Сегнетоэлектрический нанокомпозитный материал на базе пористого стекла и материалов группы дигидрофосфата калия

Изобретение относится к наноструктурированным материалам с выраженной сегнетоэлектрической активностью, используемым в качестве функциональных материалов в современной микро- и наноэлектронике. Сегнетоэлектрический нанокомпозитный материал содержит матрицу из пористого стекла и в качестве наполнителя сегнетоэлектрическую соль дигидрофосфата калия или дигидрофосфата аммония. Диаметр сквозных пор в матрице из пористого стекла составляет 7 нм, а объемное соотношение наполнителя ко всему нанокомпозитному материалу 0,2-0,25. Технический результат заключается в получении сегнетоэлектрического нанокомпозитного материала с расширенным температурным интервалом существования полярной фазы. 4 пр., 1 табл.

 

Изобретение относится к наноструктурированным материалам с выраженной сегнетоэлектрической активностью, используемым в качестве функциональных материалов в современной микро- и наноэлектронике.

В настоящее время все большее внимание уделяется искусственным материалам с заранее заданными свойствами, получение которых основано на влиянии наноразмерных эффектов на свойства материалов. Среди таких материалов одно из ведущих мест занимают сегнетоэлектрические нанокомпозиты, свойства которых чрезвычайно чувствительны к размерным эффектам, что обусловлено значительной ролью в них поверхностных или граничных эффектов. Кроме этого, возможность вариации параметров сегнетоэлектрических композитов значительно усиливается из-за наличия в них фазовых переходов, размягчающих их структуру и делающих ее особенно мобильной.

Для получения у создаваемых сегнетоэлектрических композитов нужных свойств необходимо знание факторов, влияющих на их свойства и рабочий диапазон. Факторами, от которых зависит возможное появление требуемых свойств, очевидно, являются структура композита, материалы компонент, их процентное соотношение и взаимное расположение. Среди структурных факторов на рабочий диапазон создаваемого композита существенное влияние оказывают размеры пор матрицы.

Практически во всех изученных сегнетоэлектрических нанокомпозитах зарегистрировано смещение температуры перехода в сегнетоэлектрическое состояние (точки Кюри) по сравнению с соответствующими объемными материалами как в сторону высоких, так и в сторону низких температур. В композитных составах с сегнетоэлектрическими частицами в качестве матриц наиболее часто используют опаловые, силикатные или поликоровые матрицы, а также пористое стекло (С.В. Барышников, Е.В. Чарная, Ю.А. Шацкая, А.Ю. Милинский, М.И. Самойлович, D. Michel, С. Tien // ФТТ. - 2011. - Т. 53. - №6. - С. 1146 - 1149; O.V. Rogazinskaya, S.D. Milovidova, A.S. Sidorkin et al. Ferroelectrics, V. 398, 2010, P. 191-197; RU 2509716, B82B 3/00, B82Y 30/00, 2014). При этом в качестве сегнетоэлектрического материала обычно используют нитрит натрия, триглицинсульфат, сегнетову соль.

Пики диэлектрической проницаемости, соответствующие фазовому переходу из сегнетоэлектрической в параэлектрическую фазу, смещающиеся к высоким температурам (С.В. Барышников, Е.В. Чарная, А.Ю. Милинский, Е.В. Стукова, Cheng Tien, W. Bohlmann, D. Michel. // ФТТ. - 2009, T. 51, 1172-1176), наблюдались в композитах, заполненных смесью (NaNO2)1-x (KNO3)x при х=0, 0.05, 0.10.7 с молекулярными решетками МСМ-41 с размером каналов (пор) равным 37 и 24.3 А.

В последнее время в качестве наполнителя в сегнетоэлектрические композиты значительное внимание стали уделять и отдельным материалам группы дигидрофосфата калия. (Agnieszka Cizman, Tomasz Marciniszyn, Dirk Enke, Andrei Barascu, Ryszard Poprawski. J Nanopart Res (2013) 15:1756; E.A. Mikhaleva, I.N. Flerov, A.V. Kartashev, M.V. GoreBogdanov, V.S. Bondarev, L.N. Korotkov & E. Rysiakiewicz-Pasek. Ferroelectrics, 513:1, 44-50).

При этом во всех указанных работах наблюдаемое с уменьшением размеров пор повышение точки Кюри было монотонным. В то же время в работах авторов A. Cizman, Т. Marciniszyn, Е. Rysiakiewicz-Pasek, А. Sieradzki, T.V. Antropova, R. Poprawski. Size effects in KDP-porous glass ferroelectric nanocomposites Phase Transitions: 2012, 910-916 зафиксировано немонотонное повышение точки Кюри при уменьшении размеров пор в композите с кристаллом дигидрофосфата калия (KDP) в качестве наполнителя.

Учитывая указанную выше неоднозначность сведений о влиянии размеров пор на положение сегнетоэлектрического фазового перехода в композитах, задачей настоящего изобретения явилось получение композиционного сегнетоэлектрического материала на основе пористого стекла и кристаллов группы KDP с максимальной температурой Кюри путем варьирования размера пор в материалах с родственным составом, ограничивающим действие химических факторов.

В качестве прототипа выбраны композиционные материалы KDP-SiO2 и ADP-SiO2, приготовленные путем внедрения соответствующих солей в пористые стекла со средним диаметром пор около 320 нм (О.А. Караева, Л.Н. Коротков, В.В. Тарнавич, А.А. Набережнов, Ева Рысякевич-Пасек / Диэлектрические свойства композитов на основе дигидрофосфата калия и дигидрофосфата аммония, внедренных в пористые матрицы // Вестник Воронежского государственного технического университета, 2009). В этих материалах температура сегнетоэлектрического фазового перехода во внедренных частицах KDP приблизительно на 3 К выше температуры сегнетоэлектрического фазового перехода в объемном образце дигидрофосфата калия и составляет 125 К, а для ADP соответственно на 1 К выше и составляет 151 К.

Пористые стекла (ПС) для последующего исследования сегнетоэлектрических композитов приготавливались по той же методике, что и в прототипе, а именно, в результате сквозного химического травления щелочно-боросиликатных (ЩБС) стекол с двумя взаимопроникающими фазами, сформированными в процессе спинодального фазового разделения. В состав указанных фаз исходно входили в дальнейшем каркасная кремнеземная фаза (КФ) и химически нестойкая фаза (ХНФ), доля которой в составе исходного ЩБС составляла примерно 55 весовых процентов. Далее ПС получали в результате селективного сквозного травления двухфазного стекла (удаления из него ХНФ) в кислотных растворах НС1 при 100°С, а затем полученные образцы промывали КОН щелочью при 25°С для удаления из каркасных каналов наночастиц вторичного кремнезема.

В качестве наполнителей использовались сегнетоэлектрические соли дигидрофосфата калия (КН2РО4-(KDP) и дигидрофосфата аммония (NH4H2PO4-ADP). Внедрение перечисленных наполнителей в матрицы осуществлялось при температуре Т≈90°С в течение четырех часов из насыщенного водного раствора, в который помещали предварительно отожженные стеклянные матрицы с размерами 10×10×0,7 мм. По завершении процедуры насыщения образец извлекали и около суток высушивали при комнатной температуре. После этого его подвергали 6-и часовому термическому отжигу при температуре ≈150°С. Затем посредством механической обработки удаляли приповерхностный слой. При этом доля внедренного в матрицы наполнителя, определенная с помощью прецизионного взвешивания, приблизительно составляла 0,2-0,3 объемной доли всего композита. Заполнение матриц контролировалось рентгенограммами, полученными при комнатной температуре с помощью рентгеновского дифрактометра ДРОН-3 (CuKα - излучение).

Для определения температуры Кюри использовали результаты диэлектрических измерений, для проведения которых на большие грани образцов наносили электроды из токопроводящей серебросодержащей пасты. Образцы в ходе эксперимента помещали в криостат, где температура изменялась в интервале 85-300 К, а погрешность ее измерения не превышала ±0,5 К.

Измерения диэлектрической проницаемости (ε') осуществлялись в режиме медленного нагрева/охлаждения (≈0,5 К/мин) с использованием измерителя иммитанса Е7-20 на частоте f=1 кГц.

Технический результат изобретения заключается в получении сегнетоэлектрического нанокомпозитного материала с расширенным температурным интервалом существования полярной фазы.

Технический результат достигается тем, что сегнетоэлектрический нанокомпозитный материал содержит в качестве наполнителей дигидрофосфат калия или дигидрофосфат аммония, внедрённый в матрицы пористого стекла со средним диаметром сквозных пор 7 нм, согласно изобретению, используют наполнитель в количестве 0,2-0,25 объемных долей.

В таблице 1 приведены значения температур Кюри для нанокомпозитов с различными размерами пор

Сопоставляя величины смещений Тс для кристаллов ADP и KDP в композитах, можно констатировать, что для всех исследуемых материалов с уменьшением диаметра пор стеклянной матрицы имеет место повышение температуры фазового перехода, при этом наибольшей величины оно достигает для сегнетоэлектрика KDP, а наименьшей - для антисегнетоэлектрика ADP.

Наблюдаемое повышение температуры Кюри в исследуемых композитах с уменьшением диаметра пор естественно связать с влиянием материала стеклянной матрицы на фазовое превращение во внедренных частицах. Оно обусловлено тем, что с уменьшением размеров частиц сегнетоактивного материала увеличивается площадь их поверхности, взаимодействие которой с внутренней поверхностью матрицы приводит к «затягиванию» полярного состояния в сегнетоэлектрической частице до более высоких температур.

Определенное замедление степени смещения Тс при диаметре пор порядка 46 нм по сравнению с другими соседними диаметрами означает уменьшение эффективности взаимодействия внедренного материала со стенками пор в данном случае, которое может быть вызвано различными причинами, в том числе наличием невымытого остаточного кремнезема и др.

Во всех синтезированных композиционных материалах наблюдается размытие максимумов действительной части диэлектрической проницаемости, характеризующих точку Кюри Тс стеклянной матрицы.

Пример 1.

Нанокомпозит, содержащий 25% дигидрофосфата калия и 75% пористого стекла (включая незаполненный объем). Размеры матрицы 10x10x0,7 мм. Средний диаметр сквозных пор в матрице пористого стекла 7 нм. Заполнение пор подтверждено рентгеновскими дифрактограммами. В случае композиционного материала наблюдается размытие максимума диэлектрической проницаемости.

Температура Кюри в данном композите повышена до 131 К по сравнению с точкой Кюри (Тс=122 К) в объемном дигидрофосфате калия.

Пример 2.

Нанокомпозит, содержащий в своем составе 25% дигидрофосфата аммония и 75% пористого стекла (включая незаполненный объем). Размеры матрицы 10×10×0,7 мм. Средний диаметр сквозных пор в матрице пористого стекла равен 46 нм. Заполнение пор подтверждено рентгеновскими дифрактограммами. Для композиционного материала наблюдается размытие максимума диэлектрической проницаемости.

Температура Кюри в данном композите повышена до 153 К по сравнению с точкой Кюри (Тс=150 К) в объемном дигидрофосфате аммония.

Пример 3.

Нанокомпозит, содержащий в своем составе 20% дигидрофосфата калия и 80% пористого стекла. Размеры матрицы 10×10×0,7 мм. Средний диаметр сквозных пор в матрице пористого стекла 7 нм. Заполнение пор подтверждено рентгеновскими дифрактограммами. В случае композиционного материала наблюдается размытие максимума диэлектрической проницаемости.

Температура Кюри в данном композите повышена до 130 К по сравнению с точкой Кюри (Тс=122 К) в объемном дигидрофосфате калия.

Пример 4.

Нанокомпозит состава: 20% дигидрофосфата аммония и 80% пористого стекла. Размеры матрицы 10×10×0,7 мм. Средний диаметр сквозных пор в матрице пористого стекла равен 46 нм. Заполнение пор подтверждено рентгеновскими дифрактограммами. Для композиционного материала наблюдается размытие максимума диэлектрической проницаемости.

Температура Кюри в данном композите повышена до 152 К по сравнению с точкой Кюри (Тс=150 К) в объемном дигидрофосфате аммония.

Сегнетоэлектрический нанокомпозитный материал, содержащий в качестве наполнителей дигидрофосфат калия или дигидрофосфат аммония, внедрённый в матрицы пористого стекла со средним диаметром сквозных пор 7 нм, отличающийся тем, что используют наполнитель в количестве 0,2-0,25 объемных долей.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к средствам для обработки стеклянных изделий и может быть использовано для нанесение покрытий на стеклянные изделия, такие как фармацевтическая упаковка.

Изобретение относится к области технологии изготовления стеклокерамических изделий и служит для снижения внутренних напряжений, возникающих в стеклокерамических изделиях в процессе их изготовления.

Изобретение относится к устройству для удержания и сохранения изделий. Устройство содержит несущую раму, содержащую нижнюю опорную пластину; множество держателей изделий, расположенных на нижней опорной пластине, при этом каждый держатель включает множество удерживающих элементов, образованных из проволочных сегментов и определяющих пространство для приема изделий между ними.

Заявлено накопительное устройство для удержания стеклянных изделий. Накопительное устройство содержит множество разделительных полос, расположенных по существу параллельно друг другу, и множество опорных полос, расположенных по существу параллельно друг другу.

Изобретение относится к способам получения наноструктурированных материалов, в частности к способу нанесения на поверхность стекол заданного рельефа с характерным латеральным разрешением порядка сотен нанометров.

Изобретение относится к стеклянному изделию. Стеклянное изделие может включать стеклянный корпус, имеющий первую поверхность и вторую поверхность.
Изобретение относится к способу соединения оптических деталей методом оптического контакта. Способ соединения оптических деталей включает чистку отполированных поверхностей оптических деталей, подлежащих соединению оптическим контактом, при этом перед соединением оптических деталей их предварительно охлаждают по отношению к температуре окружающего воздуха путем помещения деталей в широкую открытую принудительно обдуваемую наружным воздухом неглубокую емкость с низкокипящей жидкостью.

Изобретение относится к накопительному устройству для удержания и сохранения стеклянные изделия. Накопительное устройство может содержать несущую раму, заднюю пластину и множество принимающих полок.

Изобретение относится к оптике и фотонике и может быть использовано для записи в стекле оптической информации в цифровом или аналоговом форматах, а также для создания в стекле нано- и микроразмерных источников света.

Изобретение относится к способу очистки подложек из ситалла. Способ включает химическую очистку и промывку в деионизованной воде.

Изобретение относится к химии и фармацевтической промышленности, а именно к способу получения нанолипосомальной формы бетулина, обладающей гепатопротекторной активностью и состоящей из трех компонентов: подсолнечного лецитина, бетулина и ланолина.
Наверх