Электрическая движительно-рулевая колонка

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движителям судна, преимущественно к судовым движительно-рулевым колонкам. Электрическая движительно-рулевая колонка содержит рулевой модуль, движительный модуль, включающий гондолу, с расположенным в ней электродвигателем, содержащим ротор и статор, с гребным валом, на котором установлен гребной винт, систему охлаждения электродвигателя, состоящую из блока воздушного охлаждения, включающего воздухоохладители и вентиляторы. При этом ротор электродвигателя охлаждается воздухом, который подается с торцов двигателя и, пройдя через радиальные каналы ротора, охлаждается в воздухоохладителях, а охлаждение статора электродвигателя осуществляется забортной водой, кроме сектора, не омываемого водой, воздух, проходящий через радиальные каналы статора, движется вдоль спинки сердечника и выходит из статора в зоне сектора, не охлаждаемого водой. При этом блок воздушного охлаждения установлен в корпусе рулевого модуля на неповоротной части. Сердечник статора электродвигателя выполнен с поперечным сечением по радиальному вентиляционному каналу. Электродвигатель привода гребного винта может быть выполнен синхронным или асинхронным. Достигается повышение эффективности охлаждения электродвигателя привода гребного винта и уменьшение габаритов электрической движительно-рулевой колонки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движителям судна, преимущественно к судовым движительно-рулевым колонкам.

Мировое судостроение является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей техники, а объем ввода в действие новых судов демонстрирует неуклонный рост. Для перевозки большого количества пассажиров проектируются новые круизные суда, для которых свойствен повышенный уровень комфорта, что ведет к требованиям повышения маневренности и снижению шумности хода. Перспективным направлением являются ледоколы, работа которых сопровождается частыми реверсами и переменными режимами.

Традиционная поворотная винторулевая колонка является управляемым движителем, содержащим связанные между собой вертикальную стойку и гондолу, с размещенными внутри них элементами приводного механизма гребного винта. Стойка с гондолой с помощью механизма поворота имеет возможность поворачиваться вокруг своей оси. Привод гребного винта может быть механическим, гидравлическим или электрическим.

Известные судовые поворотные винторулевые колонки, обеспечивающие движение и маневрирование судна в различных условиях, выпускаются фирмами ABB Group, Schottel, Rolls Royce, Wartsila, Steerprop.

Из уровня техники известна винторулевая колонка (RU 2651435 21.05.2015), которая содержит корпус винторулевой колонки, который расположен, по меньшей мере, частично под корпусом судна, ходовой электродвигатель в моторной гондоле корпуса винторулевой колонки, кольцевой зазор между статором и ротором ходового электродвигателя и газовые каналы, проходящие через ротор, замкнутый контур газового охлаждения и вентилятор для циркуляции газа в замкнутом контуре газового охлаждения. Замкнутый контур газового охлаждения содержит подающий воздухопровод, проходящий между отводящим каналом и первым торцом ходового электродвигателя, и отводящий воздухопровод, проходящий между подающим воздухопроводом и вторым торцом ходового электродвигателя. Недостатком данного технического решения является применение замкнутого воздушного контура охлаждения, имеющего меньшую эффективность, по сравнению с комбинированной системой охлаждения.

Известен движительный агрегат корабля (RU 2573694 03.04.2014), содержащий конструкцию оболочки, электродвигатель, систему охлаждения с замкнутой циркуляцией газа, которая содержит газ и средство циркуляции газа для циркуляции газа через каналы в электродвигателе, замкнутую жидкостную систему охлаждения, которая имеет внутренне пространство и газожидкостный теплообменник, который предназначен для обмена тепловой энергией между газом, циркулирующим в системе охлаждения с замкнутой циркуляцией газа и жидкостью в замкнутой жидкостной системе охлаждения. Недостатком данного технического решения является применение сложной системы жидкостного охлаждения, имеющей замкнутый жидкостный контур охлаждения, для которого характерна низкая эффективность охлаждения из-за ограниченной теплоотдачи в окружающую среду.

Данный недостаток частично устранен в винто-рулевой колонке (RU 2699510 16.11.2018), включающей в себя гондолу с расположенными в ней электродвигателем с гребным валом, на конце которого установлен размещенный вне гондолы гребной винт, и связанную с гондолой стойку, располагающуюся своей верхней частью внутри корпуса судна, а нижней частью - погруженной в воду, и оснащенную входящей в ее состав системой охлаждения электродвигателя, состоящей из замкнутого воздушного контура охлаждения, включающего средство циркуляции газа, и их теплообменника с жидкостным контуром охлаждения со средством циркуляции жидкости. Жидкостный контур охлаждения выполнен незамкнутым и сообщенным с забортной водой трубопроводами, соединенными с водозаборниками, установленными в погруженной в воду нижней части корпуса стойки. Недостатком данного технического решения является использование аксиальной схемы воздушного охлаждения, применимой только для двигателей небольшой мощности.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности охлаждения электродвигателя привода гребного винта, уменьшение габаритов и упрощение технического обслуживания систем электрической движительно-рулевой колонки (ЭДРК).

Указанная задача решается тем, что движительно-рулевая колонка, включает рулевой модуль, движительный модуль, включающий гондолу, с расположенным в ней электродвигателем привода гребного винта, с гребным валом, на котором установлен гребной винт, оснащенная системой охлаждения электродвигателя, состоящей из блока воздушного охлаждения, включающего воздухоохладители и вентиляторы. При этом ротор электродвигателя охлаждается воздухом, который подается с торцов двигателя и, пройдя через радиальные каналы ротора, охлаждается в воздухоохладителях, а охлаждение статора электродвигателя осуществляется забортной водой, кроме сектора, не омываемого водой, воздух, проходящий через радиальные каналы статора, движется вдоль спинки сердечника и выходит из статора в зоне сектора, не охлаждаемого водой, а блок воздушного охлаждения установлен в корпусе рулевого модуля на неповоротной части.

Из конструкции ЭДРК исключена дополнительная система жидкостного охлаждения статора и гидропереход. Выполнение предлагаемой системы охлаждения повышает эффективность охлаждения электродвигателя привода гребного винта ЭДРК с меньшим расходом охлаждаемого воздуха, снижает гидродинамическое сопротивление колонки, за счет уменьшения диаметра гондолы. Расположение блока воздушного охлаждения на неповоротной части в корпусе рулевого модуля обеспечивает упрощение технического обслуживания и ремонта оборудования систем ЭДРК и освобождает место в помещении установки рулевого модуля на судне.

На фиг. 1 показана компоновка и схема вентиляции ЭДРК, на фиг. 2 - схема охлаждения статора.

ЭДРК содержит рулевой модуль 1, движительный модуль 2, включающий гондолу 3 с расположенным в ней электродвигателем 4, содержащим ротор 5 и статор 6, включающий сердечник 7, радиальные каналы 8, обмотку 9, вентиляционные распорки 10, с гребным валом 11, на конце которого установлен гребной винт 12, размещенный вне гондолы 3. ЭДРК содержит в своем составе систему 13 охлаждения электродвигателя 4, которая состоит из блока 14 воздушного охлаждения, расположенного в корпусе рулевого модуля 1 на неповоротной части и включающего воздухоохладители 15, вентиляторы 16. В рулевом модуле 1 расположены двигатели 17 поворота и редукторы 18, токопереход 19.

Работа предполагаемой ЭДРК осуществляется следующим образом.

При движении судна посредством электродвигателя 4, состоящего из ротора 5 и статора 6, соединенного с гребным валом 11, осуществляется вращение гребного винта 12 установленного на гребном валу 11, в процессе происходит нагрев электродвигателя 4. Воздух нагнетается вентиляторами 16 и подается с двух торцов электродвигателя 4 и, проходя через радиальные каналы 8 ротора 5 и статора 6, охлаждается в воздухоохладителях 15. Охлажденный воздух поступает обратно к электродвигателю 4 и цикл начинается снова (фиг. 1). Отвод тепла от сердечника 7 и обмотки 9 статора 6 осуществляется непосредственно забортной водой, кроме сектора, не омываемого водой, который охлаждается воздухом, проходящим через радиальные каналы 8 статора 6. Воздух, проходящий через радиальные каналы 8 статора 6, движется вдоль спинки сердечника 7 и выходит из статора 6 в зоне сектора, не охлаждаемого водой (фиг. 2.). Такая схема движения воздуха достигается за счет особой формы и компоновки вентиляционных распорок 10 статора 6. Охлаждение ротора 5 осуществляется полностью воздухом через радиальные каналы 8.

Размещение блока 14 воздушного охлаждения (вентиляторы 16 и воздухоохладители 15) в неповоротной части рулевого модуля 1 позволяет упростить техническое обслуживание и ремонт оборудования систем ЭДРК и освобождает место в помещении установки рулевого модуля 1 на судне.

Оснащение ЭДРК двумя вентиляторами 16 (основным и резервным) и двумя воздухоохладителями 15 обеспечивает надежную работу ЭДРК, т.к. при выходе из строя одного из них ЭДРК сохраняет работоспособность.

В качестве электродвигателя привода гребного винта используется асинхронный или синхронный электродвигатель.

За счет эффективного охлаждения и особенностей компоновки ЭДРК имеет меньшие габариты по сравнению с аналогами.

1. Электрическая движительно-рулевая колонка, содержащая рулевой модуль, движительный модуль, включающий гондолу с расположенным в ней электродвигателем, содержащим ротор и статор, с гребным валом, на конце которого установлен гребной винт, размещенный вне гондолы, систему охлаждения электродвигателя, состоящую из блока воздушного охлаждения, включающего воздухоохладители и вентиляторы, отличающаяся тем, что ротор охлаждается полностью воздухом, который подается с двух торцов двигателя и, пройдя через радиальные каналы, охлаждается в воздухоохладителях, при этом статор охлаждается забортной водой, кроме сектора, не омываемого водой, который охлаждается воздухом, проходящим через радиальные каналы статора вдоль спинки сердечника, выходящим в зоне сектора статора, не охлаждаемого водой.

2. Электрическая движительно-рулевая колонка по п.1, отличающаяся тем, что сердечник статора электродвигателя выполнен с поперечным сечением по радиальному вентиляционному каналу.

3. Электрическая движительно-рулевая колонка по п.1, отличающаяся тем, что электродвигатель выполнен асинхронным или синхронным.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к движителям судна в виде винто-рулевой колонки. Винто-рулевая колонка судна включает в себя гондолу с расположенными в ней электродвигателем с гребным валом, на конце которого установлен размещенный вне гондолы гребной винт, и связанную с гондолой стойку, располагающуюся своей верхней частью внутри корпуса судна, а нижней частью - погруженной в воду, и оснащенная входящей в ее состав системой охлаждения электродвигателя, состоящей из замкнутого воздушного контура охлаждения, включающего средство циркуляции газа, и из теплообменника с жидкостным контуром охлаждения со средством циркуляции жидкости.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к конструкциям движительно-рулевых колонок. Движительно-рулевая колонка содержит полноповоротную водообтекаемую гондолу цилиндрической конструкции, установленную на днище судна посредством вертикально установленного полого ствола, два гребных электродвигателя и два гребных винта.

Изобретение относится к подвесным моторам, а именно к моторам, содержащим двигатель. Подвесной мотор содержит двигатель, содержащий цилиндр, коленчатый вал, уравнительный вал, две шестерни, приводной вал и гребной винт.

Изобретение относится к судостроению, а именно к судам, которые имеют главные и дополнительные гребные винты. Предложен способ управления судном, выполненным с возможностью получения тягового усилия посредством приведения в движение главного гребного винта, посредством главного двигателя и обеспеченным дополнительным гребным винтом и приводным узлом для дополнительного гребного винта, в котором дополнительный гребной винт расположен на днище судна или на секции подъема днища судна, в положении, отличном от того, где расположен главный гребной винт.

Изобретение относится к судостроению и может быть применено для использования на различных судах, предназначенных для эксплуатации с подвесными моторами. Подвесной привод судна содержит блок двигателя с трансмиссией, которая включает редуктор двигателя и угловой редуктор привода гребного винта регулируемого шага и параллелограммный механизм подвески.

Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям поворотно-откидной колонки, предназначенной для установки на катерах и служащей для передачи крутящего момента от двигателя к гребному валу и управления катером.

Изобретение относится к судостроению, а именно к устройству охлаждения силовой установки судна. Устройство охлаждения силовой установки включает верхнюю часть (22) с верхним концом части (100), которая проходит через канал (Р1) и образована между первым наружным дном (11) и вторым внутренним дном (12) судна (10).

Изобретение относится к области судостроения, а именно к подвесным лодочным моторам. Подвесной лодочный мотор содержит двигатель с выходным валом, привод дейдвуда, дейдвуд с ведущим и ведомым валами, гребной винт, струбцины.

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкциям судовых электрических движителей систем электродвижения судов. Судовая движительная установка содержит заключенный в герметичный обтекаемый корпус приводной электродвигатель, трубу, которая соединяет корпус приводного электродвигателя с корпусом судна, тянущий и толкающий гребные винты.

Изобретение относится к судостроению, а именно к смазке и смазочной конструкции управляемого движителя морского судна. Морское судно содержит управляемый движитель, который включает в себя смазочную конструкцию.
Наверх