпусе гироскопа напротив торцевой части ротора.

Недостатком данного гироскопа является нелинейная (квадратичная) характеристика датчика момента, не позволяющая его применение в качестве чувствительного элемента гиростабилизатора или двухканального измерителя угловой скорости без использования дополнительных вычислительных устройств, линеаризующих статическую характеристику датчика момента.

Задачей, на решение которой направлено изобретение, является снижение аппаратных затрат при использовании предложенного гироскопа, например, в качестве чувствительного элемента гиростабилизатора, за счет исключения дополнительных вычислительных устройств, необходимых для линеаризации статической характеристики датчика момента гироскопа.

Технический результат заключается в снижении аппаратных затрат за счет исключения дополнительных вычислительных устройств.

Поставленная задача для гироскопа, содержащего корпус с расположенным внутри него гиродвигателем, включающим статор с катушками и ротор на сферической шарикоподшипниковой опоре, трансформаторно-индуктивные датчики угла и электромагнитные датчики момента, размещенные на корпусе гироскопа напротив торцевой части ротора, решается за счет того, что на сердечниках электромагнитного датчика момента установлены по две обмотки: обмотка возбуждения и обмотка управления, причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно, при этом обмотки возбуждения между собой и обмотки управления между собой соединены последовательно.

К существенным отличиям предложенного гироскопа по сравнению с известным является размещение на каждом сердечнике электромагнитного датчика момента двух обмоток: возбуждения и управления, причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно; и последовательное соединение обмоток возбуждения между собой и обмоток управления между собой между собой, что позволяет реализовать линейную зависимость создаваемого момента от тока управления, а не квадратичную, как в устройстве-прототипе.

Изобретение поясняется чертежами.

На фиг. 1 представлен предложенный гироскоп вид сбоку в разрезе; на фиг. 2 - вид гироскопа в сечении по линии А-А; на фиг. 3 - схема построения моментного преобразователя; на фиг. 4 - электрическая схема соединений моментного преобразователя.

В предложенной схеме реализации гироскопа ротор 3 гироскопа (с гистерезисным кольцом 8 и кольцом 5, расположенным в торцевой части ротора) имеет колоколообразную форму и установлен во внутреннее кольцо сферической шарикоподшипниковой опоры 4. Сферическая шарикоподшипниковая опора 4 обеспечивает три степени свободы ротора 3, допуская неограниченный угол поворота вокруг собственной оси вращения (оси X) и ограниченные углы (±40') поворота вокруг двух других осей (Y и Z). Ротор 3 приводится во вращение гиродвигателем, статор 2 которого установлен на наружном кольце сферической шарикоподшипниковой опоры 4. Радиальный шарикоподшипник 10 выполняет роль упора и служит для ограничения углов поворота ротора 3 вокруг осей Y и Z.

Для регистрации угла поворота ротора 3 вокруг измерительных осей Y и Z предназначены датчики 6 угла, неподвижная (статорная) часть которых выполнена, например, в виде П-образного сердечника, на который надеты две одинаковые катушки 14, одна из этих катушек является обмоткой возбуждения, а вторая - сигнальной обмоткой. Датчик 6 угла по каждому каналу содержит два таких сердечника с катушками 14, расположенных диаметрально и смещенных относительно осей чувствительности гироскопа на угол 45° (фиг. 2). Сигнальные обмотки соединены последовательно встречно так, что наводимые в них ЭДС вычитаются.

Для создания управляющих моментов используются электромагнитные датчики 7 момента DMy1, DMy2, DMz1, DMz2, работающие на постоянном токе. Конструктивно датчик 7 момента содержит по каждому каналу два диаметрально расположенных на корпусе 1 и совмещенных с осями чувствительности гироскопа сердечника, например, Ш-образной формы. На средний стержень каждого сердечника 7 датчика момента установлены две обмотки: обмотка 12 возбуждения (ОВ) и обмотка 11 управления (ОУ), причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно, причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно, при этом обмотки возбуждения между собой и обмотки управления между собой соединены последовательно (фиг. 3, фиг. 4). Обмотки возбуждения подключены к источнику постоянного напряжения Uon, обеспечивающего протекание в обмотках возбуждения постоянного тока iB. Создание управляющих моментов обеспечивается подачей в обмотки управления тока управления Iy.

Значение момента, создаваемого датчиком момента по каждому каналу, определяется разностью:

где М1 и М2 - моменты, создаваемые первым и вторым сердечниками одного канала;

WΣ1, WΣ2 - суммарная энергия магнитного поля в зазоре между сердечником и ротором соответственно для первого и второго сердечника;

α - угол поворота ротора гироскопа.

Энергии магнитного поля в зазоре между сердечником и ротором соответственно для первого и второго сердечника равны:

где wв,wу - число витков обмотки возбуждения и обмотки управления соответственно;

GΣ1,GΣ2 - значение суммарной магнитной проводимости для первого и второго сердечника соответственно.

Таким образом, с учетом (2), (3) момент, создаваемый датчиком момента по каждому каналу, равен:

При нулевом положении ротора суммарные магнитные проводимости для первого и второго сердечников одинаковы:

а их производные по углу поворота а отличаются знаком, который учитывается при вычитании моментов (1). При этом для датчика момента по каждому каналу зависимость (4) момента от тока управления является линейной:

Подвижным элементом (ротором), общим для датчиков 6 угла и датчиков 7 момента, является кольцо 5 из магнитного материала, располагаемое в торцевой части ротора 3 гироскопа.

Гироскоп закрыт кожухом 9, выполнен герметичным и заполнен гелиеводородной смесью до давления, например, 750 мм рт.ст. в целях снижения аэродинамического момента сопротивления и его влияния на дрейф гироскопа (через проекции этого момента на оси чувствительности гироскопа). Для съема и подачи электрических сигналов служат гермовводы 13.

Гироскоп работает следующим образом.

В нулевом положении, в силу симметрии, выходной сигнал с датчиков 6 угла отсутствует. В режиме измерения при наличии угловой скорости, например, относительно оси Y корпус 1 гироскопа начинает поворачиваться относительно этой оси, а ротор 3 будет стремиться сохранять неизменным в инерциальном пространстве направление вектора кинетического момента. Зазоры между магнитным кольцом 5 и торцевыми поверхностями сердечников датчиков 6 угла изменятся, и на выходе датчика 6 угла появится сигнал, амплитуда которого пропорциональна измеряемому углу, а фаза определяет знак углового перемещения. Данный сигнал выпрямляется и подается в обмотки управления датчика момента по оси Z, при этом ротор 3 по правилу прецессии будет поворачиваться вокруг оси Y, стремясь уменьшить до нуля рассогласование на датчике 6 угла.

Мерой угловой скорости является ток в обмотке управления. Зависимость угловой скорости от тока является линейной:

где Н - вектор кинетического момента ротора гироскопа.

При использовании гироскопа в качестве чувствительного элемента гиростабилизатора в режиме управления при необходимости разворота гироплатформы, например, относительно оси Y управляющий сигнал подается в обмотки 11 управления датчика момента (Фиг. 1) по оси Z. Создается момент, стремящийся развернуть ротор 3 относительно оси Z, при этом ротор 3 по правилу прецессии будет поворачиваться относительно оси Y. На выходе датчика 6 угла Y появится сигнал, который выпрямляется и подается, например, на двигатель разгрузки, разворачивающий платформу, таким образом, чтобы уменьшить до нуля рассогласование на датчике 6 угла. При этом обеспечивается линейность закона управления:

где ωупр - скорость управления,

I упр - управляющий сигнал (ток в обмотках управления датчика момента).

Таким образом, в сравнении с прототипом использование предлагаемого устройства в качестве чувствительных элементов гиростабилизаторов обеспечивает линейный закон управления, а при использовании предлагаемого устройства в качестве двухканального измерителя угловой скорости обеспечивает линейность выходной характеристики датчика без применения дополнительных вычислительных устройств. Подтверждено экспериментально.

Источники информации

1. АС СССР №431808 Трехстепенный гироскоп // МПК G01C 19/00, заявлено 26.11.1971 г.

2. Патент РФ №2460040, МПК G01C 19/02, 2006 г.

Гироскоп, содержащий корпус с расположенным внутри него гиродвигателем, включающим статор с катушками и ротор на сферической шарикоподшипниковой опоре, трансформаторно-индуктивные датчики угла и электромагнитные датчики момента, размещенные на корпусе гироскопа напротив торцевой части ротора, отличающийся тем, что на сердечниках электромагнитного датчика момента установлены по две обмотки: обмотка возбуждения и обмотка управления, причем направление обмоток, расположенных на одном сердечнике, совпадает, а направление обмоток, расположенных на другом сердечнике, противоположно, при этом обмотки возбуждения между собой и обмотки управления между собой соединены последовательно.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к гироскопическому приборостроению. Двухканальный датчик угловой скорости построен на базе гироскопа со сферической опорой.

Изобретение относится к техническим измерениям в машиностроении. Способ настройки арретирующего механизма гироскопа управляемого снаряда содержит этапы, на которых осуществляют настройку арретирующего механизма ведут путем измерения линейного перемещения, выставляя величину условного зазора, образованного плоскостями сопряжения подвижной защелки арретира, которую предварительно снабжают технологической прорезью, и торца, неподвижного относительно рабочего хода защелки, подпружиненного поршня, микрометрическим индикатором, измерительный стержень которого через технологическую прорезь в защелке упирают в торец поршня, при этом ось прорези в защелке выполняют соосно оси поршня, а ее линейные размеры, обеспечивающие центровку и вертикальность погружаемого в прорезь измерительного стержня микрометрического индикатора, затем пружину поршня сжимают резьбовой пробкой, ввинчивая ее до упора, выставляют на шкале индикатора «0», после этого на верхний конец оси индикатора прикладывают усилие, закрепив на ней тарированный груз, после чего, вывинчивая пробку, по шкале микрометрического индикатора выставляют величину условного зазора, пропорциональную усилию поджатия поршня к защелке.

Изобретение относится к области измерительной техники, а именно к гироскопическим преобразователям угловой скорости на базе динамически настраиваемого гироскопа.

Изобретение относится к области прецизионного приборостроения и может быть использовано при разработке и производстве двухстепенных гироблоков. Достигаемый технический результат - повышение точности (достоверности) определения составляющей погрешности гироблока, обусловленной резонансом его конструкции.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов. Сущность изобретения заключается в том, что динамически настраиваемый гироскоп содержит магниты, при этом на торцах магнитов, обращенных друг к другу, выполнены пазы, стороны катушек датчика момента, протекание тока в которых создает управляющий момент, расположены над сплошными частями магнитов, стороны катушек датчика угла, в которых формируется сигнал об угловых отклонениях ротора, расположены над пазами в магнитах, в рабочий зазор магнитной системы помещены генераторные катушки прямоугольной формы, соединенные последовательно и расположенные парами в два ряда над кольцевыми магнитами так, что они не выходят за пределы магнитной системы ротора датчика угла и момента, а оси каждого ряда находятся над пазами в соответствующем магните.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов. Динамически настраиваемый гироскоп содержит корпус, вал, упругий подвес, установленный на вал и обеспечивающий ротору возможность поворота относительно вала вокруг двух ортогональных осей, ротор, установленный на упругий подвес и имеющий кольцевой магнит, намагниченный в радиальном направлении и имеющий чередующиеся участки большей и меньшей намагниченности, статор двухкоординатного датчика угла, установленный на корпусе и имеющий катушки, вставленные в кольцеобразный канал ротора, при этом между статором двухкоординатного датчика угла и корпусом установлены две втулки, одна из которых присоединена к статору и имеет сферическую поверхность с центром в точке пересечения оси вала с осями подвеса, а вторая, установленная на корпусе, имеет коническую поверхность, сопрягающуюся со сферической поверхностью первой втулки, с возможностью углового смещения первой втулки относительно второй.

Использование: для преобразования угловых положений. Сущность заключается в том, что способ автономного определения положения объекта основан на формировании информативного гармонического сигнала частоты вращения гироскопа с радиально намагниченным ротором–магнитом путем индуцирования эдс в обмотке сферического соленоида, механически закрепленного на объекте, электрическом арретировании ротора гироскопа, наведении его оси вращения на объект внешнего пространства и установке начального отсчета координат, разарретировании и выделении из информативного сигнала параметров по двум координатам, курса и тангажа, при этом формируют одновременно три попарно биортогональных между собой синусно-косинусных сигнала индуцированием эдс частоты вращения ротора, выполненного в форме полого полного или неполного шара, намагниченного перпендикулярно его оси вращения и помещенного внутри или снаружи сферы из немагнитного материала, на которой взаимно пространственно перпендикулярно расположены три сферических соленоида, а параметры трех угловых положений объекта, представленного связанной с ним системой координат в виде трех попарно биортогональных между собой синусно-косинусных сигналов, относительно внешнего инерциального, псевдоинерциального или неинерциального пространства, представленного вращающимся шаровым ротором-магнитом, определяют одновременной демодуляцией по трем каналам амплитуд и фаз трех пар обозначенных синусно-косинусных сигналов по заданным алгоритмам.

Использование: для первичных измерительных преобразователей (датчиков) угловых положений объектов с шестью степенями свободы пространственного движения. Сущность изобретения заключается в том, что гироскопический датчик угловых положений объекта с шестью степенями свободы содержит гироскоп с вращающимся ротором-магнитом, намагниченным перпендикулярно оси вращения, помещенный внутри сферического соленоида и разгонного устройства, снабженного системами электрического арретирования и стабилизации частоты вращения ротора, при этом дополнительно введены еще два сферических соленоида, расположенных попарно биортогонально с первым соленоидом и между собой, а вместе трехмерно ортогонально, все три соленоида расположены на сфере, выполненной из немагнитного материала и жестко соединенной с объектом зафиксированным внешним кардановым подвесом, а ротор-магнит выполнен в форме полого сферического шара, частично заполненного немагнитной демпфирующей жидкой средой, а зазор между ротором и сферой с соленоидами заполнен жидкой смазкой, на сфере параллельно оси сферического соленоида начального отсчета расположено прицельное устройство, а на втулках карданового подвеса установлены элементы снятия фиксации.

Изобретение относится к гироскопической технике и может быть использовано для измерения абсолютной угловой скорости подвижных объектов - самолетов, ракет, морских судов.

Изобретение относится к измерительной технике, а именно к средствам измерения угловых скоростей в системах управления движущимися объектами. Технический результат - расширение функциональных возможностей.
Наверх