Комплекс спасательный универсальный для подводной лодки с обеспечением гарантированной посадки личного состава в спасательные плоты

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках при выполнении спасательных операций. Комплекс спасательный универсальный для подводной лодки, находящейся в надводном положении, включает в себя размещенные на подводной лодке спасательные плоты. В составе комплекса имеется устройство эвакуации, обеспечивающее гарантированную посадку членов экипажа аварийной подводной лодки в спасательные плоты. Устройство эвакуации состоит из закрепляемых к подводной лодке устройства канатно-спускового и «перильного» троса, являющегося направляющим элементом и гарантирующего попадание на плот спасаемых членов экипажа с аварийной подводной лодки. Достигается гарантированная посадка экипажа аварийных подводных лодок в спасательные плоты. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области подводной техники и может быть использовано на подводных лодках (ПЛ) при выполнении спасательных операций.

Известна конструкция комплекса спасательного универсального надводного (КСУ-Н) по патенту РФ №2436704 (МПК В63С 9/22, B63G 8/00, В63С 9/02, заявка №2010103696, дата подачи 03.02.2010), которая предназначена для спасения личного состава аварийной ПЛ, находящейся в надводном положении. Комплекс спасательный универсальный надводный состоит из герметичных контейнеров с размещенными в них плотами. Контейнеры оборудованы передними крышками с приводами для их открывания. Они размещены в ограждении подъемно-мачтового устройства ПЛ. Выпуск плотов осуществляется с помощью устройства выпуска плота, работающего от системы сжатого воздуха ПЛ. При этом плоты в исходном для посадки положении находятся на боковой наклонной поверхности корпуса ПЛ.

Однако спуск плота на воду известного технического решения осуществляется после посадки в него членов экипажа ПЛ, что приводит к большим нагрузкам на плот в месте закрепления карабина одерживающего устройства, что не в полной мере гарантирует надежность и безопасность эвакуации людей с использованием спасательных плотов в морских условиях при волнении моря свыше 1,5 баллов.

Известные на сегодня решения обеспечения эвакуации людей с надводных судов: авторское свидетельство СССР №1594062 (МПК В63В 27/14, заявка №4409080, дата подачи 13.04.1988), патент US №4684079 (МПК B64D 25/14, B64D 25/00, заявка US №19850809088, дата подачи 13.12.1985) невозможно использовать с ПЛ по условиям их размещения и хранения при внешнем воздействии гидростатического давления.

Техническим результатом заявляемого изобретения является создание комплекса спасательного универсального (КСУ), обеспечивающего гарантированную посадку в морских условиях личного состава экипажей аварийных ПЛ в спасательные плоты.

Актуальность изобретения подтверждается тем, что вопросы обеспечения гарантированной посадки личного состава аварийной ПЛ в плоты в морских условиях до настоящего время не решены.

Указанный технический результат достигается тем, что комплекс спасательный универсальный для подводной лодки, находящейся в надводном положении включает размещенные на подводной лодке спасательные плоты. Он обеспечивает посадку в плоты спасаемых членов экипажа при проведении эвакуационных операций. В составе комплекса имеется устройство эвакуации, обеспечивающее гарантированную посадку членов экипажа аварийной подводной лодки в спасательные плоты.

Устройство эвакуации состоит из закрепляемых к подводной лодке устройства канатно-спускового и «перильного» троса. «Перильный» трос является направляющим элементом, закрепляемым вторым концом у входа в спасательный плот, и гарантирует попадание на плот спасаемых членов экипажа с аварийной подводной лодки. На концах троса устройства канатно-спускового сформированы петли и в них заведены оттяжки, прикрепляемые при спуске к «перильному» тросу.

При этом количество устройств эвакуации соответствует количеству плотов комплекса, размещенных на подводной лодке. «Перильный трос» оборудован карабином и зажимом, позволяющим осуществить его натяжение перед спуском спасаемых с аварийной подводной лодки.

Кроме того, устройство канатно-спусковое и «перильный трос» устройства эвакуации с помощью карабинов закрепляют на рымах, установленных на палубе подводной лодки.

Заявляемое изобретение поясняется на фиг. 1 и фиг. 2.

На чертеже (фиг. 1) приведены состав и конструкция УЭ.

На чертеже (фиг. 2) показана схема использования УЭ.

УЭ состоит из устройства канатно-спускового (УКС) и «перильного» троса. УКС является основным элементом УЭ и представляет собой доработанное устройство канатно-спусковое пожарное с автоматическим поддержанием заданной скорости спуска «Самоспас» по ТУ 4854-002-88345304-10 (далее - устройство «Самоспас»), которое используется при эвакуации людей с высотных зданий. Устройство «Самоспас» состоит из тормозного блока с тросом, на концах которого закреплены спасательные косынки. Данное устройство обеспечивает спуск спасаемого с заданной скоростью под действием собственного веса. При этом устройство работает по типу коромысла: когда спасаемый спускается вниз на одном конце троса, второй конец троса поднимается в исходное положение для спуска следующего человека.

УКС доработано в части демонтажа косынок устройства «Самоспас», обеспечения требуемой длины троса и формирования на его концах петель, к которым прикрепляются оттяжки. При этом длина троса УКС определяется высотой надводного борта ПЛ, с которой оно используется.

«Перильный» трос является направляющим элементом УЭ, который одним концом закрепляется на ПЛ, а второй конец закрепляется у входа внутрь спасательного плота, в который осуществляется эвакуация людей. «Перильный» трос оборудован карабином и зажимом, позволяющим осуществить его натяжение перед спуском людей.

На чертеже (фиг. 1) приведены состав и конструкция УЭ.

УЭ состоит из УКС 1 и «перильного» троса 2.

УКС 1 включает в свой состав тормозной блок 3 с заправленным тросом 5 устройства «Самоспас», на концах которого сформированы петли 6 и заведены оттяжки 7. Тормозной блок 3 оборудован карабином 4.

«Перильный» трос 2, оборудован карабином 8 и зажимом 9.

На чертеже (фиг. 2) показана схема использования устройства эвакуации 10, с помощью которого спасаемый 11 спускается с аварийной ПЛ в плот 12.

В условиях ПЛ комплекс КСУ, оборудованный УЭ, используется по схеме, предусматривающей последовательное выполнение следующих операций:

- выпуск плота с приведением его в рабочее состояние и его подтягивание (швартовку) к борту ПЛ с помощью одерживающего фала;

- закрепление на рымах, установленных на палубе ПЛ, с помощью карабинов УКС и «перильного» троса;

- сброс длинного конца УКС и «перильного» троса с палубы ПЛ в направлении пришвартованного плота;

- первый спускаемый член экипажа, одетый в гидротермокостюм спасательный (ГТКС), находясь на палубе, закрепляет карабин ГТКС к петле конца троса УКС и спускается в плот, одерживаемый (пришвартованный) у борта ПЛ.

- после попадания в плот он закрепляет второй конец «перильного» троса у входа в плот и выбирает его слабину с помощью зажима. Отцепляет карабин ГТКС от троса УКС;

- после спуска первого спасаемого второй конец УКС поднимаясь, оказывается в районе закрепления УЭ на палубе;

- второй спускаемый, закрепляет карабин ГТКС к концу троса УКС, заводит оттяжку за «перильный» трос и, используя его в качестве направляющей, спускается в плот;

- после завершения спуска и перехода в плот спасаемый отцепляет карабин ГТКС от УКС, а оттяжку - от «перильного» троса и размещается в плоту.

Расчетное количество членов экипажа, размещаемых в данном плоте, осуществляют поочередный спуск в него по схеме второго спускаемого.

При этом первый спустившийся обеспечивает страховку последующих спускающихся в части их попадания в район входа в плот и переход в него.

С аварийной ПЛ эвакуация осуществляется одновременно во все спущенные на воду плоты комплекса.

Таким образом заявляемый комплекс спасательный универсальный (КСУ) обеспечивает гарантированную посадку в морских условиях экипажей аварийных ПЛ в спасательные плоты.

1. Комплекс спасательный универсальный для подводной лодки, находящейся в надводном положении, включающий размещенные на подводной лодке спасательные плоты и обеспечивающий посадку в них спасаемых членов экипажа при проведении эвакуационных операций, отличающийся тем, что в его составе имеется устройство эвакуации, обеспечивающее гарантированную посадку членов экипажа аварийной подводной лодки в спасательные плоты, состоящее из закрепляемых к подводной лодке устройства канатно-спускового и «перильного» троса, являющегося направляющим элементом, закрепляемого вторым концом у входа в спасательный плот, и гарантирующего попадание на плот спасаемых членов экипажа с аварийной подводной лодки, причем на концах троса устройства канатно-спускового сформированы петли и в них заведены оттяжки, прикрепляемые при спуске к «перильному» тросу.

2. Комплекс спасательный универсальный по п.1, отличающийся тем, что количество устройств эвакуации соответствует количеству плотов комплекса, размещенных на подводной лодке.

3. Комплекс спасательный универсальный по п.1, отличающийся тем, что «перильный трос» оборудован карабином и зажимом, позволяющим осуществить его натяжение перед спуском спасаемых с аварийной подводной лодки.

4. Комплекс спасательный универсальный по п.1, отличающийся тем, что устройство канатно-спусковое и «перильный трос» устройства эвакуации с помощью карабинов закрепляют на рымах, установленных на палубе подводной лодки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к необитаемым подводным аппаратам. Подруливающее устройство автономного необитаемого подводного аппарата включает сквозные вертикальный и горизонтальный водоводы в виде тоннелей, расположенных в поперечной плоскости подводного аппарата, и гребной винт с электродвигателем для его привода.

Изобретение относится к области подводно-технических работ, связанных с необходимостью стабилизации пространственного положения и удержания подводного аппарата вблизи или непосредственно на затонувшем объекте для выполнения последующих рабочих или спасательных операций.

Изобретение относится к судостроению, конкретно к необитаемым подводным аппаратам (планерам-глайдерам) для исследования водных акваторий. Необитаемый подводный аппарат для глубоководных погружений включает систему управления плавучестью, разделенную на два независимо работающих исполнительных тракта, расположенных симметрично относительно диаметральной плоскости необитаемого подводного аппарата для глубоководных погружений.

Изобретение относится к области подводного кораблестроения, а именно к устройствам, предназначенным для выпуска и приёма подводных объектов различного назначения.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к автономным необитаемым подводным самоходным аппаратам (планерам - глайдерам) для исследования водных акваторий.

Изобретение относится к морской технике и служит для ее использования в открытом море в ледовых условиях. Предложены самоходный подводный аппарат (СПА) и способ его подъема из-подо льда.

Изобретение относится к подводному судостроению, а именно к применению модульного принципа проектирования несущей корпусной конструкции, к компоновке автономных необитаемых подводных аппаратов (АНПА).

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом во время движения судна 2 из его корпуса выдвигают жесткие, водонепроницаемые горизонтальные пластины 4, вызывая уменьшение глубины воды подо льдом.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: под ледяным покровом кильватерным строем на безопасном заглублении и расстоянии друг от друга перемещают два подводных судна с резонансной скоростью.

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: подводное судно 2 начинают перемещать подо льдом 1 на безопасной глубине с резонансной скоростью, возбуждая изгибно-гравитационные волны 3, при этом над судном 2 формируют горизонтальный поток 4, что вызовет уменьшение глубины воды подо льдом 1 и увеличение амплитуды указанных волн.

Изобретение относится к спасательным средствам на подводных лодках. .
Наверх