Способ определения возникновения начальной стадии критической вибрации в рабочей клети прокатного стана

Изобретение относится к области прокатного производства и может найти применение для определения возникновения начальной стадии критических вибраций в рабочей клети прокатного стана. Способ включает непрерывные измерения в процессе прокатки фактических значений величины тока двигателя главного привода прокатного стана, на основании которых рассчитывают фактическое значение дисперсии Dfact упомянутого тока двигателя, которое сравнивают с предварительно полученным эталонным значением дисперсии DVconst тока двигателя при постоянной скорости прокати в условиях отсутствия вибрации с определением коэффициента пропорциональности , при этом при значении коэффициента пропорциональности фиксируют возникновение начальной стадии критической вибрации. Использование изобретения позволяет повысить надежность работы прокатного стана и качество поверхности проката. 3 ил., 1 табл.

 

Изобретение относится к технологии прокатного производства и может найти применение для определения возникновения начальной стадии критических вибраций в рабочих клетях многоклетевых непрерывных и бесконечных станов холодной прокатки. Реализация возможна в виде его алгоритмического обеспечения автоматизированных систем управления.

Известен способ определения критических вибраций на станах прокатки полосы, в котором распознавание момента возникновения критических вибраций осуществляют путем диагностирования колебаний натяжения полосы в стане (Патент РФ №2239501, МПК В21В 37/00, опубл. 10.11.2004).

Недостатком указанного способа является использование в качестве диагностируемого параметра натяжение полосы с применением датчиков натяжения на стане. Датчики натяжения имеют механическое исполнение и обладают существенной постоянной времени и инерционностью. В расчетах будет присутствовать существенная погрешность, а также расчет будет производиться несвоевременно из-за задержки в линии обратной связи.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является способ определения возникновения начальной стадии критической вибрации в рабочей клети прокатного стана, включающий непрерывные измерения в процессе прокатки фактических значений параметра технологического оборудования прокатного стана, на основании которых с использованием методов статистической обработки измеренных значений осуществляют сравнение параметра обработанных измеренных значений с заданным значением, при этом на основании результатов сравнения определяют возникновение начальной стадии критической вибрации согласно которому в качестве упомянутого параметра технологического оборудования используют величину тока двигателя главного привода прокатного стана, при этом рассчитывают медианное значение нормализованной выборки измеренных фактических значений тока двигателя, которое сравнивают с предварительно определенным заданным медианным значением нормализованной выборки тока двигателя главного привода в условиях отсутствия вибрации при прокатке с определением величины рассогласования, или рассчитывают медианное значение нормализованной выборки производной измеренных фактических значений тока двигателя, которое сравнивают с предварительно определенным заданным медианным значением нормализованной выборки производной тока двигателя главного привода в условиях отсутствия вибрации при прокатке с определением величины рассогласования, причем на основании распознавания непрерывного возрастания упомянутой величины рассогласования фиксируют возникновение начальной стадии критической вибрации (Патент РФ №2734360, МПК В21В 38/00, опубл. 15.10.2020).

Недостатком известного способа является сложность его реализации, т.к. с учетом используемых типов контроллеров в системах АСУ ТП, требует объемных быстрых вычислений и разложения токового сигнала в кривую нормального распределения в каждый момент времени, влияющего на возможное возникновение инерционности при прогнозе.

Задача настоящего изобретения - определение возникновения начальной стадии критических вибраций в рабочих клетях прокатных станов, в тот момент, когда значения отклонений пока малы и не приносят негативных последствий, минимизируя при этом возможные погрешности из-за инерционности измерительных и вычислительных систем при работе с большими данными.

Техническим результатом изобретения является снижение внеплановых простоев станов по причине возникновения негативных вибраций, а также повышение качества поверхности проката, которое страдает от воздействия вибраций в рабочих клетях, вызывая поперечные чередующиеся светлые и темные полосы.

Техническим результатом изобретения является повышение производительности прокатных станов, проектные скорости которых ограничиваются опасными критическими фазами вибраций, а также повышение качества проката.

Указанный технический результат достигается тем, что в способе выявления критических вибраций на станах холодной прокатки, включающем непрерывные измерения в процессе прокатки фактических значений величины тока двигателя главного привода прокатного стана, на основании которых с использованием методов статистической обработки измеренных значений осуществляют сравнение измеренных значений с эталонным значением, при этом на основании результатов сравнения определяют возникновение опасной критической фазы вибраций, согласно изобретению рассчитывают фактическое значение дисперсии тока, полученное при текущей прокатке, которое сравнивают с предварительно полученным эталонным значением дисперсии тока при постоянной скорости прокати в условиях отсутствия вибрации путем определения коэффициента пропорциональности , где Dfact - фактическое значение дисперсии тока, полученное при текущей прокатке; DVconst - эталонное значение дисперсии тока при постоянной скорости прокатки, предварительно полученное при прокатке без вибрации, причем при значении коэффициента пропорциональности фиксируют возникновение начальной стадии критической вибрации.

Сущность изобретения заключается в непрерывном формировании выборки значения тока главного привода в рабочих клетях, склонных к возникновению вибрации, определения в реальном режиме времени значения дисперсии указанной выборки по формуле:

(1)

где N - объем выборки (количество измеренных значений);

Ii - значение тока двигателя, измеряемого дискретно во время его работы;

mI - математическое ожидание величины тока.

Математическое ожидание величины тока определяется как среднее арифметическое полученной в результате измерений выборки значений тока главного привода рабочей клети прокатного стана Ii, определяемое по формуле

(2)

где Ii - значение тока двигателя, измеряемое дискретно во время его работы;

N - объем выборки значений тока двигателя.

Далее происходит сравнение фактического значения дисперсии со значением дисперсии при постоянной скорости прокатки без вибраций путем расчета коэффициента пропорциональности k:

(3)

Dfact - фактическое значение дисперсии тока, полученное при текущей прокатке;

DVconst - эталонное значение дисперсии тока при постоянной скорости прокатки, предварительно полученное при прокатке без вибрации

Ниже представлены результаты промышленных экспериментов. Для наглядности результатов на фиг. 1 представлен анализ сигналов дисперсий тока в клети №2 непрерывного 5-ти клетевого стана холодной прокатки «1700» и для сравнения позиции гидронажимных устройств (ГНУ), пропорциональных величине межвалкового зазора для клети №2 при прокатке сортамента 2,3/0,59-1255 мм. Аналогичные результаты представлены на фиг. 2 для клети №3 и на фиг. 3 для клети №4.

Обозначения на фигурах 1-3: участки 1, 4 - динамический режим торможение; участок 2, 5 - динамический переходный режим/разгон стана; участок 3 - момент вибраций на стане (также выделены участки с постоянной скоростью прокатки, на которых дисперсии тока и ГНУ имеют минимальную величину).

Из указанных диаграмм видно, что при вибрациях (участок 3) дисперсия тока имеет максимальный пик, увеличивающийся по своему значению от клети №2 к клети №4.

Также можно сделать вывод об адекватности использования анализа дисперсии тока двигателя рабочих клетей прокатного стана при выявлении критических вибраций по сравнению с дисперсией позиции гидронажимных устройств (ГНУ).

В таблице 1 представлены данные коэффициента пропорциональности дисперсии тока двигателя по клетям при различных режимах работы стана. Режимы работы стана под номерами 1-5 обозначены в таблице 1 и на фиг. 1-3.

В качестве обобщающих рекомендаций для промышленной реализации, после анализа более чем 1000 технологических режимов, в таблице 2 определены значения коэффициентов пропорциональности k по клетям 2-4 при различных режимах работы стана.

Соответственно анализируя в реальном режиме времени изменение этого коэффициента можно без особого труда выявить критический уровень вибраций и экспертно определить «виброопасный» режим работы.

Таким образом, указанный выше технический результат изобретения может быть достигнут.

Способ определения возникновения начальной стадии критической вибрации в рабочей клети прокатного стана холодной прокатки, включающий непрерывные измерения в процессе прокатки фактических значений величины тока двигателя главного привода прокатного стана, на основании которых с использованием методов статистической обработки измеренных значений осуществляют сравнение измеренных значений с эталонным значением, при этом на основании результатов сравнения определяют возникновение начальной стадии критической вибрации, отличающийся тем, что рассчитывают фактическое значение дисперсии Dfact упомянутого тока двигателя, полученное при текущей прокатке, которое сравнивают с предварительно полученным эталонным значением дисперсии DVconst тока двигателя при постоянной скорости прокати в условиях отсутствия вибрации с определением коэффициента пропорциональности , при этом при значении коэффициента пропорциональности фиксируют возникновение начальной стадии критической вибрации.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области прокатного производства и может быть использовано при выявлении возникновения начальной стадии критической вибрации в рабочей клети прокатного стана. Способ включает непрерывные измерения в процессе прокатки фактических значений величины тока двигателя главного привода прокатного стана, при этом рассчитывают медианное значение нормализованной выборки измеренных фактических значений тока двигателя или их производной, которое сравнивают с предварительно определенным заданным медианным значением нормализованной выборки тока двигателя или его производной в условиях отсутствия вибрации с определением величины рассогласования, а на основании распознавания непрерывного возрастания величины рассогласования фиксируют возникновение начальной стадии критической вибрации.

Изобретение относится к устройству для определения потерь при прокаливании по меньшей мере одной части металлургического изделия при его прохождении в нагревательной печи, расположенной перед окалиноломателем. Устройство содержит первый, второй, третий, четвертый и пятый датчики для определения высот металлургического изделия перед и после окалиноломателя и средство для определения окалины, падающей с поверхностей металлургического продукта, сканируемых вторым, третьим, четвертым и пятым датчиками.

Изобретение относится к способам работы и определения параметров работы прокатного стана. Технический результат заключается в повышении точности определения широкого круга параметров прокатного стана, надежности контроля и управления его работой.

Изобретение относится к способу и к измерительной системе для измерения смещения боковой направляющей (200) транспортировочного участка установки для изготовления отливки литьем или прокаткой в металлургической установке. Система содержит по меньшей мере один источник (110) света, испускающий параллельные лучи (130) света, и принимающее устройство (120) с сенсорной панелью для приема лучей света.

Изобретение относится к способу контроля соосности клетей станов продольной прокатки труб, основанному на использовании лазерной координатно-измерительной системы с использованием стандартных уголковых отражателей. Контроль положения валков осуществляется путем регулировки положения станины и нажимных винтов клети по предварительно замаркированным контрольным точкам.

Изобретение относится к способу для воспроизводимого изготовления профилированного кольцевого изделия для применения во вращающихся агрегатах с помощью кольцераскатной машины, управляемой с использованием мониторинга технологического процесса, в частности, из металлической кольцевой заготовки такого характера, что оно подвержено растрескиванию.

Изобретение относится к области измерения растягивающих напряжений для определения дефектов планшетности по ширине ленты. Ролик содержит интегрированные в поверхность ролика точки (3) измерения для измерения растягивающих напряжений в ленте, расположенные в различных местах по ширине (В) ленты, причем каждая точка (3) измерения имеет расположенный на поверхности ролика измерительный элемент (4), который размещен по меньшей мере на одном датчике (5) для измерения силы, причем измерительные элементы (4) выполнены в виде измерительных балок и по меньшей мере в части своей длины (l’), определяющей длину (l) измерения, имеют постоянную ширину (b), а длина (l’), соответственно длина (l) измерения, измерительных балок составляет по меньшей мере двукратную, предпочтительно по меньшей мере их трехкратную ширину (b), причем измерительные балки установлены своим продольным направлением в направлении (R) перемещения ленты и ориентированы перпендикулярно к оси ролика.

Изобретение относится к автоматизированному контролю и интеллектуальной диагностике прокатного производства. При реализации способа выполняют предварительное моделирование тока приводного двигателя при прокатке в случае расчетного протекания процесса и при типовых нарушениях; формируют типовые диаграммы изменений тока приводного двигателя во времени при расчетном протекании процесса прокатки и типовых нарушениях.

Изобретение относится к области обработки металлов давлением и может быть использовано при изготовлении труб или сортового металла, на станах продольной прокатки непрерывного типа. Способ включает определение координат проектных центров калибров, образованных ручьями валков всех клетей стана с использованием координатно-измерительной системы на базе лазерного трекера.

Изобретение относится к прокатному производству. Технический результат - повышение точности измерения.
Наверх