Комбинированный способ управления летательным аппаратом (ла)

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам управления летательными аппаратами. Способ управления ЛА включает создание подъемной силы аэродинамически посредством крыла, управляющего воздействия по рысканию с помощью разности тяг как минимум двух движителей, симметрично расположенных относительно вертикальной плоскости симметрии ЛА. Управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями, причем поворот консоли крыла и движителя производят сонаправленно. Управляющее воздействие по тангажу создают путем смещения центра тяжести ЛА в плоскости симметрии ЛА посредством смещения кабины с полезной нагрузкой. Кабину с полезной нагрузкой смещают сонаправленно с хвостовым оперением. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

 

Изобретение относится к авиастроению, а именно к способам управления ЛА конвертопланного и самолетного типа.

Известен способ управления ЛА, при котором изменяют тягу одного или нескольких движителей, описанный в книге Хафера К., Закса Г. Техника вертикального взлета и посадки: пер с нем. - М.: Мир, 1985. - 376 с. Этот способ требует наличия более двух движителей для управления по двум перпендикулярным направлениям, что является его недостатком.

Данный недостаток устранен в способе управления ЛА вертолетного типа (см. RU 2534159, опубл. 20.08.2014), при котором осуществляют смещение центра тяжести корпуса ЛА относительно тяги движителя по сферической поверхности с центром, лежащим вне ЛА. Недостатком данного способа является чрезмерная сложность и масса системы управления.

В основу настоящего изобретения положена задача расширения диапазона допустимых сочетаний массы и положения полезной нагрузки.

Поставленная задача решена благодаря тому, что в предлагаемом способе управляющее воздействие по тангажу обеспечивают путем смещения кабины с полезной нагрузкой в вертикальной плоскости симметрии ЛА, управляющее воздействие по рысканию обеспечивают путем разности тяг движителей, симметрично расположенных относительно вертикальной плоскости симметрии ЛА, управляющее воздействие по крену обеспечивают путем относительного поворота консолей крыла вокруг поперечной оси ЛА, а подъемную силу создают аэродинамически посредством крыла.

Техническим результатом предлагаемого изобретения является регулирование центровки ЛА, в том числе в полете, в зависимости от массы и положения полезной нагрузки, а также от массы остатков топлива. Технический результат достигается тем, что кабину с полезной нагрузкой смещают в плоскости симметрии движителей.

Дополнительным техническим результатом является усиление отклика на управляющее воздействие по крену. Дополнительный технический результат достигается тем, что консоли крыла поворачивают вокруг поперечной оси ЛА друг относительно друга совместно с движителями, создавая разность подъемных сил консолей крыла, и, как следствие, увеличенный момент вокруг продольной оси ЛА.

Техническим результатом усовершенствованного способа является усиление управляющего воздействия по тангажу. Технический результат усовершенствованного способа достигается тем, что кабину с полезной нагрузкой смещают совместно с хвостовым оперением, создавая тем самым увеличенный момент стабилизатора относительно центра масс ЛА.

Предложенный способ пояснен на Фиг 1. Усовершенствование предложенного способа, состоящее в совместном смещении кабины и хвостового оперения, пояснено на Фиг. 2.

Согласно заявленному способу подъемную силу создают аэродинамически посредством крыла 1, управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла 1 друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями 2, причем поворот консолей крыла 1 и каждого из движителей 2 производят сонаправленно, а управляющее воздействие по рысканию создают путем разницы тяг как минимум двух движителей 2, в плоскости симметрии которых смещают центр тяжести ЛА относительно тяги движителей посредством смещения кабины 3 с полезной нагрузкой для создания управляющего воздействия по тангажу.

Исходный способ может быть усовершенствован с целью усиления отклика на управляющее воздействие по тангажу. Усовершенствованный способ включает операцию сонаправленного смещения кабины 3 с полезной нагрузкой и хвостового оперения 4. При этом подъемную силу создают аэродинамически посредством крыла 1, управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла 1 друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями 2, причем поворот консолей крыла 1 и каждого из движителей 2 производят сонаправленно, а управляющее воздействие по рысканию создают путем разницы тяг как минимум двух движителей 2.

1. Способ управления ЛА, включающий создание подъемной силы аэродинамически посредством крыла, управляющего воздействия по рысканию с помощью разности тяг как минимум двух движителей, симметрично расположенных относительно вертикальной плоскости симметрии ЛА, отличающийся тем, что управляющее воздействие по крену создают путем поворота консолей крыла друг относительно друга вокруг поперечной оси ЛА совместно с движителями, причем поворот консоли крыла и движителя производят сонаправленно, а управляющее воздействие по тангажу создают путем смещения центра тяжести ЛА в плоскости симметрии ЛА посредством смещения кабины с полезной нагрузкой.

2. Способ управления ЛА по п. 1, отличающийся тем, что кабину с полезной нагрузкой смещают сонаправленно с хвостовым оперением.



 

Похожие патенты:

Консоль (5) крыла для летательного аппарата (1) содержит неподвижную часть (7) консоли крыла, механизацию (9) крыла, содержащую поверхность (27) механизации крыла, прикрепленную с возможностью движения к неподвижной части (7) консоли крыла, и приводную систему (29) механизации крыла для перемещения поверхности (27) механизации крыла относительно неподвижной части (7) консоли крыла между убранным положением и развернутым положением, складываемую концевую часть (11) консоли крыла, прикрепленную к неподвижной части (7) консоли крыла с возможностью поворота вокруг оси (35) поворота между выпущенным положением и сложенным положением, приводной узел (13) концевой части для перемещения складываемой концевой части (11) консоли крыла между выпущенным положением и сложенным положением.

Изобретение относится к летательным аппаратам с фиксированным крылом. Планер летательного аппарата содержит крыло и систему управления в продольном канале, включающую орган управления, шарнирно установленные опорный руль высоты и задающий руль высоты.

Группа изобретений относится к авиации. Способ полета несущей поверхности на малых скоростях включает отклонение элемента механизации передней кромки несущей поверхности, выдвижение турбулизатора, подвижно присоединенного к элементу механизации передней кромки из щели в несущей поверхности и уборку турбулизатора под несущую поверхность в ответ на перемещение элемента механизации передней кромки в номинальное положение.

Изобретение относится к авиации и предназначено для посадки самолетов при сильном боковом ветре. .

Изобретение относится к авиации, а именно к системам управления летательным аппаратом в поперечном канале при использовании органов управления непосредственного управления боковой силой. .

Изобретение относится к авиации и касается аэродинамики органов управления летательного аппарата (ЛА). .

Газодинамическое устройство управления малых габаритов содержит газогенератор и распределительную систему в составе системы каналов, регулирующих клапанов, приводов. Устройство размещено в носовой части малогабаритной ЗУР и выполнено в пределах обводов ракеты в виде отдельного отсека с газогенератором и распределительной системой, не связанной механически с аэродинамическими рулями ракеты.
Наверх