Асфальтобетон

Изобретение относится к дорожным строительным материалам, в частности к горячим мелкозернистым смесям, и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве покрытий и оснований автомобильных дорог предприятий в I-III климатических зонах, характеризующихся холодным и влажным климатом. Технический результат – расширение арсенала средств дорожно-строительных материалов. Асфальтобетон, содержащий отработанную формовочную смесь, используемую для получения литьевых форм при производстве стальных деталей, минеральный порошок для асфальтобетонных смесей и битум, дополнительно содержит отсев дробления карьера «Белый камень» при следующем соотношении компонентов, мас. %: отсев дробления карьера «Белый камень» 70-80, отработанная формовочная смесь 17-25, указанный минеральный порошок 3-5, битум (сверх 100% минеральной части) 5-6,3. 1 табл.

 

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам, в частности к горячим песчаным мелкозернистым асфальтобетонным смесям, и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве для устройства покрытий и оснований, автомобильных дорог промышленных предприятий в I-III климатических зонах, характеризующихся холодным и влажным климатом.

Известна асфальтобетонная смесь (Авторское свидетельство СССР №1574570, кл. С04В 26/26, 1990) включающая, мас. %: карбонатный минеральный порошок 4,0-6,0; силикатосодержащий отход регенерации отработанных формовочных смесей металлургических заводов 2,0-3,0; битум 6,0-7,0; песок остальное.

Недостатком известной смеси является использование регенерированных формовочных смесей металлургических отходов - твердых песчано-глинистых смесей, в которых глинистые частицы, как известно, способствуют снижению водоустойчивости асфальтобетонов.

Известна асфальтобетонная смесь (авторское свидетельство SU №1248986, МПК С04В 26/26, С04В 18/12, опубл. 07.08.1986), включающая, мас. %: битум 6,3-8,3; активированный жирными кислотами минеральный порошок 2,0-16,0; минеральный наполнитель (песок) - остальное; причем указанная асфальтобетонная смесь в качестве активированного минерального порошка содержит 98,6-99,8 мас. % отходов хвостов флотации первой стадии мокрой магнитной сепарации руды с содержанием магнетита 2-6 мас. % и 0,2-1,4 мас. % активирующего материала в виде отходов производства себациновой кислоты. Асфальтобетон, изготовленный на основе такой асфальтобетонной смеси, имеет повышенные коэффициенты трещиностойкости и водостойкости (0,91-1,00), высокую прочность при сжатии.

Недостатком известной асфальтобетонной смеси является необходимость применения активирующего материала для минерального порошка, что ведет к удорожанию получаемых смесей.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является асфальтобетон типа Б марки I (патент RU №2697468), содержащий щебень, песок, минеральный порошок, битум, отработанную формовочную смесь, используемую для получения литьевых форм при производстве стальных деталей при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Щебень фракции от 5 до 20 мм 46-50
Отработанная формовочная смесь 5-20
Песок из отсева дробления щебня 29-42
Минеральный порошок 3-5
Битум (сверх минеральной части) 5-5,3

Данный состав принят в качестве прототипа.

Признаками прототипа, совпадающими с существенными признаками заявляемого изобретения, являются - отработанная формовочная смесь, используемая для получения литьевых форм при производстве стальных деталей, минеральный порошок и битум.

Недостатком известного асфальтобетона, взятого за прототип, является многокомпонентность состава, что ведет к удорожанию получаемых смесей.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является получение недорогого асфальтобетона из недефицитного сырья, с соответствующими нормативным документам эксплуатационными характеристиками и физико-механическими свойствами: плотностью и прочностью материала, пористостью минерального состава, расширение арсенала средств дорожно-строительных материалов.

Поставленная задача была решена за счет того, что известный асфальтобетон, содержащий отработанную формовочную смесь, используемую для получения литьевых форм при производстве стальных деталей, минеральный порошок и битум, согласно изобретению дополнительно содержит отсев дробления карьера «Белый камень» при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Отсев дробления карьера «Белый камень» 70-80
Отработанная формовочная смесь 17-25
Минеральный порошок 3-5
Битум (сверх 100% минеральной части) 5-6,3

Отличительными признаками предлагаемого изобретения от заявляемого по прототипу являются: содержание в нем отсева дробления карьера «Белый камень» количественное соотношение используемых ингредиентов, мас. %: отсев дробления карьера «Белый камень» - 70-80; отработанная формовочная смесь - 17-25; минеральный порошок - 3-5; битум (сверх 100% МЧ) - 5-6,3.

Введение в состав смеси отсева дробления карьера «Белый камень» и использование повышенного содержания отработанной формовочной смеси позволяет удешевить стоимость асфальтобетона и обеспечить соответствие асфальтобетона требованиям нормативных документов по эксплуатационным характеристикам и физико-механическим свойствам. При этом будет расширен арсенал средств дорожно-строительных материалов.

Для приготовления асфальтобетона используют следующие ингредиенты:

1. Отсев дробления карьера «Белый камень» Пермский край фракция от 0 до 5 мм в соответствии с ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ. Методы испытаний».

2. Отработанная формовочная смесь (ПЕСОК ФГ по ТУ 08.12.13-001-07533604-2018) - техногенный материал сталелитейного производства, представляет собой сыпучий мелкий песок темно-коричневого цвета, без образования конгломератов при длительном его хранении. Модуль крупности отработанной формовочной смеси Мк=1,25, полный остаток на сите №0,63=1,3%, что соответствует песку очень мелкому с процентным содержанием до 10 по требованию ГОСТ 8735-2014 «Песок для строительных работ. Методы испытаний». Истинная плотность отработанной формовочной смеси 2,70 г/см3. Отработанная формовочная смесь отвечает требованиям ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия».

3. Минеральный порошок неактивированный в соответствии ГОСТ 52129-2003 «Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия». Истинная плотность неактивированного минерального порошка 2,69 г/см3. Средняя плотность 2,15 г/см, пористость 20%, набухание 0,32%.

4. Битум (сверх 100% МЧ) соответствует требованиям ГОСТ 22245-90 «Битумы нефтяные дорожные. Технические условия». Глубина проникания иглы 0,1 мм при 25°С - 85.

Получение предлагаемой недорогой асфальтобетонной смеси обеспечено введением в состав смеси отсева дробления карьера «Белый камень» и повышенным содержанием в заявляемом составе отработанной формовочной смеси.

Для производства асфальтобетонной смеси не требуется изменять технологию его приготовления на асфальтобетонном предприятии.

Асфальтобетон готовят следующим образом.

Отработанную формовочную смесь с размерами частиц от 0,1 до 0,63 мм для обеспечения лучшего распределения в составе асфальтобетонной смеси тщательно перемешивают с минеральным материалом - отсевом дробления карьера «Белый камень», после чего смесь нагревают до температуры 165-175°С. После нагрева до необходимой температуры к смеси добавляют минеральный порошок, после чего вводят битум и перемешивают полученную смесь в течение 3 минут в мешалке принудительного типа при температуре 150°С.

Способ введения отработанной формовочной смеси, в асфальтобетонную смесь посредством предварительного смешивания вместе с минеральными материалами исходной асфальтобетонной смеси не требует изменения технологических параметров приготовления асфальтобетонной смеси - температуры приготовления, времени перемешивания и т.п., что является большим преимуществом.

По описанному способу в лабораторных условиях были приготовлены различные составы асфальтобетонной смеси. Из приготовленной смеси на прессе под давлением были сформованы асфальтобетонные образцы. Образцы испытывали на соответствие требованиям ГОСТ 9128-2013 "Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия".

Составы смесей и результаты их испытаний приведены в таблице.

Таким образом, создана горячая песчаная мелкозернистая асфальтобетонная смесь с минеральным материалом из недорогого недефицитного техногенного материала, дополнительно содержащая отсев дробления, обладающая требуемыми прочностными характеристиками, и низкой стоимостью по сравнению с аналогичными традиционными асфальтобетонами, что позволяет расширить номенклатуру материалов используемых в дорожно-строительной отрасли, а также снизить негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов сталелитейного производства металлургических предприятий - отработанной формовочной смеси.

Асфальтобетон, содержащий отработанную формовочную смесь, используемую для получения литьевых форм при производстве стальных деталей, минеральный порошок для асфальтобетонных смесей и битум, отличающийся тем, что он дополнительно содержит отсев дробления карьера «Белый камень» при следующем соотношении ингредиентов, мас. %:

отсев дробления карьера «Белый камень» 70-80
отработанная формовочная смесь 17-25
указанный минеральный порошок 3-5
битум (сверх 100% минеральной части) 5-6,3



 

Похожие патенты:

Технологическая линия оборудования холодной переработки дорожного покрытия на месте с использованием асфальто-цементной смеси (АЦС) включает дорожную фрезерную машину, расходный резервуар для асфальто-цементной смеси, механизм для подачи и распыления асфальто-цементной смеси на материал дорожного покрытия, удаленный с дорожного полотна дорожной фрезерной машиной, насос для асфальто-цементной смеси для перекачивания асфальто-цементной смеси из расходного резервуара для асфальто-цементной смеси в контур перекачивания асфальто-цементной смеси и по нему к механизму распыления асфальто-цементной смеси.

Изобретение относится к дорожно-строительным материалам и может быть использовано в дорожном и аэродромном строительстве в I-III климатических зонах, характеризующихся холодным и влажным климатом.

Изобретение относится к области материалов для дорожного строительства, в частности к составам модифицированных асфальтобетонных смесей, и может быть использовано при строительстве и ремонте покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц, мостов и т.п.

Изобретение относится к производству щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей (ЩМАС), используемых для устройства верхних слоев покрытий автомобильных дорог и аэродромов.

Изобретение относится к использованию производного фосфата для промотирования адгезии между битумом и заполнителями в композиции асфальта. Кроме того, изобретение относится к композиции, содержащей битум и производное фосфата.

Изобретение относится к производству дорожно-строительных материалов, а именно к способам приготовления холодных органоминеральных смесей на основе минеральных наполнителей и органических вяжущих.

Изобретение относится к области строительного материаловедения, в частности к дорожному строительству, и может быть использовано при производстве ремонтных работ дорожных покрытий.
Изобретение относится к дорожному покрытию, содержащему асфальтовый композиционный материал, в состав которого входят окисленный продувкой воздухом в присутствии кислоты асфальт и полимер, содержащий эпоксигруппы, причем указанное дорожное покрытие представляет собой такое дорожное покрытие, которое часто подвергается воздействию масляных фракций нефти, а более конкретно - к дорожному покрытию, укладываемому на посадочных площадках летного поля аэродромов, на полосах автомобильных дорог, выделенных для движения автомобильного транспорта, и/или на проезжей части топливозаправочных станций, а также к способу приготовления такого асфальтового композиционного материала, к смеси, состоящей из наполнителя и асфальтового композиционного материала указанного типа.

Изобретение относится к области дорожно-строительных материалов, а именно к модифицирующим композициям для асфальтобетонных смесей при устройстве покрытий автомобильных дорог, мостов и путепроводов.
Наверх