Система регулирования для регулировки температуры масла для подшипников в целях минимизации вибраций ротора

Данное изобретение касается системы регулирования для уменьшения вибраций ротора, в частности их нестабильности, в цепи валов, в частности в турбинном агрегате, в которой измеряется температура подшипника 6 вала, и подаваемое в подшипник масло 8 устанавливается на температуру, которая назначена выходной величиной в таблице сопоставлений для минимизированных вибраций ротора с измеренной температурой подшипника как входной величиной. Указанное сопоставление может быть задано, например, посредством первоначального измерения вибраций ротора или самообучающейся системой. Данное изобретение обеспечивает ограничение нестабильности вибраций ротора. 6 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Данное изобретение касается системы регулирования для уменьшения вибраций ротора, в частности, их нестабильности в цепи валов, в частности, в турбинном агрегате.

В подшипнике генератора (и других подшипниках в турбинном агрегате) используется смазочное масло, чтобы обеспечить вращение вращающихся компонентов в значительной степени с низким уровнем потерь. Смазочное масло для подшипников подается через трехходовой смесительный клапан 1 к подшипнику. В этот смесительный клапан смазочное масло течет из масляного охладителя 3, и смазочное масло из байпаса течет к этому масляному охладителю. Суть этого смесительного клапана заключается в том, чтобы в нормальном режиме достичь контрольной температуры, например, 46°C. Как только охлаждающая способность перестанет быть достаточной для имеющихся условий окружающей среды, чтобы гарантировать эту температуру, устанавливаются более высокие температуры. В частности, в жарких условиях это состояние достигается часто, так что подшипники рассчитываются на максимальную устанавливающуюся температуру. В настоящее время часто требуется максимальная температура в 55°C. Следствием этого является то, что температура во время работы может колебаться между 46°C и 55°C. Проблема, возникающая при этом, состоит в том, что из-за колебаний температуры масло для подшипников имеет различные значения вязкости. Вязкость сильно зависит от температуры, см. Фиг.1.

Изменение вязкости влечет за собой изменение жесткости и демпфирующих свойств масляной пленки, а тем самым и динамических свойств (собственных частот и постоянных затухания) цепи валов. Эта нестабильность динамических свойств в настоящее время не учитывается в динамических расчетах ротора. Из-за этого возникали бы значительные избыточные расходы в машиностроении и повышенные производственные затраты, так как вместо отдельных собственных частот и постоянных затухания потребовалось бы учитывать в расчетах диапазоны постоянных затухания собственных частот и диапазоны постоянных затухания. Это поясняется на Фиг.2, например, с отсылкой к режиму исследуемой одновальной цепи. Собственная частота этого режима меняется в области температуры подачи смазочного масла на 1,4 Гц, а постоянная затухания D на 0,9%. Это отражает ротодинамически релевантную нестабильность в динамическом поведении системы, которая может вести к повышенным вибрациям. В свете повышенных требований со стороны пользователей оборудования к вибрационным характеристикам, гарантируемым производителем (Original Equipment Manufacturer, OEM), стремятся к ограничению вибраций.

В основе данного изобретения лежит проблема уменьшения нестабильности динамических свойств, в частности, собственных частот и постоянных затухания цепи валов.

Эта проблема решается посредством системы регулирования с признаками независимого пункта 1 формулы изобретения.

Данное изобретение предусматривает применение активного регулирования, которое устанавливает температуру масла для подшипников с помощью байпасного клапана таким образом, чтобы вибрации ротора были минимальными.

Измеряют температуру подшипника 6 и вибрации вала. Эти данные оцениваются, и с использованием алгоритма вычисляется оптимальная температура 8 масла для подшипников с целью минимизации вибраций. Эта температура устанавливается с помощью установочного клапана (байпас) и масляного охладителя.

Такое регулирование должно получать информацию о рабочих режимах и путем сопоставления с сохраненными данными для этих же рабочих точек управлять с прогнозированием и самообучением. Тем самым, становится возможным раннее затухание и компенсируется инерционность системы (время регулирования клапана).

Температура подачи смазочного масла для подшипников в нормальном режиме регулируется таким образом, чтобы всегда имели место одни и те же динамические свойства цепи валов. Это, как правило, действует положительно на вибрационное состояние. Упомянутые вначале колебания собственных частот и затуханий ограничиваются. В рассмотренном выше случае это означает, что - не говоря уже о неопределенностях при расчетах и нестабильностях - в нормальном режиме всегда присутствует динамическое поведение ротора, рассчитанное для максимальной температуры подачи смазочного масла для подшипника. Таким образом, цепь валов на этапе проектирования может быть точно оптимизирована на состояние, которое будет иметь место позднее. Благодаря получающемуся в результате улучшению вибрационного состояния создается конкурентное преимущество.

Предпочтительные модификации данного изобретения охарактеризованы в зависимых пунктах формулы изобретения.

Ниже изобретение будет разъяснено подробнее как пример осуществления в необходимом для понимания объеме с привлечением чертежей. При этом на чертежах показано следующее.

Фиг.1 температурная зависимость динамической вязкости η для типичных классов вязкости,

Фиг.2 динамическое поведение одновальной установки для различных температур подачи смазочного масла, и

Фиг.3 реализующий данное изобретение терморегулируемый контур смазочного масла.

На этих фигурах одинаковые элементы обозначены одинаковыми ссылочными позициями.

На Фиг.1 показано графическое представление уравнения динамической вязкости после коррозии для классов вязкости ISOVG 32 (нижняя линия) и ISOVG 46 (верхняя линия).

На Фиг.2 показано достигнутое динамическое поведение одновальной установки со смазочным маслом класса вязкости ISOVG 32, на левом изображении при температуре подачи смазочного масла 46°C, а на правом изображении при температуре подачи смазочного масла 55°C.

Представленный на Фиг.3 масляный контур включает в себя подшипник 6, емкость 4 с маслом для подшипников, насос 5, масляный охладитель 3, байпас, имеющий клапан 2, для масляного охладителя, и смесительный клапан 1, который сводит вместе выход масляного охладителя и байпас. Температура подшипника 6, служащего источником тепла, измеряется посредством температурного датчика 7.

Температура 8 масла, подаваемого в подшипник, регулируется с помощью клапана 2.

Масло, подаваемое в подшипник, устанавливается на уровень температуры 8, которая в качестве выходной величины сохранена в таблице соответствий для минимизированных вибраций ротора и измеренной температуры подшипника как входной величины.

Данное изобретение для иллюстрации было подробно рассмотрено на конкретных примерах осуществления. При этом элементы отдельных примеров осуществления могут также комбинироваться друг с другом. Поэтому изобретение не должно ограничиваться отдельными примерами осуществления, а ограничивается лишь рамками прилагаемой формулы изобретения.

Перечень ссылочных обозначений

1 - трехходовой смесительный клапан

2 - регулировочный клапан байпаса для масляного охладителя

3 - охладитель, масляный охладитель

4 - бак, емкость с маслом для подшипников

5 - насос, насос для смазочного масла

6 - подшипник, источник тепла

7 - температурный датчик температуры подшипника

8 - температура подачи смазочного масла, температура масла для подшипников

1. Система регулирования для уменьшения вибраций ротора, в частности, их нестабильности, в цепи валов, в частности, в турбинном агрегате, в которой

измеряется температура подшипника (6) вала,

подаваемое в подшипник масло (8) устанавливается на температуру, которая для минимизированных вибраций ротора назначается в качестве выходной величины в сопоставлении с измеренной температурой подшипника (6) в качестве входной величины,

отличающаяся тем, что имеется масляный контур, включающий в себя подшипник (6), емкость (4) с маслом для подшипников, насос (5), масляный охладитель (3), имеющий клапан (2) байпас для масляного охладителя и смесительный клапан (1), который сводит вместе выход масляного охладителя и байпас, причем температура подаваемого в подшипник масла (8) устанавливается с помощью клапана (2).

2. Система регулирования по п.1, отличающаяся тем, что

для первоначальной привязки при различных температурах подшипника (6) измеряются возникающие при этом вибрации ротора и вычисляется соответствующая минимизации вибраций ротора температура масла для подшипников,

эти соответствующие температуры подшипника (6) запоминаются как входные величины, а связанные с ними расчетные температуры масла для подшипников записываются как выходные величины в этом сопоставлении.

3. Система регулирования по любому из предыдущих пунктов,

отличающаяся тем, что указанное сопоставление в качестве выходных величин содержит экспериментальные данные, которые получены из протокола эксплуатации цепи валов.

4. Система регулирования по любому из предыдущих пунктов,

отличающаяся тем, что указанное сопоставление задано посредством самообучающейся системы.

5. Система регулирования по любому из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что

указанное сопоставление задано посредством нейронной сети.

6. Система регулирования по любому из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что

указанное сопоставление задано посредством процессора обработки сигналов.

7. Система регулирования по любому из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что

подшипник (6) представляет собой подшипник генератора.



 

Похожие патенты:

Изобретение предназначено для использования в турбомашиностроении. Способ снижения вибрации в рабочих лопатках турбомашины заключается в том, что проводят тензометрирование лопаток отдельного рабочего колеса на работающей турбомашине, по его результатам определяют наиболее опасную резонансную частоту колебаний лопаток рабочего колеса.

Предложенное изобретение относится к способу создания частотной несогласованности между лопатками лопаточного колеса газотурбинного двигателя относительно выбранной собственной вибрационной моды лопаточного колеса, содержащего диск и N лопаток.

Группа изобретений относится к области гашения вибраций рабочих лопаток бустера и компрессора авиационных газотурбинных двигателей пятого поколения. Место крепления рабочих лопаток роторов компрессора низкого и высокого давления авиадвигателей пятого поколения, выполненное в виде кольцевого выступа на внутренней и внешней поверхностях, выполненных в виде бочки роторов компрессора низкого и высокого давления, в котором выполнена кольцевая профилированная канавка со стороны внешней поверхности бочки, в которой замками «ласточкин хвост» закреплены рабочие лопатки с платформами, в кольцевой канавке в диаметрально противоположных местах выполнены выемки с такими шириной и длиной в тангенциальном направлении, чтобы в ней свободно мог разместиться замок лопатки, с прямоугольным поперечным радиальным сечением с глубиной, равной глубине кольцевой канавки, и в выемках и вырезах в платформах закреплены замки, ограничивающие смещение лопаток в тангенциальном направлении, причем наружный диаметр рабочего колеса, измеренный по замкам, равен наружному диаметру, измеренному по платформам лопаток, отличающееся тем, что кольцевая профилированная канавка выполнена с коническим дном, причем ось конической поверхности дна совпадает с продольной осью ротора компрессора низкого и высокого давления, а угол при вершине этого конуса выбран из условия создания требуемой величины натяга между замками лопаток и упругогистерезисным элементом, на который они опираются, и радиальное поперечное сечение кольцевой профилированной канавки имеет форму «ласточкина хвоста», соединенного в основании с трапецией с вертикальными боковыми стенками, причем высота трапеции, по которой она соединена с фигурой «ласточкин хвост», равна в мм где b - большее основание фигуры «ласточкин хвост», с - ее меньшее основание, а – величина, на которую трапеция выступает за величину большего основания фигуры «ласточкин хвост», равная в мм где δ - величина натяга в мм между замками лопаток и упругогистерезисным элементом, ϕ - угол при вершине конуса дна кольцевой профилированной канавки, таким образом, что в одной из боковых стенок выступа места крепления рабочих лопаток образована кольцевая технологическая канавка с наибольшей высотой, измеренной в радиальном поперечном сечении, равной в ммh=δ+H+0÷0,2,где Н - наибольшая высота поперечного радиального сечения кольцевой промежуточной проставки, и кольцевая промежуточная проставка выполнена из двух диаметрально противоположно расположенных полуколец с поперечным радиальным сечением в виде трапеции - усеченного клина, с наибольшей высотой Н, шириной, равной или меньшей ширины меньшего основания «ласточкина хвоста» кольцевой профилированной канавки, и углом наклона клина - половиной угла конуса клина, равной на торце с меньшей толщиной каждого полукольца у его концов выполнены две полукруглых технологических выемки или три таких выемки, в этом случае одна из выемок находится в средней части полукольца, и кольцевая промежуточная проставка установлена на дно кольцевой профилированной канавки таким образом, что ее торец с выемками контактирует с боковой стороной выступа места крепления лопаток, в которой нет технологической канавки, между кольцевой промежуточной проставкой и замками, установленными в выемках, и замками рабочих лопаток с радиальным натягом δ установлен кольцевой упругогистерезисный элемент с шириной, измеренной в направлении продольной оси ротора, равной или меньшей ширины меньшего основания «ласточкина хвоста» кольцевой профилированной канавки, составленный из одной, двух и более частей кольца, равнорасположенных по окружности, и между концами этих частей имеются зазоры, величина которых либо равна нулю, либо равна или меньше половины допустимой суммарной величины относительных рабочих смещений в окружном направлении концов этой части кольца и равна 0,2÷0,5 мм, и между наружной поверхностью бочки и платформой каждой лопатки, а также между торцами платформ соседних лопаток и ответными торцами платформ лопаток и замков имеются зазоры, величина которых ограничена величинами допустимых смещений лопатки под действием статических и динамических рабочих нагрузок, и под платформами лопаток между торцами замков, закрепленных в выемках кольцевой профилированной канавки, и торцами замков лопаток, а также между торцами замков лопаток с натягом по кольцевому упругогистерезисному элементу, торцам замков, закрепленных в выемках в кольцевой профилированной канавке, замкам лопаток и их платформам установлены упругогистерезисные или упругие элементы, причем величины этих натягов подобраны таким образом, что при колебаниях лопаток происходят упругие взаимные проскальзывания с сухим трением контактирующих элементов, причем в выемках в кольцевой канавке закреплены четыре, шесть или более равнорасположенных по окружности замков, и боковые стороны замков, закрепленных в выемках в кольцевой профилированной канавке, на части своей длины, у дна кольцевой канавки, срезаны и образуют заборный клин, и в боковой стенке с технологической канавкой выступа места крепления рабочих лопаток выполнено четыре или шесть отверстий, из которых два расположены в районах расположения концов полуколец промежуточной проставки, а при выполнении шести отверстий еще по одному в районе средней части каждого полукольца, и в эти отверстия до упора в кольцевую промежуточную проставку запрессованы заглушки, и все трущиеся поверхности деталей предлагаемого места крепления покрыты износостойким покрытием.

Данное изобретение относится к ротору (10) авиационной турбомашины с центральной осью А, содержащей средство (14) изменения критической скорости вращения ротора (10) в зависимости от того, является скорость вращения ротора (10) ниже или выше заданного значения скорости вращения, содержащее компонент (16) и средство (18).

Демпфер для узла турбинного ротора газотурбинного двигателя содержит переднюю пластину, заднюю пластину и карман на передней стороне передней пластины. Задняя сторона передней пластины соединена с передней стороной задней пластины при помощи продольной конструкции.

Диск (221) первой ступени компрессора газотурбинного двигателя (100) и способ балансировки ротора (230) компрессора газотурбинного двигателя (100). Диск (221) первой ступени компрессора газотурбинного двигателя (100) содержит корпус (240).

Изобретение относится к энергетике. Энергетическая установка (100) содержит кожух (108) с первой секцией (I) кожуха и второй секцией (II) кожуха, причём генератор (110) переменного тока расположен в пределах первой секции (I) кожуха, а газовая турбина (120) расположена в пределах второй секции (II) кожуха.

Изобретение относится к энергетике. Предложен удерживающий кронштейн, содержащий кольцевой корпус, который содержит кольцевую удерживающую скобу, ограничивающую первые сквозные отверстия, и кольцевое основание, ограничивающее вторые сквозные отверстия.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано при комплектовании лопаток рабочих колес турбомашин. Техническим результатом является повышение устойчивости рабочего колеса турбомашины к автоколебаниям при обеспечении уровня дисбаланса рабочего колеса в соответствии с требованиями конструкторской документации.

Способ балансировки вращающегося узла (33) газотурбинного двигателя (ГТД) (10), предусматривающий снятие лопатки (56) статора с узла газотурбинного двигателя. Снятие лопатки статора обеспечивает доступ к вращающемуся узлу газотурбинного двигателя.
Наверх