Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта

Изобретение относится к созданию подводных транспортных средств и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование. Для определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта включают определение центра вращения подводного объекта, формирование трехмерной электронной модели подводного объекта и вокруг этой трехмерной электронной модели формируют внутреннюю вычислительную сетку. Внутреннюю вычислительную сетку выполняют с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью подводного объекта относительно внешней вычислительной сетки. В расчетной области, занятой внутренней и внешней вычислительными сетками, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта. При этом внутреннюю вычислительную сетку вокруг трехмерной электронной модели подводного объекта формируют сферической формы, с центром сферы, совпадающим с точкой вращения подводного объекта, последовательно задают угловые перемещения подводного объекта по углам атаки, дрейфа и крена. В результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки, дрейфа и крена, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта. Достигается повышение безопасности и точности управления подводным объектом. 3 ил.

 

Изобретение относится к управлению судами, в частности подводными транспортными средствами, предназначено для определения параметров устойчивости и управляемости подводного объекта и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование.

Известен способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, основанный на раздельном расчетном определении этих характеристик на голый корпус подводного объекта и оперение с последующим суммированием этих характеристик (см. Пантов Е.Н., Махин Н.Н., Шереметов Б.Б. Основы теории движения подводных аппаратов / Е.Н. Пантов. - Л.: Судостроение, 1973. - стр. 59-67).

Недостатком этого способа является лишь приближенный учет формы корпуса подводного объекта, что приводит к погрешностям.

Известны также экспериментальные способы определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, основанные на испытании физических моделей подводного объекта в водной или воздушной среде (см. Фирсов Г.А. Управляемость корабля / Г.А. Фирсов. - Л.: Издательство ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, 1954. стр. 60-67). При испытаниях поток обтекает неподвижно установленную физическую модель подводного объекта. Измерение сил и моментов, действующих на физическую модель в потоке производится с помощью специальных весов.

Недостатком этих способов является наличие погрешностей из-за масштабного эффекта, а также высокая стоимость производства физических моделей подводного объекта.

Известен также «Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля» (пат. RU №2690305, опубл. 31.05.2019, МПК: В63Н 25/00) - взятый за прототип, включающий определение центра вращения корабля, его угловой скорости, демпфирующих гидродинамических характеристик корабля, при этом формируют трехмерную электронную модель корабля, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют внутреннюю вычислительную сетку в виде сферического сегмента, внутренняя вычислительная сетка в виде сферического сегмента выполнена с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью относительно внешней вычислительной сетки. В расчетной области, занятой внутренней и внешней вычислительными сетками, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения корабля, при этом задают колебания трехмерной электронной модели по углу дрейфа, в результате определяют нестационарные гидродинамические воздействия на трехмерную электронную модель: компоненты гидродинамической силы и момента в связанной системе координат, анализируют их и определяют значения гидродинамических воздействий при углах дрейфа равных нулю, затем определяют демпфирующие гидродинамические характеристики корабля, а полученные демпфирующие гидродинамические характеристики используют при выполнении сложного маневра кораблем.

Недостатком этого способа является отсутствие возможности определения позиционных гидродинамических характеристик корабля, что приводит к погрешностям.

Задачей изобретения является повышение безопасности управления подводным объектом при выполнении им сложного маневрирования за счет повышения точности прогнозирования его движения по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, что снижает погрешность в определении диаметра циркуляции подводного объекта при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Поставленная задача достигается тем, что предлагаемый способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта включает определение центра вращения подводного объекта, формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют внутреннюю вычислительную сетку, внутреннюю вычислительную сетку выполняют с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью подводного объекта относительно внешней вычислительной сетки. В расчетной области, занятой внутренней и внешней вычислительными сетками, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта, при этом в отличие от прототипа внутреннюю вычислительную сетку вокруг трехмерной электронной модели подводного объекта формируют сферической формы, с центром сферы, совпадающим с точкой вращения подводного объекта. При этом последовательно задают угловые перемещения подводного объекта по углам атаки α, дрейфа β и крена θ. В результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α, дрейфа β и крена θ, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта по соотношениям:

сх(α,β,θ)=ƒ(Fx(α,β,θ)); mx(α,β,θ)=ƒ(Mx(α,β,θ));

су(α,β,θ)=ƒ(Fy(α,β,θ)); my(α,β,θ)=ƒ(My(α,β,θ));

cz(α,β,θ)=ƒ(Fz(α,β,θ)); mz(α,β,θ)=ƒ(Mz(α,β,θ)), здесь

сх - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

Fx - компонента позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

mx - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

Мх - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

су - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OY;

Fy - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OY;

my - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

Му -компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

cz - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

Fz - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

mz - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ;

Mz -компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ, затем эти позиционные гидродинамические характеристики используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного объекта в условиях сложного маневрирования.

Существенность отличий предлагаемого способа от прототипа определяется следующим. Последовательное выполнение операций, направленных на формирование внутренней сферической вычислительной сетки с центром сферы, совпадающим с точкой вращения подводного объекта, с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью подводного объекта относительно внешней вычислительной сетки позволяет задавать угловые перемещения подводного объекта по углам атаки α, дрейфа β и крена θ в потоке и, тем самым:

- повысить точность прогнозирования движения подводного объекта по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта,

- снизить погрешность в определении диаметра циркуляции подводного объекта при маневрировании.

Таким образом, совокупность указанных существенных признаков позволяет обеспечить достижение нового технического результата, а именно:

- повысить безопасность управления подводным объектом при выполнении им сложного маневрирования;

- повысить точность управления подводным объектом.

Сущность способа определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - схема, отражающая задание угловых перемещений подводного объекта по углу атаки;

на фиг. 2 - схема, отражающая задание угловых перемещений подводного объекта по углу дрейфа;

на фиг. 3 - схема, отражающая задание угловых перемещений подводного объекта по углу крена.

Для определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта около его трехмерной электронной модели 1 формируют внутреннюю сферическую вычислительную сетку 2 с центром сферы, совпадающим с точкой вращения трехмерной электронной модели подводного объекта. Внутреннюю сферическую вычислительную сетку 2 выполняют с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью подводного объекта 1 относительно внешней вычислительной сетки 3. В расчетной области, сформированной внутренней и внешней вычислительными сетками, определяют распределение полей скоростей и давлений потока. Скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта. Вводят поточную систему координат с началом в точке вращения подводного объекта (точка О). Ось ОХ направлена параллельно вектору скорости набегающего потока в нос, OY - вверх, OZ - на правый борт. При этом последовательно задают угловые перемещения подводного объекта по углам атаки α, дрейфа β и крена θ. В результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α, дрейфа β и крена θ, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта по соотношениям:

сх(α,β,θ)=ƒ(Fx(α,β,θ)); mx(α,β,θ)=ƒ(Mx(α,β,θ));

су(α,β,θ)=ƒ(Fy(α,β,θ)); my(α,β,θ)=ƒ(My(α,β,θ));

cz(α,β,θ)=ƒ(Fz(α,β,θ)); mz(α,β,θ)=ƒ(Mz(α,β,θ))

здесь

сх - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

Fx - компонента позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

mx - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

Мх - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

су - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OY;

Fy - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OY;

my - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

Му -компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

cz - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

Fz - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

mz - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ;

Mz -компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ.

Полученные позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного объекта в условиях сложного маневрирования.

Заявителем были проведены исследования рассматриваемого технического решения «Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта», направленные на повышение безопасности управления судном, где в качестве объекта моделирования выбрано подводное транспортное средство, обладающее определенными гидродинамическими характеристиками.

Анализ полученных данных показал, что снижается погрешность в определении диаметра циркуляции подводного объекта при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Точность управления подводным объектом увеличивается за счет учета стационарных гидродинамических воздействий, возникающих при угловых перемещениях подводного объекта в потоке.

Таким образом, технический результат изобретения заключается в повышении безопасности управления подводным объектом при выполнении им сложного маневрирования, а также в повышении точности управления подводным объектом.

Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, включающий определение центра вращения подводного объекта, формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют внутреннюю вычислительную сетку, внутреннюю вычислительную сетку выполняют с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью подводного объекта относительно внешней вычислительной сетки, в расчетной области, занятой внутренней и внешней вычислительными сетками, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта, отличающийся тем, что внутреннюю вычислительную сетку вокруг трехмерной электронной модели подводного объекта формируют сферической формы, с центром сферы, совпадающим с точкой вращения подводного объекта, при этом последовательно задают угловые перемещения подводного объекта по углам атаки α, дрейфа β и крена θ, в результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α, дрейфа β и крена θ, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта по соотношениям:

cx(α,β,θ)=ƒ(Fx(α,β,θ)); mx(α,β,θ)=ƒ(Mx(α,β,θ));

cy(α,β,θ)=ƒ(Fy(α,β,θ)); my(α,β,θ)=ƒ(My(α,β,θ));

cz(α,β,θ)=ƒ(Fz(α,β,θ)); mz (α,β,θ)=ƒ(Mz (α,β,θ)),

здесь

сх - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

Fx - компонента позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

mx - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

Мх - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

су - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OY;

Fy - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OY;

my - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

Му - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

cz - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

Fz - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

mz - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ;

Mz - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ, затем эти позиционные гидродинамические характеристики используют при выполнении сложного маневра подводным объектом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судовождения, а именно, к способам и системам генерации линии предварительной прокладки с использованием систем искусственного интеллекта, и может быть использовано для повышения безопасности плавания в концепции Е-навигации.

Изобретение относится к управлению судами и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование.

Группа изобретений относится к области судостроения, в частности к способам автоматизированного управления движением судна на морском волнении с целью снижения килевой и бортовой качки до требуемых значений (по использованию специальной техники, а также технических средств судна) и системам информационной поддержки при прокладке оптимального курса и выбора оптимальной скорости хода при управлении движением судна (корабля).

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления швартующимся судном при выполнении им швартовной операции к борту судна партнёра по величине поперечных смещений двух точек от текущего положения траектории сближения при выполнении им швартовной операции к судну партнёра.

Изобретение относится к водному транспорту и касается управления движением судна по величине поперечных смещений его носовой и кормовой точек от текущего положения линии пути при выполнении им движения по заданной траектории.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в системе управления курсом судна. Устройство аварийного торможения судна с помощью руля состоит из блока управления курсом (БУК), блока навигации (БН), блока управления режимами работы главного двигателя (БУГД), блока аварийного управления рулем (БАУР), блока аварийного управления главным двигателем (БАУГД) и блока изменения курса и скорости (БИКС) судна.

Изобретение относится к управлению автономными подводными аппаратами и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных аппаратов, выполняющих сложное маневрирование.

Изобретение относится к водному транспорту и может быть использовано для прогнозирования траекторий движения корабля, выполняющего сложное маневрирование. Способ определения демпфирующих гидродинамических характеристик корабля заключается в том, что формируют его трехмерную электронную модель, при этом часть корпуса корабля, расположенную выше ватерлинии, отсекают.

Изобретение относится к области сбора геофизических данных. Для управления сменой ведущего судна в системе сейсморазведки с несколькими судами, содержащей ведущее судно M и по меньшей мере одно ведомое судно во время по меньшей мере части операции в составе нескольких судов выполняют: этап выбора нового ведущего судна М' из по меньшей мере одного ведомого судна, инициируемый по меньшей мере одним заданным событием, и этап передачи упомянутому по меньшей мере одному ведомому судну по меньшей мере одной части информации, относящейся к смене ведущего судна с ведущего судна М, называемого старым ведущим судном, на новое ведущее судно М'.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для обеспечения движения и маневрирования по азимуту и глубине подводных аппаратов, автономных подводных самоходных аппаратов, планеров-глайдеров при океанологических и гидроакустических исследованиях водных акваторий.
Наверх