Парашютная платформа

Изобретение относится к авиации, к парашютно-десантной технике, к платформенным средствам десантирования. Техническое решение может быть использовано как многоцелевая унифицированная и универсальная «Парашютная платформа»: для десантирования существующих, разрабатываемых и перспективных объектов из летательных аппаратов: вооружения, военной, специальной и другой техники (включая колесную технику с неизменяемым клиренсом и др.), различных грузов, и для других целей. Платформа содержит верхнее основание с шарнирно закреплёнными откидными панелями, нижнее основание и эластичные оболочки, расположенные между основаниями и прикреплённые к ним. При этом эластичные оболочки прикреплены также к откидным панелям. Причем эластичные оболочки состоят из основных камер с впускным клапаном, по меньшей мере, с одним выпускным клапаном с задаваемым проходным сечением и выпускными клапанами, и соединённых с ними через клапаны дополнительных камер с выпускными клапанами, выполненных в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми. При этом нижнее основание выполнено в форме нескольких сегментов, эластичные оболочки прикреплены к верхнему основанию и сегментам попарно, а платформа снабжена противоопрокидывающими элементами. Технический результат заключается в обеспечении заданного безопасного парашютного десантирования объектов с унифицированным, универсальным многоцелевым использованием, без применения внешних источников сжатого воздуха для наполнения эластичных оболочек, с расширенной сферой применения, а также в широком диапазоне и в универсальности применения десантируемых объектов по назначению, по массе, по геометрии и по габаритам, в повышении технологичности при изготовлении и при эксплуатации, в расширении технических возможностей и в обеспечении заданной унифицированности технического решения. 7 з.п. ф-лы, 13 ил.

 

Область техники, к которой относится изобретение.

Изобретение относится к авиации, а именно, к парашютно-десантной технике, к платформенным средствам десантирования (СД) - к устройствам для смягчения удара и для снижения перегрузок при парашютной посадке объектов, в том числе - в условиях бокового сноса и посадки на наклонную площадку.

Парашютная платформа (ПП) может использоваться, в частности, как унифицированная многоцелевая парашютная платформа (УМПП) для десантирования существующих, разрабатываемых и перспективных объектов: вооружения, военной, специальной техники (ВВСТ), колесной техники с неизменяемым и изменяемым клиренсом, в том числе - с неисправной ходовой частью и без ходовой части, и др., различных грузов, преимущественно из грузовой кабины военно-транспортных самолетов типа Ил-76М и его модификаций с рольганговым оборудованием 1П158.

Например, ПП может использоваться для десантирования гусеничной, колесной и специальной техники (автомобиль КАМАЗ, автомобиль специального назначения КАМАЗ, автомобиль специального назначения АСН), и др., с мягкой безаварийной посадкой.

Также - при проведении наземных (например, копровых), полигонных (например, летных) и других испытаний различных объектов, в том числе - вооружения, боеприпасов и их элементов при парашютном десантировании и при имитации парашютного десантирования (например, при испытаниях парашютных систем, парашютов, космических объектов и др. - на Земле, в атмосфере Земли, и др.).

ПП в заводской таре может транспортироваться (перевозиться) всеми видами транспорта без ограничений по расстоянию и скорости.

Уровень техники.

В последние годы получила развитие колесная техника с неизменяемым клиренсом, предназначенная, в первую очередь, для ее быстрой доставки летательными аппаратами к месту назначения и десантирования парашютным способом, например: специальные автомобили, бронеавтомобили, техника на базе автомобиля КАМАЗ, иная специальная колесная техника, используемые для гражданских нужд, для нужд Министерства Обороны Российской Федерации (МО РФ), Министерства по Чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (МЧС РФ), и в других случаях.

Невозможность в настоящее время по техническим причинам парашютного десантирования, например, колесной техники с неизменяемым клиренсом (отсутствие платформы с соответствующими техническими характеристиками, в том числе - по полетной массе и геометрии, в частности, по длине платформы; невозможность адаптации СД для десантирования колесной техники с неизменяемым клиренсом на парашютно-бесплатформенных системах) лишает ее ряда преимуществ при применении.

При посадочном же десантировании значительно увеличиваются время доставки и трудозатраты, затрудняется скрытность доставки объекта и т.д.

В ряде случаев доставка летательным аппаратом вообще невозможна из-за отсутствия или неподготовленности площадок для посадки (аэродромов), уязвимости взлетно-посадочных полос (ВПП) подготовленных аэродромов от внешних воздействий (погода, климат, несанкционированные повреждения ВПП, разрушение ВПП неприятелем, непреодолимые силы и т.д.), и по другим причинам.

Из «Уровня техники» известна «Амортизирующая платформа» (авторское свидетельство СССР №1 840 525, МПК B64D 1/14 (2006.01), заявка №2 249 406/11, 02.01.1979), содержащая верхнее основание с шарнирно закрепленными на нем панелями, нижнее основание с шарнирно закрепленными на нем панелями и эластичные самонаполняющиеся оболочки, расположенные между основаниями и прикрепленные к ним, а также к верхним и нижним панелям.

Основными недостатками данного устройства являются значительная доля его массы по отношению к массе десантируемого объекта и недопустимо большая строительная высота.

Из «Уровня техники» известен «Пневмоамортизатор для десантирования грузов» (патент Российской Федерации № 2 349 509, МПК В64И 1/14 (2006.01), заявка №20 071 367/11, 03.10.2007), содержащий основание с закреплёнными основными и дополнительными самонаполняющимися оболочками со щелями расчётного размера. Основание выполнено многорамным с лыжами и опорами качения. Основные оболочки прикреплены своими верхними частями к каркасу и нижними - к многорамному основанию.

Основными недостатками данного устройства является сложность в эксплуатации и недостаточная устойчивость при посадке с боковым ветром более 6...8 м/с, а также при посадке на пни, валуны, на неподготовленную поверхность с уклоном до 6° и на другие поверхности. Данное устройство не обладает универсальностью использования, и предназначено для десантирования объекта (груза) одного типа (одинакового по массе, по габаритам, по стыковочным узлам и деталям, и т.д.).

Из «Уровня техники» известна парашютная платформа (патент РФ №2 734 152 С1, 13.10.2020), содержащая верхнее основание с шарнирно закреплёнными откидными панелями, нижнее основание, и эластичные оболочки в форме усечённого конуса, расположенные между основаниями и прикреплены к ним, при этом эластичные оболочки прикреплены также к откидным панелям.

Основными недостатками данного устройства являются: отсутствие универсальности применения для различных объектов, избыточные сложность и габариты, недостаточная технологичность в части обеспечения заданной работоспособности средств десантирования на всех этапах, и др.

Кроме того, отсутствуют элементы и средства, минимизирующие тенденции к подскокам-отскокам и к опрокидыванию объекта при посадке (приземлении), в том числе, при заданном Тактико-техническим заданием(ТТЗ) или Техническим заданием (ТЗ) диапазоне скоростей приземного ветра (например, до 10 м/с).

Процесс посадки при этом может сопровождаться в ряде случаев резкими ударами объекта о рельеф поверхности, например, ударами о твёрдый грунт, что может привести к запредельным или недопустимым перегрузкам десантируемого объекта, превышающим заданные ТТЗ (или ТЗ), а при посадке с боковым ветром может привести к наклону объекта с его заваливанием на 90° (на бок) или к опрокидыванию его на 180°.

При потере объектом устойчивости с заваливанием его на 90° (на бок) или опрокидыванием на 180° не может быть обеспечена его полная сохранность, что может поставить под угрозу выполнение поставленной задачи или исключить готовность объекта к её выполнению, в том числе - к выполнению боевой задачи, и т.п.

Раскрытие изобретения.

В основу настоящего изобретения поставлены следующие задачи:

- создание многоцелевой унифицированной парашютной платформы для парашютного десантирования объектов: ВВСТ, колёсной, специальной и иной техники для гражданских и военных нужд, в частности, колёсной техники с неизменяемым клиренсом, разных грузов в разной комплектации, и др., на всём диапазоне заданных полётных масс платформы и геометрии десантируемых объектов, и исходя из технических возможностей носителя (например, самолёта), в том числе - при посадке с боковым сносом и на наклонную площадку;

- обеспечение заданных ТТЗ (или ТЗ) амортизационных качеств и устойчивости объекта при приземлении, в том числе, в условиях бокового сноса (например, при приземном ветре до 10 м/с, при посадке на наклонную площадку с уклоном, например, до 6° и т.д.);

- создание такой конструкции эластичных оболочек амортизирующей системы (АС), которые могли бы в десантном положении компактно складываться и размещаться, например, в прямоугольных отсеках в нижней части верхнего основания платформы и частично в откидных панелях, а при десантировании выполнять функции заданного поглощения энергии при посадке (энергии торможения при обжатии эластичных оболочек АС), на всём диапазоне заданных полётных масс платформы, заданной геометрии десантируемых объектов и исходя из технических возможностей носителя (например, самолёта), в том числе - при посадке с боковым сносом, на наклонную площадку и др.;

- создание такой конструкции откидных панелей на верхнем основании платформы, которые обеспечивали бы перемещение платформы с объектом по роликовым дорожкам десантно-транспортного оборудования самолёта, (преимущественно, типа Ил-76М и его модификаций), обеспечивали бы частичное размещение эластичных оболочек АС, удержание АС в компактно сложенном (в самолёте при доставке объекта к месту десантирования) и в наддутом положении (при снижении и при посадке), и выполняли бы функцию по предотвращению опрокидывания платформы с объектом при посадке;

- создание такой конструкции эластичных оболочек АС платформы, элементов и средств, предотвращающих наклон и опрокидывание платформы при посадке, которые компенсировали бы горизонтальную составляющую скорости снижения объекта в момент касания поверхностью нижнего основания в форме нескольких сегментов с оболочками поверхности приземления при боковом сносе, на наклонную поверхность и т.д.: безаварийная посадка без порыва оболочек с полной сохранностью объекта, без его опрокидывания, без подскока и без отскока, и т.д., с обеспечением технических характеристик платформы, заданных ТТЗ (или ТЗ);

- обеспечение безопасности выхода платформы из грузовой кабины летательного аппарата с объектом на средствах десантирования (с точки зрения исключения повреждения летательного аппарата), а после выхода - принятие заданных характеристик средств десантирования (например, поворот откидных панелей на заданный угол и фиксация их положения, придание заданной формы и самонаполнение оболочек воздухом, и др.);

- обеспечение исходной заданной устойчивости платформы с объектом путём реализации амортизационных качеств основных и дополнительных камер за счёт заданного режима их функционирования (истечение воздуха в атмосферу, впуск-выпуск воздуха и т.д.), за счёт их заданных оптимальных объёмов и увеличенных опорных площадей оболочек и откидных панелей (в том числе, за счёт увеличения общей контактной ширины платформы), при контакте с поверхностью площадки посадки;

- обеспечение технологичности изготовления и удобство эксплуатации блока АС и его элементов, включая клапан с задаваемым проходным сечением;

- обеспечение минимизации использования грузоподъёмных механизмов при изготовлении и эксплуатации платформы и её элементов;

- снабжение платформы противоопрокидывающими элементами в форме соединения крест-накрест верхнего основания и нижнего основания в форме нескольких сегментов прочными гибкими расчалками на торцах и в середине верхнего основания. А также попарное крепление сегментов прочными жёсткими элементами и соединение сегментов относительно продольной оси платформы прочными гибкими элементами;

- обеспечение универсальности.

Новым с положительным эффектом является создание многоцелевой унифицированной платформы с комплексом средств по смягчению удара и средств противоопрокидывания при посадке платформы с объектом, создание эластичных оболочек амортизирующей системы заданных сечений, формы и объёма, с основными и дополнительными камерами и с системой впускных и выпускных клапанов, функционирующих по заданному закону, например:

- эластичная оболочка состоит из основной камеры с впускным клапаном, по меньшей мере, с одним выпускным клапаном с задаваемым проходным сечением и выпускными клапанами, и соединённой с ней через клапаны дополнительной камеры с выпускными клапанами, обеспечивающих заданное обжатие камер и их совместное заданное функционирование с обеспечением заданных ТТЗ (или ТЗ) параметров посадки платформы с объектом;

- эластичные оболочки выполнены в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми;

- основные камеры выполнены в форме прямого кругового цилиндра, на верхнем основании которого закреплён жёсткий диск, а на его нижнем основании закреплён сегмент в форме жёсткого диска, где нижние основания и сегменты снабжены отверстиями одинакового диаметра в центре, совмещённых соосно, образующих впускной клапан, сообщающий внутреннюю полость основной камеры с атмосферой;

- дополнительные камеры выполнены в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой внешняя боковая грань по отношению к продольной оси платформы выполнена полукруглой, а противоположная боковая грань выполнена с выемкой в форме ответной поверхности основной камеры;

- эластичная оболочка амортизирующей системы содержит основную и дополнительную камеры;

- нижнее основание выполнено в форме нескольких сегментов;

- эластичные оболочки прикреплены к верхнему основанию и к сегментам попарно;

- дополнительные камеры прикреплены к основным камерам при помощи сшивных нитей эластичных камер;

- соединение эластичной оболочки с верхним основанием платформы выполнено быстросъёмным и быстро устанавливаемым;

- попарное соединение сегментов в форме жёсткого диска на нижнем основании основной камеры в поперечном направлении между собой выполнено прочными жёсткими элементами;

- соединение сегментов в форме жёсткого диска на нижнем основании основной камеры между собой относительно продольной оси верхнего основания платформы выполнено прочными гибкими элементами;

- применены элементы противоопрокидывания в виде крепления верхнего основания и сегментов в форме жёсткого диска крест-накрест прочными гибкими расчалками по торцам и в середине верхнего основания;

- ПП с откинутыми панелями с дополнительными камерами выполнена выступающей за габариты десантируемого объекта на заданную величину, увеличивая тем самым ширину и площадь контакта с поверхностью посадки, в том числе - увеличивая ширину и площадь контакта наполненных дополнительных камер с поверхностью посадки, что повышает тем самым устойчивость, смягчает удар и обеспечивает снижение перегрузок объекта при посадке до заданных величин.

- Технический результат заключается в обеспечении заданного безопасного парашютного десантирования объектов с унифицированным, универсальным многоцелевым использованием, без применения внешних источников сжатого воздуха для наполнения эластичных оболочек, с расширенной сферой применения: ВВСТ (колёсной техники с неизменяемым и изменяемым клиренсом, в том числе - с неисправной ходовой частью и без ходовой части, и др.), различных грузов, и для проведения наземных, полигонных и других испытаний различных объектов и их элементов, с заданными параметрами посадки.

- Например, заданная ТТЗ скорость ветра у поверхности земли на площадке посадки с учётом порывов ветра - не более 10 м/с, перегрузки, действующие на объект при посадке - не более 20 единиц (вертикальные) и 10 единиц (горизонтальные) и т.д.

- Технический результат заключается также в широком диапазоне и в универсальности применения десантируемых объектов по назначению, по массе, по геометрии и по габаритам, в повышении технологичности при изготовлении и при эксплуатации, в расширении технических возможностей и в обеспечении заданной унифицированности технического решения.

- Поставленные задачи решены следующим способом.

Технический результат обеспечивается тем, что «Парашютная платформа» содержит верхнее основание с шарнирно закреплёнными откидными панелями, нижнее основание в форме нескольких сегментов, и эластичные оболочки, расположенные между верхним основанием и сегментами и прикреплённые к ним попарно. Платформа содержит элементы противоопрокидывания. При этом эластичные оболочки прикреплены также к откидным панелям.

Эластичные оболочки выполнены в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми, и состоят из основных камер с впускным клапаном, по меньшей мере, с одним выпускным клапаном с задаваемым проходным сечением и выпускными клапанами, и соединённых с ними через клапаны дополнительных камер с выпускными клапанами.

Устройство имеет следующие частные случаи исполнения.

Основные камеры выполнены в форме прямого кругового цилиндра, на верхнем основании которого закреплён жёсткий диск, а на его нижнем основании закреплён сегмент в форме жёсткого диска, где нижние основания и сегменты снабжены отверстиями одинакового диаметра в центре, совмещённых соосно, образующих впускной клапан, сообщающий внутреннюю полость основной камеры с атмосферой.

Дополнительные камеры выполнены в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой внешняя боковая грань по отношению к продольной оси платформы выполнена полукруглой, а противоположная боковая грань выполнена с выемкой в форме ответной поверхности основной камеры.

Дополнительные камеры прикреплены к основным камерам при помощи сшивных нитей эластичных камер, обеспечивающих герметичность до посадки.

Сегменты в поперечном направлении соединены попарно прочными жёсткими элементами.

Сегменты относительно продольной оси платформы соединены прочными гибкими элементами.

Соединение эластичной оболочки с верхним основанием платформы выполнено быстросъёмным и быстро устанавливаемым.

Элементы противоопрокидывания выполнены в форме соединения верхнего основания и сегментов крест-накрест прочными гибкими расчалками на торцах и в середине верхнего основания платформы.

Универсальность, унифицированность и многоцелевое использование платформы обеспечиваются следующим:

- снаряжением платформы парашютной системой соответствующей площади (заданным количеством парашютов), рассчитанной на заданную полётную массу (или диапазон) платформы;

- снаряжением платформы замком крепления платформы (ЗКП), рассчитанного на заданный диапазон полётных масс, путём использования сменного силового штока ЗКП соответствующего сечения, рассчитанного на заданный диапазон полётных масс (силовой шток удерживает платформу в носителе), без замены всего ЗКП;

- снаряжением платформы автоматической отцепкой, рассчитанной на заданный диапазон полётных масс;

- снаряжением платформы наборами средств швартовки объекта на платформе и собственно платформы на силовом полу носителя (например, самолёта), обеспечивающих все заданные геометрии объектов и диапазоны полётных масс;

- снаряжением платформы блоком АС, рассчитанным на все заданные диапазоны полётных масс;

- снаряжением платформы силовыми каркасом, рассчитанным на все заданные диапазоны полётных масс;

- снаряжением основной камеры, по меньшей мере, одним выпускным клапаном с задаваемым проходным сечением;

- реализацией установки размера проходного сечения клапана с задаваемым проходным сечением для выпуска воздуха из основной камеры на заданную полётную массу (или на диапазон полётных масс) для оптимизации общей площади всех выпускных клапанов из основной камеры, и, в конечном счёте - с целью адаптации функционирования блока АС штатно для заданной полётной массы (или диапазона).

Краткое описание чертежей.

Изобретение поясняется фигурами, которые не охватывают и, тем более, не ограничивают весь объём притязаний данного технического решения, а являются лишь иллюстрирующими материалами варианта частного случая выполнения парашютной платформы полётной массой от 8 000 кг до 18 000 кг для десантирования, например, объекта «Автомобиль специального назначения» (АСН) полётной массой 11 412 кг из грузовой кабины военно-транспортных самолётов типа ИлЛбМ и его модификаций с рольганговым оборудованием 111158, с эластичными оболочками, выполненными в форме четырехгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми. Эластичные оболочки состоят из основных камер с впускным клапаном, по меньшей мере, с одним выпускным клапаном с задаваемым проходным сечением и выпускными клапанами, и соединённых с ними через клапаны дополнительных камер с выпускными клапанами.

Дополнительные камеры прикреплены к откидным панелям.

Фиг 1 отображает парашютную платформу без объекта с подвесной системой в готовом к работе состоянии, изометрия, общий вид;

фиг. 2 отображает парашютную платформу с наддутыми эластичными оболочками и откидными панелями в откинутом положении, изометрия, общий вид снизу;

фиг. 3 отображает элемент амортизирующей системы в виде двух попарно скреплённых эластичных оболочек в их наддутом положении, изометрия, общий вид;

фиг. 4 отображает элемент амортизирующей системы в виде двух попарно скреплённых эластичных оболочек в их наддутом положении, вид снизу;

фиг. 5 отображает парашютную платформу без объекта с компактно уложенной эластичной оболочкой, установленную на рольганговое оборудование самолёта типа Ил-76М и его модификаций, поперечный разрез;

фиг. 6 отображает введение в действие вытяжного парашюта и момент движения платформы с объектом к выходу из грузового люка самолёта (этап 1);

фиг‚ 7 отображает момент достижения платформы с объектом положения их общего центра масс на одной линии с верхней точкой контакта с концевыми роликами рольгангового оборудования самолёта (этап 2);

фиг. 8 отображает отделение платформы с объектом от концевых роликов и её полный выход из грузовой кабины самолёта (этап 3);

фиг. 9 отображает введение в действие дополнительного вытяжного парашюта (этап 4);

фиг. 10 отображает введение в действие основных и тормозных парашютов, и наполнение АС (этап 5);

фиг. 11 отображает наполнение основных парашютов и снижение платформы с объектом на наполненных основных парашютах (этап 6);

фиг. 12 отображает приземление платформы с объектом с обжатием эластичных оболочек АС (этап 7);

фиг. 13 отображает срабатывание автоматической отцепки (автоотцепки) и отделение парашютной системы от подвесной системы платформы с объектом (этап 8).

Осуществление изобретения.

Описание общего устройства технического решения «Парашютная платформа».

ПП содержит верхнее основание 1, например, в виде стального сварного силового каркаса (рамы) прямоугольной формы с приваренными сверху стальными рифлёными листами, образующими пол (фиг. 1, фиг. 5), со средствами швартовки для обеспечения размещения и швартовки на нём десантируемого объекта 2, для швартовки ПП с объектом 2 (фиг. 6) в самолёте, а также для размещения на нём основных частей, участвующих в работе ПП. В нижней части верхнего основания 1 выполнено восемь прямоугольных отсеков, в которые укладывается АС (фиг. 1, фиг. 5).

На верхнем основании 1 шарнирно закреплены откидные панели 3.

ПП содержит также нижнее основание в форме нескольких сегментов 4 и АС в виде ряда эластичных оболочек 5, расположенных между верхним основанием 1 и сегментами 4, прикреплённых к ним попарно (фиг. 2, фиг. 3).

Эластичные оболочки 5 АС выполнены в форме четырехгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми, и состоят из основных 6 и дополнительных камер 7 (фиг. 3).

Основная камера 6 выполнена, например, в форме прямого кругового цилиндра (фиг. 4), верхнее основание которого снабжено жёстким диском 8, например, из фанеры (фиг. 3, фиг. 5), с ответным элементом соединительного механизма, например, в виде скобы 9 (фиг. 3, фиг. 5).

Нижние основания основной камеры 6 и сегменты 4 в форме жёсткого диска 10, например, из фанеры, снабжены отверстиями одинакового диаметра в центре, совмещённых соосно, образующих впускной клапан 11 заданного проходного сечения (фиг. 1, фиг. 2, фиг. 4), сообщающий внутреннюю полость основной камеры 6 с атмосферой.

Дополнительные камеры 7 выполнены в форме четырехгранной прямой призмы, у которой внешняя боковая грань по отношению к продольной оси платформы выполнена полукруглой, а противоположная боковая грань выполнена с выемкой в форме ответной поверхности основной камеры 6 (фиг. 2-4).

Основные камеры 6 с впускным 11 снабжены выпускным клапаном 12 с устанавливаемым проходным сечением, зависящим от полётной массы и от других технических требований, и выпускными клапанами 13 с заданными параметрами (фиг. 2, фиг. 3).

Основные камеры 6 через клапаны 14 с заданными параметрами соединены с дополнительными камерами 7, содержащих выпускные клапаны 15 с заданными параметрами (фиг. 3, фиг. 4).

АС платформы состоит из четырёх спаренных секций эластичных оболочек 5 (в одной секции — по две эластичных оболочки 5) (фиг. 1, фиг. 2, фиг. 4).

Эластичные оболочки 5 состоят, например, из внутренней оболочки (герметичный слой) и наружной оболочки (силовой слой), и могут быть выполнены, например, из капроновой ткани «авизент» соответствующих стандартов и артикулов. Эластичные оболочки 5 могут быть выполнены также однослойными, например, из эластичного материала заданной прочности, влагостойкости, газопроницаемости, коэффициента трения, удельной массы, и др.

Сегменты 4 соединены попарно в поперечном направлении прочными жёсткими элементами 16, а в направлении продольной оси платформы соединены прочными гибкими элементами 17 (фиг. 2-4),

Соединение эластичной оболочки 5 (сложенной компактно) с верхним основанием 1 выполнено быстросъёмным и быстро устанавливаемым, и производится, например, при помощи соединительного механизма (позиция не обозначена) на верхнем основании 1, взаимодействующим с его ответным элементом на верхнем основании основной камеры 6 - со скобой 9 на жёстком диске 8 (фиг. 3, фиг. 5).

Элементы противоопрокидывания выполнены следующим образом: верхнее основание 1 и сегменты 4 соединены крест-накрест прочными гибкими расчалками 18, например, в виде прочных капроновых лент, на торцах и в середине верхнего основания 1 платформы (фиг. 2).

Дополнительные камеры 7 эластичных оболочек 5 прикреплены также к откидным панелям 3 эластичными элементами, например, шнуром 19 из капрона заданной прочности (фиг. 5).

Клапан 12 (фиг. 3) расположен на жёстком диске 8 основной камеры 6 и выполнен с задаваемым проходным сечением, что позволяет предварительно (перед десантированием) устанавливать размер его проходного сечения на заданную полётную массу для оптимизации общей площади выпускных клапанов 12 и 13 выпуска воздуха из основной камеры 6, и, в итоге - адаптировать функционирование блока АС для заданной полётной массы до штатного. Тем самым минимизируются тенденции к отскокам-подскокам и опрокидыванию платформы с объектом 2 при посадке, и обеспечивается мягкая посадка объекта 2.

Дополнительные камеры 7 эластичных оболочек 5 прикреплены к основным камерам 6, например, при помощи сшивных нитей эластичных оболочек 5, обеспечивающих герметичность до посадки. Швы для обеспечения герметичности эластичных оболочек 5 могут быть пропитаны водостойким клеем.

Силовой каркас основной 6 и дополнительной 7 камер эластичных оболочек 5 может быть выполнен, например, со строчкой во взаимно- перпендикулярных направлениях снаружи основной 6 и дополнительной 7 камер силовыми лентами (позиции не обозначены), например, капроновыми лентами типа «ЛТКП» соответствующего стандарта (фиг. 2, фиг. 3).

Таким образом, АС представляет собой единый монолитный блок из эластичных надувных оболочек 5 в форме четырехгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми, с основными 6 и дополнительными 7 камерами, с системой впускных клапанов 11, клапанов 14, выпускных клапанов 13 и 15 и клапана 12, функционирующих по заданному закону, с комплексом средств, включая элементы противоопрокидывания, обеспечивающих заданные ТТЗ (или ТЗ) амортизационные качества и устойчивость объекта при посадке, и т.д. (фиг. 2).

Работа АС.

Работа АС начинается с расчековки и раскрытия откидных панелей 3 после выхода платформы с объектом 2 из грузовой кабины самолёта (фиг. 10)‚

Сегменты 4 спаренных секций с эластичными оболочками 5 АС при их расчековке под собственным весом выпадают из отсеков в нижней части верхнего основания 1 платформы (фиг. 5). При этом расправляются оболочки основных камер 6 эластичных оболочек 5 (фиг. 10).

Одновременно с этим откидная панель 3, раскрываясь, вытягивает и расправляет верхнюю часть дополнительных камер 7 (фиг. 1, фиг. 5).

При снижении платформы набегающий поток воздуха через клапан 11 в сегменте 4 (фиг. 2-4) наполняет основную 6 и частично дополнительную 7 камеры через клапаны 14 (фиг, 3).

При посадке платформы с объектом 2 сегменты 4 АС касаются поверхности площадки посадки, и начинается сжатие воздуха в основной камере 6, сопровождаемое истечением части воздуха в атмосферу через клапаны 12, 13 и 15, и части воздуха — в дополнительную камеру 7 через клапаны 14 (фиг. 3).

При превышении давления в дополнительной камере 7 над давлением в основной камере 6 происходит процесс истечения воздуха из дополнительной камеры 7 в основную камеру 6 и частично — в атмосферу через клапаны 12, 13 и 15.

В результате заданных процессов истечений воздуха из камеры 7 в камеру 6 и обратно, а также — частично в атмосферу через клапаны 12, 13 и 15 происходит поглощение большей части кинетической энергии при посадке платформы с объектом 2 (фиг. 13), заданное ТТЗ (или ТЗ).

Функционирование парашютной платформы в воздухе, снаряжённой объектом «Автомобиль специального назначения», при десантировании из грузовой кабины самолёта типа Ил-76М и его модификаций, с разбивкой, например, на 8 этапов.

Этап 1.

После достижения носителем (самолётом) заданной площадки района выброски объекта 2 (например, АСН), дистанционно открывают грузовой люк и подают команду «сброс».

Камера (упаковка) 20 с вытяжной парашютной системой (ВПС) 21, первого по очерёдности сбрасывания объекта 2 (в случае десантирования более одного объекта 2 из самолёта), отделяется от замка держателя и падает в открытый грузовой люк (фиг. 6).

При падении камера 20 расчековывается, стаскивается с вытяжного парашюта (ВП) 22, отделяется от ВПС 21 и приземляется автономно.

Одновременно ВП 22 наполняется воздухом.

При введении в действие ВПС 21, под действием усилия от наполнившегося ВП 22 (фиг. 6), достигшего значения усилия, равного срабатыванию замка крепления платформы (ЗКП) 23, крепящего ПП штоком на направляющем монорельсе десантно-транспортного оборудования (ДТО) грузовой кабины самолёта, происходит срабатывание ЗКП 23 (полный выход штока ЗКП 23 из гнезда направляющего монорельса ДТО).

Освободившаяся от крепления ПП с объектом 2 под действием заданного усилия от ВП 22 начинает энергично двигаться по роликовым дорожкам ДТО к выходу из грузового люка самолёта (фиг. 6).

Этап 2.

Продолжая движение по роликовым дорожкам, ПП с объектом 2 достигает положения их общего Центра масс на одной линии с верхней точкой концевых роликов 24 рольгангового оборудования ДТО самолёта (фиг‚ 7).

Этап 3.

ПП с объектом 2 отделяется от концевых роликов 24 и полностью выходит (извлекается) из грузовой кабины самолёта Срабатывает система переключения ВП 22, отделяя ВП 22 от ЗКП 23 и начиная вводить в действие дополнительный вытяжной парашют (ДВП) 25 (фиг. 8, фиг. 9).

Этап 4.

Введение в действие ДВП 25, подъём блоков тормозных 26 и основных 27 парашютов с парашютной рамы объекта 2 (фиг. 9).

Этап 5.

Введение в действие основных (ОП) 27 и тормозных (ТП) 26 парашютов.

Подъём автоматической отцепки (автоотцепки) 28 и звеньев подвесной системы 29.

Расчековка замков крепления откидных панелей 3, их раскрытие и фиксация. Ввод в действие эластичных оболочек 5 и наполнение их камер 6 и 7 набегаюшим потоком воздуха (фиг. 10, фиг. 11).

Этап 6.

Наполнение ОП 27 и снижение на них ПП с объектом 2. Установившееся снижение ПП с объектом 2 с заданной скоростью (фиг. 11).

Этап 7.

Приземление ПП с объектом 2 с обжатием эластичных оболочек 5.

Гашение кинетической энергии приземляющейся ГШ с объектом 2 за счёт сжатия эластичных оболочек 5 и выход воздуха из них по заданному закону через клапаны: 13 (в атмосферу), 14 (в дополнительную камеру 7), 15 (в атмосферу) и 12 (в атмосферу) (фиг. 3, фиг. 12).

Заданные параметры ПП при посадке обеспечиваются реализацией функционирования элементов противоопрокидывания, штатной работой блока АС и НИ В целом, увеличенными шириной и площадью контакта ПП с поверхностью посадки ПП, выступающими за габариты объекта на заданную величину.

Этап 8.

Срабатывание автоотцепки 28 и отделение парашютной системы: ВПС 21 (включая ДВП 25), ТП 26 и ОП 27 от подвесной системы 29 ПП с объектом 2. Расшвартовка объекта 2 и его съезд с ПП для выполнения наземных задач (фиг. 13).

Благодаря блочной конструкции эластичных оболочек 5 АС совместно с сегментами 4, их компактности в сложенном виде и возможности их быстрого монтажа/демонтажа/замены на верхнем основании 1, регулируемому проходному сечению клапана 12, повышается технологичность в производстве и в эксплуатации технического решения «Парашютная платформа», включая ремонт эластичных оболочек 5 АС, сегментов 4 (жёстких дисков 10) и жёстких дисков 8 и т.д., в том числе — на производстве, на марше, в воинских частях, на аэродроме и т.д.

Техническое решение устройства по настоящему изобретению пригодно к выпуску промышленным способом на отечественном оборудовании с использованием типовых технологических процессов, отечественного технологического оборудования и инструментов, из недефицитных отечественных материалов и комплектующих, на машиностроительных предприятиях по производству парашюте-десантной техники, включая швейные участки (цехи) по пошиву эластичных оболочек.

Предлагаемое техническое решение находится на стадии завершения опытно-конструкторской работы (ОКР), выпущена рабочая конструкторская документация (РКД), изготовлены опытные образцы платформ.

Использование изобретения по назначению и утилизация его материальной части не наносят вреда окружающей среде и человеку.

1. Платформа, содержащая верхнее основание с шарнирно закреплёнными откидными панелями, нижнее основание и эластичные оболочки, расположенные между основаниями и прикреплённые к ним, при этом эластичные оболочки прикреплены также к откидным панелям, отличающаяся тем, что эластичные оболочки состоят из основных камер с впускным клапаном, по меньшей мере, с одним выпускным клапаном с задаваемым проходным сечением и выпускными клапанами, и соединённых с ними через клапаны дополнительных камер с выпускными клапанами, выполненных в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой две противоположные боковые грани выполнены полукруглыми, где нижнее основание выполнено в форме нескольких сегментов, эластичные оболочки прикреплены к верхнему основанию и сегментам попарно, а платформа снабжена противоопрокидывающими элементами.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что основные камеры выполнены в форме прямого кругового цилиндра, на верхнем основании которого закреплён жёсткий диск, а на его нижнем основании закреплён сегмент в форме жёсткого диска, где нижние основания и сегменты снабжены отверстиями одинакового диаметра в центре, совмещёнными соосно, образующими впускной клапан, сообщающий внутреннюю полость основной камеры с атмосферой.

3. Устройство по пп.1, 2, отличающееся тем, что дополнительные камеры выполнены в форме четырёхгранной прямой призмы, у которой внешняя боковая грань по отношению к продольной оси платформы выполнена полукруглой, а противоположная боковая грань выполнена с выемкой в форме ответной поверхности основной камеры.

4. Устройство по пп.1-3, отличающееся тем, что дополнительные камеры прикреплены к основным камерам при помощи сшивных нитей эластичных камер, обеспечивающих герметичность до посадки.

5. Устройство по пп.1-4, отличающееся тем, что сегменты в поперечном направлении соединены попарно прочными жёсткими элементами.

6. Устройство по пп.1-5, отличающееся тем, что сегменты соединены относительно продольной оси платформы прочными гибкими элементами.

7. Устройство по пп.1-6, отличающееся тем, что соединение эластичной оболочки с верхним основанием платформы выполнено быстросъёмным и быстро устанавливаемым.

8. Устройство по пп.1-7, отличающееся тем, что противоопрокидывающие элементы выполнены в форме соединения верхнего основания и сегментов крест-накрест прочными гибкими расчалками на торцах и в середине верхнего основания платформы.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области создания универсальных парашютных платформ многоразового применения. Способ группового десантирования единиц транспортной техники заключается в закреплении единиц транспортной техники на парашютных платформах с парашютными системами, в монтировании роликовых дорожек в грузовом отсеке самолета, в установке и фиксации положения парашютных платформ на роликовых дорожках, в доставке единиц транспортной техники в воздушное пространство места ее назначения, в сбросе из грузового отсека самолета парашютных платформ с транспортной техникой и парашютными системами.

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам транспортировки грузов по воздуху. Подъемное транспортирующее средство содержит корпус в виде короба, на верхней части которого устанавливают подъемную систему, включающую двигатели с пропеллерами, размещаемыми равномерно.

Изобретение относится к управляемым планирующим парашютным системам. Подвесной отстыковывающийся авиаконтейнер имеет корпус с внутренними закрывающимися отсеками для размещения грузов и оборудования, узлы подвески к самолету и парашютную систему.

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройству (3) страховочного крепления по меньшей мере одного стропа (Е) для транспортировки груза под вертолетом. Устройство (3) страховочного крепления содержит по меньшей мере первый трос (31) и по меньшей мере второй трос (32), соединительный механизм (33), выполненный с возможностью соединять в сомкнутом положении тросы (31, 32), образующие общий трос страховочного крепления, который может удерживать строп (Е), и сбрасывать в разомкнутом положении строп (Е), и привод (34), выполненный с возможностью размыкать соединительный механизм (33) при приложении входящего механического усилия.

Изобретение относится к усовершенствованной системе доставки грузов посредством летательных аппаратов, предпочтительно беспилотных, к специально разработанным домашним станциям. Летательный аппарат имеет грузовой модуль, выполненный с возможностью удержания груза и/или пассажиров в одном или более грузовых отсеках грузового модуля.

Изобретение относится к способу захвата беспилотных летательных аппаратов (БЛА). Для захвата БЛА определяют количество подлежащих захвату БЛА, если их больше одного, осуществляют селекцию БЛА противника и определяют высоту, скорость и траекторию полета каждого БЛА, с использованием которых рассчитывают коэффициент приоритетности захвата, и в первую очередь осуществляют захват БЛА, для которого коэффициент приоритетности захвата будет максимальным.

Изобретение относится к воздухозаборным устройствам вертолетных газотурбинных двигателей. Воздухозаборное устройство вертолета для газотурбинного двигателя, обеспечивающее очистку воздуха от посторонних предметов, в том числе мелкого гравия, песка и пыли, характеризуется тем, что передняя часть внешней оболочки обтекателя (6) имеет конусообразную форму, а образующая конусной оболочки направлена от передней кромки (21') входного отверстия канала обтекателя назад и к периферии и соединяется с последующей частью контурной линии обтекателя (6), формирующей канал сепаратора.

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам систем специального пожарного оборудования (ССПО) самолетов-амфибий для тушения лесных пожаров. В конструкции системы набора воды по всей трассе в водопроводах присутствует давление воздушной атмосферы.

Изобретение относится к сельскому хозяйству, в частности к конструкциям сельскохозяйственных беспилотных летательных аппаратов. Беспилотный вертолет (1) для внесения пестицидов, удобрений, дезинфицирующих, противовирусных препаратов содержит фюзеляж (2), хвостовую балку (3), горизонтальное (4) и вертикальное (5) оперение, полозковое шасси (6), силовую установку (7), нижний (8) и верхний (9) несущие винты, бортовую систему автоматического управления (10) пилотированием, навигацией, полезной нагрузкой, технологический модуль полезной нагрузки (11).

Изобретение относится к области авиации, в частности к модульным конструкциям беспилотных вертолетов. Вертолетная роботизированная универсальная система содержит несущую систему, силовую установку, фюзеляж с левым и правым пилонами, переднюю стойку и две основные опоры трехточечного шасси, узлы крепления груза к подфюзеляжному пространству и к носовой части фюзеляжа.

Изобретение относится к парашютно-десантной технике, предназначенной для десантирования с самолетов грузов различного назначения: объектов снабжения, боеприпасов, бронетехники и автотехники, артиллерийских и ракетных установок, а также грузов гуманитарной помощи населению в труднодоступных удаленных районах, средств спасения в областях природных бедствий и техногенных катастроф, поддержки экспедиций научно-исследовательских экспедиций в различных климато-географических зонах. Парашютно-десантная платформа содержит стальной каркас, элементы швартовки, парашютную раму, съемный колесный ход, по крайней мере четыре амортизатора. При этом амортизаторы прикреплены к каркасу с нижней стороны и выполнены в виде отдельных блоков, каждый из которых состоит из несущего фланца с загрузочным отверстием, снабженным крышкой, мягкой тканевой мешкообразной оболочки, прикрепленной к несущему фланцу прижимным кольцом, и выполненной в форме цилиндра высотой Н и диаметром D в соотношении H:D=2:3, и заполненной наполнителем из гранулированных твердотельных сферических элементов диаметром 12-15 мм на 80±5% от ее общего объема и уложенным в 8-11 слоев в упомянутой оболочке. Техническим результатом изобретения является создание парашютно-десантной платформы, обеспечивающей эффективную амортизацию нагрузок без отскока и опрокидывания при приземлении в момент соприкосновения с поверхностью. 2 ил.
Наверх