Способ изготовления самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения

Настоящее изобретение относится к способу изготовления самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения, состоящей из рабочего металлического слоя и пластичной смазки, отличающемуся тем, что рабочий слой изготавливают из порошков стабилизированного циркония и железа, прессуют в виде образцов под давлением 8 - 10 т/см2 и спекают в вакуумной камере при температуре 1300-1500°С, после чего на рабочий слой наносят селеновую смазку и помещают в вакуумную камеру с последующим нагревом пары трения до температуры 750-800°С. Технический результат настоящего изобретения заключается в повышении износостойкости, стойкости работы композиции при повышенных температурах и упрощении технологии ее изготовления.

 

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к получению самосмазывающихся антифрикционных композиций и может быть использовано в различных областях техники: машиностроения для подшипников, опор скольжения, эксплуатируемых без смазки или ее ограничения.

Известно техническое решение, относящееся к получению антифрикционной поверхности трения в парах трения, включающим выполнение рельефа на одной из поверхностей и заполнение его антифрикционным материалом (патент RU №2093718 по кл. F16C 33/04 от 20.10.1997 г.). Рельеф выполняют в виде выступов и впадин, а в качестве антифрикционного материала используют спеченные интерметаллиды цветных металлов, армированные ультрамелкодисперсными алмазами.

Недостатком данного технического решения является сложность и длительность технологического процесса получения антифрикционной поверхности, недостаточные триботехнические свойства и недостаточная длительность работы в условиях высоких температур.

Известна самосмазывающаяся антифрикционная композиция содержащая полиамидполигексаметиленсебацинамид, пластичную смазку на основе авиационного масла сернокислотной очистки №158 и графит С-1 с дополнительным введением сложного эфира фосфорной кислоты-лецитина (патент RU №2241722 по кл. С08L 77/00 от 10.12.2004 г.). Недостатком данной смазки является ее недостаточная износостойкость, относительно низкая стойкость работы пары трения при повышенных температурах, сложность технологии получения ее, обусловленная большим набором ингредиентов и технологических операций.

Задача, на решение которой направлено заявленное изобретение, заключается в повышении износостойкости, стойкости работы композиции при повышенных температурах и упрощения технологии ее изготовления.

Поставленная задача решается за счет того, что в самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения, содержащей рабочий металлический слой и нанесенную на его поверхность пластичную смазку, рабочий металлический слой содержит порошок стабилизированного циркония и железа, а пластичная смазка выполнена из селена, а способ изготовления самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения, включающий получение рабочего металлического слоя и пластичной смазки, рабочий слой из порошка частично стабилизированного циркония и железа, прессуют образцы под давлением 8-10 т/см2 с последующим спеканием в вакуумной камере при температуре 1300° - 1500°С, после чего рабочий слой с расположенной на нем селеновой смазкой помещают в вакуумную камеру с последующим нагревом пары трения до температуры 750° - 800°С. Предложенная самосмазывающаяся антифрикционная композиция содержит элемент в виде металлического слоя, являющийся рабочим слоем, на котором расположен слой в виде пластичной смазки. Металлический слой и слой в виде пластичной смазки образуют пару трения, которая может быть использована для подшипников, опор скольжения, и других механизмов. Рабочий металлический слой содержит порошок частично стабилизированного циркония и железа, а пластичная смазка выполнена из селена.

Способ изготовления самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения, включает получение рабочего металлического слоя и пластичной смазки. Рабочий слой из порошка стабилизированного циркония и железа прессуют образцы под давлением 8-10 т/см2 с последующим спеканием в вакуумной камере при температуре 1300° - 1500°С, после чего рабочий слой с расположенной на нем селеновой смазкой помещают в вакуумную камеру с последующим нагревом пары трения до температуры 750° - 800°С. При указанной температуре происходит образование паровой фазы селена и в порах прессованного образца образуется селенид железа. Образовавшийся селенид железа будет выделять пары селена, которые, сорбируясь на контакте прессованного образца, образовывают смазочный слой. Значение величины давления при прессовании (8-10 т/см2) определяется требованием пористости рабочего слоя композиции.

Предложенное техническое решение позволяет повысить износостойкость пары трения, стойкость работы композиции при повышенных температурах и упростить технологию ее изготовления.

Полученные образцы самосмазывающейся антифрикционной композиции выдерживали в реакторе в диапазоне температур 700° - 900°С в течении 10 - 17 минут.

Способ изготовления самосмазывающейся антифрикционной композиции в паре трения, состоящей из рабочего металлического слоя и пластичной смазки, отличающийся тем, что рабочий слой изготавливают из порошков стабилизированного циркония и железа, прессуют в виде образцов под давлением 8-10 т/см2 и спекают в вакуумной камере при температуре 1300-1500°С, после чего на рабочий слой наносят селеновую смазку и помещают в вакуумную камеру с последующим нагревом пары трения до температуры 750-800°С.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к турбокомпрессорам, применяемым, например, для наддува двигателей внутреннего сгорания, в частности, к подшипниковым узлам, выполненным в виде подшипников скольжения.

Изобретение относится к деталям машин, в частности к способам изготовления и конструкциям подшипников, и может быть использовано при изготовлении подшипников скольжения на машиностроительных заводах.

Настоящее изобретение относится к механической системе (1), содержащей подшипник (4) и вал (10), соединенный с подшипником (4), которой оборудован двигатель внутреннего сгорания, при этом указанная механическая система (1) подвержена действию среднего контактного давления со значением менее 200 МПа, отличающаяся тем, что вал (10) содержит по меньшей мере одну зону (12), обеспеченную: противозадирным поверхностным покрытием (20), имеющим поверхностную твердость, которая по меньшей мере в два раза больше поверхностной твердости подшипника (4), и микротекстурированием (30), которое образовано множеством отдельных микрополостей (31, 32, 33, 34, 35), распределенных в пределах указанной зоны (12).

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин, может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения.

Изобретение относится к области машиностроения и ремонта машин, может быть использовано как при изготовлении новых деталей, так и при восстановлении изношенных деталей, в частности подшипников скольжения.

Изобретение относится к различным областям машиностроения (тяжелое, транспортное, авиационно-космическое, автотракторное, энергетическое и т.д.) и может быть использовано для создания рабочих поверхностей элементов тяжелонагруженных узлов трения (например, подшипников качения и скольжения, кулачковых механизмов и т.д.).
Изобретение относится к области машиностроения, конкретно к подшипникам качения, используемым в опорах осей машин и механизмов для увеличения продолжительности их срока службы.

Изобретение относится к антифрикционным полимерным самосмазывающимся материалам, которые могут использоваться для изготовления вкладышей и втулок подшипников скольжения, сепараторов подшипников качения и других элементов узлов трения, работающих без смазки и предназначенных для применения в машиностроении, приборостроении, авиа- и судостроении и других областях техники.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к производству втулок рычажной тормозной системы рельсового пассажирского или грузового транспорта, в том числе вагонов метрополитена, эксплуатирующихся без использования смазки.

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли, так и в условиях предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику.
Наверх