Способ эксплуатации двигателя по его техническому состоянию

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей и используется для оценки их остаточного ресурса. Способ эксплуатации двигателя по его техническому состоянию включает определение фактической наработки двигателя, сравнение ее с допустимыми значениями и определение остаточного ресурса двигателя. При эксплуатации газотурбинного двигателя фиксируют рабочий диапазон двигателя по температуре газа за турбиной и разбивают его на не менее чем два поддиапазона по значению температуры газа за турбиной при номинальном значении мощности, в каждом из которых при граничных значениях температуры газа и соответствующих этим значениям тепловым и газодинамическим нагрузкам на деталь при заданном значении ресурса на основе характеристик материала детали определяют коэффициенты запаса статической прочности Kmi с учетом предела ползучести материала, выбирают наиболее нагруженную деталь с минимальным значением Kmi, для каждого поддиапазона определяют среднее значение коэффициента Kmi ср., в первом поддиапазоне от значения температуры газа за турбиной при номинальном значении мощности; среднее значение коэффициентов запаса принимают за базовое значение Кmi ср. баз., затем определяют для каждого поддиапазона отношения bi=Km ср. баз./ Kmi ср., а интервал времени Тэ, в течение которого сохраняется работоспособное состояние двигателя, определяют по формуле: Тэ=Σbi* τi, где τi - фактическая наработка двигателя при работе в каждом поддиапазоне; bi - коэффициент пересчета фактической наработки к более нагруженным режимам. Предложенный способ позволяет увеличить ресурс и продолжительность жизненного цикла двигателя за счет учета реальной нагрузки на его детали в ходе эксплуатации. 3 табл.

 

Изобретение относится к области эксплуатации газотурбинных двигателей и используется для оценки их остаточного ресурса.

Наиболее близким аналогом заявляемого технического решения является способ эксплуатации двигателя по его техническому состоянию, включающий определение фактической наработки двигателя и сравнение ее с допустимыми значениями, и определение остаточного ресурса двигателя (Прототип: RU 2162213, МПК G01M 15/00, опубл. 20.01.2001 г.).

К недостаткам известного способа следует отнести то, что в нем не учитываются реальные режимы работы двигателя и его деталей, что приводит к преждевременному снятию двигателя с эксплуатации и отправки его на ремонтное обслуживание.

Задачей заявляемого способа является повышение ресурса и продолжительности жизненного цикла двигателя, за счет учета реальной нагрузки на его детали в ходе эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что в способе эксплуатации двигателя по его техническому состоянию включающем определение фактической наработки двигателя, сравнение ее с допустимыми значениями, и определение остаточного ресурса двигателя, согласно заявляемому решению, для газотурбинного двигателя, предварительно для, по меньшей мере, трех идентичных эксплуатируемому двигателей определяют диапазон температур газа за турбиной по статистике их наработки не менее чем за год, далее формируют рабочий диапазон температур, где за минимальное значение принимают наименьшее значение температуры газа за турбиной из статистики наработки, а за максимальное - наибольшее из значений температур газа за турбиной, заявленных для данных двигателей на номинальной мощности, затем полученный рабочий диапазон температур разбивают, по меньшей мере, на два равных поддиапазона, после чего для наиболее напряженных деталей эксплуатируемого двигателя в каждой граничной точке рабочего диапазона температур определяют их коэффициент запаса статической прочности Кmi, как отношение предела длительной прочности материала детали к ее эквивалентному напряжению с учетом свойств ползучести, далее выбирают контрольную деталь с наименьшим значением коэффициента запаса статической прочности Кmi, для которой в каждом из поддиапазонов рабочих температур определяют среднее значение коэффициента запаса статической прочности Кmi ср., при этом среднее значение коэффициента запаса статической прочности поддиапазона с максимальным значением температуры газа за турбиной принимают за базовое Кm ср. баз., затем для каждого поддиапазона рабочих температур контрольной детали определяют коэффициент пересчета фактической наработки bi как отношение базового коэффициента запаса статической прочности к коэффициенту запаса статической прочности соответствующего поддиапазона, после чего, в ходе эксплуатации двигателя, фиксируют его фактическую наработку τi в каждом из поддиапазонов рабочих температур и затем определяют итоговую наработку Тэ по формуле T3=Σbi* τi на основе которой судят о оставшемся ресурсе работы двигателя.

Выбор по меньшей мере трех идентичных эксплуатируемому двигателей, определение диапазона температур газа за турбиной по статистике их наработки не менее чем за год, формирование рабочего диапазона температур, где за минимальное значение принимают наименьшее значение температуры газа за турбиной из статистики наработки, а за максимальное наибольшее из значений температур газа за турбиной заявленных для данных двигателей на номинальной мощности позволит учесть все внешние факторы, влияющие на режимы работы двигателей в течение эксплуатации, а также учесть различия в их характеристиках, связанных с процессом производства и сборки.

Разбитие рабочего диапазона температур, по меньшей мере, на два равных поддиапазона, определение для наиболее напряженных деталей эксплуатируемого двигателя в каждой граничной точке рабочего диапазона температур их коэффициента запаса статической прочности Kmi как отношение предела длительной прочности материала детали к ее эквивалентному напряжению с учетом свойств ползучести, и выбор контрольной детали с наименьшим значением коэффициента запаса статической прочности Kmi, позволит выявить деталь с максимальным напряжением, в которой процесс разрушения при прочих равных начнется раньше, чем в остальных.

Определение для контрольной детали в каждом из поддиапазонов рабочих температур среднего значения коэффициента запаса статической прочности Кmi ср., принятие среднего значение коэффициента запаса статической прочности поддиапазона с максимальным значением температуры газа за турбиной за базовое Кm ср. баз., и определение для каждого поддиапазона рабочих температур контрольной детали коэффициента пересчета фактической наработки bi, как отношение базового коэффициента запаса статической прочности к коэффициенту запаса статической прочности соответствующего поддиапазона, позволит для каждого поддиапазона определять время наработки двигателя с учетом температурного режима его эксплуатации, при этом разбитие рабочего диапазона температур более, чем на два поддиапазона, позволит повышать точность предложенного способа.

Фиксация в ходе эксплуатации двигателя его фактической наработки τi в каждом из поддиапазонов рабочих температур и определение итоговой наработки Тэ по формуле Tэ=Σbi* τi, на основе которой судят о оставшемся ресурсе работы двигателя, позволит определить точное время наработки и установить реальный оставшийся ресурс двигателя.

Пример реализации заявленного способа.

По результатам эксплуатации трех газотурбинных двигателей за год определяют диапазон температур газа за турбиной Тт на номинальной мощности с учетом заявленной температуры для соответствующего двигателя.

В результате получают рабочий диапазон по температуре газа за турбиной Тт, где за минимальное значение принимают наименьшее значение температуры газа за турбиной из статистики наработки Тт min=635°С, а за максимальное наибольшее из значений температур газа за турбиной, заявленных для данных двигателей на номинальной мощности Тт mах=765°С.

Затем полученный рабочий диапазон температур разбивают на два равных поддиапазона: диапазон 1 - 765…700°С, диапазон 2 - 700…635°С, и для наиболее напряженных деталей двигателя в каждой граничной точке определяют коэффициент запаса статической прочности Кmi, как отношение предела длительной прочности материала детали δqni к ее эквивалентному напряжению с учетом свойств ползучести δeqvi.

Из полученных значений видно, что деталью с наименьшим запасом статической прочности является лопатка турбины, и соответственно ее выбирают как контрольную деталь.

Далее для контрольной детали в каждом из поддиапазонов рабочих температур определяют среднее значение коэффициента запаса статической прочности Кmi ср.

При этом среднее значение коэффициента запаса статической прочности поддиапазона с максимальным значением температуры газа за турбиной принимают за базовое Кm ср. баз. В данном случае максимальное значение температуры Тт=765°С и соответственно за Кm ср. баз принимают Km1cp=1,47.

Затем для каждого поддиапазона рабочих температур лопатки турбины (контрольной детали) определяют коэффициент пересчета фактической наработки bi, как отношение базового коэффициента запаса статической прочности к коэффициенту запаса статической прочности соответствующего поддиапазона.

После этого оценивают наработку τi эксплуатируемого двигателя в каждом из поддиапазонов рабочих температур газа за турбиной:

τ1=1730 часов

τ2=2806 часов,

и затем определяют итоговую наработку Тэ следующим образом:

Тэ=b1* τ1+b2* τ2=1*1730+0,84*2806=4087 часов

Получив реальное значение итоговой наработки, можно судить об оставшемся ресурсе эксплуатируемого двигателя, сравнив полученное значение итоговой наработки с заявленным предельно допустимым.

Таким образом, учет реальной нагрузки на детали газотурбинного двигателя в ходе эксплуатации позволит более точно оценить его итоговую наработку, тем самым повысив ресурс и продолжительность жизненного цикла газотурбинного двигателя.

Способ эксплуатации двигателя по его техническому состоянию, включающий определение фактической наработки двигателя, сравнение ее с допустимыми значениями и определение остаточного ресурса двигателя, отличающийся тем, что для газотурбинного двигателя, предварительно для, по меньшей мере, трех идентичных эксплуатируемому двигателей определяют диапазон температур газа за турбиной по статистике их наработки не менее чем за год, далее формируют рабочий диапазон температур, где за минимальное значение принимают наименьшее значение температуры газа за турбиной из статистики наработки, а за максимальное - наибольшее из значений температур газа за турбиной, заявленных для данных двигателей на номинальной мощности, затем полученный рабочий диапазон температур разбивают по меньшей мере на два равных поддиапазона, после чего для наиболее напряженных деталей эксплуатируемого двигателя в каждой граничной точке рабочего диапазона температур определяют их коэффициент запаса статической прочности Кmi как отношение предела длительной прочности материала детали к ее эквивалентному напряжению с учетом свойств ползучести, далее выбирают контрольную деталь с наименьшим значением коэффициента запаса статической прочности Кmi, для которой в каждом из поддиапазонов рабочих температур определяют среднее значение коэффициента запаса статической прочности Кmi ср., при этом среднее значение коэффициента запаса статической прочности поддиапазона с максимальным значением температуры газа за турбиной принимают за базовое Кm ср. баз., затем для каждого поддиапазона рабочих температур контрольной детали определяют коэффициент пересчета фактической наработки bi как отношение базового коэффициента запаса статической прочности к коэффициенту запаса статической прочности соответствующего поддиапазона, после чего в ходе эксплуатации двигателя фиксируют его фактическую наработку τi в каждом из поддиапазонов рабочих температур и затем определяют итоговую наработку Тэ по формуле Tэ=Σbi* τi, на основе которой судят о оставшемся ресурсе работы двигателя.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к техническому обслуживанию автотранспортных машин и их средствам обслуживания, в частности, к способам определения экологической безопасности смазочно-заправочных операций, выполняемых при техническом обслуживании машин, например, автомобилей, тракторов, комбайнов и других самоходных машин в полевых условиях.

Изобретение относится к устройствам проведения испытаний движителей автономных объектов (АО), к которым, в частности, могут быть отнесены автономные колесные и гусеничные транспортные средства, беспилотные летательные аппараты и автономные малые космические аппараты.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин заключается в том, что для эксплуатационного контроля измерение зазора в шатунном подшипнике осуществляют по перемещению поршня вверх и вниз в пределах зазора с применением измерительного устройства (1000) с индикатором часового типа.
Изобретение относится к области испытания и технического диагностирования машин, в частности к способу определения часового расхода топлива при бестормозных испытаниях их двигателей внутреннего сгорания.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к устройствам для стендовых испытаний двигателей внутреннего сгорания с принудительным зажиганием с жидким и газообразным топливом.

Изобретение относится к испытательной технике, конкретно к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний, и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке.

Изобретение относится к испытательной технике, к оборудованию для высокоскоростных трековых испытаний и может быть использовано для разгона объектов испытаний на ракетном треке.

Изобретение относится к испытаниям авиационных воздушно-реактивных двигателей и может быть использовано в авиационной промышленности. Изобретение позволяет обеспечить комплексную проверку прочностных характеристик и газодинамического соответствия узлов газогенератора ТРДД, в том числе на переходных режимах работы в расширенном диапазоне условий эксплуатации газогенератора в составе ТРДД по высоте и числу Маха полета.

Изобретение относится к области измерительной техники и касается неразрушающего способа оценки состояния компонента турбины. Способ включает в себя генерирование лазером световых импульсов для нагрева компонента турбины, захват инфракрасных изображений и анализ характеристики компонента турбины на полученных изображениях.

Изобретение относится к области измерительной техники, к испытаниям, доводке и эксплуатации всех типов газотурбинных двигателей (ГТД), к способам определения газодинамических параметров, к проведению инженерных и сертификационных испытаний ГТД (двигателей), к верификации расчетных моделей узлов газотурбинных двигателей.
Наверх