Муфта кассетная

Изобретение относится к области машиностроения. Между ведущей и ведомой частями муфты размещен упругодемпфирующий узел с опорами, представляющий из себя отдельную кассету. Кассета состоит из двух полумуфт и нажимных звездообразных блоков с выполненными в них между лучами звезд продольно-радиальными пазами. Цельный кусок стального каната размещен зигзагообразно вокруг наружных торцевых частей лучей звезд с образованием петель и прямолинейного стержневого участка. Петли и концы каната зафиксированы в полумуфтах и нажимных звездообразных блоках. Достигается повышение надежности и ремонтопригодности муфты. 3 ил.

 

Изобретение относится к упругим соединениям, а именно к муфтам.

Муфты с упругими элементами из стального каната, как технические решения, известны и представлены в патенте на изобретение РФ №2658208, а также в патенте на полезную модель №137585.

Наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является муфта по патенту на полезную модель №137585, принятая за прототип, которая содержит ведущую и ведомую части, размещенный между ними упругодемпфирующий узел, выполненный из пучков стального каната с опорами. Средством крепления концов пучка стального каната к опорам муфты служит сварка (пайка, наклеивание).

Существенными недостатками данной муфты являются недостаточная надежность и долговечность крепления пучков стального каната и отсутствие возможности передачи больших крутящих моментов. Обоснование указанных недостатков связано с методом крепления концов пучка стального каната к опорам с помощью сварки, пайки или наклеивания. Работа муфты в условиях деформаций кручения, изгиба, растяжения и сжатия при соответствующих крутильно-изгибно-осевых колебаниях, а также при ударных нагрузках, приводит к нарушению крепления концов канатных пучков к опорам.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является повышение надежности и ремонтопригодности муфты как для небольших, так и больших крутящих моментов с учетом динамических нагрузок и возможных эксплуатационных перегрузок.

Указанный технический результат достигается тем, что:

1. Муфта выполнена кассетной, то есть составной и обладает ремонтопригодностью;

2. Стальной канатный упругодемпфирующий элемент выполнен из одного цельного куска;

3. Ведущие и ведомые элементы муфты выполнены составными и содержат соответственно полумуфты, нажимные звездообразные блоки с образованием между лучами звезд продольно-радиальных пазов;

4. Цельный кусок стального каната упругодемпфирующего элемента размещен в продольных пазах зигзагообразно вокруг наружных торцевых частей лучей звезд ведущего и ведомого блоков с образованием петель и прямолинейного стержневого пучка;

5. Оба конца стального каната - упругодемпфирующего элемента установлены в специально предусмотренных продольных отверстиях нажимных звездообразных блоков;

6. Длина рабочей части пучков упругих канатных элементов выбирается расчетным путем по заданному значению величины крутящего момента, частоты вращения вала и других исходных данных;

7. Нерабочими частями стального канатного упругого элемента являются участки в пределах длин нажимных звездообразных блоков с учетом петель;

8. Фиксация и крепление петель и концов стального каната осуществляется крепежными средствами совместно с полумуфтами и нажимными звездообразными блоками.

В предлагаемой кассетной муфте, то есть составной конструкции упругодемпфирующий элемент выполнен из одного цельного куска стального каната в виде прямолинейного стержневого пучка с рабочими и нерабочими частями. Крепление каната в ведущих и ведомых элементах муфты осуществляется не сваркой, а с помощью крепежных элементов, что обеспечивает повышение надежности работы муфты, а также ее ремонтопригодности как для небольших, так и больших крутящих моментов с учетом динамических нагрузок и возможных эксплуатационных перегрузок.

Сущность изобретения поясняется чертежами: фиг. 1 - общий вид муфты с плоскими полумуфтами; фиг. 2 - общий вид муфты без плоских полумуфт; фиг. 3 - общий вид муфты с хвостовиками-полумуфтами.

Муфта содержит упругодемпфирующий стальной канатный элемент 1 (фиг. 1-3), полумуфты 2, 3 (фиг. 1,3), нажимные звездообразные блоки 4, 5, лучи звезд 6, 7 (фиг. 1-3), крепежные средства 8, 9, 10 (фиг. 1-3), кассеты 11, 12 в виде продольно-радиальных пазов (фиг. 1-3), фиксированные концы 13, 14 каната (фиг. 2), хвостовики полумуфт 15, 16 (фиг. 3), отверстие 17 хвостовика со шпоночным пазом (фиг. 3), резьбовое отверстие 18 (фиг. 3).

Цельный кусок стального каната упругодемпфирующего элемента 1 размещен в продольных кассетах 11, 12 зигзагообразно вокруг наружных торцевых частей лучей 6, 7 звезд ведущего 4 и ведомого 5 блоков с образованием петель и прямолинейного стержневого пучка элемента 1 (фиг. 1-3).

Ведущие и ведомые элементы муфты выполнены составными и содержат соответственно полумуфты 3, 2, нажимные звездообразные блоки 4, 5 с образованием между лучами 7, 5 звезд продольно-радиальных пазов 11, 12 (фиг. 1-3).

Оба конца 13, 14 (фиг. 2) стального каната упругодемпфирующего элемента 1 установлены в специально предусмотренных продольных отверстиях (на фиг. 2 не указаны) нажимного звездообразного блока 4 (фиг. 2).

Нерабочими частями стального канатного упругого элемента 1 являются участки в пределах длин нажимных звездообразных блоков 4, 5 (фиг. 1-3) с учетом петель (фиг. 2).

Фиксация и крепление петель и концов стального каната осуществляется крепежными средствами 9, 10 (фиг. 1, 3), совместно с полумуфтами 2, 3 (фиг. 1, 3) и нажимными звездообразными блоками 4, 5 (фиг. 1-3).

Муфта, представленная на фиг. 1 с плоскими полумуфтами 2, 3 может быть использована также в качестве элемента набора для сборной муфты при необходимости обеспечения передачи больших крутящих моментов.

Предлагаемое техническое решение муфты при использовании ее в качестве муфты главной судовой дизельной энергетической установки (ГСДЭУ) работает следующим образом.

При приложении крутящего момента от двигателя через ведущие элементы 3, 4 на упругодемпфирующий стальной канатный элемент 1 (фиг. 1-3) происходит относительное угловое перемещение ведущих 3, 4 и ведомых 2, 5 элементов муфты. Возникающие при этом относительные угловые перемещения элементов 3, 4 и 2, 5 устраняются за счет угловых деформаций упругодемпфирующих канатных пучков 1.

Вследствие вибраций и деформаций валов, а также фундамента под нагрузкой, достижение строгой соосности ведущего и ведомого валов (на фиг. 1-3 не показаны) связано со значительной трудностью и не всегда оправдано. Поэтому предлагаемая муфта (фиг. 1-3), закрепленная с одной стороны к ведущему валу двигателя, а с другой - к судовому валопроводу, обеспечивает не только плавную передачу крутящего момента, но и работу ГСДЭУ в условиях излома и смещения осей. Это достигается благодаря пространственной упругой деформации канатных упругодемпфирующих элементов 1.

Устранение всех видов знакопеременных перемещений происходит как за счет упругой деформации (кручения, изгиба, сдвига и пр.), так и за счет внутреннего трения материала стального каната.

Таким образом, происходит передача крутящего момента ГСДЗУ не только при крутильных, но и осевых, изгибных и связанных (крутильно-изгибно-осевых) колебаниях с учетом больших динамических нагрузок, возможных эксплуатационных перегрузок. При этом муфта одновременно обеспечивает также звукоизоляцию, поскольку отрезки стального каната пучка обладают большим демпфированием.

Некоторые элементы муфты полностью или частично могут быть изготовлены из композиционных материалов.

Предлагаемое техническое решение муфты обеспечивает достижение высокой эффективности передачи крутящего момента в условиях излома и смещения осей ведущего и ведомого фланцев. При этом муфта одновременно является успокоителем крутильных, осевых, изгибных и связанных колебаний.

Оригинальность кассетной муфты заключается в том числе и в возможности замены упругого элемента, то есть муфта является ремонтопригодной, а использование одного куска каната в качестве упругого элемента муфты с изложенным способом крепления обеспечивает надежность работы упругодемпфирующего элемента, и, следовательно, достижение цели технического решения муфты.

Муфта кассетная, содержащая ведущую и ведомую части, размещенный между ними упругодемпфирующий узел с опорами, средства крепления опор упругодемпфирующего узла к ведущей и ведомой частям муфты, упругодемпфирующий элемент в виде прямолинейного стержневого пучка стального каната с рабочими и нерабочими частями, отличающаяся тем, что муфта выполнена составной, упругодемпфирующий узел которой выполнен в виде отдельной кассеты, состоящей из двух полумуфт и нажимных звездообразных блоков с выполненными в них между лучами звезд продольно-радиальными пазами для размещения в последних зигзагообразно вокруг наружных торцевых частей лучей звезд блоков с образованием петель и прямолинейного стержневого участка цельного куска стального каната, фиксация и крепление петель и концов которого выполнены в полумуфтах и нажимных звездообразных блоках с использованием крепежных средств.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения. Устройство содержит пару наружных фланцев и пару внутренних прижимных колец, в которых выполнены встречно расположенные радиальные полукруглые пазы.

Муфта // 2740607
Изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к муфтам. Муфта содержит две фланцевые полумуфты и упругие элементы, связывающие полумуфты между собой.

Муфта // 2710971
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к муфтам. Муфта содержит ведущие и ведомые опорные элементы, размещенный между ними упругий элемент и средства крепления.

Изобретение относится к области машиностроении, а более конкретно к муфтам. Упругая компенсирующая муфта содержит два фланцевых элемента, соединенных упругими элементами в виде пластин, прикрепленных по окружности к каждому из них.

Изобретение относится к машиностроению. Торсионный демпфер для устройства передачи крутящего момента включает в себя первый элемент (1) и второй элемент (2), выполненные с возможностью вращения относительно друг друга.

Изобретение относится к машиностроению. Муфта содержит две полумуфты, связанные посредством соединительного демпфирующего элемента с вибродемпфирующим элементом, который выполнен в виде упругого кольца.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к муфтам, и может быть использовано при передаче крутящего момента между валами. Компенсирующая муфта содержит упругий элемент, соединяющий ведущую и ведомую оси.

Изобретение относится к области машиностроение и может быть использовано в компенсирующих муфтах. Компенсирующая муфта предназначена для работы при низких температурах, например, в космосе.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к демпферам крутильных колебаний. Демпфер содержит внешний корпус, имеющий фланец, внутреннюю деталь, расположенную внутри и вращающуюся относительно внешнего корпуса, ряд промежуточных деталей, ряд сборных узлов плоских пружин, имеющих одну или несколько плоских пружин, а также обжимное кольцо.

Группа изобретений относится к области машиностроения. Муфта содержит две полумуфты и вилку, связанные соединительными элементами.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности, к муфтам. Компенсационно-упругая муфта состоит из кольцевых металлических мембран и соединенных между собой торсионом ведущей и ведомой полумуфты. Мембраны собраны в полумуфтах посредством соединительных элементов в пары, одна или две пары в каждой из полумуфт. Мембранные пары имеют возможность компенсации осевых, радиальных и угловых смещений полумуфт относительно друг друга. Мембраны выполнены с вибропоглощающим покрытием поверхностей. Достигается снижение передаваемой валами акустической энергии между валами. 2 ил.
Наверх