Способ разборки отработанных свинцовых аккумуляторных батарей

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано при извлечении свинца из отработанных свинцовых кислотных аккумуляторов, представленных батареями, выполненными из полимерных материалов, с электродными блоками. Повышение эффективности отделения свинецсодержащих фаз от сопутствующих органических компонентов является техническим результатом изобретения. Способ разборки аккумуляторных батареи включает отрезание дна батареи, находящейся в перевернутом состоянии, слив электролита и возвращение батареи в эксплуатационное положение с последующим обесшламливанием ее водовоздушной смесью, содержащей NaOH 20-30 г на 1дм3, сушкой и отрезанием полимерных элементов корпуса и крышки, при этом дно отрезают электротермическим способом, используя нагретую до 750-800°С нихромовую струну диаметром 2 мм, а обесшламливание электродов проводят водовоздушной смесью давлением 0,4-0,5 МПа с последующей сушкой горячим воздухом 140-160°С. 1 ил.

 

Изобретение относится к металлургическому производству и может быть использовано при подготовке сырья к извлечению свинца из отработанных свинцовых кислотных аккумуляторов, представленных батареями, выполненными из полимерных материалов, с электродными блоками, основу которых составляет компактный свинцово-сурьмяный сплав (до 6% сурьмы) решетчатой конфигурации, заполненный шламовой набивкой, представленной кислородными соединениями свинца (сульфатами, оксидами, диоксидами).

Удельные содержания на 1 ампер-час емкости аккумулятора, кг:

- свинца в сплаве 0,096÷0,08;

- свинца в шламовой набивке 0,075÷0,06;

- полимерных материалов 0,064÷0,05;

- электролита 0,024÷0,026.

Применяемые способы разборки аккумуляторного лома связаны с удалением электролита с последующим механическим разрушением амортизированных изделий с сепарацией, обеспечивающей отделение свинецсодержащих фаз от сопутствующих органических компонентов.

Известен способ разборки аккумуляторного лома (после слива электролита) механическим разрушением корпусов и их содержимого с последующей гравитацией, включающий разделение кусковых полимеров и компактных электродных основ, а также сепарацию в тяжелых средах, дисперсных органических и свинцовых шламовых составляющих. [Способ разделения лома свинцовых аккумуляторов, Патент, RU 2135612, МПК С22В 7/00, 1999 г.].

К недостаткам способа следует отнести:

- неудовлетворительную степень разделения при сепарации крупных ломов;

- низкие показатели разделения свинцовых и полимерных шламов что затрудняет дальнейшее использование полимеров.

Известен способ разделения отработанных аккумуляторов на составные компоненты путем дробления, сушки и пневмосепарации на металлические и неметаллические фракции, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии и повышения чистоты конечных продуктов, сушку и пневмосепарацию осуществляют нагретым до 150-200°С газообразным теплоносителем в течение 4-5 сек. [Патент SU 552650]

Известен способ разделения отработанных свинцовокислотных аккумуляторов [Патент SU 272912] на составные компоненты путем их избирательного дробления ударами числом от 10 до 500, отделения активной массы от остальных материалов просеиванием 30 мм с последующим флотационным отделением неметаллических компонентов от металлических, отличающийся тем, что, с целью упрощения технологии, аккумуляторы при дроблении нагревают до 35-50 С газами, пропускаемыми противотоком по отношению к дробящимся материалам, а флотацию ведут в водной суспензии активной массы с рН раствора в пределах 7 и плотностью пульпы 1,1-2.

К недостатку известных способов можно отнести сепарацию измельченных смесей полимерных материалов и твердых химических соединений свинца, входящих в состав шламов, что как правило, трудоемкий процесс, не обеспечивающий безусловное глубокое разделение материалов.

Из известных не найден способ, близкий, по сути, к заявляемому, так как в предлагаемом способе реализуется последовательное отделения свинецсодержащих шламов из частично разрушенного корпуса и компактного сплава, с получением самостоятельного полимерного продукта.

Целью изобретения является создание способа переработки свинцового аккумуляторного лома, с частичным механическим его разрушением для удобства выделения шламовой составляющей и компактного сплава в самостоятельные продукты с последующим удалением, компактных масс органических материалов, не содержащих свинца.

Поставленная цель достигается тем, что в предложенном способе отрезают дно батареи, находящейся в перевернутом состоянии, сливают электролит и возвращают батарею в эксплуатационное положение с последующим обесшламливанием ее водовоздушной смесью, содержащей NaOH 20-30 г на 1 дм3, сушкой и отрезанием полимерных элементов корпуса и крышки. При этом дно отрезают электротермическим способом, используя при этом нагретую до 750-800°С нихромовую струну диаметром 2 мм, а обесшламливание электродов проводят водовоздушной смесью с последующей сушкой горячим воздухом 140-160°С.

После обрезания стенок и крышки батареи открывается электродный блок, направляемый на плавку. Шлам кислородных соединений свинца в виде водной пульпы выделяют центрифугированием. Его подсушивают и направляют на восстановительную плавку.

Характеристики водовоздушной смеси:

- рабочее давление водного раствора 0,4-0,5 МПа;

- давление всасывания воздуха 15-20 кПа;

- расход воды 5-6 т/час;

- расход воздуха 10-15 кг/час.

Используются типовые эжекторы, (например, ЭВ-3). Предусматривается установка четырех эжекторов на операции нейтрализации кислоты и обесшламливании. Водо-воздушную смесь получают с использованием оборотных щелочных осветленных водных фаз после отстаивания свинецсодержащих пульп.

Водная составляющая водовоздушной смеси - раствор щелочи с концентрацией NaOH 20-30 г на 1 дм3. Такая концентрация необходима для нейтрализации кислоты (H2SO4) в электролите, остающемся в банках батареи после слива электролита, и является оптимальной для получения нейтрального раствора при промывке аккумуляторов различной емкости. Отклонение от указанной концентрации ниже 20 или выше 30 г на 1 дм3 приведет к получению кислых и щелочных растворов, соответственно. Температура нагрева нихромовой струны до 750-800°С обеспечивает максимальную скорость резания. Снижение температуры приведет к налипанию разрезаемого материала на режущую поверхность и уменьшению эффективности процесса резки. Повышение выше 800°С - не приведет к увеличению скорости процесса, но при этом произойдет увеличение расхода энергии. Толщина струны 2 мм обеспечивает получение эффективного разреза, позволяющего легко разделять разрезаемые фрагменты. Увеличение диаметра струны приведет к увеличению энергозатрат на процесс резки.

Обесшламливание осуществляется в соответствии со схемой цепи аппаратов (фиг.) Аккумуляторная батарея (без дна и после нейтрализации кислоты), установленная на тележку перемещается на обесшламливание, включающее герметичную камеру 1, (для исключения разбрызгивания пульпы), внутри которой установлен коллектор с эжекторами 2, сопла которых направлены внутрь корпуса аккумулятора. Расстояние между обрезом сопла и аккумулятором составляет 20-25 мм. Камера имеет коническое днище для слива пульпы, поступающей в отстойник 3, с донным сливом и задвижкой. Сгущенная пульпа из отстойника 3 поступает в центрифугу 4 со сливом фугата в накопительную емкость 5. Из накопителя 5, насосом 5Н раствор перекачивают на верхний горизонт отстойника 3. Из отстойника 3 с помощью насоса 3Н закачивают осветленный раствор для приготовления водовоздушной смеси в эжекторе. Накапливаемый на барабане центрифуги кек выгружают в поддон 6 и направляют на металлургический передел.

Эффективность водо-воздушного обесшламливания подтверждена опытной промывкой содержимого батареи емкостью 90 А-час с использованием эжектора ЭВ-3 с соответствующей напорной водной и воздушной обвязкой. Содержание шлама в электродном блоке после промывки менее 1,5%.

После обесшламливания тележка с аккумулятором поступает в камеру сушки воздушным потоком от калорифера (140-160°С). При этом кроме сушки проходит выплавка диафрагм.

Финишная операция связана с электротермической резкой стенок и крышки батареи и направлением электродного блока в металлургический передел, а полимерных материалов на складирование.

Разборке аккумуляторных батарей предшествует классификация аккумуляторов по емкости. Линия настраивается на соответствующие геометрические размеры амортизированных аккумуляторов.

Аппаратурно транспортная схема установки предусматривает наличие самодвижущихся тележек, на которых установлены батареи, манипуляторов для переворачивания батарей с отрезанием дна и возвращением в эксплуатационное положение.

Способ разборки отработанных свинцовых аккумуляторных батарей, включающий отрезание дна батареи, находящейся в перевернутом состоянии, слив электролита и возвращение батареи в эксплуатационное положение с последующим обесшламливанием ее водовоздушной смесью, содержащей NaOH 20-30 г на 1дм3, сушкой и отрезанием полимерных элементов корпуса и крышки, при этом дно отрезают электротермическим способом, используя нагретую до 750-800°С нихромовую струну диаметром 2 мм, а обесшламливание электродов проводят водовоздушной смесью 0,4-0,5 МПа с последующей сушкой горячим воздухом 140-160°С.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к производству литиевых батарей и может быть использовано для восстановления отработанных батарей. Способ восстановления оксидных твердых электролитов с исходной фазой включает получение батареи с оксидным твердым электролитом с первоначальным размером и первоначальными характеристиками материала; разборка батареи для получения обрабатываемой части, включающей по крайней мере один электрод и оксидный твердый электролит; удаление органического вещества из обрабатываемой части, так чтобы обрабатываемая часть по существу осталась составом неорганических веществ; разделение состава неорганических веществ для получения оксидного твердого электролита и очищение оксидного твердого электролита для получения восстановленного оксидного твердого электролита с первоначальным размером и первоначальными характеристиками материала.

Изобретение относится к способу извлечения лития из литийсодержащего материала. Способ включает в себя следующее: перемешивают литийсодержащий материал, включающий литий-ионную ячейку или батарею, либо литийсодержащее минеральное отложение в растворе кислоты с рН около 2,5 или менее для образования кислого раствора лития, при этом перемешивание осуществляют при температуре от около 10°C примерно до 100°C, а кислый раствор лития включает раствор кислоты с рН около 2,5 или менее, литий и по меньшей мере один или несколько компонентов: раствор кислоты, растворимые органические вещества, растворимые металлы и взвешенные твёрдые вещества; подают кислый раствор лития на мембрану предварительной ультрафильтрационной обработки для удержания основной массы взвешенных твёрдых веществ и проникновения фильтрованного кислого раствора лития, включающего по меньшей мере один или несколько компонентов: раствор кислоты с рН около 2,5 или менее, литий, растворимые органические вещества и растворимые металлы; подают фильтрованный кислый раствор лития на нанофильтрационную мембрану для формирования ретентата и пермеата; ретентат нанофильтрации включает растворимые органические вещества и/или растворимые металлы, а пермеат нанофильтрации образует фильтрованный раствор кислоты и лития, включающий раствор кислоты с рН около 2,5 или менее и литий; подают фильтрованный раствор кислоты с рН около 2,5 или менее и лития на мембрану обратного осмоса для формирования ретентата и пермеата, ретентат обратного осмоса включает литий, а пермеат обратного осмоса включает раствор кислоты с рН около 2,5 или менее; и извлекают соли лития из ретентата обратного осмоса с образованием извлечённого лития и, необязательно, возвращают пермеат обратного осмоса на стадию перемешивания.
Изобретение относится к области электротехники, а именно к способу восстановления утраченной емкости аккумуляторных батарей (АКБ) и продления срока их службы. Способ восстановления тяговых свинцово-кислотных АКБ включает демонтаж АКБ, вскрытие каждого элемента, устранение повреждений, очистку корпуса и положительных и отрицательных пластин элементов от шлама, сборку элементов с проверкой на герметичность опрессовкой, заправку новым электролитом и проведение контрольно-тренировочных циклов (КТЦ), при этом КТЦ проводят на специализированных зарядных/разрядных устройствах, имитирующих нагрузку по стандарту С5, по меньшей мере, из трех циклов заряда в режиме восстановления емкости и разрядов постоянным током по стандарту С5, при этом подбор восстановленных элементов осуществляют по падению напряжения под постоянной нагрузкой при условии не более 0,05 между элементами и производят сборку АКБ из подобранных элементов.

Изобретение относится к способу утилизации литийсодержащих отходов в виде батарей. Способ включает разрядку отработанных литиевых батарей с использованием разрядной установки.
Изобретение относится к способу переработки выброшенных батарей путем измельчения или дробления для извлечения повторно используемых материалов, содержащему следующие этапы: сортировку множества батарей на группы по технологии батарей; удаление батарей с кнопочными элементами из упомянутых групп; измельчение упомянутых групп батарей на куски приблизительно одной четвертью дюйма или менее для получения конечной массы частиц; удаление ферромагнитного материала из упомянутой конечной массы частиц, передачу упомянутой конечной массы частиц в процесс очистки или переплавки для извлечения повторно используемых материалов; при этом измельчение батарей первоначально проводят при температуре от 40 до 50оС с использованием циклона для удаления выделяющихся газов, после чего полученную смесь через воздухопроницаемую транспортировочную трубу подают на окончательное измельчение.
Изобретение относится к переработке электрохимических элементов и батарей. Способ разделения материалов в ломе батарей включает измельчение батареи, удаление материалов корпуса, суспендирование получаемой суспензии батареи в воде в резервуаре пенной флотации, добавление агента пенной флотации к данной суспензии, барботирование данного резервуара воздухом с образованием пены, вследствие чего гидрофобные материалы захватываются пузырьками воздуха, и позволяют захваченным материалам всплывать вверх в резервуаре и снимают захваченные материалы из резервуара.

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для восстановления емкости герметичных аккумуляторных батарей, эксплуатируемых в условиях отрицательных температур окружающей среды. Снижение времени восстановления емкости и повышение срока службы батарей достигается за счет того, что в способе восстановления емкости герметичных никель-кадмиевых аккумуляторных батарей, после предварительного разряда аккумуляторной батареи до (0-0,5В) и последующем заряде до максимального значения, перед разрядом аккумуляторной батареи осуществляют измерение напряжения батареи и сравнение его с заданным значением и контролируют остаточную емкость с последующим разрядом ее на нагрузочном элементе, при этом заряд батареи осуществляют только при положительных значениях температуры, для чего аккумуляторную батарею помещают в термоизоляционный корпус, и если температура в корпусе окажется отрицательной или ниже требуемой положительной температуры, то с помощью встроенного внутрь термоизоляционного корпуса нагревательного элемента, на который подают напряжение питания, доводят температуру до требуемого положительного значения, которое контролируют с помощью термодатчика, после чего осуществляют заряд аккумуляторной батареи с амплитудой тока заряда, выбираемой в пределах (0,5-1,0) от номинального значения емкости.
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для сокращения времени формирования и восстановления емкости никель-кадмиевых аккумуляторов после их длительного хранения. Согласно предложенному изобретению зарядку аккумуляторов ведут переменным асимметричным током при соотношении амплитуд разрядного и зарядного токов γ и соотношении длительностей разрядного и зарядного импульсов τ, определяемых индивидуально для каждого типа аккумуляторов, с помощью двухфакторного эксперимента в интервалах γ=1,1÷7 и τ=0,1÷0,9 соответственно, пауза между зарядным и разрядным импульсами равна длительности разрядного импульса, среднее значение переменного асимметричного тока заряда выбирают так, чтобы заряд проходил от 1 часа до 10 часов, при этом заряд производят до достижения на батареи порогового значения, контроль напряжения на батарее производят в паузе между разрядным и зарядным импульсами, частота переменного асимметричного тока может быть любая в интервале от 1 Гц до 50 кГц, разряд производят тем же током до достижения 1 В на аккумулятор.

Изобретение относится к электротехнической промышленности и промышленной экологии. .

Изобретение относится к области переработки свинцовых аккумуляторов. .

Изобретение относится к гидрометаллургии и может быть использовано при создании безотходных технологий утилизации вредных веществ и охране окружающей среды. Техническим результатом является снижение затрат на осуществление способа переработки литий ионных аккумуляторов, уменьшение вредного экологического воздействия, повышение степени извлечения лития. Технический результат достигается за счет применения экологически безопасных реагентов (вода, гидрокарбонат аммония, янтарная кислота), повторного и многократного их использования за счет простой малозатратной регенерации, селективного извлечения меди уже на подготовительных этапах. 3 ил., 3 пр.
Наверх