Способ определения коэффициентов трения

Изобретение относится к области механических испытаний материалов. Сущность: нижний образец изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью, перпендикулярно рабочей поверхности нижнего образца устанавливают плоский упор, верхний образец изготавливают в виде цилиндрического стержня, обеспечивают ему возможность вращения вокруг оси и горизонтально устанавливают на рабочую поверхность нижнего образца перпендикулярно его оси. Создают необходимое давление на площадке контакта образцов, нагружая цилиндрический образец вертикально направленной силой Р, распределенной на две одинаковые составляющие, приложенные симметрично относительно нижнего образца с противоположных его сторон. Обеспечивают возможность поворота нижнего образца вместе с упором относительно оси цилиндрического образца для образования угла наклона ϕ рабочей поверхности нижнего образца относительно горизонта. Коэффициенты трения определяют по величине угла наклона ϕ, соответствие которого углу трения покоя или скольжения между образцами определяют по возникновению или прекращению контакта между цилиндрическим образцом и упором в процессе изменения угла наклона ϕ. Технический результат: возможность определения коэффициентов трения скольжения и покоя при любых контактных давлениях, без измерения силы трения, на основании результатов измерения геометрических параметров системы. 4 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Предлагаемое изобретение относится к области механических испытаний материалов, в частности, к определению коэффициентов трения покоя и скольжения при взаимном перемещении образцов.

Известны способы и устройства, позволяющие определять коэффициенты трения без измерения действующих на образцы сил. Например, известен способ определения коэффициента трения скольжения между двумя расположенными друг на друге образцами, совершающими относительное перемещение. Нижний образец располагают с фиксированным углом наклона ϕ относительно горизонта, верхний образец подвешивают с помощью шарнирной связи и перемещают шарнирную связь вместе с образцом по горизонтали до образования установившегося угла α между шарнирной связью и направлением перемещения, после этого коэффициент трения скольжения определяют по формуле [патент РФ №2444000, кл. G01N 19/02, опубл. 27.02.2012]. Достоинство способа состоит в определении коэффициента трения скольжения по результатам измерения только геометрических параметров системы, без измерения сил. Недостатком способа является ограничение пути относительного перемещения габаритами образцов, что затрудняет достижение установившегося положения верхнего образца однократным перемещением. Из-за этого требуется неоднократно, меняя исходное положение подвижного образца, совершать его повторные перемещения, последовательно приближаясь к установившемуся положению верхнего образца.

Известен также выбранный в качестве прототипа способ определения коэффициента трения скольжения между двумя подвижными образцами, расположенными друг на друге и имеющими возможность наклона с изменяющимся углом ϕ [патент РФ №2458336, кл. G01N 19/02, опубл. 27.02.2012]. Нижний образец приводят во вращение вокруг оси, перпендикулярной его рабочей поверхности. Центр рабочей поверхности верхнего образца размещают на радиусной линии нижнего образца, сохраняющей горизонтальное положение при наклоне. На этой линии линейная скорость точек вращающегося образца направлена вверх по уклону. Лишая верхний образец возможности смещения в направлении вращения, увеличивают наклон рабочих поверхностей до начала соскальзывания верхнего образца. В момент начала скольжения измеряют угол наклона ϕск и определяют коэффициент трения скольжения по формуле ƒск=tgϕск. Достоинством этого способа является возможность определения коэффициента трения скольжения с измерением только геометрических параметров системы, без измерения сил, при однократном относительном перемещении. К недостаткам способа относятся низкие контактные давления между образцами, создаваемые только собственным весом малогабаритного верхнего образца, необходимость изготовления нижнего образца в виде диска с большими размерами, а также требование к тщательной установке нижнего образца, так как его биение при вращении создает вибрации и нарушает условия опыта.

Техническим результатом предлагаемого технического решения является возможность определения коэффициентов трения скольжения и трения покоя с измерением только геометрических параметров системы, без измерения силы трения, при необходимых контактных давлениях между образцами.

Технический результат достигается тем, что для определения коэффициента трения используют два расположенных друг на друге образца, имеющих возможность наклона относительно горизонта с изменяющимся углом ϕ. Нижний образец изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью, перпендикулярно которой устанавливают плоский упор. Верхний образец изготавливают в виде цилиндрического стержня, обеспечивают ему возможность вращения вокруг оси и горизонтально устанавливают в контакте с упором на рабочую поверхность нижнего образца перпендикулярно его оси. Необходимые контактные давления между образцами обеспечивают, нагружая цилиндрический образец вертикально направленной силой Р, распределенной на две одинаковые составляющие, симметрично приложенные с противоположных сторон нижнего образца. Для определения коэффициента трения скольжения цилиндрический образец приводят во вращение. Установив начальное значение угла ϕ, заведомо превышающее угол трения скольжения, постепенно уменьшают его до момента начала перекатывания цилиндрического образца вверх по уклону рабочей поверхности нижнего образца и выхода его из контакта с упором. Измеряют достигнутый в этот момент угол наклона ϕск относительно горизонтального направления нижнего образца в момент начала перекатывания и определяют коэффициент трения скольжения ƒск=tgϕск. Возможность перекатывания цилиндрического образца по нижнему обеспечивают закреплением одного его конца при помощи шарнира. Для определения коэффициента трения покоя прекращают вращение цилиндрического образца оставляют его вне контакта с упором и плавно увеличивают угол наклона нижнего образца до значения ϕпок, при котором цилиндрический образец без вращения соскальзывает вниз по уклону и приходит в контакт с упором. Коэффициент трения покоя определяют по формуле ƒпок=tgϕпокк.

На фиг. 1 показана схема взаимного положения образцов и приложенных к ним усилий; на фиг. 2 показана схема приложения дополнительной нагрузки и шарнирного закрепления цилиндрического образца, где:

1 - нижний образец;

2 - цилиндрический образец;

3 - упор;

4 - грузы;

5 - шарнир.

Для определения коэффициентов трения используют два расположенных друг на друге образца (фиг. 1). Нижний образец 1 изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью, которая может быть плоской или цилиндрической. На рабочей поверхности нижнего образца 1 размещают горизонтально ориентированный цилиндрический образец 2. В контакте с цилиндрическим образцом 2, под прямым углом к поверхности нижнего образца 1 располагают упор 3. Для создания необходимых по регламенту опыта контактных давлений между образцами цилиндрический образец 2 нагружают вертикально направленной силой Р, распределенной на две одинаковые составляющие, симметрично приложенные с противоположных сторон нижнего образца. Вертикальное направление силы Р обеспечивают гравитационным нагружением при помощи грузов 4 (фиг. 2). Нижнему образцу 1 и упору 3 обеспечивают возможность совместного поворота относительно оси цилиндрического образца 2 для образования угла наклона ϕ между рабочей поверхностью нижнего образца 1 и горизонтом. Соответствие угла наклона ϕ углу трения между образцами определяют по возникновению или прекращению контакта между цилиндрическим образцом и упором в процессе изменения угла наклона ϕ. Возникновение или прекращения контакта между цилиндрическим образцом 2 и упором 3 определяют визуально или замыканием через цилиндрический образец 2 и упор 3 электрической цепи, ток в которой свидетельствует о контакте цилиндрического образца 2 с упором 3.

Для определения коэффициента трения скольжения исходный угол наклона ϕ нижнего образца устанавливают таким, чтобы он был больше угла трения скольжения. Цилиндрический образец 2 приводят в соприкосновение с упором 3 и нижним образцом 1 и вращают его вокруг своей оси в направлении, обеспечивающем возможность катиться вверх по уклону. Под действием вертикально направленной силы Р в точках контакта вращающегося цилиндрического образца 2 с нижним образцом 1 и упором 3 возникают нормальные силы реакции соответственно N и N1. Скольжение вращающегося образца в точках контакта создает пропорциональные нормальным реакциям силы трения скольжения соответственно Fтр и Fтр1 (фиг. 1). Для определения коэффициента трения используют условие равновесия сил, действующих на вращающийся образец. Условием равновесия является равенство нулю суммы горизонтальных проекций всех действующих на образец сил:

N1⋅cosϕ+Fтр1⋅sinϕ-N⋅sinϕ+Fтр⋅cosϕ=0.

С учетом того, что коэффициент трения цилиндрического образца 2 относительно нижнего образца 1 равен ƒ, а относительно упора 3, равен ƒ1, можно записать Fтр=N⋅ƒ; Fтр1=N1⋅ƒ1, после чего вышеприведенное условие примет вид

N1(cosϕ+ƒ1⋅sinϕ)-N(sinϕ-ƒ⋅cosϕ)=0.

При больших углах ϕ составляющая Fтр⋅cosϕ, способствующая перекатыванию цилиндрического образца 2 по нижнему образцу 1 вверх-вправо, недостаточна для перемещения цилиндрического образца 2, потому что ее превосходит по величине скатывающая составляющая силы тяжести грузов 4, равная N⋅sinϕ. Пропорционально разности этих сил цилиндрический образец 2 прижимается к упору 3 некоторой силой N1. Существует угол ϕ, при котором рассмотренные составляющие равны по величине. В этом положении реакция упора 3 N1 становится равной нулю.

На основании рассмотренных закономерностей, для определения коэффициента трения скольжения постепенно уменьшают угол наклона ϕ нижнего образца 1 и достигают такого положения, при котором реакция N1 становится равняется нулю. Так как неразрывная связь цилиндрического образца 2 с упором 3 отсутствует, то при дальнейшем увеличении угла ϕ он отрывается от упора 3 и начинает перекатываться по нижнему образцу 1. Возможность перекатывания цилиндрического образца 2 при достижении критического значения угла наклона ϕ обеспечивают шарниром 5. Измерив угол наклона ϕск нижнего образца 1, достигнутый в момент прекращения контакта цилиндрического образца 2 с упором 3, определяют коэффициент трения скольжения по формуле ƒск=tgϕск.

Для определения коэффициента трения покоя, после достижения нижним образцом 1 угла наклона ϕск, прекращают вращение цилиндрического образца 2, оставляют его вне контакта с упором 3 и начинают обратный поворот нижнего образца 1, увеличивая угол наклона ϕ до момента, когда он станет равным углу трения покоя ϕпок и произойдет соскальзывание цилиндрического образца 2 до соприкосновения с упором 3. После измерения достигнутого угла наклона нижнего образца ϕпок определяют коэффициент трения покоя ƒпок=tgϕпок.

1. Способ определения коэффициентов трения между двумя образцами, расположенными друг на друге и имеющими возможность наклона с изменяющимся углом ϕ, отличающийся тем, что нижний образец изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью, перпендикулярно рабочей поверхности нижнего образца устанавливают плоский упор, верхний образец изготавливают в виде цилиндрического стержня, обеспечивают ему возможность вращения вокруг оси и горизонтально устанавливают на рабочую поверхность нижнего образца перпендикулярно его оси, создают необходимое давление на площадке контакта образцов, нагружая цилиндрический образец вертикально направленной силой Р, распределенной на две одинаковые составляющие, приложенные симметрично относительно нижнего образца с противоположных его сторон, обеспечивают возможность поворота нижнего образца вместе с упором относительно оси цилиндрического образца для образования угла наклона ϕ рабочей поверхности нижнего образца относительно горизонта, коэффициенты трения определяют по величине угла наклона ϕ, соответствие которого углу трения покоя или скольжения между образцами определяют по возникновению или прекращению контакта между цилиндрическим образцом и упором в процессе изменения угла наклона ϕ.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения коэффициента трения скольжения цилиндрический образец приводят в соприкосновение с нижним образцом и упором и вращают вокруг оси, наклоняют нижний образец до угла, превышающего угол трения скольжения, и плавно уменьшают угол наклона до начала перекатывания цилиндрического образца вверх по уклону рабочей поверхности нижнего образца и выхода его из контакта с упором, измеряют достигнутый угол наклона ϕск нижнего образца в момент начала перекатывания и определяют коэффициент трения скольжения ƒск=tgϕск.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для определения коэффициента трения покоя прекращают вращение цилиндрического образца, оставляют его вне контакта с упором, плавно увеличивают угол наклона нижнего образца до начала соскальзывания цилиндрического образца вниз по уклону и прихода его в контакт с упором, определяют достигнутое при этом значение угла наклона ϕпок нижнего образца и определяют коэффициент трения покоя ƒпок=tgϕпок.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что для создания возможности перекатывания по нижнему образцу один конец цилиндрического образца закрепляют шарнирно.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что наличие контакта между цилиндрическим образцом и упором определяют по наличию тока в замыкаемой через них электрической цепи.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к измерительным приборам, а именно к приборам измерения коэффициента трения. Прибор для определения коэффициента силы трения покоя содержит платформу, шарнирно закрепленную на станине со шкалой, емкость без днища для размещения в ней вязкопластичного материала, ограничительный поводок, тяговое устройство, опорный контур с возможностью его регулирования по высоте относительно плиты посредством прокладок, направляющие, при этом вязкопластичный материал размещен в перевернутых чашах с фланцами, прикрепленных к концам трехплечего корпуса в одной горизонтальной плоскости, а опорный контур выполнен по форме и размерам фланцев перевернутых чаш.

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и предназначено для определения коэффициента трения груза, размещенного на железнодорожном вагоне, путем измерения ускорений при испытаниях на столкновение и в процессе перевозок. Предлагается способ определения коэффициента трения на основе анализа информации об ускорении груза при проведении испытаний на столкновение.

Изобретение относится к механическим испытаниям материалов, в частности для определения коэффициента трения скольжения при взаимном перемещении образцов. Сущность: один из образцов изготавливают с прямолинейной рабочей поверхностью и закрепляют неподвижно, подвижный образец устанавливают на рабочую поверхность неподвижного образца с возможностью скольжения вдоль нее, к подвижному образцу шарнирно присоединяют тягу, второй конец которой также шарнирно соединяют с тяговым механизмом, способным с необходимым усилием перемещать присоединенный к нему конец тяги в направлении, перпендикулярном направлению относительного перемещения подвижного образца.

Изобретение относится к оценке массового износа при трибологических испытаниях покрытий, слоев, включений малой толщины и может быть использовано для оценки износостойкости тонких покрытий. Способ включает использование группы не менее чем из двух идентичных образцов с нанесенным покрытием, один из которых изнашивают на глубину, превышающую толщину покрытия, с измерением параметров образца до и после испытаний, испытанию подвергают все образцы группы, у которых производят одновременное измерение массы до испытаний, затем осуществляют последовательное раздельное изнашивание образцов в идентичных условиях и повторяют одновременное взвешивание образцов группы, а величину относительной износостойкости материала покрытия определяют из заданного соотношения.

Изобретение относится к испытательной технике. Устройство содержит станину с размещенным на ней электродвигателем, приводящим во вращение вал с устанавливаемым на его конце контробразцом в виде кольца, к которому за счет радиального усилия, создаваемого рычажной системой нагружения, прижимается своей боковой поверхностью размещенный на конце одного из рычагов нагружающего устройства образец, выполненный в виде цилиндрического ролика или параллелепипеда и имеющий возможность осевого перемещения в направлении и под действием приложенной к нему со стороны контробразца силы трения, величина которой измеряется силоизмерительным датчиком, размещенным в теле содержащего образец рычага и жестко связанным с образцом в направлении действия приложенной к образцу со стороны контробразца силы трения, при этом между торцовой поверхностью образца и телом рычага, в котором размещен образец, на стороне, противоположной направлению действия приложенной к образцу силы трения, выполнен зазор, компенсирующий вызванное трением тепловое расширение образца.

Изобретение относится к области испытания материалов на трение и касается способа экспериментального определения сил/коэффициентов трения при скольжении грузовых поддонов по напольному покрытию автомобильных фур, в частности, по фанерному ламинированному щиту. Сущность: испытуемый грузовой поддон устанавливают на рабочую поверхность исследуемого фанерного щита, нагружают трибосопряжение равномерно распределённой заданной нормальной нагрузкой, к поддону прикладывают сдвиговое усилие с помощью механизма его перемещения, сопряжённого с силоизмерителем, и регистрируют усилия сдвига поддона во время его страгивания и последующего перемещения, по которым затем рассчитывают искомые статический и динамический коэффициенты трения сопряжённых объектов.

Изобретение относится к устройствам для измерения статического (трения покоя) и динамического трений сыпучих материалов и может быть использовано в химической, горнорудной, фармацевтической, пищевой, металлургической и других отраслях промышленности. Устройство для определения статического и динамического трений сыпучих материалов, содержащее корпус в форме параллелепипеда и бункер подачи сыпучего материала, выполненные из прозрачного материала.

Раскрывается устройство и способ определения перехода от слоя к слою стального подъемного троса. Устройство состоит из блока барабана, блока натяжителя троса, блока нагружателя троса и скользящего блока ходового винта.

Изобретение относится к области метрологии и может быть использовано при определении физико-механических свойств материалов и, в частности, коэффициента гистерезисных потерь материала в диапазоне температур до 360°С. Способ определения гистерезисных потерь в нитях подвеса крутильных систем, заключающийся в том, что после настройки положения равновесия крутильных систем задают начальную амплитуду колебаний, регистрируют амплитуды затухающих колебаний крутильных систем, определяют период колебаний, добротность системы и коэффициент гистерезисных потерь материала нити по логарифмическому декременту затухания.

Изобретения относится к области измерительной техники. Устройство содержит основание, на котором расположены шаговый двигатель с возможностью точной настройки угла поворота и блок управления и мониторинга с индикационной панелью.

Изобретение относится к области триботехнических испытаний материалов, в частности к определению коэффициентов внешнего трения покоя и скольжения при взаимном перемещении образцов из токсичных материалов в вакууме при повышенных температурах. Установка содержит базовый и подвижный образцы, при этом последний выполнен с плоской или выпуклой опорной поверхностью и установлен на базовом образце с возможностью перемещения по нему. Базовый и подвижный образцы помещены в герметичную вакуумную камеру с встроенным наблюдательным окном, напротив него последовательно закреплены шкала для регистрации перемещений подвижного образца и базовый образец, выполненный в виде полусферы и соединенный с нагревателем, оснащенным термопарой, причем вакуумная камера снабжена охлаждающим контуром. Технический результат: возможность проведения испытаний токсичных материалов при повышенных температурах, получение значений коэффициента внешнего трения покоя и скольжения в зависимости от температуры в диапазоне температур 20-200°С с одновременной защитой персонала и окружающей среды от воздействия испытуемых токсичных материалов. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Наверх