Способ тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для запуска двигателя автотранспортного средства и снабжения его теплом и электрической энергией при неработающем двигателе. Для работы автомобиля и запуска двигателя переводят генератор в режим двигателя и включают муфту. Подают напряжение на тяговое реле, перемещающее в продольном направлении ось вместе с шестерней, которая входит в зацепление с маховиком и передает ему крутящий момент от генератора через колесо. Маховик начинает поворачиваться, и двигатель запускается, вращая посредством коленчатого вала и обгонной муфты вал генератора, который переключают в режим генератора. После этого источник тепловой энергии, муфта и тяговое реле выключаются, и шестерня выходит из зацепления с маховиком, возвращаясь в исходное положение до пуска. Для поддержания тепла в двигателе и комфортной температуры внутри салона еще при работающем двигателе включают муфту и запускают источник тепловой энергии, после чего двигатель выключают. Работающий источник тепловой энергии продолжает вращать генератор, который снабжает электроэнергией электрическую сеть автомобиля, и нагревать выделяющимся при его работе теплом жидкость в емкости. При этом нагретая жидкость поднимается вверх самотеком, а на ее место из системы охлаждения притекает более холодная жидкость. Достигается упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик. 5 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для запуска двигателя автотранспортного средства и снабжения его теплом и электрической энергией при неработающем двигателе.

Прототипом является способ тепло- и электроснабжения автомобиля, включающий запуск основного двигателя, продуцирование электрической и тепловой энергий источником, имеющим общий с основным двигателем генератор и систему охлаждения, и перевод источника в рабочий режим генератором [Пат. РФ 2566577, МПК В60Н 1/00, 2015].

Недостатками прототипа являются:

- относительно сложная конструкция двигателя, предполагающая наличие стартера для запуска;

- необходимость установки на автомобиле мощной аккумуляторной (как на обычных автомобилях со стартером) батареи.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков, а именно, упрощение конструкции, расширение функциональных возможностей и повышение эксплуатационных характеристик.

Задача решается тем, что в способе тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя, включающем запуск основного двигателя, продуцирование электрической и тепловой энергий источником, имеющим общий с основным двигателем генератор и систему охлаждения, и перевод источника в рабочий режим генератором, запуск основного двигателя производят источником.

Запуск основного двигателя осуществляют и генератором. Запуск основного двигателя осуществляют и источником и генератором. Начало рабочего режима источника сопровождают нагревом жидкости в системе охлаждения. Источник переводят в рабочий режим и вручную. Источник переводят в рабочий режим и с помощью энергии маховика, в качестве которого используют ротор генератора.

Указанные отличительные признаки позволяют достичь следующих преимуществ по сравнению с прототипом.

Осуществление запуска основного двигателя источником позволяет отказаться от стартера, при этом источник может выполнять две функции - производить пуск двигателя и продуцировать тепло- и электроэнергию. Генератор также помимо своей основной функции (режим генератора) выполняет еще и функцию стартера (режим двигателя). Все это упрощает конструкцию двигателя автомобиля. Кроме того, такая конструкция позволяет уменьшить емкость и мощность аккумуляторной батареи, которая используется только для запуска маломощного источника, например одноцилиндрового ДВС. Все это, в конечном счете, уменьшает массу автомобиля, что улучшает эксплуатационные характеристики.

Осуществление запуска основного двигателя и генератором позволяет заводить этот двигатель без источника в тех случаях, когда для поворота маховика требуется небольшой крутящий момент, например в теплое время года или при теплом двигателе. Это расширяет функциональные возможности, поскольку генератор помимо своей основной функции выполняет и функцию стартера основного двигателя.

Осуществление запуска основного двигателя и источником и генератором увеличивает крутящий момент на маховике указанного двигателя, что способствует его устойчивому запуску при очень низких температурах окружающего воздуха.

Нагревание жидкости в системе охлаждения в начале рабочего режима источника способствует устойчивому запуску последнего при низких температурах, при этом из-за незначительного размера источника требуется прогреть небольшой объем жидкости вокруг него, т.е. осуществить локальный нагрев источника, содействующий устойчивому запуску. Это повышает эксплуатационные характеристики.

Перевод источника в рабочий режим и вручную позволяет завести, в конечном счете, основной двигатель в случае сильно разряженной аккумуляторной батареи, что повышает эксплуатационные характеристики.

Перевод источника в рабочий режим с помощью энергии маховика, в качестве которого используют ротор генератора,, позволяет вручную (например при разряженной батареи) запустить источник физически слабому человеку путем раскрутки ротора и последующего включения муфты, соединяющей вал генератора с валом отбора мощности (крутящего момента) источника. Это также повышает эксплуатационные характеристики.

Изобретение поясняется чертежом.

На фиг. изображена схема системы тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя.

Система тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя содержит источник 1 продуцирования тепловой энергии (например одноцилиндровый ДВС), заключенный в емкость 2 с охлаждающей жидкостью 3, которая посредством труб 4, 5 соединена с системой охлаждения основного двигателя 6 автомобиля. Вал 7 съема крутящего момента источника через муфту 8 соединен с одним концом вала генератора 9, на котором жестко закреплено зубчатое колесо 10, сопряженное с шестерней 11, которая имеет возможность взаимодействия с зубчатым маховиком 12 основного двигателя, а также вращения и осевого перемещения вместе с осью 13, взаимодействующей с тяговым реле 14. Другой конец вала генератора через обгонную муфту 15 кинематически связан с коленчатым валом 16 основного двигателя. Выхлопная труба 17 источника может быть соединена с выхлопной системой 18 основного двигателя. Источник может быть снабжен устройством 19 ручного пуска, имеющего возможность взаимодействия со вторым концом вала генератора.

Работает система тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя следующим образом.

При неработающем основном двигателе 6 муфта 8 разъединена, а тяговое реле 14 выключено. Для пуска основного двигателя в благоприятных условиях, когда для вращения маховика 12 требуется небольшой крутящий момент и относительно малая мощность, которые могут быть обеспечены генератором 9, последний включают в режим двигателя. Одновременно подают напряжение на тяговое реле 14, перемещающее в продольном направлении ось 13 вместе с шестерней 11, которая входит в зацепление с маховиком 12 и передает ему крутящий момент от генератора 12 через колесо 10. Маховик начинает поворачиваться, и основной двигатель запускается, вращая посредством коленчатого вала 16 и обгонной муфты 15 вал генератора 9, который переключают в режим генератора. После этого тяговое реле 14 выключается, и шестерня 11 выходит из зацепления с маховиком, возвращаясь в исходное положение до пуска. Поскольку для такого пуска требуется относительно небольшие крутящий момент и мощность, то аккумуляторная батарея может быть меньшей емкости и мощности, чем в обычных случаях.

Если для пуска основного двигателя требуется больший крутящий момент из-за неблагоприятных условий, то переводят генератор 9 в режим двигателя и включают муфту 8, в результате чего начинает вращаться вал 7 съема крутящего момента источника 1, переводя последний в рабочий режим, т.е. запуская его. После этого вводят шестерню 11 в зацепление с маховиком 12 посредством включения тягового реле 14. Заметим, что генератор 9 может при этом оставаться работать в режиме двигателя, увеличивая крутящий момент вала 7, или может быть отключен (например отсоединением обмотки), если нет необходимости в увеличении указанного крутящего момента. Основной двигатель запускается, генератор переводят в режим генератора, а источник 1, муфта 8 и тяговое реле 14 выключаются. Заметим, что при отключенной обмотке генератора его вращающийся ротор играет роль маховика, энергию которого можно использовать как для запуска основного двигателя, так и для пуска источника.

В особо тяжелых условиях пуска основного двигателя, при очень низких температурах, сначала запускают описанным способом источник 1, который, выделяя тепло в процессе своей работы, нагревает жидкость в системе охлаждения, благодаря чему повышается температура блока цилиндров основного двигателя и повышаются смазывающие свойства масляной пленки на внутренних стенках цилиндров. После нагрева жидкости в системе охлаждения включают тяговое реле 14 и заводят основной двигатель.

Если, например аккумуляторная батарея сильно разряжена и не обеспечивает работу генератора 9 в режиме двигателя, то запуск источника 1 проводят с помощью устройства 19 ручного запуска, например посредством рукоятки, которой вращают через вал генератора и включенную муфту 8 вал 7 источника. В случае невозможности завести источник таким образом, разъединяют муфту 8 и раскручивают рукояткой 19 вал генератора 9, после чего включают муфту 8, используя энергию вращающегося ротора для запуска источника 1. Если и в этом случае запуск произвести не удалось, например при плохой воспламеняемости топливной смеси при низких температурах, то локально нагревают жидкость в системе охлаждения около источника 1 каким-либо Образом и поднимают температуру последнего. При этом трубы 4, 5 могут быть временно перекрыты (пережаты) для предотвращения распространения теплой жидкости (самотеком) по всей системе охлаждения. После нагрева источника 1 его запускают любым из описанных способов. Заметим, что работа источника 1 осуществляется системой питания (не показана) как в обычных двигателях, например при помощи впрыска топлива форсункой.

На стоянке в холодное время года для поддержания тепла в основном двигателе и/или комфортной температуры внутри салона транспортного средства (автомобиля) еще при работающем основном двигателе включают муфту 8 и запускают источник 1, после чего основной двигатель выключают. Работающий источник продолжает вращать генератор 9, который снабжает электроэнергией электрическую сеть автомобиля, и нагревать выделяющимся при его работе теплом жидкость в емкости 2. При этом нагретая жидкость поднимается за счет меньшей плотности вверх самотеком (или принудительно посредством, например насоса), а на ее место из системы охлаждения притекает более холодная жидкость. В результате температура во всей системе охлаждения, а следовательно, и в теплообменнике печки автомобиля поддерживается на должном уровне, а в салоне создаются комфортные условия. Если отсутствует необходимость в снабжении транспортного средства на стоянке электроэнергией, то муфту 8 выключают, и автомобиль снабжается только теплом.

Подобным образом можно создавать нужную температуру в автомобиле (двигателе) в холодное время года перед поездкой после длительной, например ночной стоянки.

Внедрение изобретения позволит создать автономную и простую по конструкции систему тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя, в которой можно использовать более дешевое (по сравнению с основным двигателем) топливо, в том числе и газ. Кроме того, элементы этой системы используются также для пуска основного двигателя без традиционного стартера, в качестве которого используют генератор, мощность которого меньше обычно применяемых для этого стартеров. Это дает возможность уменьшить мощность и емкость аккумуляторной батареи транспортного средства и снизить массу последнего.

1. Способ тепло- и электроснабжения автомобиля и запуска его двигателя, включающий запуск двигателя, выработку тепла имеющим с двигателем общую систему охлаждения источником тепловой энергии, создание им на своем валу крутящего момента, обеспечивающего вращение ротора генератора, и продуцирование последним электрической энергии, отличающийся тем, что запуск двигателя производят посредством вала источника тепловой энергии, который через муфту и зубчатую передачу соединяют с зубчатым маховиком двигателя.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что запуск двигателя осуществляют и ротором генератора, который через зубчатую передачу соединяют с зубчатым маховиком двигателя.

3. Способ по п. 1 или 2, отличающийся тем, что запуск основного двигателя осуществляют и ротором генератора и валом источника тепловой энергии.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что начало рабочего режима источника тепловой энергии сопровождают нагревом жидкости в системе охлаждения двигателя.

5. Способ по п. 1, отличающийся тем, что источник тепловой энергии переводят в рабочий режим и вручную.

6. Способ по п. 1, отличающийся тем, что источник тепловой энергии переводят в рабочий режим и с помощью энергии маховика, в качестве которого используют ротор генератора.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области техники информационных дисплеев для информирования людей, путем трансляции видеопотока на информационном экране. Техническим результатом является формирование качественного, контрастного, яркого статического и/или динамического изображения и/или видеопотока на поверхности транспортного средства, передвижного киоска, магазина или другого объекта, в котором установлена мобильная система информирования.

Изобретение относится к терморегулированию. Система терморегулирования двигателя гибридного тяжелогрузного автомобиля имеет системы охлаждения ступени высокой и низкой температуры и систему кондиционерного охлаждения.

Изобретение относится к устройствам отопления транспортных средств. Система теплоснабжения автодома включает нагреватель теплоносителя, теплообменник горячего водоснабжения, контур циркуляции теплоносителя с насосом и рекуперативным теплообменником и бак теплоносителя, разделенный на отсеки вертикальными перегородками с возможностью перелива теплоносителя через перегородки последовательно из отсека в отсек.

Изобретение относится к области санитарии и гигиены, а именно к дезинфекции воздуха в салонах транспортных средств, оборудованных системами отопления и приточно-вытяжной вентиляции. Предложено устройство дезинфекции воздуха в салонах транспортных средств, включающее модуль воздухоприемников, состоящий из наружного и рециркуляционного внутреннего воздухоприемников, заслонки, регулирующей соотношение проходящих через указанные воздухоприемники воздушных потоков, воздушного фильтра, при этом внутри камеры дезинфекции установлен теплообменный преобразователь, выполненный в виде радиатора отопителя и соединенный через входной и выходной патрубки с жидкостной системой охлаждения автомобильного двигателя внутреннего сгорания.

Изобретение относится к кондиционированию транспортных средств. Устройство предварительного кондиционирования содержит блок (2) управления, соединённый с интерфейсом «человек-машина» (1), и систему программного запуска (3) теплового двигателя (4) транспортного средства.

Группа изобретений относится к антизапотевателю 106 автомобильного остекления, способу идентификации отказа в антизапотевателе автомобильного остекления и системе управления антизапотевателем автомобильного остекления. Антизапотеватель содержит одну или более первичных катушек 102 антизапотевателя в предопределенном шаблоне, образце или другом представлении и вторичную катушку 104 антизапотевателя, покрывающую остальную часть автомобильного остекления 100.

Изобретение относится к жилым кузовам-фургонам. Передвижное жилое транспортное средство (1) имеет первое отверстие (2) свободного потока, обеспечивающее возможность наличия свободного воздушного потока между внутренней частью и внешней частью транспортного средства, и второе отверстие (3) свободного потока, также обеспечивающее возможность наличия свободного воздушного потока между внутренней и наружной частями транспортного средства.

Система управления температурой в транспортном средстве содержит сердечник нагревателя, используемый для обогрева салона транспортного средства с использованием тепла теплоносителя; первый нагревательный блок, который нагревает теплоноситель с использованием тепла выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания; тепловой контур, выполненный с возможностью обеспечения циркуляции теплоносителя между сердечником нагревателя и первым нагревательным блоком; механизм переключения состояний распределения, который переключает состояние распределения теплоносителя между первым состоянием распределения и вторым состоянием распределения; и устройство управления, которое управляет механизмом переключения состояний распределения.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для снабжения автотранспортных средств теплом и электрической энергией при неработающем двигателе. Система содержит устройство репродуцирования, теплообменник, источник технического зажигания в виде ротора с лопатками и роликами.

Изобретение относится к отопительным устройствам для транспортного средства. Автомобильный отопительный прибор включает конструктивную группу (12) горелки и конструктивную группу (14) теплообменника.
Наверх