Мобильный тренажёрный комплекс для профессиональной подготовки специалистов ракетного дивизиона оперативно-тактических ракет

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам (УТС) освоения агрегатов наземного оборудования (АНО) оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК). Мобильный тренажерный комплекс, предназначенный для повышения экономичности профессиональной подготовки специалистов оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК), содержит автоматизированные рабочие места (АРМ) командно-штабной машины (КШМ) ОТРК и электроснабжение аппаратуры нескольких КШМ в учебном режиме от одного штатного агрегата питания (АП). На АРМ №1 и №2 КШМ установлены автоматизированные обучающие системы на основе программного имитатора моторного и информационного поля аппаратуры самоходной пусковой установки ОТРК. На АРМ КШМ установлены средства объективного контроля качества деятельности обучаемых. В систему электроснабжения КШМ добавлены кабели (1), вставки (2), разъемы X1, X2, X3, X4, провода к которым подведены от генератора АП и потребителей электроэнергии КШМ. Повышается уровень подготовки специалистов. 5 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам (УТС) [1] освоения агрегатов наземного оборудования (АНО) оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) [2].

Аналогами изобретения являются мобильные тренажерные комплексы (МТК), в которых реализована идея «компьютерный тренажер» [3], имеющие в своем составе единый источник электропитания всех потребителей.

На фигуре 1 представлен универсальный мобильный комплекс объективного контроля боеготовности и тренировки боевых расчетов радиолокационных станций семи типов, изделие 96У6М «Тест» [4]. Аппаратной основой МТК являются модули, представляющие собой ПЭВМ с унифицированными устройствами ввода/вывода информации (фигура 1а, г), смонтированные в кузове-фургоне на шасси автомобиля (фигура 1в), либо прицепа. На фигуре 1б приведены примеры экранных форм.

На фигуре 2 представлен МТК «BATSIM», предназначенный для привития и поддержания навыков группового взаимодействия экипажа танка в составе взвода [5]. Аппаратной основой является локальная вычислительная сеть, состоящая из мобильных автоматизированных рабочих мест (АРМ) руководителя обучения и обучающихся.

Достоинством представленных на фиг. 1, 2 и аналогичных МТК является возможность:

имитации широкой номенклатуры факторов военно-профессиональной среды;

объективной оценки качества деятельности обучающихся;

организации учебного процесса в полевых условиях;

электропитания аппаратуры от промышленной сети, либо от автономного источника электроснабжения.

К недостаткам следует отнести необходимость выделения средств на разработку и организацию системы эксплуатации рассматриваемых МТК.

В настоящее время формирование необходимых навыков управления АНО ОТРК осуществляется в специализированных учебных заведениях. В ракетном дивизионе (рдн) осуществляется поддержание сформированных навыков и боевое слаживание подразделений. Для освоения основных АНО ОТРК разработан единый комплекс учебно-тренировочных средств (ЕКУТС) [6]. Основные недостатки ЕКУТС ОТРК:

стационарное исполнение тренажеров обусловливает специфические требования к организации системы эксплуатации, ограничения по применению в учебном процессе;

высокая стоимость реализации жизненного цикла изделий.

На фигуре 3 представлен существующий учебно-тренировочный комплекс (УТК) для профессиональной подготовки специалистов по управлению ракетными ударами (УРУ) в рдн, имеющего в своем составе две стартовые батареи (сбатр). Групповое взаимодействие специалистов осуществляется с использованием технических средств автоматизации и связи командно-штабных машин (КШМ) и самоходных пусковых установок (СПУ) ОТРК. Электропитание аппаратуры на стоянке обеспечивается штатными агрегатами питания (АП), технико-экономические характеристики которых приведены в таблице 1 [7, 8].

Недостатки УТК, представленного на фигуре 3:

программное обеспечение АНО не имеет функции «встроенный тренажер» [9], не позволяет имитировать весь перечень критических ситуаций, давать объективную оценку деятельности обучающихся;

в аппаратуре АНО не реализованы экономичные учебные режимы. Электропитание аппаратуры АНО осуществляется от штатных индивидуальных АП. При выполнении учебных задач подсистемы СПУ отрабатывают штатный технологический цикл: подъем (опускание) домкратов; открытие (закрытие) крыш кузова; закрепление (раскрепление) направляющей и изделий; подъем (опускание) направляющей. Указанные машинные операции не имеют прямого отношения к формированию навыков управления объектом. Все это обусловливает значительный расход ресурса АНО и горючесмазочных материалов (ГСМ).

Задача, на решение которой направлено изобретение - повышение экономичности профессиональной подготовки специалистов рдн. Техническим результатом изобретения является:

получение новых потребительских свойств АНО ОТРК «мобильный тренажерный комплекс» и «передвижная электростанция»;

снижение расхода ГСМ, ресурса АНО;

обеспечение необходимых материально-технических условий профессиональной подготовки специалистов рдн в любом месте его расположения;

исключение затрат на закупку и организацию системы эксплуатации тренажеров, разработанных для освоения СПУ и КШМ в рдн.

В целях решения поставленной задачи предлагается реализовать принципы экономии ресурсов и дидактической целесообразности, учитывающие специфику профессиональной подготовки специалистов и технические возможности КШМ ОТРК.

На фигуре 4а представлен МТК, на основе КШМ ОТРК, с усовершенствованными средствами автоматизации и электроснабжения.

АРМ №1, 2 (фиг. 4б) в КШМ командиров сбатр предлагается использовать для профессиональной подготовки операторов СПУ (начальников расчетов и их заместителей). Для этих целей на данных АРМ необходимо установить автоматизированную обучающую систему на основе программного имитатора моторного и информационного поля аппаратуры СПУ. На фигуре 4 в представлен возможный вариант интерфейса программного обеспечения АРМ №1, 2. Руководство обучением специалистов рдн предлагается организовать с использованием АРМ №3 КШМ. Программное обеспечение АРМ КШМ необходимо дополнить средствами объективного контроля качества деятельности обучающихся. Перечисленные меры позволят реализовать в средствах автоматизации КШМ идеи «тренажер оператора системы человек-машина» [9] и «компьютерный тренажер». Функциональное объединение нескольких усовершенствованных АРМ образует мобильный тренажерный комплекс.

Принципиальная электрическая схема коммутации источников и потребителей электрической энергии в предлагаемом МТК приведена на фигуре 5. В целях реализации идеи «передвижная электростанция» в блоке вводном КШМ предлагается предусмотреть четыре дополнительных электрических разъема X1, Х2, Х3, Х4 для подачи электропитания с напряжением 27 В на аппаратуру МТК посредством соединительного кабеля 1. На КШМ, выполняющей функцию «передвижная электростанция» (КШМ 1), в любой из разъемов Х1÷Х4 должна быть установлена вставка 2. В целях исключения подачи напряжения на неработающий генератор АП и вывод его из строя, на КШМ, получающих электрическую энергию от внешнего источника (КШМ 2), вставка 2 должна быть удалена.

С точки зрения дидактики, объем информации учебной информационной модели (УИМ) [9], предоставляемой обучающемуся на «компьютерном тренажере», достаточен для достижения дидактических целей профессиональной подготовки специалистов по УРУ в рдн. Электрическая мощность штатного АП КШМ позволяет осуществлять электроснабжение всех необходимых средств автоматизации, связи и жизнеобеспечения МТК, состоящего из четырех КШМ. В результате исключения из учебного процесса нескольких АНО (фиг. 3), в ходе выполнения учебных задач по УРУ в рдн, экономится ресурс шести АНО ОТРК. При проведении 1 часа занятия на МТК, состоящем из трех КШМ, экономия дизельного топлива составляет 264 литра. В случае отказа от закупки и организации системы эксплуатации тренажеров, разработанных для освоения СПУ и КШМ [6] в рдн, предполагаемый экономический эффект от внедрения МТК составляет несколько млрд. рублей.

Практическая ценность изобретения:

новые потребительские свойства можно получить без привлечения значительных ресурсов и существенного перепроектирования;

гарантированный целевой и значительный экономически эффект от реализации;

может быть использовано при разработке средств освоения комплексов вооружения с близкими параметрами информационной модели управления объектами, например ракетных комплексов Сухопутных и Береговых войск ВМФ, РСЗО крупного калибра СВ.

Список использованных источников

1. ГОСТ РВ 52534-2006. Средства учебно-тренировочные изделий военной техники. Термины и определения;

2. https://m.wikipedia.org/wiki/Искандер;

3. ГОСТ РВ 0169-001-2010. Тренажеры изделий военной техники. Термины и определения;

4. http://engsi.ru/doc/844073.html;

5. https://www.kmweg.de/home/training-simulation/schiess-und-gefechtsausbildung/batsim-classroom/produktinformation.html;

6. https://www.kbm.ru/ru/press-centre/791.html;

7. ИРЦУ.461251.001 ТО3. Изделие 9С552. Техническое описание. Часть 4. Средства навигации и топопривязки. Технические средства автоматизации и средства связи;

8. 9П78-1-Э РЭ. Самоходная пусковая установка 9П78-1. Руководство по эксплуатации. Часть 1. Техническое описание;

9. ГОСТ 26387-84. Система «Человек-машина». Термины и определения.

Мобильный тренажерный комплекс, предназначенный для повышения экономичности профессиональной подготовки специалистов оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) путем реализации идеи «компьютерный тренажер» на автоматизированных рабочих местах (АРМ) командно-штабной машины (КШМ) ОТРК, а также организацией электроснабжения аппаратуры нескольких КШМ в учебном режиме от одного штатного агрегата питания (АП), отличающийся установкой на АРМ №1 и №2 КШМ автоматизированной обучающей системы на основе программного имитатора моторного и информационного поля аппаратуры самоходной пусковой установки ОТРК, установкой на АРМ КШМ средств объективного контроля качества деятельности обучаемых; добавлением в систему электроснабжения КШМ кабеля (1), вставки (2), разъемов X1, X2, X3, X4, провода к которым подведены от генератора АП и потребителей электроэнергии КШМ.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области управления вооружением и военной техникой, в частности к устройствам повышения эффективности проведения практических занятий по обучению вождению боевых машин путем совершенства контроля и учета действий, выполняемых обучаемыми при вождении боевых машин Сухопутных войск.

Изобретение относится к области технических средств обучения и преимущественно может быть использовано в составе учебно-тренировочных средств для подготовки расчетов подвижных наземных ракетных комплексов.

Изобретение относится к периферийным устройствам ввода/вывода для управления виртуальной техникой, в частности к игровым или тренажерным контроллерам для управления виртуальной бронетехникой.

Изобретение относится к тренажерам обучения вождению гусеничных машин. Тренажер содержит электрогидропривод колебательного движения кабины, блок моделирования динамики движения, блок имитации визуальной обстановки, пульт управления инструктора, блок датчиков вертикальных ускорений, схему установки уровня ударной нагрузки, блок компараторов превышения уровня ударной перегрузки, усилитель, одновибратор, эмиттерный повторитель, схему световой индикации, смотровой прибор механика-водителя, задатчик оценочных показателей качества управления, блок сравнения и индикатор оценки, счетчик превышения предельных ускорений, цифровой индикатор, блок формирования сигнала на автоматический сброс индикации, сумматор, блок разрешения передачи сигнала, блок деления, генератор времени, двоичный делитель частоты, датчик управления, второй усилитель, логический элемент «4ИЛИ-НЕ», генератор сброса, блок кодовых переключателей, пересчетную схему, десятичный счетчик, запоминающее устройство, блок усилителей, светодиодную линейку, расположенную в поле зрения смотрового прибора механика-водителя гусеничной машины, с вмонтированными в нее светодиодными индикаторами отсчета нормативного времени движения и счетчик времени.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам. Устройство для моделирования движения гусеничной машины содержит соединенные между собой блок моделирования двигателя, блок моделирования трансмиссии, первый и второй блоки моделирования гусеничного движителя, датчик вида грунта, первый и второй функциональные преобразователи, первый и второй сумматоры, функциональные преобразователи, первый и второй инверторы, блок задания нелинейности.

Изобретение относится к учебно-тренировочным средствам. Устройство для моделирования движения гусеничной машины содержит соединенные между собой блок моделирования двигателя, блок моделирования трансмиссии, первый и второй блоки моделирования гусеничного движителя, датчик вида грунта, первый и второй функциональные преобразователи, первый и второй сумматоры, функциональные преобразователи, первый и второй инверторы, блок задания нелинейности.

Изобретение относится к техническим средствам обучения механиков-водителей наземного транспорта, а конкретно к тренажерам для подготовки механиков-водителей подвижных комплексов вооружения (ПКВ) в процессе тактической, технической и огневой подготовки боевых расчетов подразделений противовоздушной обороны (ПВО), ракетных войск и артиллерии (РВ и А), береговых войск Военно-морского флота (ВМФ) РФ.

Изобретение относится к учебным моделям или тренажерам для обучения управлению транспортными средствами (ТС) и учитывает особенности управления ТС в боевых условиях, в том числе, в условиях непосредственного соприкосновения с противоборствующей стороной.

Изобретение относится к средствам для обучения водителей, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения вождению самоходными безрельсовыми транспортными средствами, а также для повышения квалификации водителей с моделированием условий реальной дорожной обстановки, в том числе с созданием экстремальных ситуаций, при обучении в реальном времени и контроля качества обучения, которые создают аварийную ситуацию при возникновении заноса автомобиля на скользком покрытии дороги.

Изобретение относится к системе цифровой поддержки рабочего процесса машины. Технический результат заключается в повышении скорости анализа рабочего процесса.
Наверх