Способ модернизации переключателей скважин многоходовых и комплект изделий для её осуществления

Изобретение относится к области добычи нефти и может быть использовано для усовершенствования процесса переключения направления от добывающих скважин на устройство, замеряющее дебит скважин. Способ модернизации переключателей скважин многоходовых (ПСМ) содержит корпус с отверстиями для подключения патрубков подачи рабочей жидкости, гидропривод или электромеханический привод, предназначенный для поочередного переключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости, причем остальные патрубки при этом сообщаются с общим выходом в коллектор, при котором происходит установка на имеющийся ПСМ комплекта изделий, предназначенного для осуществления модернизации ПСМ. отличающийся тем, что: в виде угольника, соединенного с полым валом, а также с подвижной кареткой, зафиксированной от проворота вокруг собственной оси шпонкой, выполняется канал измерения; каретка фиксируется при помощи роликов и пружины, прилегая к поверхности корпуса напротив входного патрубка; система контроля протечек рабочей среды из канала измерения в общий коллектор выполняется через уплотнения клапана (каретки); сигнал о протечке клапана передается на механический или электромеханический датчик перепада давления через систему каналов в клапане (каретке), в угольнике, на валу, в крышке и далее направляется через импульсные трубки (после этого сигнал о наличии перепада давления передается от датчика в блок измерения и обработки информации); минимальное количество датчиков - один, но для повышения надежности можно использовать дублирующие датчики в неограниченном количестве; количество уплотнений клапана - минимум два, при этом одно должно быть мягким, выполненным из полимерных материалов, второе должно быть выполнено из более твердых материалов; второе уплотнение прижимается при помощи отдельной волновой пружины. Комплект изделий, предназначенный для осуществления модернизации ПСМ, содержащий каретку, пружины, угольник, вал, крышку, импульсные трубки и датчик перепада давления, его установка в соответствии с предлагаемым способом позволяет модернизировать ранее изготовленные ПСМ, имеющие конструкцию, не имеющую системы контроля протечек. Техническим результатом является повышение надежности работы ПСМ и улучшение контроля герметичности прилегания уплотнения его каретки. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области добычи нефти и может быть использовано для усовершенствования процесса переключения направления нефти от трубопроводов, проводящих нефть от добывающих скважин, на устройство, замеряющее дебит скважин.

Известен переключатель скважин многоходовой [RU 83551, МПК F04B 47/04, опубл. 10.06.2009], содержащий корпус с отверстиями для подключения патрубков, подающих рабочую жидкость, гидрораспределитель для подключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости, установленную в корпусе втулку с отверстиями, соответствующими отверстиям корпуса, канал измерения, выполненный в виде угольника с подвижной кареткой, соединенного с полым валом, подающим рабочую жидкость в измерительный патрубок. Гидрораспределитель устройства выполнен в виде корпуса, в котором установлен подпружиненный поршень, соединенный с зубчатой рейкой, взаимодействующей с шестерней, кинематически связанной с шестерней-делителем.

Главным недостатком (известным из опыта пользования устройством) известного устройства является его частое заклинивание в процессе работы непосредственно при переключении скважин. Происходит это по причине изнашивания роликов каретки и направляющих канавок корпуса. По причине образования износа каретка проворачивается вокруг своей оси, подклинивает и не обеспечивает надежного прилегания, герметичности уплотнения. Негерметичность уплотнения никак не определяется оперативно, может быть определена лишь методом сличительных измерений дебита скважин, проводимых по байпасу, минуя ПСМ, требующих присутствия обслуживающего персонала непосредственно на объекте, где эксплуатируется ПСМ. Дополнительным недостатком является преждевременный износ резинового уплотнения каретки, возникающий в связи с налипанием механических примесей на уплотняемые поверхности корпуса.

Также известно многоходовое переключающее запорное устройство [RU 2158868, МПК F16K 11/087, опубл. 10.11.2000], предназначенное для переключения направления движения нефти от трубопроводов, проводящих нефть от добывающих скважин, на устройство, замеряющее дебит скважин. Запорное устройство содержит корпус кольцевой формы. Корпус имеет радиально расположенные входные отверстия и закрывается с торцов крышками. Внутри корпуса размещен запорный орган с наружной сферической поверхностью и отводным каналом. Запорный орган управляется посредством вала. Вал соосно установлен в канале верхней крышки. Отводной канал сообщается с отводным патрубком. Запорный элемент выполнен в виде усеченного шара с числом входных каналов, меньшим на 1 числа входных отверстий корпуса. Во входных отверстиях корпуса установлены уплотнения. Они подпружиненны относительно присоединяемых к корпусу фланцев и взаимодействуют с наружной поверхностью запорного элемента. Внутренняя полость вала соединена с одной стороны с отводным каналом запорного элемента, с другой - посредством радиальных отверстий с полостью отводного патрубка.

Недостатками известного устройства являются: материалоемкость конструкции, большие габариты корпуса, возникающие при использовании конфигурации на 14 отводов, быстрый износ запорного органа из-за постоянного контакта с множеством уплотнений, а также залипание в статически поджатом состоянии подпружиненных уплотнительных седел, вследствие которого нарушается их герметичность по мере износа уплотнительных манжет.

Техническим результатом, на достижение которого направлено использование заявляемого изобретения, является улучшение потребительских свойств переключателя скважин многоходового (ПСМ) путем повышения надежности его работы и улучшения контроля герметичности прилегания уплотнения его каретки.

Указанная цель достигается благодаря снабжению заявляемого изобретения набором нижеследующих характеристик.

1. Способ реализуется посредством установки на имеющийся ПСМ комплекта модернизации ПСМ, состоящего из каретки, пружин, угольника, вала, крышки, импульсных трубок и датчика перепада давления, и позволяет модернизировать ранее изготовленные ПСМ, имеющие конструкцию, не имеющую системы контроля протечек.

2. В виде угольника, соединенного с полым валом, а также с подвижной кареткой, зафиксированной от проворота вокруг собственной оси шпонкой, выполняется канал измерения. Каретка фиксируется при помощи роликов и пружины, прилегая к поверхности корпуса напротив входного патрубка.

3. Система контроля протечек рабочей среды из канала измерения в общий коллектор выполняется через уплотнения каретки.

4. Сигнал о протечке клапана передается на механический или электромеханический датчик перепада давления через систему каналов в каретке, в угольнике, на валу, в крышке и далее направляется через импульсные трубки. После этого сигнал о наличии перепада давления передается от датчика в блок измерения и обработки информации.

5. Минимальное количество датчиков - один, но для повышения надежности можно использовать дублирующие датчики в неограниченном количестве.

6. Количество уплотнений клапана - минимум два, при этом одно должно быть мягким (выполненным из полимерных материалов), второе должно быть выполнено из более твердых материалов (металла или других). Второе уплотнение прижимается при помощи отдельной волновой пружины.

При тестировании герметичности каретки не требуется нахождение персонала в зоне эксплуатации ПСМ. Диагностику работы ПСМ можно осуществить удаленно (по системе телемеханики).

По результатам тестирования герметичности каретки можно судить о достоверности измерения дебита скважин, и не прибегать при этом к ручным сличительным замерам, выполняемым по байпасу (минуя ПСМ).

Металлическое уплотнение дополнительно исполняет роль скребка, устраняя солевые отложения и другие механические примеси.

Величина перепада давления, возникающего при протечке уплотнения клапана, позволяет прогнозировать необходимость проведения ТО, имеющего целью заблаговременное предотвращение разрушения корпуса и уплотнительной поверхности каретки.

Сравнение ПСМ, оборудованных заявляемым решением, с вышеупомянутыми устройствами, а также другими техническими решениями данной области, позволило выявить признаки, отличающие результат применения заявляемого решения от результатов и особенностей работы немодернизированных ПСМ, что позволяет сделать вывод о соответствии заявляемого решения критерию патентоспособности «новизна».

Сопоставительный анализ результатов применения заявляемого изобретения с характеристиками известных устройств показывает, что заявляемое изобретение повышает адаптивность ПСМ к условиям эксплуатации и улучшает потребительские свойства изделий, выполненных с применением заявляемого изобретения. Таким образом, заявляемое изобретение соответствует критериям патентоспособности «промышленная применимость» и «изобретательский уровень».

Конструкция ПСМ, оборудованного при помощи заявляемого изобретения, отображена на Рис. 1, где указаны: корпус 1, крышка 2, делительный механизм с электрогидроприводом 3, угольник 4, каретка 5, вал 6, плюсовая импульсная трубка 7, минусовая импульсная трубка 8, датчик перепада давления 9, шпонка 10, полимерное уплотнение 11, металлическое уплотнение 12, волновая пружина 13-14, ролик 15, измерительный канал 16, входной патрубок 17, общий коллектор 18. В качестве устройства, модернизированного при помощи заявляемого изобретения и отображенного в таковом виде на рисунке, использовался переключатель скважин многоходовой, описанный в изобретении №2529270 [RU 2529270, МПК F16K 11/085, опубл. 27.09.2014].

Изобретение функционально реализуется и работает нижеследующим образом.

В корпусе 1 (на внутренней цилиндрической поверхности, снизу и сверху от входных отверстий) имеются две диаметральные канавки с углублениями, предназначенными для фиксации каретки 5 напротив каждого отверстия. По канавкам перемещаются ролики 15 подвижной каретки 5. Глубина канавок и углублений выбрана таким образом, что при перемещении роликов по канавке между уплотнением 11 и стенкой корпуса 1 образуется зазор, и при попадании роликов в углубления уплотнение прижимается к корпусу пружиной 13, а также металлическое уплотнение 12 прижимается к корпусу 1 пружиной 14, обеспечивая герметичность в замерной линии. Делительный механизм с электрогидроприводом 3 служит для обеспечения переключения каретки 5 между отводами корпуса 1. После включения электропитания электрогидропривод 3 передает вращение через шпонку валу 6, вал передает вращение угольнику 4 и каретке 5. Каретка 5 под действием пружины 13 прижимается к стенке корпуса 1, но при этом зафиксирована от проворота вокруг своей оси шпонкой 10 и обеспечивает прямолинейность качения роликов 15 (по канавкам корпуса 1), в результате которого поворачивается на определенный угол и подключается к соответствующему каналу. Во время подачи жидкости в измерительном канале 16, а так же во внутренней полости каретки, вала и угольника образуется давление, сила которого превышает силу давления жидкости, находящейся в общей полости корпуса 1. При этом мягкое уплотнение 11 удерживает жидкость (оказывающую на уплотнение давление определенной силы) от протечки, но в случае порыва или неправильного прилегания уплотнения 11 давящая жидкость попадает в специальный канал между уплотнениями 11 и 12 и далее через плюсовую импульсную трубку 7 попадает на датчик 9, который в свою очередь регистрирует разницу между силами давления жидкости на стенки трубок 7 и 8 и информирует пользователя о протечке уплотнения каретки 5.

Таким образом, в результате применения заявляемого изобретения повышается надежность работы модернизируемых ПСМ, для которых улучшается функция контроля герметичности прилегания уплотнения их подвижных кареток.

1. Способ модернизации переключателей скважин многоходовых (ПСМ), содержащий корпус с отверстиями для подключения патрубков подачи рабочей жидкости, гидропривод или электромеханический привод, предназначенный для поочередного переключения канала измерения к патрубкам подачи рабочей жидкости, остальные патрубки при этом сообщаются с общим выходом в коллектор, и измерительный канал, каретку, зафиксированную от проворота вокруг собственной оси напротив отверстия входного патрубка, при котором происходит установка на имеющийся ПСМ комплекта изделий, предназначенного для осуществления модернизации ПСМ, отличающийся тем, что канал измерения выполнен в виде угольника, соединенного с полым валом, а также с подвижной кареткой, зафиксированной от проворота вокруг собственной оси шпонкой с прилеганием к поверхности корпуса напротив отверстия входного патрубка, каретку фиксируют при помощи роликов и пружины, причем при перемещении роликов мягкое уплотнение каретки прижимается к корпусу; образуют систему контроля протечек рабочей среды из измерительного канала в общий коллектор и через уплотнение каретки, устанавливая второе уплотнение из более твердого материала, которое прижимается при помощи отдельной волновой пружины с образованием канала между двумя уплотнениями, сообщенного через плюсовую импульсную трубку по меньшей мере с одним датчиком перепада давления, с которым также сообщена минусовая импульсная трубка, с возможностью передачи сигнала о протечке каретки на датчик перепада давления через систему каналов в каретке, угольнике, полом валу, крышке и далее через импульсные трубки, далее сигнал о наличии перепада давления передается от датчика в блок измерения и обработки информации.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве мягкого материала уплотнения используют полимерный материал, а в качестве более твердого материала уплотнения используют металл или другой твердый материал.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что датчик перепада давления выполнен механическим или электрическим.

4. Комплект изделий, предназначенный для осуществления модернизации ПСМ в соответствии со способом по п.1, содержащий каретку, пружины, угольник, полый вал, крышку, уплотнения, импульсные трубки и датчик перепада давления.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к нефтяной и газовой промышленности и может быть использовано в геофизических приборах для перекрытия/открытия потока рабочей среды в условиях больших перепадов давлений (120 МПа) с полным высвобождением клапанного узла и воздействия агрессивной загрязненной среды. Технический результат - обеспечение работоспособности уплотнений, работающих при перепаде давлений до 125 МПа (как одностороннее действие, так и двухстороннее действие перепада давлений) при выходе золотника из клапанного узла с полным высвобождением проходного канала клапана (при выходе золотника из клапанного узла золотник не контактирует шевронными уплотнениями), работающего в агрессивной загрязненной среде.

Изобретение относится к трехходовому клапану. Трехходовой клапан содержит корпус клапана, в котором как единый элемент образованы вход для ввода сетевой воды, первый выход, выполненный с возможностью подачи сетевой воды, вводимой через вход, к зоне нагрева.

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с турбонаддувом. Система двигателя с турбонаддувом содержит первую улитку (100), вторую улитку (102), переходник (200) и спиральный клапан (220).

Предложен позиционер технологического клапана, содержащий электронный блок, имеющий электрический управляющий выход, и пневматический или гидравлический блок, содержащий предварительную ступень и выходную ступень, причем предварительная ступень выполнена с возможностью преобразования электрического управляющего сигнала с упомянутого выхода в начальное давление текучей среды, которое достаточно для управления выходной ступенью, при этом выходная ступень содержит узел клапана текучей среды для соединения с источником текучей среды под давлением для приложения к гидравлическому или пневматическому исполнительному механизму давления текучей среды исполнительного механизма, при этом узел клапана текучей среды содержит: корпус клапана, имеющий центральное отверстие по меньшей мере с одним подающим отверстием для приема порции текучей среды под давлением, по меньшей мере одно отверстие исполнительного механизма для приложения давления текучей среды исполнительного механизма к гидравлическому или пневматическому исполнительному механизму и по меньшей мере одно выпускное отверстие; шток, перемещаемый внутри упомянутого центрального отверстия в осевом направлении осевой начальной силой; диафрагму начального воздействия и поршень, расположенные на одном конце штока, обеспечивая осевую начальную силу в соответствии с начальным давлением текучей среды, воздействующим на диафрагму начального воздействия и поршень в камере начального давления; противодействующую диафрагму и противодействующий поршень, расположенные на противоположном конце штока, обеспечивая противодействующую силу, противоположную осевой начальной силе и соответствующую противодавлению текучей среды, воздействующему на противодействующую диафрагму в камере противодавления; по меньшей мере одну пару встречно действующих дозирующих кромок, функционально связанных друг с другом посредством штока, причем каждая дозирующая кромка каждой пары встречного действия содержит сопрягаемую посадочную поверхность на корпусе клапана или штока и кольцевую тарелку, опирающуюся посредством гибкого элемента на корпус клапана или шток таким образом, чтобы обеспечить относительное осевое движение кольцевой тарелки и поддерживающего корпуса клапана или штока также в закрытом состоянии соответственной дозирующей кромки, при этом каждая кольцевая тарелка сбалансирована по давлению, чтобы компенсировать силы давления текучей среды, прикладываемые к соответствующей кольцевой тарелке, и чтобы, таким образом, получить очень малую или нулевую результирующую силу давления текучей среды, воздействующую на соответствующую дозирующую кромку; путь ограниченного потока от входа подаваемого давления узла клапана к предварительной ступени для управления начальным давлением в камере начального давления и тем самым осевой начальной силой и дополнительный путь ограниченного потока от входа подаваемого давления узла клапана к камере противодавления.

Предложен позиционер технологического клапана, содержащий электронный блок, имеющий электрический управляющий выход, и пневматический или гидравлический блок, содержащий предварительную ступень и выходную ступень, причем предварительная ступень выполнена с возможностью преобразования электрического управляющего сигнала с упомянутого выхода в начальное давление текучей среды, которое достаточно для управления выходной ступенью, при этом выходная ступень содержит узел клапана текучей среды для соединения с источником текучей среды под давлением для приложения к гидравлическому или пневматическому исполнительному механизму давления текучей среды исполнительного механизма, при этом узел клапана текучей среды содержит: корпус клапана, имеющий центральное отверстие по меньшей мере с одним подающим отверстием для приема порции текучей среды под давлением, по меньшей мере одно отверстие исполнительного механизма для приложения давления текучей среды исполнительного механизма к гидравлическому или пневматическому исполнительному механизму и по меньшей мере одно выпускное отверстие; шток, перемещаемый внутри упомянутого центрального отверстия в осевом направлении осевой начальной силой; диафрагму начального воздействия и поршень, расположенные на одном конце штока, обеспечивая осевую начальную силу в соответствии с начальным давлением текучей среды, воздействующим на диафрагму начального воздействия и поршень в камере начального давления; противодействующую диафрагму и противодействующий поршень, расположенные на противоположном конце штока, обеспечивая противодействующую силу, противоположную осевой начальной силе и соответствующую противодавлению текучей среды, воздействующему на противодействующую диафрагму в камере противодавления; по меньшей мере одну пару встречно действующих дозирующих кромок, функционально связанных друг с другом посредством штока, причем каждая дозирующая кромка каждой пары встречного действия содержит сопрягаемую посадочную поверхность на корпусе клапана или штока и кольцевую тарелку, опирающуюся посредством гибкого элемента на корпус клапана или шток таким образом, чтобы обеспечить относительное осевое движение кольцевой тарелки и поддерживающего корпуса клапана или штока также в закрытом состоянии соответственной дозирующей кромки, при этом каждая кольцевая тарелка сбалансирована по давлению, чтобы компенсировать силы давления текучей среды, прикладываемые к соответствующей кольцевой тарелке, и чтобы, таким образом, получить очень малую или нулевую результирующую силу давления текучей среды, воздействующую на соответствующую дозирующую кромку; путь ограниченного потока от входа подаваемого давления узла клапана к предварительной ступени для управления начальным давлением в камере начального давления и тем самым осевой начальной силой и дополнительный путь ограниченного потока от входа подаваемого давления узла клапана к камере противодавления.

Изобретение относится к приводам трубопроводной арматуры. Новизной изобретения является то, что привод содержит рычажный механизм, в котором шпиндель соединен с шибером несколькими парами рычагов.

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, применяется в качестве запорного элемента, предназначено для перегрузки углеводородов в море и решает задачу по обеспечению надежной работы узла стыковки-расстыковки продуктопровода, в том числе и в аварийных режимах эксплуатации. Для этого в запорном механизме узла стыковки-расстыковки продуктопровода приводной элемент включает поворотный вал с установленными на нем качающимися коромыслами, имеющими на своих концах шарнирные валы, на которых закреплено по одному рычагу с возможностью поворота, причем верхняя пара рычагов приводного элемента соединена с серьгой верхнего штока, а нижняя пара - соответственно с серьгой введенного в состав запорного механизма подпружиненного нижнего штока, при этом на качающихся коромыслах образованы косые уступы в области крепления к ним рычагов, а на рычагах - в области их крепления к серьгам штоков, при этом фланец оснащен радиально расположенными запорными пальцами и подпружиненными ограничителями перемещения пальцев.

Изобретение относится к систем охлаждения для транспортного средства. Система охлаждения содержит насос (3) охлаждающей текучей среды, который выполнен c возможностью осуществления циркуляции охлаждающей текучей среды в системе охлаждения, охлаждающее устройство (5) для охлаждения охлаждающей текучей среды и клапан (10), который выполнен с возможностью направления охлаждающей текучей среды к охлаждающему устройству (5) для охлаждения или к обратному трубопроводу (13) без охлаждения, первый контур (6), который содержит каналы (6а) системы охлаждения для охлаждения двигателя (1) внутреннего сгорания, и второй контур (17) для охлаждения гидравлического замедлителя.

Изобретение относится к запорной арматуре, применяющейся для газообразных сред, и может быть использовано, в частности, в пробоотборных емкостях. Клапан газоплотный содержит основание 1, корпус 2, по меньшей мере четыре уплотнительных кольца 5, 6, 7 и 8 из полимерного упругого материала и шпиндель 3 с золотником 3а.

Клапан высокого давления используется для гидроприводов насосов высокого давления. Дифференциальная золотниковая пара имеет каналы подвода жидкости из зоны высокого давления и отвода жидкости в зону низкого давления.
Наверх