Способ гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при создании гирокомпасов аналитического типа. Способ гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости заключается в том, что после начальной выставки оси чувствительности датчика угловой скорости в плоскость местного горизонта осуществляют последовательный дискретный поворот оси чувствительности датчика угловой скорости на заданные углы, после чего осуществляют попарное вычитание сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности датчика угловой скорости, после расчета которых определяют отношения полученных соседних разностей, а также точные отношения соседних точных разностей, из массива которых методом перебора осуществляется выбор (n-2) последовательных значений точных отношений, максимально совпадающих по заданному критерию совпадения с рядом соответствующих (n-2) значений отношений разностей сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности датчика угловой скорости, которые используют при определении угла относительно плоскости местного меридиана. Технический результат изобретения заключается в повышении точности определения направления местного меридиана.

 

Изобретение относится к области точного приборостроения и может быть использовано при создании гирокомпасов аналитического типа.

Известны способы гирокомпасирования с использованием датчика угловой скорости (ДУС).

В частности, известен способ алгоритмической компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости [RU 2194948, C1, G01C 21/00, 20.12.2002], включающий предварительную привязку измерительных осей гироскопа к осям, связанным с объектом, использование гироскопа в режиме обратной связи по току датчика момента, определение сигналов с эталонных сопротивлений датчика угловой скорости, согласование знаков изменения сигналов с эталонных сопротивлений гироскопа с направлением азимутального поворота его корпуса вокруг оси собственного вращения, определение коэффициентов модели дрейфа гироскопа, а в рабочем режиме нахождение широты местоположения объекта, углов наклона плоскости измерительных осей гироскопа по тангажу и крену, алгоритмическую компенсацию дрейфа гироскопа, аналитическое определение нескорректированного угла К истинного курса объекта, отличающийся тем, что предварительно устанавливают гироскоп в положение, при котором угол истинного курса равен 0°, плоскость измерительных осей гироскопа горизонтальна, измерительные оси Хг1, Уг2 гироскопа направлены соответственно на восток и север, выполняют аналитическое гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования Δψ01 потом устанавливают гироскоп в положение, при котором угол истинного курса равен 270°, горизонтально расположенные измерительные оси Xг1 и Уг2 направлены соответственно на север и запад, проводят гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования Δψ02, затем гироскоп устанавливают в положение, в котором угол истинного курса равен 0°, измерительная ось Хг1 находится в горизонте и направлена на восток, а измерительная ось Уг1 наклонена по тангажу на угол υ1, проводят гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования Δψυ1, после этого гироскоп устанавливают в положение, в котором угол истинного курса равен 270°, измерительная ось Хг1 находится в горизонте и направлена на север, а измерительная ось Уг1 наклонена по тангажу на угол υ1, проводят гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования Δψυ2, затем гироскоп устанавливают в положение, в котором угол истинного курса равен 0°, измерительная ось Уг1 находится в горизонте и направлена на север, а измерительная ось Xг1 наклонена по крену на угол γ1, выполняют гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования Δψγ1, после этого гироскоп устанавливают в положение, в котором угол истинного курса равен 270°, измерительная ось Уг1 находится в горизонте и направлена на запад, а измерительная ось Xг1 второго канала наклонена по крену на угол γ1, проводят гирокомпасирование и находят погрешность гирокомпасирования Δψγ2, а затем в рабочем режиме определяют алгоритмическую компенсацию погрешности гирокомпасирования в виде соответствующего аналитического выражения.

Недостатком этого технического решения является относительно узкая область применения, обусловленное тем, что, способ может быть реализован при использовании датчиков угловой скорости именно гироскопического типа.

Известен также способ гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости при неточной выставке гироскопа на объекте [RU 2267748, C1, G01C 21/00 10.01.2006], включающий предварительную установку гироскопа в исходное положение, при котором измерительная ось Yг1 первого канала гироскопа совпадает с погрешностью установки с продольной осью объекта Хс, измерительная ось Хг1 второго канала гироскопа совпадает с погрешностью установки с направленной к правому борту объекта осью Zc, а ось собственного вращения гироскопа Zг1 направлена с погрешностью установки по оси объекта Yc, находящейся в плоскости его симметрии, работу гироскопа в режиме обратной связи по току датчика момента, фазировку сигнала с эталонного сопротивления с направлением поворота корпуса гироскопа вокруг оси собственного вращения, определение коэффициентов модели дрейфа гироскопа, а при гирокомпасировании определение углов наклона объекта по тангажу и крену, угла широты местоположения объекта, поворот корпуса гироскопа вокруг оси собственного вращения относительно исходного положения против часовой стрелки с измерением углов поворота корпуса гироскопа и напряжений с эталонного сопротивления первого канала, в равностоящих по углу друг от друга положениях, угловое расстояние между которыми выбирают таким, чтобы для него угол π/2 радиан являлся кратным, отличающийся тем, что при гирокомпасировании в первом исходном положении определяют углы наклона плоскости измерительных осей гироскопа относительно плоскости объекта, связанной с его продольной осью Хс и осью Zc, направленной к правому борту, потом снимают показания с первого канала гироскопа на заданных углах поворота корпуса гироскопа вокруг оси собственного вращения и возвращают гироскоп в исходное положение, после чего разворачивают корпус гироскопа вокруг продольной оси объекта на угол, равный π радиан, во второе положение и снимают показания с первого канала гироскопа на заданных углах поворота гироскопа вокруг оси собственного вращения, а затем находят угол истинного курса объекта по соответствующей аналитической формуле.

Недостатком этого технического решения также является относительно узкая область применения, обусловленное тем, что, способ может быть реализован при использовании датчиков угловой скорости именно гироскопического типа.

Наиболее близким по технической сущности к заявленному является способ гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости (ДУС) [RU 2698567, C1, G01C 21/00, 28.08.2019], заключающийся в том, что после начальной выставки оси чувствительности ДУС в плоскость местного горизонта осуществляется последовательный дискретный поворот оси чувствительности ДУС на заданные углы в направлении плоскости местного меридиана (n-1) раз, в каждом очередном положении оси чувствительности ДУС осуществляется низкочастотная фильтрация выходного сигнала ДУС в течение фиксированного интервала времени, после чего осуществляется попарное вычитание сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС, и прекращение поворота определяется или достижением заданного значения величины n, или изменением знака разности сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС, при этом до начала процесса гирокомпасирования рассчитываются точные разности значений проекций угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС для всех возможных соседних значений углов ее ориентации относительно плоскости местного меридиана в заданном интервале их изменения, из массива которых методом перебора осуществляется выбор (n-1) последовательных значений точных разностей проекций угловой скорости Земли, максимально совпадающих по заданному критерию совпадения с рядом соответствующих (n-1) значений разностей сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС, после чего определяется угол относительно плоскости местного меридиана, соответствующий n-му точному значению проекции угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС, который с высокой точностью является углом азимута n-го положения оси чувствительности ДУС.

Это техническое решение устраняет необходимость использования при реализации способа датчиков угловой скорости именно гироскопического типа, однако обладает относительно узкими функциональными возможностями, обусловливающие относительно низкую точность определения направления местного меридиана.

Задача, решаемая в изобретении, направлена на создание способа, позволяющего определить направление местного меридиана с более высокой точностью без ограничений на использование датчиков угловой скорости только гироскопического типа.

Требуемый технический результат заключается в повышении точности определения направления местного меридиана.

Поставленная задача решается, а требуемый технический результат достигается тем, что, в способе, основанном на том, что, после начальной выставки оси чувствительности ДУС в плоскость местного горизонта, осуществляют последовательный дискретный поворот оси чувствительности ДУС на заданные углы в направлении плоскости местного меридиана (n-1) раз, в каждом очередном положении оси чувствительности ДУС осуществляют низкочастотную фильтрация выходного сигнала ДУС в течение фиксированного интервала времени, после чего осуществляют попарное вычитание сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС, и прекращают последовательный дискретный поворот оси чувствительности ДУС на заданные углы в направлении плоскости местного меридиана или при достижении заданного значения величины n, или при изменении знака разности сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС, причем, до начала процесса гирокомпасирования рассчитывают точные разности значений проекций угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС для всех возможных соседних значений углов ее ориентации относительно плоскости местного меридиана в заданном интервале их изменения, после чего определяют угол относительно плоскости местного меридиана, соответствующий n-му точному значению проекции угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС, который является углом азимута n-го положения оси чувствительности ДУС, согласно изобретению, после расчета точных разностей значений проекций угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС для всех возможных соседних значений углов ее ориентации относительно плоскости местного меридиана в заданном интервале их изменения определяют отношения полученных соседних разностей, а также точные отношения соседних точных разностей, из массива которых методом перебора осуществляется выбор (n-2) последовательных значений точных отношений, максимально совпадающих по заданному критерию совпадения с рядом соответствующих (n-2) значений отношений разностей сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС, которые используют при определении угла относительно плоскости местного меридиана.

Предложенный способ гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости следующим образом.

Выходной сигнал Z большинства современных датчиков угловой скорости (гироскопических, лазерных, волоконно-оптических и др.) в режиме гирокомпасирования может быть представлен в следующем виде:

Z=kω+S+W,

где k=k0+Δk - реальный масштабный коэффициент измерения;

k0 - расчетный масштабный коэффициент измерения;

Δk=const - постоянная случайная погрешность определения масштабного коэффициента измерения;

ω=ΩcosϕcosA - проекция угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС, Ω - угловая скорость вращения Земли, ϕ - широта места;

А - азимутальный угол оси чувствительности ДУС;

S=const - постоянная случайная помеха;

W - широкополосная случайная помеха.

Для реализации предложенного способа гирокомпасирования после начальной выставки оси чувствительности ДУС в плоскость местного горизонта осуществляют последовательный дискретный разворот оси чувствительности ДУС на заданный угол Δ относительно плоскости местного меридиана (n-1) раз. В каждом очередном i-ом (i=1,2,…,n) положении оси чувствительности ДУС осуществляется низкочастотная фильтрация выходного сигнала ДУС Z (например, с использованием фильтра Баттерворта высокого порядка) в течение фиксированного интервала времени, зависящего от частоты съема измерений ДУС.

Выходные сигналы ДУС в i-м положении Zi может быть имеют вид

Zi=kωi+S,

где ωi=ΩcosϕcosAi, Ai - текущий азимутальный угол оси чувствительности ДУС в i-м положении.

Далее осуществляют попарное вычитание сигналов Zt, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности ДУС (углы разворота которых относительно меридиана отличаются на Δ):

δi=Zi+1-Zi=k(ωi+1i)=kΩcosϕ(cosAi+1-cosAi).

Полагая, для определенности, что поворот оси чувствительности ДУС в плоскость местного меридиана осуществляется в направлении возрастания величины Zi, прекращение поворота определяется или достижением заданного значения величины n, или изменением знака разности δi.

После выполнения операции вычитания сигналов Zi вычисляют отношения σi соседних (смежных) разностей δi и δi+1:

которые уже не зависят от масштабного коэффициента k и, соответственно, от погрешности его определения.

Эталонный массив точных значений рассчитывается до начала процесса гирокомпасирования для всех возможных значений углов An в заданном интервале их изменения с требуемой точностью (максимальные значения границ интервала здесь будут равны - при этом, например, при расчете углов An с шагом дискретизации 10 угловых секунд максимальный размер массива вычисленных значений разности косинусов составит всего 32400 значений, что для современных вычислителей трудности не представляет.

После формирования (n-2) значений σi на основании проведенных измерений, методом перебора осуществляют выбор ряда (n-2) последовательных значений из эталонного массива точных значений, максимально совпадающих с рядом (n-2) значений σi.

Сравнение производят на основе заданных критериев совпадения, например, где α, α1 - заданные величины; и т.п.

После формирования ряда эталонных (n-2) последовательных точных значений определяют соответствующий значению угол An=An-1+Δ, который с высокой точностью и будет углом азимута n-го положения оси чувствительности ДУС. Т.к. значения σi, полученные на основании проведенных измерений, не зависят, помимо вышеперечисленных помех, от погрешности масштабного коэффициента Δk, то реализация предложенного способа позволит существенно повысить точность процесса гирокомпасирования.

Таким образом, в предложенном способе достигается требуемый технический результат, заключающийся в повышении точности определения направления местного меридиана.

Способ гирокомпасирования с применением датчика угловой скорости, заключающийся в том, что, после начальной выставки оси чувствительности датчика угловой скорости в плоскость местного горизонта осуществляют последовательный дискретный поворот оси чувствительности датчика угловой скорости на заданные углы в направлении плоскости местного меридиана (n-1) раз, причем в каждом очередном положении оси чувствительности датчика угловой скорости осуществляют низкочастотную фильтрацию его выходного сигнала в течение фиксированного интервала времени, после чего осуществляют попарное вычитание сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности датчика угловой скорости, и прекращают последовательный дискретный поворот оси чувствительности датчика угловой скорости на заданные углы в направлении плоскости местного меридиана или при достижении заданного значения величины n, или при изменении знака разности сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности датчика угловой скорости, при этом до начала процесса гирокомпасирования рассчитывают точные разности значений проекций угловой скорости Земли на ось чувствительности датчика угловой скорости для всех возможных соседних значений углов ее ориентации относительно плоскости местного меридиана в заданном интервале их изменения, после чего определяют угол относительно плоскости местного меридиана, соответствующий n-му точному значению проекции угловой скорости Земли на ось чувствительности датчика угловой скорости, который является углом азимута n-то положения оси чувствительности датчика угловой скорости, отличающийся тем, что после расчета точных разностей значений проекций угловой скорости Земли на ось чувствительности ДУС для всех возможных соседних значений углов ее ориентации относительно плоскости местного меридиана в заданном интервале их изменения определяют отношения полученных соседних разностей, а также точные отношения соседних точных разностей, из массива которых методом перебора осуществляется выбор (n-2) последовательных значений точных отношений, максимально совпадающих по заданному критерию совпадения с рядом соответствующих (n-2) значений отношений разностей сигналов, полученных в соседних угловых положениях оси чувствительности датчика угловой скорости, которые используют при определении угла относительно плоскости местного меридиана.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области робототехники, а именно к системам и способам навигации мобильного сервисного робота (МСР), осуществляющего технологические функции на коммерческих объектах (КО), в частности инвентаризацию.

Заявляемое изобретение относится к области гидроакустики, в частности к способам измерения скорости звука. Способ определения распределения скорости звука заключается в перемещении автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) в водной среде по программной траектории, периодическом измерении скорости звука, вычислении координаты АНПА в процессе перемещения и периодической передаче на пост управления накопленной АНПА информации.

Изобретение относится к транспортным средствам. В способе управления движением транспортного средства с содействием вождению обнаруживают искривленный маршрут на полосе движения рассматриваемого транспортного средства.

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.

Изобретение относится к области автоматизированного мониторинга окружающей среды в условиях Арктики, а именно состояния атмосферы и льда с одновременным определением координат собственного местонахождения навигационных комплексов и передачей полученной информации по радиоканалам, и может быть использовано в качестве средства мониторинга окружающей среды в зоне движения льда для безопасной проводки судов по северному морскому пути и обеспечения безопасности объектов нефтегазопромысловой и гидротехнической инфраструктуры на шельфе и в условиях ледяного покрова, в том числе и дрейфующего.
Изобретение относится к области охранной сигнализации с применением средств видеонаблюдения. Технический результат заключается в создании сетевой системы видеонаблюдения с возможностью контроля поведенческих факторов и биометрических параметров объектов наблюдения.

Предложены способ, устройство и система для измерения скорости в реальном времени и непрерывного определения положения, содержащие: обнаружение данных инерциальной навигации, выдаваемых источником сигнала инерциальной навигации, расположенным на поезде; обнаружение данных коррекции, выдаваемых источником модифицированного сигнала, причём источник модифицированного сигнала содержит источник спутникового сигнала, расположенный на поезде, а данные коррекции содержат спутниковые данные; если данные коррекции потеряны, определение текущих скорости и положения поезда с использованием данных инерциальной навигации; иначе, использование данных коррекции для коррекции данных инерциальной навигации и определение текущих скорости и положения поезда согласно скорректированным данным инерциальной навигации.

Способ определения навигационных параметров подвижного объекта с компенсацией случайных составляющих чувствительных элементов корректируемой инерциальной курсовертикали, может быть использован при создании инерциальных навигационных систем для определения навигационных параметров управляемых подвижных объектов.

Изобретение относится к системам измерения и индикации, обеспечивающим пилотирование летательных аппаратов в случае отказа основных пилотажно-навигационных систем.
Наверх