Стенд для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания

Изобретение относится к области авиационной техники и касается, в частности, экспериментальных установок, предназначенных для исследования термохимической конверсии топлива и аэродинамических характеристик камер сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД). Сущность изобретения состоит в том, что в стенде для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания, содержащем камеру сгорания с трубопроводом подачи воздуха, систему регулирования подачей воздуха, термохимический реактор, соединенный с трубопроводом подачи воздуха для проведения конверсии углеводородного топлива, и систему топливоподачи, на входе в термохимический реактор установлен регулятор давления воздуха и трубка Вентури, а выход термохимического реактора соединен с инжекторами камеры сгорания. Термохимический реактор содержит проточный газопламенный воздухоподогреватель и соединенный с ним дополнительной трубкой Вентури конвертор, в котором расположены форсунки для подачи углеводородного топлива. Отношение объема конвертора к площади критического сечения инжекторов составляет а канал конвертора выполнен расширяющимся с суммарным углом расширения, равным δ≤5°. Получено экспериментальное подтверждение эффективности предложенного изобретения, в котором технический результат достигнут за счет регулирования режима работы термохимического реактора независимо от режима работы камеры сгорания. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники и касается, в частности, экспериментальных установок, предназначенных для исследования термохимической конверсии топлива и аэродинамических характеристик камер сгорания прямоточных воздушно-реактивных двигателей (ПВРД).

В основе технологии термохимической конверсии топлива лежит использование термохимического разложения углеводородного топлива (конверсия) на высокоактивные компоненты: Н2, СО, СН4, и др. В этом случае в камеру сгорания будут поступать продукты термохимического разложения топлива в виде высокотемпературной газовой смеси, наличие которой должно существенно уменьшить время индукции химических реакций в камере сгорания. Кроме того, окисление (сжигание) водорода и оксида углерода является менее необратимым химическим процессом по сравнению с окислением углеводорода, что позволяет увеличить КПД ПВРД. Термохимическая конверсия топлива может осуществляться в системе двигательной установки в специально встроенном проточном или автономном реакторе. Рабочий процесс в проточном реакторе требует протока воздуха, который может забираться из воздухозаборного устройства двигателя в определенном соотношении расхода через реактор и камеру сгорания.

Исследование рабочего процесса и схем камеры сгорания ПВРД, использующих термохимическую конверсию топлива, весьма актуально, так как оно дает основание рассчитывать на улучшение тягово-экономических и массогабаритных характеристик, как силовой установки, так и летательного аппарата в целом. (см. В.Н. Серманов, С.А. Зосимов, А.А. Николаев, А.Ф. Чевагин «Использование термохимической конверсии углеводородного топлива в прямоточном двигателе для повышения его тяговых характеристик» // Авиакосмическая техника и технология, №1, 2009, стр. 23-31).

Однако, только экспериментальное обоснование позволяет выявить возможности использования термохимической конверсии топлива в камерах сгорания ПВРД. Поэтому разрабатываются стенды для проведения испытаний камеры сгорания с термохимической конверсии топлива.

Известен стенд для испытаний камер сгорания ПВРД, содержащий подводящий трубопровод, воздухозаборное устройство с патрубками, имитирующими течение на входе в камеру сгорания при полете ЛА на углах атаки (см. патент РФ №2261425, класс МПК G01M 15/00, 2003 г.)

Известный стенд не позволяет подавать воздух в термохимический реактор и исследовать процессы в камере сгорания термохимической конверсии топлива, так как в нем не решены вопросы использования проточного реактора и его связи с камерой сгорания.

Известно также устройство утилизации тепла отходящих газов, содержащее камеру сгорания, с трубопроводом подачи воздуха, термохимический реактор соединенный с трубопроводом подачи воздуха в камеру сгорания, и систему топливо подачи (см. авторское свидетельство СССР №775593 кл. F27B 17/00, F23L 15/00, 1980 г.).

Недостатком данного устройства, принятого за прототип, является невозможность регулирования режима работы термохимического реактора независимо от режима камеры сгорания.

Задачей и техническим результатом изобретения являются создание стенда для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания, обеспечивающего возможность регулирования режима работы термохимического реактора независимо от режима камеры сгорания.

Поставленная задача и технический результат достигаются тем, что в стенде для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания, содержащем камеру сгорания с трубопроводом подачи воздуха, систему регулирования подачей воздуха, термохимический реактор, соединенный с трубопроводом подачи воздуха для проведения конверсии углеводородного топлива и систему топливоподачи, на входе в термохимический реактор установлен регулятор давления воздуха и трубка Вентури, а выход термохимического реактора соединен с инжекторами камеры сгорания.

Технический результат также достигается тем, что термохимический реактор содержит проточный газопламенный воздухоподогреватель, и соединенный с ним дополнительной трубкой Вентури конвертор, в котором расположены форсунки для подачи углеводородного топлива.

Технический результат также достигается тем, что отношение объема конвертора к площади критического сечения инжекторов составляет а канал конвертора выполнен расширяющимся с суммарным углом расширения, равным δ≤5°.

На фиг. 1 изображена схема стенда для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания. На фиг. 2 представлен термохимический реактор. На фиг. 3 приведены расчетные составы продуктов термохимической конверсии углеводорода с продуктами выходящими из газопламенного воздухоподогревателя реактора (температура торможения Т0=1300 К, полное давление Р0=1 МПа). На фиг. 4 представлена зависимость коэффициента избытка воздуха в камере сгорания αКС от коэффициента избытка воздуха в реакторе αR при различных значениях относительного расхода воздуха через реактор где GBR - расход воздуха через реактор, GBKC - расход воздуха через камеру сгорания.

Стенд для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания содержит камеру сгорания 1, подводящий трубопровод для подачи воздуха 2 и систему регулирования подачи воздуха 3. Параллельно камере сгорания установлен термохимический реактор 4 для проведения конверсии углеводородного топлива. Причем, в канале на входе в реактор, которым он соединен с трубопроводом подачи воздуха в камеру сгорания 2, установлен регулятор давления воздуха 5 и трубка Вентури 6. Выход реактора соединен выходными инжекторами 7 с каналом камеры сгорания.

Реактор содержит проточный газопламенный воздухоподогреватель 8 (фиг. 2), выход которого соединен дополнительной трубкой Вентури 9 с конвертором 10, содержащем форсунки 11 для подачи углеводородного топлива.

Стенд работает следующим образом. Поток воздуха из трубопровода 2 поступает в камеру сгорания 1. Из этого же трубопровода воздух попадает на реактор 4. Особенностью работы стенда является то, что в процессе испытания поток воздуха, поступающий на реактор, с помощью регулятора давления 5 подается с различным давлением, обеспечивая различный расход воздуха через реактор 4 и режим работы реактора в широком диапазоне параметров реактора, при изменении расхода топлива в воздухоподогреватель 8 и конвертор 10.

Необходимость трубки Вентури 6 связана с тем, что при изменении режима работы воздухоподогревателя 8, который служит источником тепла, необходимого для осуществления химической конверсии топлива, что теплоподвод в воздухоподогревателе, как дросселирование не должен влиять на течение за регулятором давления, что и обеспечивает трубка Вентури 6.

Подогрев воздуха в воздухоподогревателе производится путем сжигания части топлива в воздухе до Т≤1800 К. В результате чего образуются продукты сгорания, которые поступают в конвертор 10, куда также через форсунки 11 поступает углеводородное топливо. Углеводородное топливо смешивается с продуктами сгорания, вступающими в эндотермические реакции с топливом. В результате образуется новое топливо - конвертин, состоящий в основном из СО и Н2, которое поступает в камеру сгорания, где и сгорает.

Расчеты показали, что наиболее оптимальные химические процессы разложения углеводорода (конверсия) происходят в реакторе при коэффициентах избытка воздуха αR=0,2-0,4 (соответствует максимуму горючих компонентов СО кривая 1 и Н2 кривая 2 в продуктах разложения фиг. 3). Камера сгорания должна работать при коэффициентах избытка воздуха αКС≥1, где здесь GО - расход окислителя, GT - расход топлива, L0 - стехиометрический коэффициент, характеризующий химическую пару топливо - окислитель.

На фиг. 4 представлена зависимость коэффициента избытка воздуха в камере сгорания от коэффициента избытка воздуха в реакторе αКС=f(αR) при различных значениях относительного расхода воздуха через реактор кривая 3. Из фиг. 4 видно, чтобы обеспечить работу реактора в рассматриваемом диапазоне необходимо изменять относительный расход воздуха через него на 40%. Это становится возможным при использовании предлагаемой схемы стенда, в которой регулирование расхода воздуха в канале реактора и в канале камеры сгорания осуществляются независимо.

Определяющее значение для рабочего процесса в термохимическом реакторе является время пребывания рабочей смеси в конверторе реактора. Как показали опыты эффективный процесс в реакторе удалось организовать при времени пребывания смеси в конверторе τ≥0,5⋅10-3 с (см. О.В. Волощенко, Е.А. Мещеряков, В.Н. Острась, В.Н. Серманов, «Анализ особенностей процесса газогенерации и конверсии углеводородных топлив» Труды ЦАГИ, выпуск 2572, Изд. отд. ЦАГИ, М., 1995, стр. 14). Обычно время пребывания заменяют приведенной длиной конвертора (см. В.Е. Алемасов, А.Ф. Дрегалин, А.П. Тишин «Теория ракетных двигателей», М.: машиностроение, 1980, стр. 256). Результаты обработки опытных данных показали, что приведенная длина конвертора, которая представляет отношение объема конвертора к площади критического сечения инжекторов составляет

Дросселирование потока в канале конвертора обусловлено относительным тепломассоподводом который создается изменением массы и разложением углеводородного топлива, где - отношение расхода газа на выходе из конвертора к расходу газа входящего в него, а отношение температур торможения потока на выходе и входе в конвертор. Опыты показали, что для обеспечения устойчивой работы конвертора его канал должен иметь расширение с суммарным углом расширения δ≤5° (см. О.В. Волощенко, Е.А. Мещеряков, В.Н. Острась, В.Н. Серманов, «Анализ особенностей процесса газогенерации и конверсии углеводородных топлив» Труды ЦАГИ, выпуск 2572, Изд. отд. ЦАГИ, М., 1995, стр. 15).

Таким образом, получено экспериментальное подтверждение эффективности предложенного изобретения, в котором технический результат достигнут за счет регулирования режима работы термохимического реактора не зависимо от режима работы камеры сгорания.

1. Стенд для исследования рабочего процесса в прямоточной камере сгорания, содержащий камеру сгорания с трубопроводом подачи воздуха, систему регулирования подачи воздуха, термохимический реактор, соединенный с трубопроводом подачи воздуха в камеру сгорания, и систему топливоподачи, отличающийся тем, что на входе в термохимический реактор установлены регулятор давления воздуха и трубка Вентури, а выход термохимического реактора соединен с инжекторами камеры сгорания.

2. Стенд по п. 1, отличающийся тем, что термохимический реактор содержит проточный газопламенный воздухоподогреватель и соединенный с ним дополнительной трубкой Вентури конвертор, в котором расположены форсунки для подачи углеводородного топлива.

3. Стенд по п. 2, отличающийся тем, что отношение объема конвертора к площади критического сечения инжекторов составляет а канал конвертора выполнен расширяющимся с суммарным углом расширения, равным δ≤5°.



 

Похожие патенты:
Способ эксплуатации технического объекта заключается в том, что проводят техническое обслуживание по наработке и фиксируют величину интенсивности отказов до технического обслуживания.

Изобретение относится к области натурных испытаний в условиях работающей турбомашины. Способ определения осевой силы, действующей на ротор турбомашины в процессе ее работы, включает установку тензодатчиков на элементы опоры ротора, их градуировку, снятие сигнала с тензодатчиков, его запись и обработку.

Изобретение относится к области диагностики топливных систем двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложен способ диагностики системы топливоподачи (СТП) инжекторных ДВС, включающий в себя измерение таких текущих значений диагностических параметров, как текущее давление и производительность топлива в СТП систем дискретного и непрерывного впрыска топлива во впускной тракт, а также текущее давление и производительность топлива в контуре низкого давления (КНД) системы непосредственного впрыска топлива и подачи входящих в СТП и КНД электрических топливных насосов низкого давления, определение расчётных значений указанных параметров в функции от номинальной мощности ДВС, температуры топлива и температуры воздуха на впуске, сопоставление расчётных значений с измеренными текущими значениями и определение технического диагноза СТП и КНД.

Изобретение относится к области авиадвигателестроения, а именно к способам испытаний авиационных турбореактивных двигателей (ТРД). В способе предварительно на нескольких экземплярах двигателей во всей эксплуатационной области определяют зависимость величины уровня вибраций корпусов двигателя от величины прокачки масла через гидродемпфер путем изменения уровня давления масла Рм в нагнетающей магистрали.

Изобретение относится к способам исследования и совершенствования непрерывно-детонационных камер сгорания для использования их в авиационном двигателестроении. Техническим результатом, достигаемым при использовании заявленного способа, является выявление зоны совместной работы ДФКС и ТРД с требуемыми параметрами.

Изобретение относится к сельскохозяйственному машиностроению. Стенд для имитационного испытания системы управления беспилотным зерноуборочным комбайном содержит смонтированный на раме блок имитации привода ведущих колес комбайна с электродвигателем, электрическими тормозными и подтормаживающими устройствами, программное обеспечение испытаниями и пульт управления, блоком имитации системы поворота комбайном, включающим насос-дозатор с рулевой колонкой, двухлинейный регулятор расхода масла с электронным пропорциональным управлением, гидроцилиндр, поворотные стойки с рычагами, рулевой тягой и датчиком поворота, блоком имитации подъема и опускания жатки, состоящим из шарнирной поворотной рамки, датчика наклона, гидроцилиндра, электрогидрораспределителя, гидростанцией.

Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для износных испытаний образцов автоматов перекоса вертолета. Стенд для износных испытаний включает раму (1) с валом (8), на котором размещен механизм нагружения с упругими элементами.

Изобретение относится к технологическому оборудованию опасных объектов. Универсальная объектно-ориентированная мультиплатформенная система автоматической диагностики и мониторинга оборудования опасных производственных и транспортных объектов в реальном времени содержит архитектуру управления, датчики, соединенные с подконтрольным оборудованием, подсистему мониторинга, а также модуль визуализации.

Изобретение относится к области экспериментальной отработки прочности эластичных шарниров (ЭШ) поворотных управляющих сопел ракетных двигателей на твердом топливе (РДТТ) и может быть использовано при оптимизации конструкции ЭШ.

Изобретение может быть использовано в выпускных системах двигателей внутреннего сгорания. Система для обнаружения твердых частиц содержит набор полых дисков (260), возрастающих в размере в направлении вдоль вертикальной оси (299), электроды (220), (222) и трубку (250) с впускным отверстием (210).
Наверх