Беспилотный летательный аппарат с генерацией электроэнергии

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) легче воздуха. БПЛА имеет эластичный корпус в виде эллипсоида вращения со сквозным осевым отверстием. На верхней поверхности корпуса расположена солнечная батарея, блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи. Внутри осевого отверстия в горизонтальной плоскости герметично расположена солнечная батарея, в которой имеется слив в систему сбора дождевой воды. Система сбора дождевой воды, ее хранения и подачи в гидролизер представляет собой емкость, расположенную выше гидролизера. Гидролизер имеет воздушные клапаны. С противоположных сторон корпуса расположены воздушно-винтовые электродвигатели. Процессы управления полетом, применения полезной нагрузки, сбора и передачи получаемой информации, генерирование водорода и контроль состояния запасов электроэнергии осуществляет система управления. Устройство крепления сменного модуля полезной нагрузки обеспечивает возможность применения различных технических средств и быструю смену полезной нагрузки для выполнения широкого спектра возможных задач. 5 ил.

 

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА) легче воздуха.

В настоящее время широкое распространение приобрело использование беспилотников, они активно развиваются, существует большое количество разновидностей этих аппаратов и продолжается создание новых и совершенствование уже существующих. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) активно используются в различных сферах деятельности. В военном деле их используют для разведки, корректировки огня и нанесение ударов, съемки координат объектов противника, замера расстояний и площадей, они хорошо зарекомендовали себя в различных военных конфликтах.

Беспилотники, в мирных целях могут быть использованы при наблюдение за лесами, миграцией животных и птиц, рыбоохране, контролем состояние плотин и водоемов, газовых и транспортных магистралей, разведка во время чрезвычайных ситуаций, пожарный контроль за состоянием зданий и других объектов, доставка средств спасания терпящим бедствие, потерявшимся людям, альпинистам, геологам и т.п. мониторинг в зонах радиоактивного и химического заражения. Есть потребность применения БПЛА и в черте городов, где из-за пробок ни техническая, ни медицинская помощь быструю помощь оказать не могут. Активно развивается служба доставки корреспонденции, продуктов питания и других товаров, особенно в период пандемии.

В этой связи все большее внимание уделяется характеристикам БПЛА, их универсальности, возможности выполнять широкий спектра задач в течение длительного времени, возможность контролировать обстановку и доставлять грузы с различными массогабаритными характеристиками на большие расстояния. Применение новых технических решений влечет за собой совершенствование БПЛА, создание новых видов летательных аппаратов и новых источников энергии, новых двигательных установок.

Известен «Энергонезависимый многоцелевой беспилотный летательный аппарат» (патент RU 2741825, 2021 г.), содержащий фюзеляж, состоящий из шпангоутов и стрингеров, сверху покрытый пленкой с кремниевой солнечной батареей, фюзеляж имеет крыло биплан и разбит на несколько герметичных отсеков, часть отсеков заполнена подъемным газом, другие отсеки выполнены прочными и подсоединены к вакуумному насосу с системой стравливания воздуха и имеют впускной и выпускной клапаны, на крыльях фюзеляжа с каждого борта размешены вертикальные многолопастные ветрогенераторы и воздушно-винтовые электродвигатели, сверху фюзеляжа расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, внутри размещены аккумуляторная батарея и система управления, в нижней части устройства крепления сменного модуля полезной нагрузки.

Недостатком этого устройства является зависимость от запасов электроэнергии на борту, сложность ее генерации в необходимом количестве, особенно в темное время суток и в безветренную погоду.

Также известен «Аэростатический летательный аппарат» (патент RU 2239582, 2004 г.) содержащий заполненный газом легче воздуха, например гелием, тороидальный баллон с мягкой оболочкой, внутренняя часть которого образует воздушный канал, внутри которого расположены двигатель, выполненный с возможностью обеспечения вращения привода, и привод, на оси которого находится несущий винт, а также подключенная к двигателю аппаратура управления летательным аппаратом, балочные держатели и прикрепленные к нижней кромке баллона посадочные приспособления, при этом ось вращения несущего винта совпадает с осью симметрии тороидального баллона с мягкой оболочкой, внутренняя стенка воздушного канала выполнена в виде жесткого экрана, к поверхности которого с помощью балочных держателей прикреплена мотогондола, внутри которой установлена аппаратура управления летательным аппаратом, двигатель помещен в мотогондолу и ориентирован вдоль ее оси симметрии, на оси привода установлены лопатки спрямляющего аппарата с изменяемым углом атаки и автомат перекоса, обеспечивающий наклон вектора тяги несущего винта, при этом управляющие входы спрямляющего аппарата и автомата перекоса подключены к аппаратуре управления летательным аппаратом.

Недостатком этого устройства является то, что источник питания находится на земле и связан с двигателем и с аппаратурой управления летательным аппаратом кабелем-тросом. Это ограничивает возможности применения летательного аппарата, снижает полезную нагрузку, спектр и эффективность решения задач.

Наиболее близкой по технической сущности к заявленному изобретению является «Гибридный беспилотный летательный аппарат» (патент RU 198620, 2020 г.) включающий корпус в виде эллипсоида вращения со сквозным осевым отверстием, два противоположно вращающихся воздушных тяговых винта, размещенных соосно в отверстии на оси корпуса, блок полезной нагрузки, прикрепленный к корпусу аппарата в его нижней части, имеет не менее трех подвижных в радиальном направлении по отношению к оси корпуса аккумуляторных батарей, размещенных симметрично относительно оси корпуса и снабженных электроприводами, при этом управление аппаратом в процессе полета осуществляется изменением центра тяжести аппарата путем перемещения аккумуляторных батарей.

Недостатком этого устройства является сложность управления полетом летательного аппарата за счет изменения центра тяжести аппарата путем перемещения аккумуляторных батарей, а также ограничение накопления электроэнергии только аккумуляторными батареями, которых используется большое количество, что снижает массу полезной нагрузки.

Задачей изобретения является создание беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии, способного длительное время автономно осуществлять эффективное применение различной сменной полезной нагрузки (средств контроля, наблюдения, ретрансляции, поражения и др.), пополнение и накопление запасов электроэнергии различными способами, позволяющими осуществлять эффективное использование БПЛА в любое время суток, имеющего возможность маневрирования по высоте и направлению движения.

Требуемый технический результат достигается тем, что беспилотный летательный аппарат с генерацией электроэнергии имеет эластичный корпус в виде эллипсоида вращения со сквозным осевым отверстием, на верхней поверхности корпуса расположена солнечная батарея, блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, внутри осевого отверстия в горизонтальной плоскости герметично расположена солнечная батарея, в которой имеется слив в систему сбора дождевой воды. Система сбора дождевой воды, ее хранения и подачи в гидролизер представляет собой емкость, расположенную выше гидролизера, в которой имеется входное отверстие для приема дождевой воды через слив с поверхности солнечной батареи, отверстие стравливания воды при переливании и отверстие, соединенное шлангом с гидролизером. Гидролизер имеет воздушные клапаны настроенные таким образом, что запирают вытекание воды и при увеличении давления газов в процессе выработки у анода кислорода, стравливают его в атмосферу, а собирающийся у катода водород компрессором закачивается в систему сбора и хранения водорода. Система сбора и хранения водорода, в зависимости от потребностей, может накапливать водород в корпусе, увеличивая подъемную силу беспилотного летательного аппарата с возможностью воспроизводства энергоресурсов и при необходимости поставлять его к топливным элементам для производства электроэнергии. С противоположных сторон корпуса расположены воздушно-винтовые электродвигатели, заключенные в защитный кожух для обеспечения горизонтального движения летательного аппарата.

Процессы управления полетом, применения полезной нагрузки, сбора и передачи получаемой информации, генерирование водорода и контроль состояния запасов электроэнергии осуществляет система управления. Устройство крепления сменного модуля полезной нагрузки, расположенное в нижней части, обеспечивает возможность применения различных технических средств и быструю смену полезной нагрузки для выполнения широкого спектра возможных задач. Посадочное устройство представляет собой жестко закрепленные на корпусе дуги, которые позволяют защитить от удара при посадке системы и блоки летательного аппарата.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на Фиг. 1 и Фиг. 2 представлена схема беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии, где:

1 - блоки системы связи;

2 - солнечные батареи на верхней поверхности корпуса;

3 - солнечные батареи в осевом отверстии;

4 - слив;

5 - электродвигатель;

6 - осевое отверстие;

7 - блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС;

8 - корпус;

9 - полезная нагрузка;

10 - посадочное устройство.

На Фиг. 3 представлена схема электролизера.

На Фиг. 4 представлена схема водород-кислородного топливного элемента.

На Фиг. 5 представлена схема работы энергосистемы беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии, где:

11 - гидролизер;

12 - топливные элементы;

13 - аккумуляторная батарея;

14 - система сбора, хранения и подачи воды;

15 - компрессор;

16 - система управления.

Изобретение работает следующим образом: при получении определенной задачи проводится предполетная подготовка, во время которой производится зарядка аккумуляторной батареи (13), подключение необходимой сменной полезной нагрузки (9) к устройству крепления, наполняется подъемным газом (водородом) эластичный корпус (8), заполняется водой система сбора, хранения и подачи воды (14) и гидролизер (11). Объем подъемного газа определяется в зависимости от массы беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии, массы полезной нагрузки и оптимальной высоты выполнения поставленной задачи. Производится запуск БПЛА.

Горизонтальный полет осуществляется с помощью двух воздушно-винтовых электродвигателей (5), заключенных в защитные кожухи. Направление движения задается изменением тяги каждого электродвигателя (5). В процессе полета с помощью блоков системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (7) по команде оператора через систему управления (16) происходит определение места нахождения беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии, координаты места посредством блоков системы связи (1) передаются на пункт управления, который командами через систему управления (16) выводит БПЛА в район выполнения поставленной задачи. В процессе полета и для выполнения задачи возможно изменение высоты за счет изменения объема подъемного газа в корпусе (8).

Энергосистема беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии позволяет пополнять запасы электроэнергии с помощью солнечных батарей на верхней поверхности корпуса (2) и солнечных батарей в осевом отверстии (3). При обеспечении полного заряда аккумуляторной батареи (13) и всех потребителей электроэнергией, вырабатываемая солнечными батареями (2,3) электроэнергия направляется на гидролизер (11).

В гидролизере (11) под воздействием электрического тока, поданного на электроды, погруженные в воду, происходит реакция гидролиза, в результате которой происходит разделение молекул воды на молекулы водорода и кислорода. Полученный таким образом, у анода кислорода, стравливают его в атмосферу, а собирающийся у катода водород компрессором закачивается в эластичный корпус, если увеличение объема подъемного газа существенно не изменит высоту полета, и не будет мешать выполнению задачи. Объем водорода в корпусе (8) контролируется системой управления (16) с помощью датчиков давления. В условиях отсутствия поступления электроэнергии от солнечных батарей (2,3) и аккумуляторной батареи (13) обеспечение электроэнергией производится за счет работы топливных элементов (12), куда поступает запасенный водород из корпуса (8) и атмосферный кислород. Происходит процесс получения электроэнергии, которая отправляется потребителям, также побочным продуктом является тепло и вода. Тепло может быть использовано для подогрева подъемного газа с целью увеличения его подъемных характеристик. Вода поступает в систему сбора, хранения и подачи воды (14) для дальнейшего использования в гидролизере (11). При попадании беспилотного летательного аппарата с генерацией электроэнергии под воздействия осадков в виде дождя, дождевая вода собирается на поверхности солнечных батарей в осевом отверстии (3) и через слив (4) наполняет систему сбора, хранения и подачи воды (14).

Все процессы, связанные с генерированием электроэнергии и ее использованием, выполняются и контролируются оператором пункта управления через систему управления и имеющиеся средства связи.

После завершения выполнения задачи подъемный газ стравливается из корпуса (8) и БПЛА осуществляет посадку. Для того чтобы не повредить выступающие части полезной нагрузки применяется посадочное устройство, (10) представляющее собой гибкие дуги, которые не мешают использованию полезной нагрузки и демпфируют удары при посадке.

Беспилотный летательный аппарат с генерацией электроэнергии способен длительное время автономно осуществлять эффективное применение различной сменной полезной нагрузки (средств контроля, наблюдения, ретрансляции, поражения и др.). Имея возможность пополнения и накопления запасов электроэнергии различными способами, позволяет осуществлять эффективное использование БПЛА в любое время суток.

Беспилотный летательный аппарат с генерацией электроэнергии, включающий корпус в виде эллипсоида вращения со сквозным осевым отверстием, солнечной батареей, установленной на верхней поверхности корпуса, аккумуляторной батареей и электродвигателями, отличающийся тем, что корпус выполнен эластичным, сверху его расположены блоки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС и блоки системы связи, в осевом отверстии расположена солнечная батарея, имеющая слив в систему сбора, хранения и подачи воды в гидролизер, который соединен через компрессор с системой сбора и хранения водорода и через клапаны с топливными элементами, также имеется система управления, устройство крепления сменного модуля полезной нагрузки и посадочное устройство.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к обеспечению безопасности информационной безопасности и может быть использовано, в частности, для борьбы с терроризмом техническими средствами. Технический результат заключается в обеспечении эффективного блокирования радиосвязи в непосредственной близости от движущегося объекта.

Изобретение относится к области авиации, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА), и может быть использовано при разработке конструкций БПЛА с использованием аэродинамической схемы «летающее крыло». Носовая часть БПЛА приподнята над поверхностью корпуса, на ней расположено горизонтальное крыло, имеющее оперение, на законцовках которого в поворотных гондолах располагаются два двигателя.

Изобретение относится к области авиационных систем, в частности к беспилотным летательным аппаратам для проведения оперативного мониторинга обслуживания транспортной инфраструктуры, охраны объектов, мониторинга территорий, нужд силовых ведомств, поиска людей. Гиростабилизированная система стабилизации полезной нагрузки беспилотного воздушного средства состоит из трехстепенного гироскопа, датчиков момента угла, рам тангажа и крена, следящей системы стабилизации и виброгасительных элементов.

Изобретение относится к малогабаритным авиационным системам с дистанционно пилотируемыми летательными аппаратами. Беспилотный летательный аппарат содержит крестовину с закрепленным в ее центре корпусом с боковыми стенками и крышкой, на которой установлена аккумуляторная батарея.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к устройствам, обеспечивающим набор высоты. Транспортное устройство многоразового использования для подъема на необходимую высоту грузового модуля выполнено в виде кольцевого модуля, содержащего каркас, снабженный стыковочными элементами.

Изобретение относится к области экологического мониторинга, а конкретно к способу отбора проб легких и тяжелых грунтов или снега. На беспилотный летательный аппарат коптерного типа (БЛА КТ) устанавливают штангу, к которой жестко крепится пробоотборник, представляющий собой бур со стаканом, оснащенный приводом вращения.

Изобретение относится к способам и устройствам для передачи информации. Техническим результатом является повышение вероятности успешного получения информации о маршруте полета базовой станцией, и улучшается мобильность беспилотного летательного аппарата (БПЛА) на основе информации о маршруте полета.

Изобретение относится к областям народного хозяйства, связанным с защитой от образования ржавчины на кровле металлических крыш различного рода материальных объектов: домов, складских построек и т.д. Установка используется для покраски металлической поверхности крыши, для мытья и окрашивания наружной кирпичной кладки высотных жилых домов и других строений.

Изобретение относится к области разработки и применения мобильных беспилотных авиационных комплексов с беспилотными летательными аппаратами самолетного типа, предназначенными для воздушного наблюдения, разведки, обнаружения, целеуказания и лазерной подсветки целей для наведения управляемых боеприпасов.

Беспилотный летательный аппарат содержит фюзеляж, состоящий из единого центрального корпуса, несущую поверхность, состоящую из переднего несущего крыла (104), заднего несущего крыла (109), двигательную установку, приводимую в действие электрическими аккумуляторами и фотоэлементами, которые покрывают верхние наружные поверхности переднего несущего крыла и заднего несущего крыла.

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям авиационных ракетных комплексов. Ракетно-авиационный комплекс включает тяжелый самолет-авианосец (ТСАН) и более чем один беспилотный удаленно-ведомый самолет (БУВС), фюзеляж которого закреплен на подкрыльном пилоне (ПКП) ТСАН и/или внутрифюзеляжном пилоне (ВФП) бомбоотсека.
Наверх