Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли, так и в условиях предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику. Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения содержит очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло в количестве 70-75 мас.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот в количестве 20-25 мас.%, гидроокись кальция в количестве 2-3 мас.%, противоизносную добавку, включающую очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло в количестве 1 мас.% с помещенным в него порошкообразным наполнителем, взятым в количестве 0,2-0,3 мас.% и состоящим из ультрадисперсного порошка дисульфида молибдена, порошка сплава латуни и фосфора в соотношении 50:30:15, наполнитель также содержит среднеслойные графены в количестве 0,1 мас.% и гидроксид аммония в количестве 10-12 мас.%. Предлагаемый состав смазки позволит получить высокие противоизносные свойства и восстановить изношенные поверхности трения под действием добавки. 2 табл.

 

Изобретение относится к пластичным смазкам для тяжелонагруженных узлов трения и может быть использовано как при производстве пластичных смазок на предприятиях нефтеперерабатывающей отрасли, так и в условиях предприятий, эксплуатирующих сельскохозяйственную технику.

Известна пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая очищенное отработанное моторное масло 68-70 мас.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот 27-30 мас.% и гидроокись кальция 2-3 мас.% (патент RU 2529857 МПК С10М 101/02 С10М 129/26, С10М 159/04, C10N 30/06, опубл. 10.10.2014 Бюл. №28).

К недостаткам данной смазки следует отнести недостаточно высокое качество базового очищенного отработанного моторного масла и низкие противоизносные свойства смазки.

Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату к заявленному изобретению является пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения (патент RU 2672597 МПК С10М 101/02, С10М 129/26, С10М 159/04, C10N 30/06, опубл. 10.11.2018 Бюл. №32) содержащая очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло 70-75 мас.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот (КОСЖК) 20-25 мас.%, гидроокись кальция 2-3 мас.%, механоактивированную графитную смазку 3-5 мас.%.

К недостаткам данной смазки следует отнести недостаточно высокие противоизносные свойства при использовании в изношенных узлах трения, в частности подшипниках скольжения, сложность технологического процесса механоактивации в планетарных мельницах и дисковых смесителях.

Задача предлагаемого изобретения - повышение противоизносных свойств смазки и придание ей восстановительных свойств.

Поставленная задача достигается тем, что известная пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло в количестве 70-75 мас.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот в количестве 20-25 мас.% и гидроокись кальция в количестве 2-3 мас.%, согласно изобретению смазка содержит противоизносную добавку, включающую очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло в количестве 1 мас.% с помещенным в него порошкообразным наполнителем, взятым в количестве 0,2-0,3 мас.% и состоящим из ультрадисперсного порошка дисульфида молибдена, порошка сплава латуни и фосфора в соотношении 50:30:15, наполнитель также содержит среднеслойные графены в количестве 0,1 мас.% и гидроксид аммония в количестве 10-12 мас.%.

Предлагаемая смазка готовится следующим образом. На первой стадии происходит очистка с осветлением отработанного минерального моторного масла по следующей технологии. Отработанное минеральное моторное масло нагревают до температуры 80-90°С и вносят 1-2 мас.% моноэтаноламина. Смесь перемешивают 3-5 мин. Далее поднимают температуру до 100°С и вносят 1-2 мас.% изопропилового спирта при перемешивании в течение 3-5 мин. После чего смесь отстаивают в течение 1-2 часов. Верхнюю отстоявшуюся часть масла сливают в бак-реактор для приготовления смазки. В результате очистки и осаждения загрязнений из отработанного минерального моторного масла удаляется 99,9% смол, асфальтенов и продуктов окисления. Масло осветляется с 8-9 баллов в единицах ЦНТ до 3-4 баллов. При этом в масле сохраняется остаточная база присадок 15-20% от содержания в товарных составах масел. Далее в реактор загружают весь расчетный объем кубовых остатков производства синтетических жирных кислот (КОСЖК). Включается перемешивающее устройство и производится нагрев смеси до температуры 70-80°С. Параллельно производится подготовка гидроокиси кальция, состоящей из извести «пушонки» и воды. Готовое известковое тесто загружается в бак-реактор, где производится омыление жировых компонентов при температуре 95-100°С в течение 1,5-2 часов. После завершения омыления готовится добавка для повышения противоизносных свойств смазки.

Добавка состоит из 1 мас.% очищенного осветленного отработанного моторного масла с внесенным в него 0,2-0,3 мас.% порошкообразного наполнителя, представляющего собой смесь ультрадисперсного порошка дисульфида молибдена, порошка сплава латуни и фосфора в соотношении 55:30:15, гидроксида аммония 10-12 мас.%, 0,1 мас.% среднеслойных графенов. Полученная смесь перемешивается и отстаивается в течении 0,5-1 часа. Далее верхнюю часть добавки (примерно 80…95%) сливают и добавляют в реактор с готовящейся смазкой, после чего весь объем готовящейся смазки в реакторе перемешивают, дают остыть смазке до 20…25°C с последующей гомогенизацией и контролем основных физико-химических характеристик.

В таблице 1 представлены результаты анализа свойств смазок, полученных по прототипу и предлагаемому изобретению.

Смазывающая способность предлагаемого состава смазки по сравнению с прототипом практически на 10% выше, что характеризует ее более высокие противоизносные свойства, при этом, как установлено в результате наблюдений под микроскопом, на поверхностях трения образуется пленка толщиной 10…20 мкм, восстанавливающая изношенные поверхности трения.

Проведенные сравнительные испытания смазок в подшипниках скольжения показали, что температура нагрева узлов трения в смазках, приготовленных по предлагаемому изобретению, после 10 часов работы составляла на 15°С ниже чем у прототипа (таблица 2).

Предлагаемый состав смазки способствует снижению температуры нагрева узлов трения, что подтверждает его более высокие противоизносные свойства и восстановление изношенных поверхностей трения под действием добавки. Данный эффект образуется за счет действия добавки ультрадисперсных порошков металла и графенов при взаимодействии с гидроксидом аммония.

Пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения, содержащая очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло в количестве 70-75 мас.%, кубовые остатки производства синтетических жирных кислот в количестве 20-25 мас.% и гидроокись кальция в количестве 2-3 мас.%, отличающаяся тем, что смазка содержит противоизносную добавку, включающую очищенное осветленное отработанное минеральное моторное масло в количестве 1 мас.% с помещенным в него порошкообразным наполнителем, взятым в количестве 0,2-0,3 мас.% и состоящим из ультрадисперсного порошка дисульфида молибдена, порошка сплава латуни и фосфора в соотношении 50:30:15, наполнитель также содержит среднеслойные графены в количестве 0,1 мас.% и гидроксид аммония в количестве 10-12 мас.%.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области органической химии, а именно к смазочной композиции, содержащей по меньшей мере 90 масс.% смазочного базового масла или консистентной смазки и соединение формулы I: [Формула I], в которой R1-R4 и R5-R8 независимо выбирают из гидрокарбильных групп, представляющих собой линейные или разветвленные насыщенные углеводороды, содержащие от 1 до 18 атомов углерода каждая, и молибдат-анион (Y) представляет собой биядерный серосодержащий дианион, выбранный из группы, состоящей из [Mo2S8O2]2-, [Mo2S9O]2- и [Mo2S10]2-, где соединение формулы I присутствует в количестве, достаточном для обеспечения в смазочной композиции примерно 100-15000 ч./млн молибдена.
В настоящем изобретении предложены смазочные жидкости, пригодные для использования в качестве амортизаторных жидкостей, которые могут быть получены из благоприятного сочетания базового масла GTL, имеющего кинематическую вязкость при 100°C в диапазоне от 2 до 10 мм2/с; смеси алкилбензолов, которые являются моно- или дизамещенными линейными и/или разветвленными алкильными группами, где алкильные группы представляют собой C6-C20 алкильные группы; и модификатора вязкости, выбранного из полимеров или сополимеров метакрилата, бутадиена, олефинов или алкилированных стиролов.

Изобретение относится к составам смазочно-охлаждающих технологических средств. Концентрат смазочно-охлаждающей жидкости включает олеат меди, антиокислительную присадку, диспергирующую присадку, очищенное базовое масло, эмульгатор, вещество-связку и воду.

Изобретение относится к смазочным композициям, предназначенным преимущественно для трансмиссий, шлицевых соединений и высоконагруженных подшипниковых узлов с игольчатыми подшипниками вертолетов, работающих при качательном движении с малыми амплитудами, то есть в условиях, когда в механизме износа и разрушения тел качения значительную роль играют процессы контактной фреттинг-коррозии.

Изобретение относится к области смазочных материалов и может быть использовано для получения синтетического компрессорного масла для смазки воздушных компрессоров высокого давления объектов военно-морского флота.

Данное изобретение предлагает композицию, в которой используют базовое масло на основе углеводородов и в это базовом масле введены, в пересчёте на общее количество композиции, 30-300 м.д.
Предлагаемое изобретение относится к области электротехники, касается электропроводящей смазки, применяемой для комплексной защиты резьбы в заземлителях. Электропроводящая смазка включает масляную основу, органическое связующее в виде высокомолекулярного органического мыла и наполнитель, в качестве которого используется графит или графит и дисперсный порошок металла.
Изобретение относится к композициям, которые применяются в качестве рабочей жидкости, необходимой для правильной работы фрикционных дисков муфты передачи крутящего момента.

Изобретение относится к производному бензотриазола, имеющего структурную формулу (I), в которой группа R' выбрана из C10-25 линейного или разветвленного алкила, C10-25 линейного или разветвленного алкенила, C10-25 линейного или разветвленного гетероалкила и полиизобутенила, имеющего среднечисловую молекулярную массу Mn 500-1500; n выбрано из целого числа 0-5; n групп R0 являются одинаковыми или отличными друг от друга, и каждая независимо выбрана из C2-5 линейного или разветвленного алкилена; n+2 групп А являются одинаковыми или отличными друг от друга, и каждая независимо выбрана из водорода, группы, представленной формулой (I-1), и группы, представленной формулой (I-2), при условии, что по меньшей мере одна из указанных n+2 групп А является группой, представленной формулой (I-1), и по меньшей мере одна из указанных n+2 групп А является группой, представленной формулой (I-2); общей формулы (I-1) и общей формулы (I-2) группы R5 и R6 являются одинаковыми или отличными друг от друга, и каждая независимо выбрана из C1-15 линейного или разветвленного алкила; обе группы Х представляют собой атомы серы, обе группы Y представляют собой атомы кислорода; две группы Rʺ являются одинаковыми или отличными друг от друга, и каждая независимо выбрана из водорода и С1-6 линейного или разветвленного алкила; группы R1, R2, R3 и R4 являются одинаковыми или отличными друг от друга, и каждая независимо выбрана из водорода и С1-10 линейного или разветвленного алкила; линейный или разветвленный гетероалкил относится к группе, полученной путем вставки в структуру углеродной цепи линейного или разветвленного алкила одной гетерогруппы, выбранной из -NR- (где группа R выбрана из H и C1-4 линейного или разветвленного алкила).

Изобретение относится к области регенерации использованных смазочных масел и может быть использовано, в частности, для регенерации отработавших огнестойких турбинных смазочных масел на тепловых электростанциях (ТЭС) и атомных электростанциях (АЭС).
В настоящем изобретении предложены смазочные жидкости, пригодные для использования в качестве амортизаторных жидкостей, которые могут быть получены из благоприятного сочетания базового масла GTL, имеющего кинематическую вязкость при 100°C в диапазоне от 2 до 10 мм2/с; смеси алкилбензолов, которые являются моно- или дизамещенными линейными и/или разветвленными алкильными группами, где алкильные группы представляют собой C6-C20 алкильные группы; и модификатора вязкости, выбранного из полимеров или сополимеров метакрилата, бутадиена, олефинов или алкилированных стиролов.
Наверх