Способ определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к неразъемным соединениям узлов, деталей летательных аппаратов. Представлен способ определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения, включающий изготовление стыкового шпангоута с элементами крепления к стыкуемой части, оболочки, переходного шпангоута, расположение переходного шпангоута под оболочкой и стыковым шпангоутом и соединение с ними. При этом поперечное сечение элементов узла выполняют некруглым, имеющим продольную плоскость симметрии. Переходной шпангоут с оболочкой выполняют из материалов с близкими коэффициентами теплового расширения, их соединение выполняют неразъемным, а соединение переходного шпангоута со стыковым шпангоутом выполняют при помощи штифтов, установленных в отверстия. Один из штифтов выполняют в виде ступенчатого штифта, имеющего привалочную поверхность, и устанавливают его в продольной плоскости симметрии узла, тем самым обеспечивая прижатие переходного шпангоута к стыковому шпангоуту. Повышается прочность фиксации соединяемых элементов конструкции относительно друг друга независимо от их рабочей температуры. 4 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к неразъемным соединениям узлов, деталей летательных аппаратов. Может быть использовано для стыковки обтекателя с металлическим шпангоутом, стыковки отсеков и каких-либо узлов, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения (далее КТР).

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является узел соединения деталей, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения - патент RU 2702382.

Общими существенными признаками прототипа - узла соединения деталей, изготовленных из материалов с различными КТР, совпадающими с существенными признаками предлагаемого способа являются следующие: стык содержит соединяемые детали с различными КТР, включающий изготовление стыкового шпангоута с элементами крепления к стыкуемой части, оболочки, переходного шпангоута, расположение переходного шпангоута под оболочкой и стыковым шпангоутом, и соединение с ними, при этом поперечное сечение деталей выполняют некруглым, имеющим продольную плоскость симметрии, оболочку и переходной шпангоут выполняют из материалов с близкими коэффициентами теплового расширения, соединение переходного шпангоута с оболочкой выполняют неразъемным, а соединение переходного шпангоута со стыковым шпангоутом выполняют с использованием штифтов, для чего в стыковом шпангоуте выполняют отверстия для запрессовки штифтов, а в переходном шпангоуте выполняют отверстия обеспечивающие зазоры для перемещения штифтов в направлении осей и в радиальных направлениях, при этом отверстия для штифтов, расположенных справа и слева от продольной плоскости симметрии узла выполняют овального поперечного сечения, с расположением максимальной длины поперечного сечения в плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости симметрии узла.

Особенностью известного стыка - прототипа является то, что при разном температурном расширении переходного шпангоута и стыкового шпангоута, возникает свобода перемещения переходного шпангоута относительно стыкового шпангоута в направлении осей штифтов, расположенных в продольной плоскости симметрии узла, что может приводить к искажению радиотехнических характеристик оболочки, а также приводить к разрушению узла при вибрационном нагружении.

Предлагаемое изобретение позволяет определенно зафиксировать соединяемые элементы конструкции относительно друг друга независимо от их рабочей температуры.

Для достижения названного технического результата в способе определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными КТР, летательного аппарата имеются: стыковой шпангоут с элементами крепления к стыкуемой части, оболочка, переходной шпангоут, штифты, уплотнение, расположение переходного шпангоута под оболочкой и стыковым шпангоутом, и соединение с ними, при этом поперечное сечение деталей выполняют некруглым, имеющим продольную плоскость симметрии, оболочку и переходной шпангоут выполняют из материалов с близкими коэффициентами теплового расширения, соединение переходного шпангоута с оболочкой выполняют неразъемным, а соединение переходного шпангоута со стыковым шпангоутом выполняют с использованием штифтов, для чего в стыковом шпангоуте выполняют отверстия для запрессовки штифтов, а в переходном шпангоуте выполняют отверстия обеспечивающие зазоры для перемещения штифтов в направлении осей и в радиальных направлениях, при этом отверстия для штифтов, расположенных справа и слева от продольной плоскости симметрии узла выполняют овального поперечного сечения, с расположением максимальной длины поперечного сечения в плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости симметрии узла, а один из штифтов выполняют в виде ступенчатого штифта, имеющего привалочную поверхность, и устанавливают его в продольной плоскости симметрии узла, тем самым обеспечивая прижатие переходного шпангоута к стыковому шпангоуту.

Отличительным признаком предлагаемого способа является то, что один из штифтов выполняют в виде ступенчатого штифта, имеющего привалочную поверхность, и устанавливают его в продольной плоскости симметрии узла, тем самым обеспечивая прижатие переходного шпангоута к стыковому шпангоуту.

Благодаря наличию данного отличительного признака в совокупности с известными достигается следующее: при разном температурном расширении переходного шпангоута и стыкового шпангоута исключается возможность перемещения переходного шпангоута относительно стыкового шпангоута в направлении оси ступенчатого штифта.

Данный способ может найти применение в качестве узла стыковки обтекателя с металлическим шпангоутом, отсеков с различными агрегатами или между собой, которые в свою очередь имеют отличающиеся КТР.

Изобретение поясняется фиг. 1…4.

На фиг. 1 представлен способ определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными КТР в изометрии. Изображенное соединение состоит из стыкового шпангоута 1, переходного шпангоута 2, оболочки 3.

На фиг. 2 - вид сзади, представлена форма способа определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными КТР с проведенной осью в плоскости симметрии узла.

На фиг. 3 - сеч. А-А (фиг. 2), представлено продольное сечение способа определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными КТР. Изображенное соединение состоит из стыкового шпангоута 1, переходного шпангоута 2, оболочки 3, уплотнения 4, зазора между оболочкой и стыковым шпангоутом 5, ступенчатого штифта 6.

На фиг. 4 - сеч. Б-Б (фиг. 3), представлено поперечное сечение способа определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными КТР при помощи штифтов 6-8, запрессованных в стыковой шпангоут 1. Штифты 6 и 8 находятся в плоскости симметрии узла и устанавливаются в переходной шпангоут 2, в отверстия с диаметром d, с минимальным радиальным зазором, с обеспечением свободы перемещения штифта 8 вдоль оси. Штифты 7 устанавливаются в переходной шпангоут в овальные отверстия, минимальная ширина которых равна диаметру d отверстий для штифтов 6 и 8, а максимальная длина D выбирается для максимального увеличения конструкции в местах установки штифтов. Для оптимизации изготовления переходного шпангоута 2 допускается принять длину всех овальных отверстий одинаковой, и равной длине отверстия, в области которого будут реализовываться наибольшие перемещения конструкции.

Способ соединения элементов, изображенный на фиг. 1...4, работает следующим образом:

cтыковой шпангоут 1 (фиг. 1, фиг. 3) соединяется с переходным шпангоутом 2 (фиг. 1, фиг. 3) посредством штифтов 6-8 (фиг. 3, фиг. 4), запрессованных в стыковой шпангоут 1 (фиг. 1, фиг. 3). Переходной шпангоут 2 (фиг. 1, фиг. 3) и оболочка 3 (фиг. 1, фиг. 3) имеют одинаковый или близкий КТР и скрепляются любым доступным способом, обеспечивающим необходимую прочность и жесткость исходя из условий эксплуатации. Ступенчатый штифт 6 (фиг. 3, фиг. 4), имеющий привалочную поверхность, исключает возможность перемещения переходного шпангоута 2 (фиг. 1, фиг. 3) относительно стыкового шпангоута 1 (фиг. 1, фиг. 3) в направлении оси ступенчатого штифта 6 (фиг. 3, фиг. 4) при разных температурных расширениях переходного шпангоута 2 (фиг. 1, фиг. 3) и стыкового шпангоута 1 (фиг. 1, фиг. 3). Количество штифтов 7 (фиг. 4) является расчетным и выбирается исходя из необходимых прочностных характеристик стыка. Овальные отверстия в переходном шпангоуте обеспечивают свободу перемещения штифтов 7 (фиг. 4) при увеличении периметра стыкового шпангоута 1 (фиг. 1, фиг. 3). Уплотнение 4 (фиг. 3) обеспечивает герметичность стыка по контуру.

Способ определенного соединения деталей, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения, включающий изготовление стыкового шпангоута с элементами крепления к стыкуемой части, оболочки, переходного шпангоута, расположение переходного шпангоута под оболочкой и стыковым шпангоутом и соединение с ними, при этом поперечное сечение деталей выполняют некруглым, имеющим продольную плоскость симметрии, оболочку и переходной шпангоут выполняют из материалов с близкими коэффициентами теплового расширения, соединение переходного шпангоута с оболочкой выполняют неразъемным, а соединение переходного шпангоута со стыковым шпангоутом выполняют с использованием штифтов, для чего в стыковом шпангоуте выполняют отверстия для запрессовки штифтов, а в переходном шпангоуте выполняют отверстия, обеспечивающие зазоры для перемещения штифтов в направлении осей и в радиальных направлениях, при этом отверстия для штифтов, расположенных справа и слева от продольной плоскости симметрии узла, выполняют овального поперечного сечения, с расположением максимальной длины поперечного сечения в плоскости, перпендикулярной к продольной плоскости симметрии узла, отличающийся тем, что один из штифтов выполняют в виде ступенчатого штифта, имеющего привалочную поверхность, и устанавливают его в продольной плоскости симметрии узла, тем самым обеспечивая прижатие переходного шпангоута к стыковому шпангоуту.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к неразъемным соединениям узлов, деталей летательных аппаратов. Определенный узел соединения деталей, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения, включает оболочку, стыковой шпангоут с элементами крепления к стыкуемой части, переходной шпангоут, расположенный под оболочкой и стыковым шпангоутом и соединенный с ними.

Изобретение относится к композитной панели в сборе для самолета, предназначенной, в частности, для использования в местах сопряжения компонентов, где для крепления требуются уплотнительные средства. Композитная панель в сборе для самолета содержит две панели и передний набор слоев из композитного материала, прикрепленный к верхней стороне первой панели.

Изобретение относится к перелётам многоразового пилотируемого корабля (МПК) между орбитальной станцией (ОС) на орбите вокруг планеты с атмосферой (Земли) и базовой станцией (БС) на поверхности другого небесного тела (Луны). Способ включает отстыковку МПК от ОС, выведение на опорную орбиту модуля с разгонными блоками (МРБ), сближение и стыковку МПК с МРБ и последующий перелет с помощью МРБ на орбиту, например вокруг Луны.

Изобретение относится к области авиационной техники и касается силовых авиационных конструкций из полимерных однонаправленных композиционных материалов, в частности силовых конструкций гермопанелей с малой кривизной фюзеляжа гражданского самолета. Предлагаемая многослойная панель содержит внешнюю и внутреннюю силовые субпанели, ферменный заполнитель и стыковочные узлы, соединяющие эти силовые элементы между собой.

Изобретение относится к области молниезащиты неметаллических структур и, в частности, к молниезащите аэрокосмических структур, изготовленных из композитных систем из пластика, армированного углеродными волокнами. Многослойная композитная структура с встроенным молниезащитным соединением между крепежной деталью и поверхностью проводящего слоя содержит проводящий слой с внутренней поверхностью и множеством выемок со скошенной кромкой, образующих конические фаски в наружной поверхности.

Изобретение относится к области авиационной и ракетной техники, преимущественно к неразъемным соединениям узлов, деталей летательных аппаратов. Узел соединения деталей, изготовленных из материалов с различными коэффициентами теплового расширения, включающий оболочку, стыковой шпангоут с элементами крепления к стыкуемой части, переходной шпангоут, расположенный под оболочкой и стыковым шпангоутом, и соединенный с ними.

Изобретение относится к области разработки силовых авиационных конструкций с применением полимерных композиционных материалов, в частности к силовой конструкции отсека фюзеляжа гражданского самолета в размерности ближне- и среднемагистральных лайнеров как цилиндрической формы, так и отличной от нее, и может быть использовано для разработки авиационной техники.

Изобретение относится к области получения волоконно-металлических композитов и касается панели самолета, изготовленной из многослойных композитов, и способа ее изготовления. Соединенные между собой многослойные композиты содержат уложенные первые и вторые металлические слои и фиброармированные слои адгезива между соседними металлическими слоями.

Изобретение относится к устройствам для соединения структурного элемента, в частности волокнисто-усиленного композитного полимерного материала с фиксирующим элементом, и направлено на повышение надежности соединения. Соединение осуществляется посредством стяжного болта, с корректирующим дистанцию элементом, имеющим продольное отверстие, и с расположенным в продольном отверстии с возможностью соединения посредством фрикционного замыкания со стяжным болтом захватывающим элементом, так что корректирующий дистанцию элемент установлен с возможностью при завертывании стяжного болта переводиться в перекрывающее с интервалом между структурным элементом и фиксирующим элементом положение упора, причем корректирующий дистанцию элемент соединен посредством резьбового соединения с вставной деталью, имеющей выполненный с возможностью установки внутри структурного элемента крепежный участок.

Изобретение относится к области авиации. Носовая часть фюзеляжа летательного аппарата включает неподвижную часть 1 и подвижную часть 2.
Наверх