Соединение деталей машин повышенной жесткости

Предлагаемое резьбовое соединение относится к ответственным соединениям, используемым в машиностроении. В этих соединениях применяются, как правило, болты, установленные в отверстия на посадку без зазора. Недостатками такого соединения являются большие технологические трудности, связанные с необходимостью совместной расточки болтовых отверстий в крупных соединяемых деталях, а также значительная неравномерность работы болтов от крутящего момента, что снижает жесткость и прочность соединения. Целью настоящего изобретения является повышение прочности и жесткости соединения. Поставленная цель достигается тем, что в детали, к которой примыкает гайка, имеется участок меньшего диаметра для установки болта с рекомендуемым зазором, а в другой соединяемой детали выполнено отверстие большего диаметра, переходящее к отверстию меньшего диаметра на участке с закругленной поверхностью, вогнутой к оси болта, также имеющего на этом участке поверхность закругленной формы. 1 ил.

 

Изобретение относится к ответственным узлам, используемым в машиностроении.

Известны узлы соединения снльнонагруженных деталей машин, в которых осуществляется соединение болтами, установленными в отверстия без зазоров и с зазорами [1] (стр. 36 фиг. 1.20 и 1.21).

В узле соединения, в котором болты устанавливают в отверстие без зазора, соединяемые детали должны совместно обрабатываться. Причем, отверстия в соединяемых деталях калибрируют разверткой или растачивают совместно с большой точностью, а диаметр стержня болта выполняют с допуском, обеспечивающим заданную посадку. Данные технологические операций весьма трудоемки, в особенности для крупногабаритных деталей, изготавливаемых нередко в разных городах. Сборка и разборка таких соединений приводит к задирам посадочных поверхностей отверстий деталей и шлифованных поверхностей болтов.

Эти недостатки существенно снижают эффективность использования рассматриваемого соединения, являющегося весьма дорогостоящим, в особенности для крупногабаритных узлов машин.

При работе соединения, в котором болты установлены с зазором, имеет место значительный изгиб болта по всей длине, причем максимальные изгибающие напряжения приходятся на сечение резьбовой части болта, которое совпадает с первым витком гайки, где имеет место значительные концентрации напряжений и которое разрушается прежде всего в данных соединениях [2].

Известен еще резьбовое соединение, в котором в одной соединяемой детали имеется отверстие большего диаметра, для установки опорной части шпильки, переходящее к меньшему диаметру и примыкающее к плоскости разъема, а в другой соединяемой детали шпилька имеет участок с большим диаметром, для обеспечения рекомендуемого радиального зазора [3].

Основным недостатком данного решения является недостаточная жесткость соединения на сдвиг, а также необходимость обеспечения достаточно высокой точности соосности отверстий соединяемых деталей, что также трудновыполнимо в групповом резьбовом соединении.

Цель изобретения - повышение усталостной прочности соединения путем уменьшения напряжения изгиба под резьбовой частью и под головкой болта, повышение жесткости соединения на сдвиг и равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом болтовом соединении.

Поставленная цель достигается тем, что в детали, к которой примыкает гайка, имеется участок меньшего диаметра, для установки болта с рекомендуемым зазором, а в другой соединяемой детали выполнено отверстие большего диаметра, переходящее к отверстию меньшего диаметра на участке с закругленной поверхностью, вогнутой к оси болта, также имеющий на этом участке поверхность закругленной формы.

Соединение содержит деталь 1, деталь 2, болт 3 с гайкой 4.

В детали 2 выполнено цилиндрическое отверстие диаметром d7 и высотой для установки болта с зазором Δ. В детали 1 выполнено отверстие с диаметром d1 и высотой переходящее к отверстию диаметра d5 на участке высотой с закругленной поверхностью, вогнутой к оси болта.

При сборке соединения, часть болта диаметром d8 свободно проходит через отверстие d5 детали 1, и входит в отверстие диаметра d7 под посадку с зазором, одновременно участки болта с диаметрами d2 и d4 свободно входит в отверстие детали 1 на участке Затем производится затяжка болтов на заданное усилие. Головка болта имеет внутренний шестигранник под ключ.

При работе соединения под действием поперечных нагрузок все болты деформируются как трехопорные стержни с двумя защемленными краями.

Защемление болта в сечении, совпадающим с опорной поверхностью головки обеспечивается за счет упругого вдавливания головки болта 3 на участке высотой от затяжки, а в детали 2 защемление болта обеспечивается как за счет выборки зазора на участке высотой так и за счет гайки, упруго вдавленной в деталь 2 от затяжки болта. При этом равномерность распределения поперечной нагрузки доходит до 1 и существенно повышается реальная жесткость соединения.

Использование предлагаемого узла соединения особенно эффективно в дорогостоящих машинах, передающих значительные мощности.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Иванов М.Н. Детали машин. М.: «Высшая школа», 1991 г. с. 382.

2. Бугов Х.У. Фланцевые соединения. Расчет и проектирование. «Машиностроение» Л.о. 1975 г. 191 с.

3. Патент №2732942. Москва 24.09.2020 (прототип). Авторы: Егожев А.М. и др.

Резьбовое соединение деталей машин, содержащее две соединяемые детали и болт с гайкой, отличающееся тем, что в детали, к которой примыкает гайка, имеется участок меньшего диаметра для установки болта с рекомендуемым зазором, а в другой соединяемой детали выполнено отверстие большего диаметра, переходящее к отверстию меньшего диаметра на участке с закругленной поверхностью, вогнутой к оси болта, также имеющего на этом участке поверхность закругленной формы.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к фиксирующей шайбе для первоначального фиксирования крепёжного элемента в отверстии подлежащего креплению конструктивного элемента, крепёжному элементу для крепления конструктивных элементов, системе и способу надрезания и/или удаления определённой области защитной плёнки на подлежащем креплению конструктивном элементе.

Изобретение относится к разборной кабине передвижного химического туалета и направлено на упрощение монтажа кабины туалета. Кабина химического туалета содержит платформу, вертикальные боковые стенки, крышу, средства обратимого стыковочного соединения, образованные на кромках боковых стенок и на противолежащих лицевых поверхностях платформы и крыши, средства обратимой фиксации стыковочного соединения, расположенные между боковой стенкой и смежной стенкой и между каждой из боковых стенок, платформой и крышей.

Изобретение относится к машиностроению и строительству, и может быть использовано для соединения элементов несущих конструкций, изготовленных из металла и стеклопластика. Болтовое соединение, включающее верхний и нижний соединяемые элементы, нахлестнутые на листовую фасонку, при этом центральный элемент имеет цилиндрический участок в пределах листовой фасонки и крайние конические участки, расположенные в аналогичных отверстиях в верхнем и нижнем соединяемых элементах, при этом в центральном элементе выполнено сквозное резьбовое отверстие, в котором установлены верхнее и нижнее болтовое крепление с прижимными шайбами.

Настоящее изобретение относится к соединителю для плотного соединения между собой первой и второй панелей мебели и других мебельных комплектующих. Соединитель, располагаемый между полкой и уступом предмета мебели и других мебельных комплектующих, для плотного соединения между собой упомянутой полки и упомянутого уступа, располагаемых перпендикулярно друг другу, причем упомянутый соединитель снабжен по меньшей мере одним крепежным элементом для крепления к упомянутой полке и включает некоторое число соединительных и стопорных деталей для соединения и плотной фиксации упомянутой полки и упомянутого уступа между собой, причем упомянутая полка параллельна полу (Р), и причем упомянутые детали лежат на одной плоскости (А), которая параллельна полу (Р) и отстоит на некоторое расстояние от упомянутой полки и перпендикулярна упомянутому уступу, при этом упомянутые соединительные и стопорные детали упомянутого соединителя полностью или по меньшей мере частично расположены в корпусе или по меньшей мере частично связаны с упомянутым корпусом и служат для соединения между собой и плотной фиксации упомянутой полки и упомянутого уступа, причем упомянутый корпус расположен под упомянутой полкой, и активацию упомянутых соединительных и стопорных деталей осуществляют спереди соединителя.

Изобретение относится к набору панелеобразных элементов, который может быть собран в сборной элемент, и направлено на повышение жесткости сборной конструкции. Набор панелеобразных элементов для сборки в сборный элемент включает в себя первый панелеобразный элемент, второй панелеобразный элемент и третий панелеобразный элемент.

Набор панелей, включающий в себя первую панель 4 с первой основной плоскостью и вторую панель 2 со второй основной плоскостью. Первый край первой панели выполнен с возможностью блокирования со вторым краем второй панели, при этом первая основная плоскость по существу перпендикулярна второй основной плоскости, и при этом первый и второй края блокированы в первом направлении D1, которое перпендикулярно первой основной плоскости, и во втором направлении D2, которое перпендикулярно второй основной плоскости.

Изобретение относится к области механического соединения, в частности к фиксирующему приспособлению для ящиков, и направлено на упрощение конструкции соединения. Фиксирующее приспособление для ящиков содержит клиновидный штифт, расположенный в фиксирующем приспособлении для ящиков, при этом клиновидный штифт выполнен с возможностью задвигания в клиновидный паз, образованный двумя сопрягаемыми частями двух состыкованных смежных ящиков и выполненный с возможностью сопряжения с клиновидным штифтом с фиксацией двух смежных ящиков.

Изобретение относится к способам соединения и фиксации деталей, воспринимающих поперечные нагрузки, когда крепежные элементы поставлены в отверстия с зазором, и направлено на упрощение конструкции, уменьшение количества деталей разной номенклатуры и обеспечение снижения требований к точности изготовления элементов соединения.

Группа изобретений относится к вариантам крепежной детали для разъемного закрепления панели на структуре, закрывающей панели, транспортному средству и системе, включающей в себя крепежную деталь. Крепежная деталь имеет первый соединитель для соединения крепежной детали со структурой, второй соединитель для соединения крепежной детали с панелью и удерживающую ленту.

Изобретение относится к двойному соединителю для стыкового соединения двух конструктивных элементов и к системе с таким двойным соединителем, и направлено на повышение простоты соединения двух мебельных плит. Двойной соединитель включает в себя направляющий палец и две направляемые по направляющему пальцу (4) с возможностью смещения разжимные муфты.

Изобретение относится к ответственным соединениям, используемым в машиностроении. Техническим результатом является уменьшение изгибающих напряжений под резьбовой частью, повышение равномерности распределения поперечной нагрузки в групповом резьбовом соединении, снижение трудоемкости изготовления и монтажа.
Наверх