Надувная лодка с жёстким пайолом, способы её сборки и разборки

Изобретение относится к области судостроения, в частности к надувным лодкам. Предложены способы сборки и разборки конструкции, а также сама конструкция надувной лодки с жёстким секционным пайолом, в которой плоскость пайола образована соединением центральной и кормовой секций пайола при вертикальном перемещении только кормовой секции пайола, при этом пазы продольных стрингеров выполнены с возможностью смещения указанных продольных стрингеров в установленном положении вдоль центральной секции пайола. Обеспечиваемый изобретением технический результат заключается в получении надувной лодки с жёстким секционным пайолом из минимального количества элементов, оптимальных в производстве с точки зрения трудовых и материальных ресурсов и обеспечивающих возможность установки жёсткого секционного пайола в лодку и извлечения его из последней при надутых бортах, без необходимости их сдувания. 3 н. и 23 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области маломерного судостроения, в частности, к надувным лодкам с жестким секционным пайолом, а также способам работы с такой лодкой до и после ее эксплуатации.

Уровень техники

Надувная лодка представляет собой плавательное средство с корпусом из эластичного материала, которое можно накачать насосом для эксплуатации или же спустить для хранения и транспортировки. Известны гребные, моторные и гибридные надувные лодки, совмещающие в себе функционал гребных и моторных лодок. Надувные лодки находят широкое применение благодаря их простой и компактной конструкции, высокой ремонтопригодности, возможности модернизации под конкретные нужды пользователя, а также вариативности применения. Например, надувная лодка может использоваться для туризма, рыбалки, охоты, в качестве рабочей лодки для коммерческих целей и т.д.

В каждом из указанных вариантов применения в надувные лодки принято устанавливать твердую палубу в виде съемного жесткого пайола, который размещают внутри кокпита лодки, зажимая его между днищем и наружной поверхностью надувных баллонов. Жесткий пайол обеспечивает надувной лодке продольную жесткость и формирует в ней площадь твердой поверхности пола. В результате, улучшаются мореходные качества судна и безопасность пользователя при нахождении в нем. При необходимости могут быть использованы дополнительные средства фиксации пайола, например, к транцу. Для удобства обращения с пайолом последний зачастую изготавливают складным или разборным, т.е. состоящим из нескольких отдельных элементов, соединяемых в единое целое при помощи соединительных профилей.

Между тем за многие годы производства лодочного оборудования выработалась и широко распространилась практика изготовления пайолов, конструктивно допускающих их установку в лодку и извлечение из нее только при полностью или значительно сдутых бортах. Из публикации RU 2247054 C2, МПК B63B 7/08, опубл. 27.02.2005, известен один из таких примеров, в соответствии с которым сборка пайола в надувной лодке завершается соединением элементов центральной секции и переводом их из положения «домиком» в горизонтальное положение для расклинивания пайола в продольном направлении. Собранный таким образом пайол можно разобрать только действуя в обратном порядке, т.е. сначала рассоединив указанные элементы центральной секции. Однако осуществить такую сборку/разборку можно исключительно при сдутых бортах надувной лодки, поскольку только в этом случае положению элементов центральной секции «домиком» не будут мешать надутые борта надувной лодки.

В сопряжении с тем, что надувную лодку с жестким пайолом качественно вымыть и, в ряде случаев, обслужить можно, наоборот, только тогда, когда оба ее борта надуты, а пайол демонтирован, вышеупомянутая конструктивная особенность порождает существенный недостаток. В частности, если требуется очистить кокпит лодки от загрязнений перед ее эксплуатацией на воде, то пользователю необходимо осуществить следующую последовательность действий: лодку надуть, вымыть, затем сдуть, установить в нее жесткий пайол и снова надуть. Если же требуется удалить загрязнения после эксплуатации, то пользователю необходимо осуществить обратное: лодку сдуть, извлечь из нее жесткий пайол, затем надуть, вымыть и снова сдуть. Таким образом, в обоих случаях после необходимых манипуляций с пайолом требуются дополнительные манипуляции с лодкой, чтобы привести ее в собранное состояние, например, для эксплуатации на воде или разобранное состояние, например, для транспортировки и хранения.

Таким образом, указанный недостаток существенно увеличивает временные и трудовые затраты пользователя на работу с лодкой. Кроме того, этот недостаток также обязывает пользователя строго соблюдать заданный порядок сборки или разборки надувной лодки. Неопытный пользователь, к примеру, после мойки может забыть установить пайол до того, как повторно накачает борта лодки. В этом случае, для установки пайола пользователь вынужден будет повторить операции сдувания и накачивания бортов.

Важно отметить, что для повышения безопасности и уменьшения расхода топлива во время движения принято использовать продольные стрингеры, которые придают конструкции надувной лодки с жестким пайолом дополнительную жесткость. Продольный стрингер представляет собой профилированный элемент (как правило, из алюминия), устанавливаемый параллельно оси симметрии лодки между продольной гранью секционного пайола и надувным бортом лодки для их расклинивания. Установить, равно как и демонтировать, продольные стрингеры при надутых бортах лодки невозможно. Поэтому эти процедуры требуют того же условия, что и пайол – борта лодки должны быть сдуты. Как следствие, здесь возникают те же проблемы, что упомянуты выше в отношении процесса установки или извлечения пайола. В дополнение к этому, установка продольных стрингеров это постоянный контакт в ограниченном пространстве с устойчивыми к внешним воздействиям материалами стрингеров и бортов надувной лодки, в процессе которого пользователи часто травмируют ладони и пальцы. Эту проблему могут усиливать неблагоприятные погодные условия в виде ветра, осадков и низкой температуры воздуха.

В попытке решить обозначенные выше проблемы автором ранее было предложено техническое решение, которое можно рассматривать в качестве ближайшего аналога заявляемого изобретения. В частности, из публикации RU 2630264 C1, МПК B63B 7/08, опубл. 06.09.2017, известна надувная лодка, содержащая корпус из эластичного материала с надувными бортами и разборный жесткий пайол, состоящий из носовой, центральной и кормовых секций, снабженных соединительными профилями для разъемного соединения. Благодаря тому, что центральная секция указанного пайола выполнена из сегментов трапециевидной в плане формы, достигается возможность установки и удаления пайола без сдувания бортов надувной лодки.

Ближайший аналог частично решает предшествовавшие ему проблемы уровня техники, однако к настоящему моменту в нем обнаружены следующие недостатки. Во-первых, кормовая и центральная секции пайола, даже если последняя выполнена одноярусной, состоят из нескольких элементов, что суммарно увеличивает количество манипуляций, которые пользователю необходимо выполнять при работе с лодкой. Во-вторых, производство пайольных элементов, которые на трех сторонах оснащены соединительными профилями, как правило, из алюминия, даже в заводских условиях приводит к большому расходу ценного материала. Помимо этого, такое производство увеличивает объемы трудоемких работ (резка профиля, клепка, сборка и т.д.), что усложняет производство и увеличивает стоимость готового изделия. В-третьих, выемки, выполняемые в пайоле для упрощения установки и демонтажа продольных стрингеров, обеспечивают пространство для накопления мусора и воды. В-четвертых, в области центральной и кормовой секций пайола отсутствует фиксация указанных секций продольным стрингером, что приводит к уменьшению жесткости всей конструкции.

Таким образом, существует потребность в решении известной проблемы и устранении одного или более перечисленных выше недостатков ближайшего аналога.

Раскрытие сущности изобретения

Технической задачей изобретения является создание надувной лодки, обеспечивающей при надутых бортах возможность быстрой, безопасной для пользователя и обратимой установки в нее жесткого пайола. Желательно, чтобы производство такой лодки, в сравнении с аналогами, требовало меньше трудовых и материальных ресурсов. Другой задачей изобретения является получение способов работы с надувной лодкой, а именно способов ее сборки и разборки, обеспечивающих возможность ее быстрого обслуживания с минимальным количеством манипуляций, выполняемых пользователем с указанной лодкой.

В соответствии с первым аспектом изобретения, указанные задачи могут быть решены путем изготовления надувной лодки, имеющей незамкнутый надувной баллон U-образной формы, эластичное днище, соединяющее противоположные борта указанного надувного баллона, транец и расположенный над днищем жесткий секционный пайол, включающий носовую, центральную и кормовую секции, выполненные с возможностью взаимного соединения разъемным образом при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных секций. Между каждым надувным бортом и пайолом установлен продольный стрингер, в пазу которого, по меньшей мере, на части своей длины расположена продольная грань центральной секции. Отличительной особенностью такой лодки является то, что плоскость пайола в ней образована соединением центральной и кормовой секций пайола при вертикальном перемещении только кормовой секции пайола. Другой отличительной особенностью указанной надувной лодки является то, что указанные пазы продольных стрингеров выполнены с возможностью смещения указанных продольных стрингеров в установленном положении вдоль центральной секции пайола.

В одном из вариантов, кормовая секция может иметь продольные грани, выполненные с возможностью размещения, по меньшей мере, части своей длины в пазах продольных стрингеров.

В одном из вариантов, указанные продольные грани кормовой секции являются смежными с поперечной гранью кормовой секции, на которой установлен соединительный профиль.

В одном из вариантов, каждый продольный стрингер на одном из своих концов может содержать отверстие для обеспечения возможности зацепления указанного продольного стрингера и его смещения относительно пайола. На другом, противоположном конце продольного стрингера может быть расположено второе такое же отверстие. В ряде случаев, таких отверстий может быть более двух. Указанные отверстия могут представлять собой как глухие отверстия, так и сквозные отверстия, выполненные в корпусе продольного стрингера.

В одном из вариантов, центральная секция пайола выполнена в виде цельного элемента, имеющего прямоугольную в плане форму, причем длина ее продольной грани может быть больше или меньше длины ее поперечной грани.

В одном из вариантов, центральная секция пайола может состоять из двух или более элементов, соединенных между собой при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных элементов. В этом случае длина продольной грани центральной секции пайола может быть больше длины ее поперечной грани.

В одном из вариантов, в дополнение к первой паре продольных стрингеров надувная лодка может содержать вторую пару продольных стрингеров. Первые и вторые продольные стрингеры могут быть одинаковой или разной длины, причем продольные стрингеры большей длины могут быть расположены к носу надувной лодки ближе, чем продольные стрингеры меньшей длины. Если центральная секция состоит из двух или более элементов, то предпочтительно, чтобы длина более длинных продольных стрингеров превышала длину продольной грани элемента центральной секции пайола.

В одном из вариантов, соединение центральной и кормовой секций пайола может быть выполнено с обеспечением упора кормовой секции в транец.

В одном из вариантов, транец может содержать средства фиксации пайола в положении упора кормовой секции в транец.

В одном из вариантов, указанное вертикальное перемещение кормовой секции пайола может представлять собой поворот кормовой секции вокруг оси, проходящей вдоль соединения центральной и кормовой секций.

В одном из вариантов, центральная и кормовая секции могут быть соединены за счет размещения в Н-образном соединительном профиле центральной секции части соединительного профиля кормовой секции, имеющей в поперечном сечении форму прямоугольника с одним скругленным углом, обращенным к днищу надувной лодки.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением в соответствии с первым аспектом, заключается в получении надувной лодки с жестким секционным пайолом из минимального количества элементов, оптимальных в производстве с точки зрения трудовых и материальных ресурсов и обеспечивающих возможность установки указанного пайола в лодку и извлечения его из последней при надутых бортах, без необходимости их сдувания.

В соответствии со вторым аспектом изобретения, указанные задачи решаются выполнением шагов способа сборки вышеописанной конструкции надувной лодки в следующей последовательности: обеспечивают надувную лодку со сдутыми бортами, надувают борта, устанавливают носовую секцию пайола, устанавливают центральную секцию пайола, устанавливают продольные стрингеры путем их сдвига в направлении носа лодки с размещением в пазах указанных продольных стрингеров продольных граней установленной центральной секции пайола, устанавливают кормовую секцию пайола путем соединения ее соединительного профиля с соединительным профилем установленной центральной секции и одновременно вертикального перемещения указанной кормовой секции в направлении плоскости установленных секций пайола, и сдвигают продольные стрингеры вдоль продольных граней пайола в направлении кормы с обеспечением фиксации центральной и кормовой секций указанными продольными стрингерами. Отличительностью особенностью указанного способа сборки является то, что установку указанных продольных стрингеров и секций жесткого пайола осуществляют в надувную лодку, борта которой надуты.

В одном из вариантов, фиксация центральной и кормовой секций продольными стрингерами включает размещение продольных граней кормовой секции в пазах указанных продольных стрингеров.

В одном из вариантов, каждый продольный стрингер может содержать на своем конце, по меньшей мере, одно отверстие, при этом относительно пайола продольный стрингер сдвигают за счет зацепления с одним из указанных отверстий.

В одном из вариантов, кормовую секцию пайола можно устанавливать с обеспечением упора кормовой секции в транец. После установки кормовой секции пайола с упором в транец указанную кормовую секцию можно зафиксировать в этом положении при помощи средств фиксации, расположенных на транце.

В одном из вариантов, вертикальное перемещение кормовой секции пайола может представлять собой поворот кормовой секции вокруг оси, проходящей вдоль соединения центральной и кормовой секций.

В одном из вариантов, после надувания бортов выполняют шаг, на котором обслуживают кокпит надувной лодки, например, моют или удаляют из него мусор.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением в соответствии со вторым аспектом, заключается в обеспечении быстрого и безопасного способа сборки надувной лодки с жестким пайолом с возможностью выполнить обслуживание указанной лодки в процессе сборки при минимальном количестве манипуляций, выполняемых пользователем с указанной лодкой.

В соответствии с третьим аспектом изобретения, указанные задачи решаются выполнением шагов способа разборки вышеописанной конструкции надувной лодки в следующей последовательности: обеспечивают надувную лодку с надутыми бортами и установленным в нее жестким секционным пайолом, сдвигают продольные стрингеры вдоль продольных граней пайола в направлении носа с освобождением их от контакта с кормовой секцией, извлекают кормовую секцию пайола путем ее вертикального перемещения и одновременно с этим разъединения соединенных соединительных профилей кормовой и центральной секций, освобождают от контакта с продольными гранями центральной секции и извлекают продольные стрингеры путем их сдвига в направлении кормы лодки, извлекают центральную секцию пайола, извлекают носовую секцию пайола, сдувают борта. Отличительностью особенностью указанного способа разборки является то, что извлечение указанных продольных стрингеров и секций жесткого пайола осуществляют из надувной лодки, борта которой надуты.

В одном из вариантов, освобождение продольных стрингеров от контакта с кормовой секцией включает освобождение пазов стрингеров от контакта с продольными гранями кормовой секции.

В одном из вариантов, извлечение кормовой секции пайола может включать вывод кормовой секции из положения упора в транец. При этом вывод кормовой секции из положения упора в транец может включать освобождение кормовой секции от контакта со средствами фиксации кормовой секции, расположенными на транце.

В одном из вариантов, после извлечения жесткого пайола выполняют шаг, на котором обслуживают кокпит надувной лодки, например, моют или удаляют из него мусор.

Технический результат, обеспечиваемый изобретением в соответствии с третьим аспектом, заключается в обеспечении быстрого и безопасного способа разборки надувной лодки с жестким пайолом с возможностью выполнить обслуживание указанной лодки в процессе разборки при минимальном количестве манипуляций, выполняемых пользователем с указанной лодкой.

В настоящей заявке для терминов «продольный/продольное/продольная» следует понимать ориентацию, параллельную оси симметрии надувной лодки, а для терминов «поперечный/поперечное/поперечная» – ориентацию, перпендикулярную оси симметрии надувной лодки. Под «надутыми» бортами надувной лодки следует понимать состояние баллона надувной лодки, давление внутри которого позволяет эксплуатировать указанную надувную лодку на воде. Под «сдутыми» бортами надувной лодки следует понимать состояние баллона надувной лодки, давление внутри которого не позволяет эксплуатировать указанную надувную лодку на воде. Давление в баллоне надувной лодки, допускающее эксплуатацию этой лодки, называют рабочим давлением. Для каждой надувной лодки такое рабочее давление устанавливается заводом-изготовителем и указывается в паспорте, прилагаемому к надувной лодке.

Краткое описание чертежей

Изобретение поясняется следующими чертежами, на которых:

на Фиг. 1 схематически проиллюстрирован принцип установки пайола в надувную лодку (показана в разрезе), на котором основаны известные решения уровня техники;

на Фиг. 2 схематически проиллюстрирован принцип установки пайола в надувную лодку (показана в разрезе), на котором основано заявляемое изобретение;

на Фиг. 3 показан вид сверху надувной лодки с установленным в нее жестким секционным пайолом согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения;

на Фиг. 4 показан вид сверху в разборе жесткого секционного пайола с Фиг. 3 и одной парой продольных стрингеров;

на Фиг. 5 показан в разборе пример осуществления соединения центральной и кормовой секций жесткого пайола согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения.

Осуществление изобретения

Для лучшего понимания разницы между принципом, на котором основаны решения уровня техники, и принципом, лежащим в основе заявляемого изобретения, необходимо еще раз наглядно продемонстрировать эту разницу.

Как уже упоминалось выше, конструкции надувных лодок уровня техники допускают установку пайола и сопутствующее этой установке расклинивание секций этого пайола в кокпите надувной лодки только за счет взаимного соединения и одновременно с этим вертикального перемещения сразу двух элементов центральной секции пайола. В частности, как показано на Фиг. 1 стрелками, элементы центральной секции пайола вертикально перемещают в направлении днища надувной лодки из вертикального положения под углом друг к другу, т.н. положения «домиком», в положение, придающее всем секциям пайола единую плоскость. Очевидно, что указанное вертикальное перемещение не может быть выполнено при надутых бортах надувной лодки, поскольку в этом случае элементы центральной секции упрутся во внешнюю поверхность округлых надутых бортов и не смогут сформировать единую плоскость пайола.

В то же время, в соответствии с изобретением установка пайола в надувную лодку требует вертикального перемещения только одного элемента конструкции пайола, а именно его кормовой секции. На Фиг. 2 наглядно показано, что плоскость пайола формируется за счет взаимного соединения кормовой секции с уже установленной центральной секцией и одновременно с этим вертикального перемещения указанной кормовой секции в направлении (показано стрелкой) днища надувной лодки. Поскольку ширина задней части кормовой секции пайола для надувных лодок всегда меньше ширины передней части кормовой секции и/или центральной секции пайола, то такая кормовая секция может быть легко установлена посредством указанного вертикального перемещения, что будет обсуждено более подробно ниже.

Как показано на Фиг. 3, надувная лодка 1 согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения имеет незамкнутый U-образный корпус, состоящий из надувного баллона 2 и днища (не обозначено), герметично соединяющего противоположные борта указанного надувного баллона 2. Надувная лодка 1 также имеет транец 3, расположенный в кормовой части и герметично замыкающий внутреннее пространство лодки, называемое кокпитом. Над днищем, по существу параллельно ему расположен жесткий секционный пайол 4, периметр которого, в частности, передняя и боковые стороны, расположены между поверхностями надувного баллона 2 и днища.

Как лучше всего показано на Фиг. 4, жесткий секционный пайол 1 состоит из носовой секции 5, центральной секции 6 и кормовой секции 7. Центральная секция 6 предпочтительно имеет прямоугольную в плане форму. Секции 5-7 пайола 4 соединяются между собой разъемным образом при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных секций. В частности, носовая и центральная секции соединяются вместе при помощи соединительных профилей 8, 9 с поперечным сечением, имеющим форму, обеспечивающую возможность соединения секций пайола в одной плоскости. Это могут быть, например, соединительные профили с П-, V-, U- образным сечением и соответствующим ему ответным сечением. Центральная секция 6 может состоять из двух или более прямоугольных элементов, соединяемых между собой при помощи таких же соединительных профилей 8, 9. Между тем центральная и кормовая секции пайола соединяются вместе при помощи соединительных профилей 10, 11, поперечные сечения которых допускают образование плоскости пайола за счет вертикального перемещения только кормовой секции. Таким образом, в надувной лодке 1 плоскость пайола 4 образуется за счет соединения носовой секции 5 с центральной секцией 6 в горизонтальной плоскости и присоединения кормовой секции 7 к уже находящейся в плоскости пайола центральной секции 6 за счет вертикального перемещения только указанной кормовой секции 7. Другими словами, установка кормовой секции 7 пайола в надувную лодку 1 не требует вывода центральной секции 6 из плоскости пайола 4.

Для этого, как показано на Фиг. 5, соответствующая поперечная грань центральной секции 6 предпочтительно содержит соединительный профиль 10 с Н-образным поперечным сечением, в пазу которого при соединении секций размещается часть соединительного профиля 11 кормовой секции 7. Указанная часть в поперечном сечении предпочтительно имеет форму прямоугольника с одним скругленным углом, обращенным к днищу надувной лодки 1. Соответственно, соединительный профиль 11 имеет скругленное ребро, обращенное в положении установки к днищу надувной лодки 1. Благодаря этому скруглению вертикальное перемещение кормовой секции 7 может представлять собой поворот указанной секции вокруг оси, проходящей вдоль соединения или стыка центральной и кормовой секций. Описанная конструкция жесткого секционного пайола 4 обеспечивает преимущество, заключающееся в возможности его установки в надувную лодку 1 и извлечения из нее при надутых бортах этой лодки. При этом указанные соединительные профили 8-11 обеспечивают пайолу 4 жесткость в поперечном направлении.

При необходимости, центральная 6 и кормовая 7 секции пайола могут быть соединены с обеспечением положения упора кормовой секции 7 в транец 3. Такая установка придает пайолу 4 дополнительную жесткость как в продольном, так и в поперечном направлениях. Чтобы зафиксировать пайол 4 в положении упора в транец 3, последний может содержать средства фиксации этого положения. Указанные средства могут быть, например, вкручены в транец 3 и, тем самым, своим корпусом или поворотным элементом ограничивать подвижность кормовой секции 7 пайола и, следовательно, всех остальных взаимно соединенных секций пайола.

Как показано на Фиг. 4, между каждым надувным бортом и пайолом 4 также расположен продольный стрингер 12, который является частью конструкции указанного пайола. Продольный стрингер 12 содержит паз, в котором размещается, по меньшей мере, на части своей длины продольная грань центральной секции 6. Указанный паз продольного стрингера 12 при этом выполнен с возможностью смещения указанного продольного стрингера вдоль центральной секции 6 пайола как в направлении носа надувной лодки 1, так и в направлении ее кормы. Кормовая секция 7 может иметь продольные грани, являющиеся смежными с поперечной гранью указанной кормовой секции, на которой установлен соединительный профиль 11, и выполненные с возможностью размещения, по меньшей мере, части своей длины в пазах продольных стрингеров 12. Продольный стрингер 12 может содержать на своем конце, по меньшей мере, одно отверстие 13 для обеспечения возможности зацепления этого стрингера и облегчения его смещения относительно секций пайола 4 в любом из указанных направлений. Продольные стрингеры 12 обеспечивают пайолу 4 жесткость в продольном направлении.

Помимо указанной первой пары продольных стрингеров 12 надувная лодка 1 также может содержать вторую пару продольных стрингеров (не показаны). Первая и вторая пары продольных стрингеров могут быть одинаковой или разной длины, причем продольные стрингеры большей длины могут быть расположены к носу надувной лодки ближе, чем продольные стрингеры меньшей длины. Если центральная секция 6 состоит из двух или более элементов, то предпочтительно, чтобы длина более длинных продольных стрингеров превышала длину продольной грани элемента центральной секции пайола. Предпочтительно длина продольного стрингера составляет не более расстояния от транца до ближайшей поперечной грани той секции пайола, с которой соединяют указанный продольный стрингер.

Надувной баллон 2 и днище предпочтительно выполнены из эластичного материала. Секции пайола 4 предпочтительно выполнены из композитного материала, например, стеклопластика или углепластика. Однако указанные секции также могут быть выполнены из другого подходящего жесткого материала, например, алюминия или его сплавов, бакелитовой фанеры и др.

Вышеописанную конструкцию надувной лодки с жестким секционным пайолом собирают в следующей последовательности:

обеспечивают надувную лодку со сдутыми бортами;

надувают борта указанной надувной лодки;

устанавливают носовую секцию пайола в кокпит надувной лодки;

устанавливают центральную секцию пайола путем соединения ее соединительного профиля с соединительным профилем установленной носовой секции;

устанавливают продольные стрингеры путем их сдвига в направлении носа надувной лодки с размещением в пазах указанных продольных стрингеров продольных граней установленной центральной секции пайола;

устанавливают кормовую секцию пайола путем соединения ее соединительного профиля с соединительным профилем установленной центральной секции и одновременно с этим вертикального перемещения указанной кормовой секции в направлении плоскости установленных секций пайола; и

сдвигают установленные продольные стрингеры вдоль продольных граней пайола в направлении кормы с обеспечением фиксации центральной и кормовой секций указанными продольными стрингерами.

Если надувная лодка содержит центральную секцию, состоящую из двух или более элементов, и две пары продольных стрингеров, то шаги установки центральной секции пайола и продольных стрингеров выполняют следующим образом:

устанавливают первый элемент центральной секции пайола путем соединения его соединительного профиля с соединительным профилем установленной носовой секции;

устанавливают первую пару продольных стрингеров путем их сдвига в направлении носа надувной лодки с размещением в пазах указанных продольных стрингеров продольных граней установленного первого элемента центральной секции пайола;

устанавливают второй элемент центральной секции пайола путем соединения его соединительного профиля с соединительным профилем установленного первого элемента центральной секции;

устанавливают вторую пару продольных стрингеров путем их сдвига в направлении носа надувной лодки с размещением в пазах указанных продольных стрингеров продольных граней, по меньшей мере, одного из установленных элементов центральной секции пайола;

далее устанавливают все остальные элементы центральной секции пайола и переходят к следующим шагам способа.

Фиксацию центральной и кормовой секций продольными стрингерами осуществляют размещением продольных граней кормовой секции в пазах указанных продольных стрингеров.

Кормовую секцию пайола можно устанавливать с обеспечением ее упора в транец. После такой установки указанную кормовую секцию могут фиксировать при помощи средств фиксации, расположенных на транце.

Кормовую секцию пайола можно вертикально перемещать путем ее поворота вокруг оси, проходящей вдоль соединения или стыка центральной и кормовой секций.

После шага надувания бортов можно осуществить обслуживание кокпита надувной лодки, например, его мойку или удаление из него мусора.

Разбирают описанную выше конструкцию надувной лодки с установленным в нее жестким секционным пайолом в обратном порядке. Сначала сдвигают продольные стрингеры вдоль продольных граней пайола в направлении носа с освобождением их от контакта с кормовой секцией. Далее извлекают кормовую секцию пайола путем ее вертикального перемещения и одновременно разъединения соединенных соединительных профилей кормовой и центральной секций. Затем сдвигают продольные стрингеры в направлении кормы лодки, освобождая их от контакта с продольными гранями центральной секции, и извлекают их. Далее извлекают центральную секцию пайола. Затем извлекают носовую секцию пайола и, наконец, сдувают борта.

Шаг освобождения продольных стрингеров от контакта с кормовой секцией может включать освобождение пазов указанных продольных стрингеров от контакта с продольными гранями кормовой секции.

Шаг извлечения кормовой секции пайола может включать ее вывод из положения упора в транец надувной лодки. При этом вывод кормовой секции из положения упора в транец может включать освобождение кормовой секции от контакта со средствами фиксации кормовой секции, расположенными на транце.

После извлечения жесткого пайола можно осуществить обслуживание кокпита надувной лодки, например, его мойку или удаление из него мусора.

Раскрытый здесь корпус надувной лодки 1 находит применение в моторных лодках и лодках, не имеющих силовой установки. Силовая установка или подвесной мотор (не показаны) могут быть установлены на транце 3 надувной лодки 1.

Испытания опытных образцов надувной лодки с жестким пайолом, изготовленных в соответствии с раскрытыми в данном описании признаками, подтвердили промышленную применимость изобретения и его соответствие заявленным техническим результатам.

Хотя изобретение выше было описано со ссылкой на предпочтительные варианты осуществления, специалистам в данной области техники должно быть понятно, что в конструкцию могут быть внесены различные изменения, а некоторые признаки могут быть заменены эквивалентами без выхода за пределы объема изобретения. Кроме того, можно модифицировать конкретную конструкцию, чтобы адаптировать ее к идеям изобретения, не выходя за существенный объем последнего. Следовательно, предполагается, что изобретение не ограничивается конкретным вариантом осуществления, раскрытым как предпочтительный вариант, предполагаемый для осуществления этого изобретения, и что изобретение будет включать все варианты осуществления, попадающие в объем прилагаемой формулы изобретения.

1. Надувная лодка, содержащая незамкнутый надувной баллон U-образной формы, эластичное днище, соединяющее противоположные борта указанного надувного баллона, транец и расположенный над днищем жёсткий секционный пайол, включающий носовую, центральную и кормовую секции, соединённые между собой разъёмным образом при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных секций, причём между каждым надувным бортом и пайолом установлен продольный стрингер, в пазу которого расположена, по меньшей мере, на части своей длины продольная грань центральной секции, отличающаяся тем, что плоскость пайола в надувной лодке образована соединением центральной и кормовой секций пайола при вертикальном перемещении только кормовой секции пайола, при этом указанные пазы продольных стрингеров выполнены с возможностью смещения указанных продольных стрингеров вдоль центральной секции пайола.

2. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что кормовая секция имеет продольные грани, выполненные с возможностью размещения, по меньшей мере, части своей длины в пазах продольных стрингеров.

3. Лодка по п. 2, отличающаяся тем, что указанные продольные грани кормовой секции являются смежными с поперечной гранью кормовой секции, на которой установлен соединительный профиль.

4. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что каждый продольный стрингер содержит на своём конце по меньшей мере одно отверстие для обеспечения возможности зацепления указанного продольного стрингера и его смещения относительно пайола.

5. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что центральная секция состоит из двух или более элементов, соединённых между собой при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных элементов.

6. Лодка по п. 5, отличающаяся тем, что содержит вторую пару продольных стрингеров.

7. Лодка по п. 6, отличающаяся тем, что первая и вторая пары продольных стрингеров имеют разную длину.

8. Лодка по п. 7, отличающаяся тем, что стрингеры большей длины расположены к носу надувной лодки ближе, чем стрингеры меньшей длины.

9. Лодка по п. 7 или 8, отличающаяся тем, что длина более длинного продольного стрингера превышает длину продольной грани элемента центральной секции пайола.

10. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что соединение центральной и кормовой секций пайола выполнено с обеспечением упора кормовой секции в транец.

11. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что транец содержит средства фиксации пайола в положении упора кормовой секции в транец.

12. Лодка по п. 1, отличающаяся тем, что вертикальное перемещение кормовой секции пайола представляет собой поворот кормовой секции вокруг оси, проходящей вдоль соединения центральной и кормовой секций.

13. Лодка по любому из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что центральная и кормовая секции соединены за счёт размещения в Н-образном соединительном профиле центральной секции части соединительного профиля кормовой секции, имеющей в поперечном сечении форму прямоугольника с одним скруглённым углом, обращённым к днищу надувной лодки.

14. Лодка по любому из предыдущих пунктов, отличающаяся тем, что представляет собой моторную надувную лодку.

15. Способ сборки надувной лодки, содержащей незамкнутый надувной баллон U-образной формы, эластичное днище, соединяющее противоположные борта указанного надувного баллона, транец и расположенный над днищем жёсткий секционный пайол, включающий носовую, центральную и кормовую секции, соединённые между собой разъёмным образом при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных секций, при этом между каждым надувным бортом и пайолом установлен продольный стрингер, в пазу которого расположена, по меньшей мере, на части своей длины продольная грань центральной секции, причём указанные пазы продольных стрингеров выполнены с возможностью смещения указанных продольных стрингеров вдоль центральной секции пайола, причём способ осуществляют в следующей последовательности:

обеспечивают надувную лодку со сдутыми бортами;

надувают борта;

устанавливают носовую секцию пайола;

устанавливают центральную секцию пайола;

устанавливают продольные стрингеры путём их сдвига в направлении носа надувной лодки с размещением в пазах указанных продольных стрингеров продольных граней установленной центральной секции пайола;

устанавливают кормовую секцию пайола путём соединения её соединительного профиля с соединительным профилем установленной центральной секции и одновременно с этим вертикального перемещения указанной кормовой секции в направлении плоскости установленных секций пайола; и

сдвигают установленные продольные стрингеры вдоль продольных граней пайола в направлении кормы с обеспечением фиксации центральной и кормовой секций указанными продольными стрингерами.

16. Способ по п. 15, отличающийся тем, что центральную и кормовую секции фиксируют продольными стрингерами путём размещения продольных граней кормовой секции в пазах указанных продольных стрингеров.

17. Способ по п. 15, отличающийся тем, что каждый продольный стрингер содержит на своём конце по меньшей мере одно отверстие, при этом относительно пайола указанный продольный стрингер сдвигают за счёт зацепления с одним из указанных отверстий.

18. Способ по п. 15, отличающийся тем, что кормовую секцию устанавливают с обеспечением упора указанной кормовой секции в транец.

19. Способ по п. 18, отличающийся тем, что после установки кормовой секции пайола с упором в транец фиксируют указанную кормовую секцию при помощи средств фиксации, расположенных на транце.

20. Способ по п. 15, отличающийся тем, что кормовую секцию пайола вертикально перемещают путём поворота указанной кормовой секции вокруг оси, проходящей вдоль соединения центральной и кормовой секций.

21. Способ по п. 15, отличающийся тем, что после надувания бортов надувной лодки обслуживают кокпит надувной лодки.

22. Способ разборки надувной лодки, содержащей незамкнутый надувной баллон U-образной формы, эластичное днище, соединяющее противоположные борта указанного надувного баллона, транец и расположенный над днищем жёсткий секционный пайол, включающий носовую, центральную и кормовую секции, соединённые между собой разъёмным образом при помощи соединительных профилей, установленных на поперечных гранях указанных секций, при этом между каждым надувным бортом и пайолом установлен продольный стрингер, в пазу которого расположена, по меньшей мере, на части своей длины продольная грань центральной секции, причём указанные пазы продольных стрингеров выполнены с возможностью смещения указанных продольных стрингеров вдоль центральной секции пайола, причём способ осуществляют в следующей последовательности:

обеспечивают надувную лодку с надутыми бортами и установленным в неё жёстким секционным пайолом;

сдвигают продольные стрингеры вдоль продольных граней пайола в направлении носа надувной лодки с освобождением указанных продольных стрингеров от контакта с кормовой секцией;

извлекают кормовую секцию пайола путём её вертикального перемещения и одновременно разъединения соединённых соединительных профилей кормовой и центральной секций;

освобождают указанные продольные стрингеры от контакта с продольными гранями центральной секции путём сдвига указанных продольных стрингеров в направлении кормы надувной лодки и извлечения;

извлекают центральную секцию пайола;

извлекают носовую секцию пайола; и

сдувают борта.

23. Способ по п. 22, отличающийся тем, что продольные стрингеры освобождают от контакта с кормовой секцией путём освобождения пазов указанных продольных стрингеров от контакта с продольными гранями указанной кормовой секции.

24. Способ по п. 22, отличающийся тем, что кормовую секцию пайола извлекают путём вывода кормовой секции из положения упора в транец.

25. Способ по п. 22, отличающийся тем, что кормовую секцию выводят из положения упора в транец путём освобождения кормовой секции от контакта со средствами фиксации кормовой секции, расположенными на транце.

26. Способ по п. 22, отличающийся тем, что после извлечения жёсткого секционного пайола из надувной лодки обслуживают кокпит надувной лодки.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к судостроению, а именно к технологии изготовления жесткого днища для маломерных судов с надувными бортами. Для изготовления жесткого днища для моторной лодки с надувными бортами используют формование на матрице корпуса жесткого днища из слоев композитного материала, соединенных между собой слоями пластичной основы (компаунда).

Изобретение относится к судостроению, а именно к технологии изготовления жесткого днища для маломерных судов с надувными бортами. Для изготовления жесткого днища для моторной лодки с надувными бортами используют формование на матрице корпуса жесткого днища из слоев композитного материала, соединенных между собой слоями пластичной основы (компаунда).

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя, которое обеспечивает ее использование с тяжелым оборудованием и обвесами и при интенсивной эксплуатации в условиях воздействия камней, льда, торосов.

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя. Устройство защиты днища и бортов надувной лодки c бортовыми надувными баллонами относится к судостроению и может быть использовано для оснащения надувной лодки с разными типами движителя, которое обеспечивает ее использование с тяжелым оборудованием и обвесами и при интенсивной эксплуатации в условиях воздействия камней, льда, торосов.

Изобретение относится к области малого судостроения, а именно к надувным лодкам с жестким дном, приводимым в движение на сжатом пневмопотоке, передвигающихся в различных средах. Надувная универсальная скоростная лодка содержит контур надувных бортов U-образной формы, днище которой в поперечном сечении выполнено в форме жесткого прямоугольного в плане пневмоканала, который образует с надувными бортами единый каркас лодки.

Изобретение относится к области малого судостроения, а именно к надувным лодкам с жестким дном, приводимым в движение на сжатом пневмопотоке, передвигающихся в различных средах. Надувная универсальная скоростная лодка содержит контур надувных бортов U-образной формы, днище которой в поперечном сечении выполнено в форме жесткого прямоугольного в плане пневмоканала, который образует с надувными бортами единый каркас лодки.

Изобретение относится к области маломерного судостроения, а именно к фурнитуре для надувных лодок. Предложены два варианта узла (1) крепления жёсткого днища (20) к надувному бортовому баллону (31) надувной лодки.

Изобретение относится к области маломерного судостроения, а именно к фурнитуре для надувных лодок. Предложены два варианта узла (1) крепления жёсткого днища (20) к надувному бортовому баллону (31) надувной лодки.

Изобретение относится к области судостроения, а именно к нескольким вариантам конструкций надувных лодок с подвесными двигателями. Надувная моторная лодка содержит корпус U-образной формы в план с незамкнутым контуром надувных бортов и носовой части, присоединенное к корпусу надувное днище, разделенное, по крайней мере, на три продольных сегмента.

Изобретение относится к водным транспортным средствам и предназначено для крепления лодочного мотора к лодке, а в частности к байдарке. Кронштейн для крепления лодочного мотора к байдарке содержит металлическую арматуру с опорными элементами.

Изобретение относится к судостроению, а именно к технологии изготовления жесткого днища для маломерных судов с надувными бортами. Для изготовления жесткого днища для моторной лодки с надувными бортами используют формование на матрице корпуса жесткого днища из слоев композитного материала, соединенных между собой слоями пластичной основы (компаунда).
Наверх