Комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя

Изобретение относится к ракетно-космической техники и может быть использовано для создания многоразовых ракетных комплексов. Комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя содержит прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) состоящий из внутреннего и наружного корпуса установленных коаксиально и соединенных между собой с помощью пилонов, образующих профилированный канал осесимметричного воздухозаборника, установленного во входной части профилированного канала, коллектора горючего с форсунками и стабилизатора пламени, установленных во внутренней полости кольцевой камеры сгорания, образованной внутренним и наружным корпусом, и в выходной части которой установлено укороченное центральное тело штыревого сопла ПВРД, а подача горючего к форсункам осуществляется с помощью турбонасосного агрегата, включающего в себя центробежный насос, вход которого соединен с выходом бака горючего, и турбину, расположенную на одном валу с центробежным насосом, выход которой соединен с коллектором горючего, причем во внутренней полости кольцевой камеры сгорания расположено теплообменное устройство, вход которого соединен с выходом центробежного насоса, а выход - с входом турбины, жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), расположенный во внутренней полости центрального тела штыревого сопла ПВРД. Неохлаждаемые огневые стенки кольцевой камеры сгорания и укороченное центральное тело штыревого сопла выполнены из углерод-углеродного композитного материала (УУКМ). Изобретение обеспечивает улучшение массово-габаритных характеристик летательного аппарата за счет использования комбинированной силовой установки и в качестве окислителя - кислорода воздуха на начальном участке полета. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано для создания многоразовых ракетных комплексов космического назначения.

Известен комбинированный двигатель летательного аппарата содержащий сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник, который оканчивается дозвуковым расширяющимся диффузором, компрессор, окислительный газогенератор для повышения температуры газа, вращающую компрессор турбину и камеру сгорания с авторегулируемым соплом, выполненным охлаждаемым (патент РФ №2693951, МПК: F02К 7/16, F02К 7/143).

Основным недостатком известного комбинированного двигателя летательного аппарата является использование кислорода из атмосферного воздуха на всей траектории полета.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанного недостатка и улучшение массово-габаритных характеристик летательного аппарата, например, ракеты-носителя за счет использования комбинированной силовой установки и в качестве окислителя кислорода воздуха на начальном участке полета.

Решение поставленной задачи достигается тем, что предлагаемая комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя содержит прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД) состоящий из внутреннего и наружного корпусов установленных коаксиально и соединенных между собой с помощью пилонов, образующих профилированный канал, осесимметричного воздухозаборника установленного во входной части профилированного канала, коллектора горючего с форсунками и стабилизатора пламени установленных во внутренней полости кольцевой камеры сгорания, расположенной за воздухозаборником, образованной внутренним и наружным корпусами, в выходной части которой установлено укороченное центральное тело штыревого сопла ПВРД, а подача горючего к форсункам осуществляется с помощью турбонасосного агрегата включающего в себя центробежный насос вход которого соединен с выходом бака горючего, и турбину, расположенную на одном валу с центробежным насосом и выход которой соединен с коллектором горючего, причем во внутренней полости кольцевой камеры сгорания расположено теплообменное устройство вход которого соединен с выходом центробежного насоса а выход со входом турбины, жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), расположенный во внутренней полости центрального тела штыревого сопла ПВРД. В варианте изобретения неохлаждаемые огневые стенки кольцевой камеры сгорания и укороченное центральное тело штыревого сопла могут быть выполнены из углерод-углеродного композитного материала (УУКМ)

Предлагаемая конструкция комбинированной силовой установки многоразовой первой ступени ракеты-носителя, за счет своих отличительных признаков, обеспечивает решение поставленной технической задачи - улучшение массово-габаритных характеристик ракеты-носителя.

Сущность изобретения иллюстрируется принципиальной схемой, приведенной на чертеже.

Предлагаемая комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя содержит ПВРД 1 и ЖРД 2.

ПВРД 1 состоит из внутреннего корпуса 3 и наружного корпуса 4, установленных коаксиально и соединенных между собой с помощью пилонов 5 и 6, образующих профилированный канал, осесимметричного воздухозаборника 7, установленного во входной части профилированного канала, коллектора горючего 8 с форсунками 9 и стабилизатора пламени 10, установленных во внутренней полости кольцевой камеры сгорания 11, образованной корпусами 3 и 4, в выходной части которой установлено укороченное центральное тело 12 штыревого сопла ПВРД 1. При этом неохлаждаемые огневые стенки 13, 14 кольцевой камеры сгорания 11 и укороченное центральное тело 12 штыревого сопла, могут быть выполнены из УУКМ.

Подача горючего к форсункам 9 осуществляется с помощью турбонасосного агрегата 15, включающего в себя центробежный насос 16 вход которого соединен с выходом бака горючего 17, и турбину 18, расположенную на одном валу с центробежным насосом 16 и выход которой соединен с коллектором горючего 8.

Во внутренней полости кольцевой камеры сгорания 11 расположено теплообменное устройство 19 вход которого соединен с выходом центробежного насоса 16, а выход - со входом турбины 18.

ЖРД 2 расположен во внутренней полости центрального тела 12 штыревого сопла ПВРД 1 и соединен с выходами бака окислителя 20 и бака горючего 17.

Предложенная комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя работает следующим образом.

В момент запуска ракеты-носителя производится подача компонентов топлива из бака окислителя 20 и бака горючего 17 в ЖРД 2 и осуществляется его запуск. При достижении ракетой-носителем скорости, обеспечивающей устойчивую работу ПВРД 1, горючее из бака горючего 17 подается на вход центробежного насоса 16 турбонасосного агрегата 15 и далее в теплообменное устройство 19, где оно газифицируется. Газообразное горючее из теплообменного устройства 19 поступает на вход турбины 18 и приводит ее во вращение. После срабатывания на турбине 18 горючее поступает в коллектор горючего 8 и далее через форсунки 9 во внутреннюю полость кольцевой камеры сгорания 11, где оно смешивается с воздухом, поступающим из атмосферы через осесимметричны воздухозаборник 7, и сгорает. Полученные продукты сгорания поступают через пилоны 6 в атмосферу, где они расширяются, обтекая наружную поверхность укороченного центрального тела 12 штыревого сопла, создавая тягу. При выходе ПВРД 1 на номинальный режим работы подается команда на выключение ЖРД 2. На начальном этапе полета в плотных слоях атмосферы ЖРД 2 носит вспомогательную функцию - выполняет роль стартового ускорителя. Создание необходимых для достижения заданной траектории полета летательного аппарата параметров - скорости и ускорения на этом участке обеспечивается ПВРД 1, использующим для своей работы кислород воздуха.

При достижении заданной высоты и скорости полета ракеты-носителя подается команда на выключение ПВРД 1 и осуществляется повторный запуск ЖРД 2.

В заданный момент происходит подача команды на выключение ЖРД 2 и производится отделение многоразовой первой ступени ракеты-носителя. После отделения многоразовая первая ступень ракеты-носителя осуществляет посадку на взлетно-посадочную полосу аэродрома.

Использование предложенного технического решения позволит улучшить массово-габаритные характеристики ракет-носителей, в том числе предназначенных для многократного применения.

1. Комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя содержащая прямоточный воздушно-реактивный двигатель (ПВРД), состоящий из внутреннего и наружного корпусов, установленных коаксиально и соединенных между собой с помощью пилонов, образующих профилированный канал осесимметричного воздухозаборника, установленного во входной части профилированного канала, коллектора горючего с форсунками и стабилизатора пламени, установленных во внутренней полости кольцевой камеры сгорания, образованной внутренним и наружным корпусами, в выходной части которой установлено укороченное центральное тело штыревого сопла ПВРД, а подача горючего к форсункам осуществляется с помощью турбонасосного агрегата, включающего в себя центробежный насос, вход которого соединен с выходом бака горючего, и турбину, расположенную на одном валу с центробежным насосом, выход которой соединен с коллектором горючего, причем во внутренней полости кольцевой камеры сгорания расположено теплообменное устройство, вход которого соединен с выходом центробежного насоса, а выход – с входом турбины, жидкостный ракетный двигатель (ЖРД), расположенный во внутренней полости центрального тела штыревого сопла ПВРД.

2. Комбинированная силовая установка многоразовой первой ступени ракеты-носителя по п. 1, отличающаяся тем, что неохлаждаемые огневые стенки кольцевой камеры сгорания и укороченное центральное тело штыревого сопла выполнены из углерод-углеродного композитного материала (УУКМ).



 

Похожие патенты:

Многорежимный газотурбинный двигатель твердого топлива содержит твердотопливный заряд и корпус, образующий газовоздушный тракт двигателя. В газовоздушном тракте двигателя последовательно размещены компрессор, камера сгорания, турбина, выходное устройство.

Двигатель // 2674832
Изобретение относится к двигателю, используемому в аэрокосмической области. Двигатель содержит ракетную камеру сгорания для сгорания топлива и окислителя, воздушно-реактивную камеру сгорания для сгорания топлива и окислителя, компрессор для создания давления воздуха для подачи в воздушно-реактивную камеру сгорания, первую систему подачи топлива для подачи топлива в ракетную камеру сгорания, вторую систему подачи топлива для подачи топлива в воздушно-реактивную камеру сгорания, систему подачи окислителя для подачи окислителя в ракетную камеру сгорания, причем воздушно-реактивная камера сгорания и ракетная камера сгорания выполнены с возможностью независимой эксплуатации, указанный двигатель выполнен с возможностью переключения из воздушно-реактивного режима в полный ракетный режим, причем двигатель дополнительно содержит первое устройство теплообменника, имеющего впуск и выпуск, установленное для охлаждения воздуха, подлежащего подаче в компрессор, с использованием теплопередающей среды, перед сжатием компрессором, контур теплопередающей среды для теплопередающей среды, второе устройство теплообменника, выполненное с возможностью охлаждения теплопередающей среды за счет топлива, подаваемого первой или второй системой подачи топлива.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к двухрежимным реактивным двигателям. Способ работы двухрежимного реактивного двигателя включает работу на первом режиме при повышенном давлении и работу на втором режиме при пониженном давлении в камере сгорания.

Двигатель // 2669220
Изобретение относится к двигателю, используемому в аэрокосмической области. Двигатель имеет два режима работы: воздушно-реактивный и ракетный, которые могут быть использованы, например, в воздушном летательном аппарате, летательном аппарате или воздушно-космическом самолете.

Изобретение относится к системе захолаживания и продувки контуров криогенного ракетного топлива летательного аппарата. Объектом изобретения является устройство захолаживания оборудования (6, 7, 8) криогенных контуров летательного аппарата во время полета, содержащее средства забора воздуха снаружи летательного аппарата, средства извлечения азота из этого воздуха при помощи сепаратора азота типа OBIGGS (3) и средства (4, 5) распределения этого азота вокруг указанных компонентов.

Изобретение относится к устройству запуска турбонасоса (1) ракетного двигателя летательного аппарата, содержащего тяговый газотурбинный двигатель и ракетный двигатель, которое содержит систему пневматического питания запуска турбины (1а) турбонасоса сжатым воздухом, отбираемым при помощи отвода (4) на ступени (6а) компрессора тягового турбинного двигателя (5) летательного аппарата на входе в камеру (7) сгорания указанного газотурбинного двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть применено для многоразовых возвращаемых ракетно-космических систем, способных совершать пилотируемый полет в атмосфере.

Группа изобретений относится к устройствам для пуска летательных аппаратов (ЛА). ЛА содержит корпус с силовой обшивкой, силовые рамы, прикрепленные к обшивке, и агрегаты, закрепленные на силовых рамах, включая стартовую двигательную установку с реактивным соплом, прикрепленную к корпусу устройством, выполненным с возможностью расфиксации крепления, и систему управления.

Изобретение относится к областям строений силовых установок, которые создают реактивные газовые тяги и генерируют электрические токи в воздушной и в вакуумной средах.

Изобретение относится к областям строений силовых реактивных установок, которые работая как ЖТРД или ПВТРД, создают изменяющие направления передние газовые тяги и обеспечивают работами бортовые электромагнитные генераторы электрических токов, а также, работая как ЖРД, создают задние газовые тяги.
Наверх