Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями


A61H1/00 - Устройства для физиотерапии, например устройства для определения местонахождения или стимулирования рефлекторных точек на поверхности тела; искусственное дыхание; массаж; устройства для купания со специальными терапевтическими или гигиеническими целями (способы или устройства, позволяющие инвалидам приводить в действие приспособления или устройства, не являющиеся частями тела A61F 4/00; электротерапия, магнитотерапия, лучевая терапия, ультразвуковая терапия A61N)

Владельцы патента RU 2745281:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Московской области "Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М.Ф. Владимирского" (ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского) (RU)

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии. Проводят занятия на движения кистей рук, затем тренинг на стабилометрической платформе с биологической обратной связью с использованием в процессе тренинга зрительного и слухового каналов. Пациент, находясь на стабилометрической платформе перед монитором и перемещая свой корпус относительно стоп, должен совмещать свой центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора с мишенью. Удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, с одновременным занятием с логопедом. Пациент сначала комментирует выполняемые им действия на стабилометрической платформе, а затем это же занятие продолжается в вопросно-ответной форме. Общий курс 8-10 процедур. Занятия начинают на стабилометрической платформе с силовым джойстиком для руки. Пациент поочередно сначала здоровой, а затем больной рукой оказывает давление джойстиком на стабилометрическую платформу, удерживая курсор на мишени на экране монитора, по 2-3 минуты на каждую руку с повторением 2-3 раза. После этого занятия продолжают в том же режиме с закрытием глаза, противоположного работающей руке, после перерыва 20-40 минут проводят занятия на стабилометрической платформе, удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, без логопеда и с логопедом. Затем после перерыва 30-40 минут пациент выполняет гимнастические упражнения: осевые вращательные движения туловищем, вращательные и сгибательные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах сначала двумя руками одновременно. Затем поочередно каждой рукой отдельно, начиная со здоровой руки, в течение 5-7 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 15-20 минут. Способ обеспечивает сокращение сроков проведения реабилитационных мероприятий при достижении высокого лечебного эффекта. 3 пр.

 

Изобретение относится к области медицины, а именно к неврологии и реабилитации, к восстановительному лечению больных с цереброваскулярной патологией.

На сегодняшний день с целью улучшения когнитивных функций после инсульта активно используются восстановительные методики активных и пассивных физических упражнений, идеомоторные тренировки (когда пациент мысленно представляет, как он совершает движение), направленные на активацию нейропластичности.

Известно позитивное влияние развития мелкой моторики кисти в логопедической практике при работе с пациентами с нарушением функции речи и реабилитационная программа должна включать в себя физические упражнения разной степени интенсивности.

Известен способ реабилитации больных в раннем восстановительном периоде церебрального инсульта (Патент РФ №2513418, МПК А61Н 1/00, А61М 21/00, A61N 1/32, публ. 2014), в ходе которого применяют комплексы лечебной физкультуры, включающей дыхательные упражнения и упражнения на расслабления с элементами аутотренинга, динамическую проприокоррекцию с использованием рефлекторно-нагрузочного устройства, четырех- и шестиканальную электростимуляцию нервномышечного аппарата, упражнения перед зеркалом, в ходе которых пациент здоровой рукой выполняет упражнения во всех суставах верхней конечности и во всех плоскостях, наблюдая за отражением в зеркале, мысленно представляя, что движения он выполняет больной рукой.

Недостатком этого способа является наличие ограничения, связанные с использованием у пациентов с нарушением сердечного ритма, так же возникает сложность применения этого метода реабилитации у пациентов с эпилепсией и пароксизмальными заболеваниями.

Известен способ комплексной реабилитации больных с постинсультными нарушениями в раннем восстановительном периоде (Патент РФ №2642950, МПК А61Н 3/00, А61В 5/11, A61N 1/36, публ. 2018), включающий проведение на фоне медикаментозного лечения тренинг на стабилометрической платформе с биоуправлением с обратной связью по опорной реакции с использованием в процессе тренинга зрительных и слуховых каналов путем выполнении игровых заданий с меткой на мониторе и корректировкой положения тела по звуковому сигналу посредством метронома, многоканальной электростимуляции биполярно-импульсными токами с наложением электродов на верхние конечности на среднюю треть плеча по наружной стороне в двигательной точке лучевого нерва, на среднюю треть наружной поверхности предплечья, на внутреннюю поверхность средней трети плеча в проекции локтевого и срединного нервов, на внутреннюю поверхности предплечья; на нижней конечности в проекции малоберцового нерва и иннервируемые им мышцы и в проекции большеберцового нерва и иннервируемые им мышцы голени.

Недостатком этого способа является недостаточная эффективность, поскольку не проводят активную двигательную реабилитацию, что увеличивает сроки восстановления, кроме того, этот способ также имеет ограничения использования у пациентов с нарушением сердечного ритма.

Наиболее близким является способ реабилитации больных с постинсультными нарушениями (Патент РФ №2688723, МПК А61Н 1/00, А61Н 23/00, А61М 21/00, публ. 2019), включающий занятия на движения кистей рук, проведения тренинга на стабилометрической платформе с биологической обратной связью с использованием в процессе тренинга зрительного и слухового каналов, для чего пациент, находясь на стабилометрической платформе перед монитором и перемещая свой корпус относительно стоп, должен совмещать свой центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора с мишенью, удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, с одновременным занятием с логопедом, при котором пациент сначала комментирует выполняемые им действия на стабилометрической платформе, а затем это же занятия продолжается в вопросно-ответной форме, общий курс 8-10 процедур.

Недостатком этого способа является недостаточная эффективность у пациентов с легкой и умеренной степенью парезов, поскольку рекомендовано проводить восстановительные действия с верхними конечностями только в пассивном режиме, что увеличивает время восстановительного периода. Способ сложен в применении у пациентов с пароксизмальными состояниями.

Задача предлагаемого изобретения состоит в том, чтобы устранить указанные недостатки, повысить эффективность реабилитационного процесса за счет взаимосвязанных между собой механизмов, потенциирующих действие друг друга, сократить сроки реабилитации.

Способ включает занятия на движения кистей рук, проведения тренинга на стабилометрической платформе с биологической обратной связью с использованием в процессе тренинга зрительного и слухового каналов, для чего пациент, находясь на стабилометрической платформе перед монитором и перемещая свой корпус относительно стоп, должен совмещать свой центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора с мишенью, удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, с одновременным занятием с логопедом, при котором пациент сначала комментирует выполняемые им действия на стабилометрической платформе, а затем это же занятия продолжается в вопросно-ответной форме, общий курс 8-10 процедур. Новым является то, что занятия начинают на стабилометрической платформе с силовым джойстиком для руки, при этом пациент поочередно сначала здоровой, а затем больной рукой оказывает давление джойстиком на стабилометрическую платформу, удерживая курсор на мишени на экране монитора, по 2-3 минуты на каждую руку с повторением 2-3 раза. После этого занятия продолжают в том же режиме с закрытием глаза, противоположного работающей руке, после перерыва 20-40 минут проводят занятия на стабилометрической платформе удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, без логопеда и с логопедом. Затем после перерыва 30-40 минут пациент выполняет гимнастические упражнения: осевые вращательные движения туловищем, вращательные и сгибательные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах сначала двумя руками одновременно, затем поочередно каждой рукой отдельно, начиная со здоровой руки, в течение 5-7 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 15-20 минут.

В данном способе используется механизм биологической обратной связи по опорной реакции посредством визуального и звукового каналов, когда в структурах головного мозга происходит обработка полученной сенсорной информации в процессе тренинга. Одновременно происходит включение мозжечка, его афферентных и эфферентных связей, базальных ганглиев, и, в конечном итоге, моторной коры, поскольку именно здесь формируется окончательная программа произвольного движения. Немаловажным фактором, определяющим включение поздней преднастройки, необходимой для поддержания равновесия и выполнения направленного движения пациентом, находящимся на стабилометрической платформе, является наличие двигательного опыта, представления о способе выполнения данного движения. Поэтому при каждом последующем занятии пациенту уже проще выполнять заданное упражнение. Таким образом, полученный по сенсорным каналам сигнал преобразуется в двигательный ответ, идет работа обратной связи. На самом деле, принцип «обратной связи» осуществляется на всем протяжении двигательного пути, с помощью различных сенсорных переключений, что необходимо для выполнения быстрых движений и для регуляции медленных движений и поддержания позы.

Таким образом, одновременно обеспечивается работа нескольких подсистем, а именно сенсорной (зрительная, слуховая, вестибулярная, соматосенсорная афферентация), скелетно-мышечной (угол движения в суставах, спастичность мышц, эластичность и гибкость позвоночного столба, биомеханические взаимодействия между сегментами позвоночника и верхних конечностей) и высшая центральная часть (двигательная память). Происходит корректировка двигательного акта. Также наряду с этим представляется возможность влияния на тренировку когнитивных функций после инсульта.

Способ осуществляется следующим образом.

Занятие начинается с тренинга кистей рук на статической стабилометрической платформе (ST-150 или А-150 с силовым джойстиком для руки) с биоуправлением с обратной связью по опорной реакции с силовым джойстиком для рук.

Используются специальные компьютерные программы с биологической обратной связью (БОС), основанные на визуализации положения мишени на экране монитора посредством удержания пациентом курсора на ней, удерживая рукой силовой джойстик. Разработаны и практически применяются различные комплексы упражнений на стабилометрической платформе для рук по удержанию курсора на мишени, выбор в пользу какой-то из них делается в зависимости от поставленных задач, т.е. в зависимости от неврологического дефицита.

Больной должен, обхватив силовой джойстик рукой, опираясь локтем о стол, посредством изменения давления руки совмещать центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора, с мишенью и перемещать курсор в сторону мишени, находящейся в определенном участке экрана. Воздействие на джойстик осуществляется сначала здоровой, а потом больной рукой, поочередно, по 2-3 минуты на каждую руку с повторением 2-3 раза. После этого занятия продолжают в том же режиме с закрытием глаза, противоположного работающей руке. Закрытие глаза осуществляется или неработающий в данный момент рукой, или темной монокулярной повязкой. При этом врач может, изменяя масштаб, усложняя или упрощая задачу.

После завершения тренинга дается отдых 20-40 минут, в зависимости от состояния пациента и сопутствующей патологии.

Далее проводится тренинг на стабилометрической платформе с биоуправлением с обратной связью по опорной реакции с использованием в процессе тренинга зрительных и слуховых каналов путем выполнения игровых заданий с меткой на мониторе и корректировкой положения тела по звуковому сигналу, находясь ногами на платформу, без логопеда и с логопедом, при котором пациент сначала комментирует выполняемые им действия на стабилометрической платформе, а затем это же занятия продолжается в вопросно-ответной форме. Задачей упражнения является удержание центра давления (ЦД) в центре мишени. Больной должен, стоя на стабилометрической платформе или сидя на стуле перед монитором, опираясь ногами на стабилометрическую платформу, посредством перемещения корпуса относительно стоп совмещать свой центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора, с мишенью и перемещать мишень в определенный участок экрана или удерживать ЦД в центре мишени.

В начале тренировки движения больного с когнитивными расстройствами, как правило, бывают избыточные и требуют затраты большого количества энергии. Однако, по мере восстановления когнитивной функции, пациент будет выполнять более точные и своевременные движения, что приведет к изменению характеристик стабилометрии.

Во время занятий на стабилометрических платформах - для кистей рук и для стоп, могут применяться различные тренировочные тесты: «Мишень», «Тир», «Цветок», «Яблоко», «Сектор», «Стрельба по тарелочкам», «Огни», «Мяч+стена», «Стрельба по тарелочкам в движении» и др., принцип которых аналогичен. Выбор проводимого теста определяется лечащим врачом в зависимости от тяжести состояния пациента, степени неврологического дефицита, субъективной переносимости тренинга.

Далее делается перерыв 30-40 минут. После этого пациент выполняет гимнастические упражнения: осевые вращательные движения туловищем, вращательные и сгибательные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах сначала двумя руками одновременно, затем поочередно каждой рукой и отдельно, начиная со здоровой руки, в течение 5-7 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 15-20 минут.

Обязательно проводится контроль показателей ЧСС и АД до, в процессе и после завершения занятий. Повышение или понижение значений АД (против обычных для больного), нарушение сердечного ритма, появление субъективных жалоб на ухудшение состояния являются причиной отмены занятий. Общий курс лечения составляет 8-10 процедур.

Критериями эффективности лечения являются - клиническое неврологическое исследование, контроль стабилометрических показателей во время и после курса лечения.

Пример 1.

Пациентка Д., 59 лет находилась на стационарном лечении в клинике неврологии с 30.10.2019 по 13.11.19 г. с диагнозом: Состояние после перенесенного ишемического инсульта в вертебрально-базилярном бассейне от 15.06.2019 г. на фоне гипертонической болезни, атеросклероза сосудов головного мозга, сахарного диабета 2 типа. Атеротромботический подтип по TOAST. Левосторонний спастический гемипарез с умеренными двигательными нарушениями.

В неврологическом статусе: в сознании, контактен, ориентирован. Общемозговой и менингеальной симптоматики нет. ЧМН-глазные щели d=s, движения глазных яблок в полном объеме. Нистагма нет. Фотореакции живые. Реакция на конвергенцию и аккомодацию сохранена. Лицо симметричное. Движение языка по средней линии. Объем пассивных движений в полном объеме. Сила мышц в верхних конечностях D - 5 баллов, S - 3,5 балла, в нижних конечностях D - 5 баллов, S - 3,5 балла. Тонус в левых конечностях снижен. Проба Барре верхняя и нижняя положительная слева. Периостальные и сухожильные рефлексы d<s, средней живости. Патологические стопные рефлексы отсутствуют. Координаторные пробы (пальценосовую, пяточноколенную) выполняет справа удовлетворительно, слева с мимопопаданием. В позе Ромбрега неустойчив (падает в стороны, больше влево). Походка атактическая, передвигается с дополнительной опорой. Чувствительные нарушения: левосторонняя гемигипестезия. Умеренные когнитивные нарушения.

Пациентке было проведено реабилитационное лечение по предлагаемому способу, при этом, при занятиях на силовом джойстике на стабилоплатформе А-150 по 3 минуты на каждую руку с повторением 3 раза. После этого занятия продолжали в том же режиме с закрытием глаза рукой, противоположного работающей руке, были использованы следующие тренинги: с 1 по 4 день «Стрельба по тарелочкам», «Огни», с 5 по 8 день «Мяч+стена», «Стрельба по тарелочкам в движении», «Сектор». После завершения тренинга делался отдых 20 минут.

Далее проводился тренинг на стабилометрической платформе ST-150 с биоуправлением с обратной связью по опорной реакции без логопеда и с логопедом. В процессе тренинга использовались, следующие тесты «Тир», «Цветок», «Яблоко», «Огни», «Сектор», «Мишень», «Зайцы».

Затем, учитывая возраст, общее состояние пациента, показатели системной гемодинамики, делали перерыв в течение 30 минут. После перерыва пациент выполнял гимнастические упражнения по предлагаемому способу в течение 7 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 20 минут.

Курс занятий составил 8 процедур.

После курса лечения больной отметил улучшение самочувствия, настроения, улучшилась память, концентрация внимания, уменьшились двигательные нарушения, уменьшилась общая слабость. Также отмечена динамика показателей по данным шкалы индекса повседневной активности Бартела с 85 до 95 баллов; шкалы мышечной спастичности Эшворта с 3 до 2 балла; Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (Montreal Cognitive Assessment (МоСА)) с 23 до 26 баллов; Теста оценки семантической и фонетической речевой активности увеличение количества названых слов с 9 до 12 и с 13 до 18 соответственно; теста «10 слов» по А.Р. Лурия увеличение объема слов после 5 повторений с 6 до 9 и отстрочено с 4 до 7 соответственно; шкала Fugl-Meyer оценки шкалы двигательной функции руки с 46 до 57 баллов; тест на тревогу Бека с 7 до 3 баллов; шкала Бека для оценки депрессии с 10 до 4 баллов; отмечалась динамика показателя индекса энергозатрат Ei (А) при стабилометрическом исследовании с открытыми глазами с 4,42 Дж до 1,75 Дж; с закрытыми глазами с 5,76 Дж до 2,7 Дж, что свидетельствовало о положительном влиянии проведенного лечения.

Пример 2.

Пациентка Р., 69 лет находился на стационарном лечении в клинике неврологии с 30.10.2019 по 11.11.2019 г. с диагнозом: Последствия ишемического инсульта по атеротромботическому типу в бассейне левой средней мозговой артерии от 05.01.2019 г. на фоне гипертонической болезни и церебрального атеросклероза. Центральный правосторонний гемипарез. Гипертоническая болезнь 3 ст., 3 стадии, риск ССО 4. Сахарный диабет 2 типа, инсулинонезависимый, субкомпенсация. Гиперхолестеринемия.

В неврологическом статусе при поступлении: сознание ясное. Общемозговых и менингеальных знаков нет. ЧМН - глазные щели d=s, движение глазных яблок не ограничено. Нистагма нет. Зрачки OD=OS, фотореакции сохранены. Акт конвергенции сохранен. Лицо симметрическое. Болевая, тактильная гипестезия левой половины лица. Язык по средней линии. Объем активных и пассивных движений не ограничен. Мышечная сила в руках справа проксимально 2 балла, дистально 3 балла, слева 5 баллов, в ногах справа 3 балла, слева 5 баллов. Тонус мышц справа изменен по спастическому типу. Периостальные и сухожильные рефлексы d>s, средней живности. Патологических знаков нет. В позе Ромберга неустойчива. Пальценосовую и пяточноколенную пробы выполняет слева удовлетворительно, справа с мимопопаданием. Походка атактическая, подволакивает правую ногу, ходит с опорой на трость. Чувствительные нарушения: правосторонняя гемигипестезия. Умеренные когнитивные нарушения.

Пациентке было проведено реабилитационное лечение по предлагаемому способу, при этом, при занятиях на силовом джойстике на стабилоплатформе ST-150 по 2 минуты на каждую руку с повторением 3 раза, после этого занятия продолжают в том же режиме с закрытием глаза, противоположного работающей руке, были использованы следующие тренинги: с 1 по 5 день «Стрельба по тарелочкам», «Сектор», с 6 по 10 день «Мяч+стена», «Стрельба по тарелочкам в движении», «Огни».

После завершения тренинга делался отдых 30 минут. Далее проводился тренинг на стабилометрической платформе ST-150 с биоуправлением с обратной связью по опорной реакции без логопеда и с логопедом. В процессе тренинга использовались, следующие тесты «Тир», «Цветок», «Яблоко», «Огни», «Сектор», «Мишень», «Зайцы».

Затем, учитывая возраст, общее состояние пациента, показатели системной гемодинамики, делали перерыв в течение 40 минут. После перерыва пациент выполнял гимнастические упражнения в течение 5 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 15 минут. Курс занятий составил 10 процедур.

После курса лечения больной отметил улучшение самочувствия, настроения, улучшилась память, концентрация внимания, уменьшились двигательные нарушения, уменьшилась общая слабость. Также отмечена динамика показателей по данным шкалы индекса повседневной активности Бартела с 70 до 80 баллов; шкалы мышечной спастичности Эшворта с 3 до 2 балла; Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (Montreal Cognitive Assessment (МоСА) с 22 до 26 баллов; Теста оценки семантической и фонетической речевой активности увеличение количества названых слов с 9 до 12 и с 15 до 20 соответственно; теста «10 слов» по А.Р. Лурия увеличение объема слов после 5 повторений с 6 до 9 и отстрочено с 5 до 7 соответственно; шкала Fugl-Meyer оценки шкалы двигательной функции руки с 40 до 51 баллов; тест на тревогу Бека с 11 до 7 баллов; шкала Бека для оценки депрессии с 13 до 7 баллов; отмечалась динамика показателя индекса энергозатрат Ei (А) при стабилометрическом исследовании с открытыми глазами с 5,96 Дж до 4,26 Дж; с закрытыми глазами с 9,48 Дж до 7,64 Дж, что свидетельствовало о положительном влиянии проведенного лечения.

Пример 3.

Пациент С., 72 лет находился на стационарном лечении в клинике неврологии с 28.10.2019 по 08.11.2019 г. с диагнозом: Состояние после перенесенного ишемического инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии от 13.06.2019, атеротромботический подтип по TOAST. Дизартрия. Моторная афазия. Центральный правосторонний гемипарез. ШРМ 4. Гипертоническая болезнь 3 стадии, артериальная гипертензия 3 степени, риск 4. Атеросклероз сосудов головного мозга. Атеросклероз аорты, кальциноз створок, Аортальный порок: незначительный стеноз, недостаточность 2 степени. Недостаточность митрального клапана 2 степени, трикуспидального клапана 1 степени, Расширение левого предсердия. Атрофия миокарда левого желудочка. Атеросклероз сосудов нижних конечностей. Стеноз бедренно-подколенного сегмента слева. Киста Бейкера слева.

В неврологическом статусе при поступлении: сознание ясное. Общемозговых и менингеальных знаков нет. ЧМН - глазные щели d=s, движение глазных яблок не ограничено. Нистагма нет. Зрачки OD=OS, фотореакции сохранены. Акт конвергенции сохранен. Лицо симметрическое. Дизартрия. Язык по средней линии. Объем активных и пассивных движений не ограничен. Мышечная сила в руках справа проксимально 3 балла, дистально 4 балла, слева 5 баллов, в ногах справа 4 балла, слева 5 баллов. Тонус мышц справа изменен по спастическому типу. Периостальные и сухожильные рефлексы d>s, средней живности. Патологических знаков нет. В позе Ромберга неустойчива. Пальценосовую и пяточноколенную пробы выполняет слева удовлетворительно, справа с мимопопаданием. Походка атактическая. Чувствительные нарушения: правосторонняя гемигипестезия. Умеренные когнитивные нарушения.

Пациенту было проведено реабилитационное лечение по предлагаемому способу, при этом, при занятиях на силовом джойстике на стабилоплатформе А-150 по 3 минуты на каждую руку с повторением 2 раза, после этого занятия продолжают в том же режиме с закрытием глаза, противоположного работающей руке, были использованы следующие тренинги: с 1 по 4 день «Стрельба по тарелочкам», «Огни», с 5 по 9 день «Мяч+стена», «Стрельба по тарелочкам в движении», «Сектор». После завершения тренинга делался отдых 40 минут. Далее проводился тренинг на стабилометрической платформе ST-150 с биоуправлением с обратной связью по опорной реакции без логопеда и с логопедом в течение 15 минут с постепенным увеличением времени занятия на каждом последующем сеансе до 40 минут. В процессе тренинга использовались, следующие тесты «Тир», «Цветок», «Яблоко», «Огни», «Сектор», «Мишень», «Зайцы».

Затем, учитывая возраст, общее состояние пациента, показатели системной гемодинамики, делали перерыв в течение 30 минут. После перерыва пациент выполнял гимнастические упражнения в течение 7 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 15 минут. Курс занятий составлял 9 процедур.

После курса лечения больной отметил улучшение самочувствия, настроения, улучшилась память, концентрация внимания, уменьшились двигательные нарушения, уменьшилась общая слабость. Также отмечена динамика показателей по данным шкалы индекса повседневной активности Бартела с 75 до 85 баллов; шкалы мышечной спастичности Эшворта с 3 до 2 балла; Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (Montreal Cognitive Assessment (МоСА) с 23 до 26 баллов; Теста оценки семантической и фонетической речевой активности увеличение количества названых слов с 10 до 13 и с 16 до 20 соответственно; теста «10 слов» по А.Р. Лурия увеличение объема слов после 5 повторений с 5 до 9 и отстрочено с 4 до 7 соответственно; шкала Fugl-Meyer оценки шкалы двигательной функции руки с 40 до 50 баллов; тест на тревогу Бека с 10 до 6 баллов; шкала Бека для оценки депрессии с 12 до 5 баллов; отмечалась динамика показателя индекса энергозатрат Ei (А) при стабилометрическом исследовании с открытыми глазами с 5,96 Дж до 4,26 Дж; с закрытыми глазами с 9,48 Дж до 7,64 Дж, что свидетельствовало о положительном влиянии проведенного лечения.

В клинике неврологии ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского проведено обследование и лечение 40 больных в раннем восстановительном периоде ишемического инсульта в возрасте 61,53±11,47. В комплексном обследовании всем пациентам было проведено тестирование когнитивных и двигательных нарушений с оценкой по данным индекса повседневной активности Бартела; шкалы мышечной спастичности Эшворта; Шкала определения функциональной активности Ренкина; Шкала Fugl-Meyer для оценки шкалы двигательной функции руки; Монреальской шкалы оценки когнитивных функций (Montreal Cognitive Assessment (МоСА)); теста оценки семантической и фонетической речевой активности (Лурия А.Р., 1996); тест на зрительную и вербальную память (Lehfeld Н., Erzigkeit Н., 1997); тест Шульте; тест «Digit Span» - повторение цифр в прямом и обратном порядке из шкалы памяти Векслера WMS; тест Струпа; тест кубики Косса; шкала депрессии Бека, шкала тревоги Бека с целью оценки эмоционального состояния; госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии; стабилометрического исследования до и после лечения.

В результате проведенного лечения по предлагаемой методике, у больных отмечалось субъективное улучшение состояния, уменьшение выраженности когнитивных нарушений, увеличение движения в паретичных конечностях, улучшение настроения, сроки восстановительного периода у всех пациентов сократилось, по сравнению с пациентами, которым проводилось лечения по известным схемам. В неврологическом статусе отмечался регресс атактических, двигательные и когнитивных расстройств, наблюдалось более четкое выполнение координаторных проб и повышение устойчивости в пробе Ромберга, что коррелировало с данными объективных методов исследования.

Все составляющие предложенной последовательно проводимой методики реабилитационного процесса обеспечивают комплексное воздействие, как на мышцы в паретичных конечностях, уменьшая их спастичность, так и на структуры головного мозга, способствуя формированию адекватной моторной реакции для поддержания мышечного тонуса и позы тела, уменьшая выраженность двигательных и когнитивных нарушений.

Предлагаемый способ снижает выраженность когнитивных и двигательных нарушений у пациентов с инсультом, позволяет им добиться функциональной независимости, выполняя его пациент легче переносит нагрузки, медленнее устает, истощается, у него улучшаются показатели эмоционального статуса (настроение, тревога, депрессия), сокращаются сроки проведения реабилитационных мероприятий и быстрее достигается лечебный эффект.

Способ реабилитации пациентов с постинсультными нарушениями, включающий занятия на движения кистей рук, проведения тренинга на стабилометрической платформе с биологической обратной связью с использованием в процессе тренинга зрительного и слухового каналов, для чего пациент, находясь на стабилометрической платформе перед монитором и перемещая свой корпус относительно стоп, должен совмещать свой центр давления, демонстрируемый ему на экране в виде курсора с мишенью, удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, с одновременным занятием с логопедом, при котором пациент сначала комментирует выполняемые им действия на стабилометрической платформе, а затем это же занятие продолжается в вопросно-ответной форме, общий курс 8-10 процедур, отличающийся тем, что занятия начинают на стабилометрической платформе с силовым джойстиком для руки, при этом пациент поочередно сначала здоровой, а затем больной рукой оказывает давление джойстиком на стабилометрическую платформу, удерживая курсор на мишени на экране монитора, по 2-3 минуты на каждую руку с повторением 2-3 раза, после этого занятия продолжают в том же режиме с закрытием глаза, противоположного работающей руке, после перерыва 20-40 минут проводят занятия на стабилометрической платформе, удерживая центр давления в центре мишени или перемещая ее, без логопеда и с логопедом, а затем после перерыва 30-40 минут пациент выполняет гимнастические упражнения: осевые вращательные движения туловищем, вращательные и сгибательные движения в плечевом, локтевом, лучезапястном суставах сначала двумя руками одновременно, затем поочередно каждой рукой отдельно, начиная со здоровой руки, в течение 5-7 минут, постепенно увеличивая время проведения гимнастических упражнений до 15-20 минут.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к комплексу централизованного распределения давления дыхательной смеси для одновременной искусственной вентиляции легких (ИВЛ) группе пациентов, предназначенному для проведения коллективной процедуры ИВЛ группе пациентов, индивидуальному блоку газораспределения и аппаратно-программному центру с программным обеспечением, используемым в комплексе.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапии и лечебной физкультуре, и касается оценки адекватности лечебных физических нагрузок для пожилых людей с артериальной гипертонией.
Изобретение относится к медицине, а именно к ассистирующим роботам-тренажерам для кисти. Робот-тренажер содержит сенсорную перчатку, блок управления, силовую гидравлическую станцию, соединительные каналы и роботизированную перчатку.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, и может быть использовано для комплексного контрастного закаливания и оздоровления детей дошкольного возраста.
Изобретение относится к медицине, а именно к педиатрии, неврологии, психиатрии. В день поступления пациента в отделение медицинской реабилитации для определения психического статуса консультацию проводит психиатр, по результату которой назначают медикаментозную терапию.

Группа изобретений относится к медицине. Предлагается способ снижения избыточной массы тела, заключающийся в том, что используют кардиотренажер или один из вариантов нижеуказанных тренажеров, выполняют физические упражнения в воде с температурой 32°С ±1° с установленной на тренажере с нагрузкой с проведением тренировок 3-4 раза в неделю продолжительностью 10-20 минут.

Изобретение относится к медицине, а именно к терапевтическим тренажерам для ходьбы. Тренажер содержит приемную часть для стопы для приема области переднего отдела стопы пользователя или для образования соединения с носком обуви, базовый держатель и перестановочный блок.

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии и медицинской реабилитации, и может быть использовано для лечения больных с задним шейным симпатическим синдромом путем проведения медикаментозной терапии и коррекции биомеханических нарушений шейного и грудного отделов позвоночника.
Изобретение относится к медицине, физической реабилитации пациентов, имеющих сердечно-сосудистые заболевания с сопутствующей патологией заболеваний позвоночника.

Изобретение относится к способам оздоровительной практики, основанным на активации внутренних оздоровительных процессов, и может быть использовано для поддержания, укрепления и восстановления здоровья и улучшения общего состояния организма человека.
Наверх