Способ поражения морской цели летательным аппаратом

Изобретение относится к способам поражения морских целей летательными аппаратами (ЛА) с применением самонаводящейся торпеды. Управление торпедой осуществляют с участием оператора в режиме телеуправления, для чего торпеду комплектуют радиогидроакустическим буем и проводным или оптоволоконным кабелем, с помощью которого соединяют радиогидроакустический буй с бортовой системой управления торпеды. После приводнения торпеды радиогидроакустический буй отделяют от нее и поднимают на поверхность, а торпеду направляют к цели по заданному маршруту. Целостность провода или кабеля обеспечивают за счет наматывания его на катушку, которую размещают на торпеде. По мере движения торпеды провод или кабель разматывают с катушки. Движение торпеды на траектории контролируют с помощью радиогидроакустического буя. Положение надводной морской цели контролируют радиотехническими средствами наблюдения ЛА, а подводной - с помощью внешних источников информации, радиогидроакустического буя торпеды. Обеспечивается высокая эффективность наведения торпеды на цель при ее активном гидроакустическом противодействии. 2 ил.

 

Описываемое предлагаемое изобретение относится к способам поражения морских целей летательными аппаратами.

Известен способ поражения морской цели торпедой, принятый за прототип изобретения. Способ предусматривает применение торпеды, имеющей автономную бортовую систему управления и самонаведения, систему обнаружения цели и заряд взрывчатого вещества. При этом торпеду готовят к стрельбе, вводят в ее бортовую систему управления маршрутное задание, выстреливают из торпедного аппарата и осуществляют движение к цели, включают бортовую систему обнаружения цели, обнаруживают цель и производят ее атаку, для чего сближают с помощью системы самонаведения торпеду с целью вплотную или на некоторое расстояние для срабатывания контактного или неконтактного взрывателя, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель [В.В. Сурнин, Ю.Н. Пелевин, В.Л. Чулков. Противолодочные средства иностранных флотов. М.: Воениздат, 1991. 128 с. С. 72]. Данный способ поражения морской цели применяется надводными кораблями и подводными лодками. Известно, что современные торпеды различаются не только по габаритам, способу управления, назначению и типу энергосиловой установки, но также и по носителям (корабельные и авиационные) [Торпеда. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989. 511 с. С. 431]. В отличие от рассмотренного выше способа летательные аппараты не имеют торпедных аппаратов и просто сбрасывают их с узлов подвески, выполняя «торпедометание». Недостатком способа является его недостаточная эффективность при использовании по целям, которые активно противодействуют, осуществляют постановку помех и ложных целей. В результате торпеда с автономной бортовой системой управления в сложной помеховой обстановке может дезориентироваться и потерять цель.

Известен способ поражения морской цели торпедой с применением телеуправления. При телеуправлении корректируют движение торпеды по данным гидроакустического комплекса корабля, уточняющего местонахождение цели и торпеды, для чего по кабелю на торпеду передают команды управления, вырабатываемые на корабле, по команде оператора включают бортовую систему обнаружения цели, обнаруживают цель и производят ее атаку, для чего с помощью системы телеуправления или самонаведения сближают торпеду с целью вплотную или на некоторое расстояние для срабатывания контактного или неконтактного взрывателя, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель [В.В. Сурнин, Ю.Н. Пелевин, В.Л. Чулков. Противолодочные средства иностранных флотов. М.: Воениздат, 1991. 128 с. С. 72]. При телеуправлении подвижным объектом на пункте управления осуществляют контроль цели и объекта управления средствами их обнаружения и по каналу управления передают на подвижный объект соответствующие команды для сближения его с целью (способ телеуправления первого вида). По мере сближения объекта с целью на пункте управления получают дополнительную информацию от его средств наблюдения и вводят необходимую корректуру в процесс управления (способ телеуправления второго вида). [А.В. Новиков. Противолодочное ракетное оружие. Теоретические основы. СПб.: ВМИ, 2007. 438 с. С. 173-175].

Включение в процесс управления торпедой человека (оператора) позволяет лучше классифицировать цель, распознавать ее маневры и применяемые ею средства гидроакустического подавления, что в итоге повышает вероятность поражения активно противодействующей цели и является достоинством телеуправления. Однако в настоящее время телеуправление торпедой с летательного аппарата отсутствует.

Известен радиогидроакустический буй, выставляемый в море кораблями или сбрасываемый с летательных аппаратов для получения данных о подводной обстановке акустическими методами с последующей передачей их по радиоканалу на приемное устройство, расположенное на летательном аппарате, корабле или береговом посту. Он предназначен для поиска подводных лодок и определения их местонахождения и параметров движения. Радиогидроакустические буи подразделяются на авиационные и корабельные, якорные и плавающие, звукового диапазона и низкочастотные, пассивные, активные или пассивно-активные, направленные и ненаправленные, действующие непрерывно или по запросу. Конструктивно радиогидроакустический буй состоит из корпуса с электронными блоками, передатчиком информации, источником питания и обеспечивающими устройствами, а также заглубляемого на кабеле гидрофона (акустической системы). Для уменьшения скорости приводнения радиогидроакустический буй снабжается тормозным устройством (парашютом), которое после приводнения отделяется. Пассивные ненаправленные радиогидроакустические буи позволяют определять наличие шумов, их спектральный состав и интенсивность, по которым выявлять наличие подводной лодки. Они применяются автономно или совместно со сбрасываемыми с взрывными источниками звука (ВИЗ). Пассивные направленные радиогидроакустические буи определяют пеленг на источник шумов, а активные ненаправленные определяют по эхосигналу дальность до цели. Активные направленные радиогидроакустические буи дают пеленг и дальность до объекта, а пассивно-активные работают в двух режимах. Информация, получаемая радиогидроакустическим буем, может предварительно обрабатываться непосредственно на буе, а окончательно на летательном аппарате оператором или бортовой ЦВМ. Дальность обнаружения подводной лодки с помощью радиогидроакустических буев достигает 10-12 км и более, дальность приема информации по радиоканалу - 60-80 км [Радиогидроакустический буй. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М: Воениздат, 1989. 511 с. С. 352]. Не смотря на широкое применение радиогидроакустических буев при поиске подводных лодок, в системах телеуправления торпедами они применения не нашли.

Задачей изобретения является разработка способа поражения морской цели летательным аппаратом с применением самонаводящейся торпеды, при котором обеспечивается высокая эффективность наведения торпеды на цель при ее активном гидроакустическом противодействии.

Для решения указанной задачи предлагается способ поражения морской цели летательным аппаратом с применением самонаводящейся торпеды, имеющей бортовые системы управления, обнаружения и самонаведения, заряд взрывчатого вещества, при котором получают информацию о цели, производят предстартовую подготовку торпеды, вводят в ее бортовую систему управления маршрутное задание, сбрасывают торпеду с летательного аппарата в воду и осуществляют ее движение к цели, включают бортовую систему обнаружения цели, обнаруживают цель и выполняют самонаведение на нее, сближают торпеду с целью вплотную, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель.

Дополнительно управление торпедой на траектории осуществляют с участием оператора в режиме телеуправления, для чего торпеду комплектуют радиогидроакустическим буем и проводным или оптоволоконным кабелем, с помощью которого соединяют радиогидроакустический буй с бортовой системой управления торпеды. После приводнения торпеды радиогидроакустический буй отделяют от нее и поднимают на поверхность, а торпеду направляют к цели по заданному маршруту. Целостность провода или кабеля обеспечивают за счет наматывания его на катушку, которую размещают на торпеде. По мере движения торпеды провод или кабель разматывают с катушки.

Движение торпеды на траектории контролируют с помощью радиогидроакустического буя, а также по расчетным данным бортовой системы управления, передаваемым с нее на летательный аппарат через радиогидроакустический буй (РГАБ).

Положение надводной морской цели контролируют радиотехническими средствами наблюдения летательного аппарата, а подводной - с помощью внешних источников информации, радиогидроакустического буя торпеды или применяемых летательным аппаратом средств подводного наблюдения, например, радиогидроакустических буев и взрывных источников звука.

Команды управления на торпеду передают через радиоантенну РГАБ и проводную или кабельную линию связи РГАБ с бортовой системой управления торпеды.

С обнаружением морской цели системой обнаружения торпеды осуществляют ее классификацию, а в случае сложной помеховой обстановки и обнаружения ложных целей и постановки морской целью средств гидроакустического подавления, управление торпедой осуществляют под контролем оператора.

Предлагаемый способ поражения морской цели летательным аппаратом проиллюстрирован рисунками (фиг. 1 и 2), где:

- фиг. 1 - схема поражения надводной морской цели;

- фиг. 2 - схема поражения подводной морской цели.

На фиг.1 изображена схема поражения надводной морской цели летательным аппаратом, цифрами обозначены: 1 - летательный аппарат; 2 - обнаружение надводной цели радиолокатором летательного аппарата; 3 - морская цель надводная; 4 - радиолокатор летательного аппарата; 5 - торпеда; 6 - радиогидроакустический буй (РГАБ); 7 - парашют; 8 - траектория движения торпеды; 9 - поплавок РГАБ; 10 - радиоантенна РГАБ; 11 - акустическая антенна РГАБ с гидрофонами; 12 - провод или оптоволоконный кабель торпеды; 13 -область действия системы обнаружения торпеды; 14 - подрыв торпеды у корпуса морской цели и ее поражение.

Сущность способа заключается в следующем. На летательном аппарате (1) обнаруживают (2) надводную морскую цель (3) радиолокатором (4), определяют ее координаты и параметры движения, готовят к пуску торпеду (5), вводят маршрутное задание в ее бортовую систему управления и сбрасывают в воду. Для дистанционного управления торпедой (телеуправления) вместе с торпедой сбрасывают прикрепленный к ее корпусу радиогидроакустический буй (6). Тормозят торпеду и РГАБ с помощью парашюта (7) и уменьшают силу удара о воду. После приводнения отделяют от торпеды РГАБ (6), а торпеду направляют на цель по установленной перед пуском в ее бортовую систему управления траектории (8). РГАБ (6) приводят в рабочее положение, при этом за счет поплавка (9) буй поднимают на поверхность, разворачивают радиоантенну (10) и погружают в воду акустическую антенну с гидрофонами (11). В процессе движения торпеды (5) по траектории (8) с катушки, размещенной на торпеде, разматывают провод или оптоволоконный кабель (12), обеспечивая его целостность и связь между бортовой системой управления торпеды (5), радиогидроакустическим буем (6) и летательным аппаратом (1). Для дистанционного управления торпедой на летательном аппарате контролируют с помощью радиолокатора (4) местоположение цели (3), а также с помощью РГАБ (6) и его акустической антенны с гидрофонами (11) осуществляют контроль движения торпеды (5). С помощью кабельной (проводной) линии связи РГАБ с бортовой системой управления торпеды и радиоканала на летательном аппарате получают от бортовой системы управления торпеды текущие траекторные данные. Эту же линию связи используют для передачи на торпеду команд управления. В заданной точке траектории включают бортовую систему обнаружения цели (13), после обнаружения цели осуществляют самонаведение торпеды на нее, сближают торпеду с целью вплотную на дальность срабатывания взрывателя и поражают цель (14). В случае сложной помеховой обстановки, обнаружения ложных целей и постановки морской целью средств гидроакустического подавления, управление торпедой осуществляют под контролем оператора.

На фиг. 2 изображена схема поражения летательным аппаратом подводной морской цели. Цифрами обозначены: 1 - летательный аппарат; 5 - торпеда; 6 - радиогидроакустический буй (РГАБ); 7 - парашют; 8 - траектория движения торпеды; 9 - поплавок РГАБ; 10 - радиоантенна РГАБ; 11 - акустическая антенна РГАБ с гидрофонами; 12 - провод или оптоволоконный кабель торпеды; 13 - область действия системы обнаружения торпеды; 14 - подрыв торпеды у корпуса морской цели и ее поражение; 15 - выносной источник информации (РГАБ); 16 - акустическая система выносного источника информации; 17 - обнаружение подводной морской цели выносным источником информации; 18 - морская цель подводная; 19 - радиоантенна выносного источника информации; 20 - взрывной источник звука (ВИЗ); 21 - подрыв ВИЗ; 22 - звуковая волна от ВИЗ; 23 - обнаружение акустической антенной РГАБ звуковой волны ВИЗ, отраженной от корпуса подводной цели

Сущность способа заключается в следующем. На летательном аппарате (1) получают информацию об обнаруженной подводной морской цели (18) от выносного источника информации (15), например, от РГАБ, после чего готовят к пуску торпеду (5), вводят в нее маршрутное задание и сбрасывают в воду. Для обеспечения телеуправления вместе с торпедой сбрасывают прикрепленный к ее корпусу радиогидроакустический буй (6), тормозят с помощью парашюта (7), после приводнения отделяют РГАБ (6) от торпеды и направляют торпеду по траектории (8) в соответствии с установленным перед пуском в ее бортовую систему управления маршрутным заданием. Радиогидроакустический буй (6) приводят в рабочее положение, поднимают его на поверхность, разворачивают радиоантенну (10) и погружают в воду акустическую антенну с гидрофонами (11). В процессе движения торпеды (5) разматывают провод или оптоволоконный кабель (12) с катушки, размещенной на торпеде, и обеспечивают связь бортовой системы управления торпеды (5) с радиогидроакустическим буем (6) и летательным аппаратом (1), контролируют местоположение цели (18) выносным источником информации (15), а торпеды (5) - радиогидроакустическим буем (6). С помощью кабельной (проводной) линии связи между РГАБ и бортовой системой управления торпеды и радиоканала получают на летательном аппарате траекторные данные от бортовой системы управления торпеды, а также передают на торпеду команды управления. В заданной точке траектории включают бортовую систему обнаружения цели (13), обнаруживают цель и осуществляют самонаведение торпеды на нее, сближают торпеду с целью вплотную на дальность срабатывания взрывателя и поражают цель (14). В случае сложной помеховой обстановки, обнаружения ложных целей и постановки морской целью средств гидроакустического подавления, управление торпедой осуществляют под контролем оператора. При необходимости в качестве дополнительного источника информации для контроля местоположения морской цели с летательного аппарата сбрасывают взрывной источник звука (ВИЗ) (20), подрывают его (21), воздействуют на корпус подводной цели звуковой волной (22), а отраженный сигнал (23) принимают выносным источником информации (15), акустической системой РГАБ (6) и уточняют координаты цели.

Техническим результатом изобретения является обеспечение высокой эффективности наведения торпеды на морскую цель и ее поражения при активном гидроакустическом противодействии.

Источники информации

1. В.В. Сурнин, Ю.Н. Пелевин, В.Л. Чулков. Противолодочные средства иностранных флотов. М.: Воениздат, 1991. 128 с. С. 72.

2. Торпеда. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М.: Воениздат, 1989.511 с. С. 431.

3. А.В. Новиков. Противолодочное ракетное оружие. Теоретические основы. СПб.: ВМИ, 2007. 438 с. С. 173-175.

4. Радиогидроакустический буй. Военно-морской словарь / Гл. ред. В.Н. Чернавин. М: Воениздат, 1989. 511 с. С. 352.

Способ поражения морской цели летательным аппаратом с применением самонаводящейся торпеды, имеющей бортовые системы управления, обнаружения и самонаведения, заряд взрывчатого вещества, при котором получают информацию о цели, производят предстартовую подготовку торпеды, вводят в ее бортовую систему управления маршрутное задание, сбрасывают торпеду с летательного аппарата в воду и осуществляют ее движение к цели, включают бортовую систему обнаружения цели, обнаруживают цель и выполняют самонаведение на нее, сближают торпеду с целью вплотную, подрывают заряд взрывчатого вещества и поражают цель, отличающийся тем, что дополнительно управление торпедой на траектории осуществляют с участием оператора в режиме телеуправления, для чего торпеду комплектуют радиогидроакустическим буем и проводным или оптоволоконным кабелем, с помощью которого соединяют радиогидроакустический буй с бортовой системой управления торпеды, после приводнения торпеды радиогидроакустический буй отделяют от нее и поднимают на поверхность, а торпеду направляют к цели по заданному маршруту, целостность провода или кабеля обеспечивают за счет наматывания его на катушку, которую размещают на торпеде, а по мере движения торпеды провод или кабель разматывают с нее, движение торпеды на траектории контролируют с помощью радиогидроакустического буя, а также по расчетным данным бортовой системы управления, передаваемым с нее на летательный аппарат через радиогидроакустический буй, положение надводной морской цели контролируют радиотехническими средствами наблюдения летательного аппарата, а подводной - с помощью внешних источников информации, радиогидроакустического буя торпеды или применяемых летательным аппаратом средств подводного наблюдения, например, радиогидроакустических буев и взрывных источников звука, команды управления на торпеду передают через радиоантенну радиогидроакустического буя и проводную или кабельную линию связи радиогидроакустического буя с бортовой системой управления торпеды, с обнаружением морской цели системой обнаружения торпеды осуществляют ее классификацию, а в случае сложной помеховой обстановки и обнаружения ложных целей и постановки морской целью средств гидроакустического подавления, управление торпедой осуществляют под контролем оператора.



 

Похожие патенты:

Техническим результатом предлагаемого изобретения является уменьшение габаритных размеров мобильной радиолокационной станции с сокращением ее веса. Предложена мобильная радиолокационная станция, содержащая комбинацию из антенных секций, каждая из которых включает активную волноводно-щелевую антенную решетку; распределенный усилитель мощности; межсекционную волноводно-распределительную систему, работающую на прием и передачу; блок несущей частоты; блок формирования и обработки сигналов; узел сопряжения и преобразования; предварительный усилитель мощности, отличающаяся тем, что антенная решетка представляет собой каскадируемую активную фазированную щелевую антенную решетку и включает: множество резонансных волноводно-щелевых излучателей, множество модулей управления фазой с циркулятором, причем каждый модуль управления фазой имеет входной канал приема сигналов и входной канал передачи сигналов, волноводно-распределительную систему, причем входные каналы приема сигналов объединены при помощи волноводно-распределительной системы, распределенный усилитель мощности, множество узлов хранения кодов управления фазой с записанными в них фазовыми распределениями для каждого положения луча, причем к каждому входному каналу передачи сигналов присоединены усилители мощности.

Предлагаемое изобретение относится к области подводной навигации, а именно к определению местоположения автономного донного подводного объекта посредством гидроакустической навигационной системы, и может быть использовано в системах гидроакустического мониторинга различного назначения, интегрированных системах подводного наблюдения, позиционных сетецентрических системах для гидроакустического поиска с надводного поискового судна подводных объектов, находящихся на дне известной морской акватории в спящем режиме после выполнения соответствующей миссии.

Настоящее изобретение относится к области гидролокации и предназначено для повышения достоверности отображения гидролокационной информации оператору. Способ содержит излучение зондирующего сигнала, прием эхосигнала статическим веером характеристик направленности, многоканальную цифровую обработку набора последовательных временных реализаций по последовательным пространственным каналам, определение коэффициента корреляции (КК) между последовательными временными интервалами, выбор последовательных временных интервалов между пространственными каналами с коэффициентом корреляции больше 0,5, определение амплитуд временных отсчетов выбранных временных интервалов, выбор максимальных амплитуду во временных интервалах с коэффициентом корреляции больше 0,5, идентификации интервалов с КК>05 по общему времени обнаружения, среднее значение амплитуд Аср определяет амплитуду порога Апор, определяют временные интервалы, имеющие одинаковое время, из них определяют временные интервалы, принадлежащие соседним пространственным каналам, формируют отображение выбранных временных интервалов в координатах дальность - пространственный канал (курсовой угол), смещают и поворачивают полученную поверхность по шкале дальности на угол Q и по шкале курсового угла на угол G, формируют объемное отображение выбранных временных интервалов, где по каждому пространственному каналу выводят амплитуду эхосигнала и отображают зеленым цветом амплитуду помехи Апор и красным цветом амплитуду сигнала, превышающего Апор, яркость тем больше, чем больше амплитуда эхосигнала, при этом амплитуда эхосигнала отображается в логарифмическом масштабе с сохранением исходного цвета.

Изобретение относится к области гидроакустики, а именно к способам и устройствам обнаружения морских целей по их шумоизлучению, а точнее к способам определения координат целей с использованием интерференционных максимумов в автокорреляционной функции шума цели.
Изобретение относится к рыбной промышленности. Автономный программно-аппаратный комплекс для фиксирования и оценки пространственного распределения биомассы рыб, состоящий из нескольких плавучих измерительных станций (ИС), каждая из которых оборудована эхолотом, стационарно расположенных (заякоренных) на контролируемой акватории, и базовой станции (БС), расположенной на берегу, объединенных по радиоканалу в единую сеть, по которой результаты измерений поступают от ИС, которые имеют функцию ретрансляторов, к БС, где сохраняются в локальной или удаленной базе данных, на основе данных из которой автоматически генерируется анимированная карта, визуально отображающая пространственно-временную динамику распределения биомассы рыб на контролируемой акватории.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано при проектировании и разработке систем активной гидролокации, для получения более полной информации о пространственном положении обнаруженных объектов в одном цикле «излучение - прием».

Изобретение относится к радиоэлектронике и касается принципов построения системы обработки гидроакустической или радиолокационной информации в части автоматического сопровождения подвижной цели.

Изобретение относится к гидроакустике, а именно к устройствам регистрации акустических сигналов, и может быть использовано для обнаружения, определения местонахождения и классификации движущихся подводных объектов.

Использование: для ультразвукового измерения расстояния. Сущность изобретения заключается в том, что малоразмерный ультразвуковой измеритель расстояния состоит из микроконтроллера, аналогово-цифрового преобразователя, двух полосовых фильтров, блока временной автоматической регулировки усиления, цифро-аналогового преобразователя, управляемого источника напряжения, драйвера усилителя мощности, входного усилителя, усилителя мощности, коммутатора приема-передачи, стабилизатора питания, интерфейса приема-передачи и акустического датчика, выходы микроконтроллера соединены с входами цифро-аналогового преобразователя, управляемого источника напряжения, драйвера усилителя мощности и интерфейса приема-передачи, выходы управляемого источника напряжения и драйвера усилителя мощности соединены с входами усилителя мощности, выход усилителя мощности соединен с входом коммутатора приема-передачи, выходы коммутатора соединены с входами входного усилителя и акустического датчика, выход акустического датчика соединен с входом коммутатора приема-передачи, выход входного усилителя соединен с входом первого полосового фильтра, выходы первого полосового фильтра и цифро-аналогового преобразователя соединены с входами блока временной автоматической регулировки усиления, выход блока временной автоматической регулировки усиления соединен с входом второго полосового фильтра, выход второго полосового фильтра соединен с входом аналогово-цифрового преобразователя, выход аналогово-цифрового преобразователя соединен с входом микроконтроллера, причем в качестве зондирующего импульса использован сигнал с линейно-частотной модуляцией, все функциональные блоки измерителя расположены в едином корпусе, а работа измерителя происходит согласно заложенному в него алгоритму без участия оператора.

Изобретение относится к области гидроакустики и может быть использовано в активных гидроакустических системах (гидролокаторах) при поиске и распознавании подводных объектов, слежения за рельефом дна, для навигационного обеспечения плавания подводных аппаратов в сложных условиях.

Изобретение относится к торпедам. Облегченная миниатюрная торпеда (12) содержит контактный и крепежный узел (22), который выполнен с возможностью удержания торпеды (12) по отношению к корпусу корабля в ответ на контакт с этим корпусом корабля, камеру (24), функционально соединенную с контактным и крепежным узлом (22) и содержащую по меньшей мере один воспламеняющийся элемент (132), который выполнен с возможностью перемещения в камере (24), и приводной механизм (128), который выполнен с возможностью перемещения указанного по меньшей мере одного воспламеняющегося элемента (132) из камеры (24) по направлению к корпусу корабля в ответ на прикрепление указанного устройства контактным и крепежным узлом (22) к корпусу корабля, и узел (74) зажигания, соединенный с контактным и крепежным узлом (22) и выполненный с возможностью зажигания указанного по меньшей мере одного воспламеняющегося элемента (132) по мере перемещения указанного по меньшей мере одного воспламеняющегося элемента (132) по направлению к корпусу корабля.
Наверх