Система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а также к технике хранения и распределения газов и жидкостей. Система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе содержит емкость-хранилище ракетного топлива, теплообменник охлаждения ракетного топлива, барботер газообразного азота, газовый редуктор, насосную станцию, магистраль подачи газообразного азота, трубопровод жидкого азота, магистраль заправки ракетного топлива, вентиль, трубопровод газообразного азота, трубопровод циркуляции топлива, вентиль, топливный бак. Система дополнительно снабжена емкостью с криогенной заправкой и расширительной турбиной, соединенной с выходом теплообменника охлаждения ракетного топлива. Вход этого теплообменника связан с внутренним сосудом емкости с криогенной заправкой, внешний сосуд которой связан через газовый редуктор с барботером газообразного азота. Применение изобретения позволяет получить при охлаждении ракетного топлива на стартовом комплексе дополнительную электрическую энергию, вырабатываемую электрогенератором при расширении в турбине газообразного азота, испарившегося в теплообменнике охлаждения ракетного топлива. 1 ил.

 

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а также к технике хранения и распределения газов и жидкостей.

Известен топливный баллон с криогенной заправкой, включающий внешний сосуд высокого давления и внутренний сосуд без перепада давления, полость которого соединена с магистралью заправки и опорожнения, а в верхней части сообщена с полостью сосуда высокого давления, на внешнюю поверхность внутреннего сосуда нанесена теплоизоляция, а сообщение между полостями сосудов выполнено в виде отверстий в верхней части внутреннего сосуда. (Патент РФ 2163699, МПК F17C 9/02, опубл. 27.02.2001). Недостатком этого устройства является отсутствие возможности получения дополнительной электрической энергии в процессе эксплуатации баллона. Известна технологическая схема охлаждения и нагрева ракетного топлива во внутреннем пространстве емкости системы заправки наземного комплекса (Денисова К.И., Чугунков В.В. Моделирование процессов охлаждения и нагрева ракетного топлива во внутреннем пространстве емкостей наземных комплексов. // Аэрокосмический научный журнал. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон, журн. 2016. № 01. С. 1-13. DOI: 10.7463/aersp.0116.0834621), которая содержит емкость-хранилище ракетного топлива, емкость-хранилище жидкого азота, теплообменник охлаждения и нагрева ракетного топлива, хранилище газообразного азота высокого давления, газовый редуктор, насосную станцию, запорную арматуру, воздухонагреватель, компрессор, фильтр, топливный бак, барботер газообразного азота.

Данная схема охлаждения и нагрева ракетного топлива принята в качестве прототипа предполагаемого изобретения.

Недостатком прототипа является отсутствие выработки электрической энергии в описанной схеме охлаждения и нагрева ракетного топлива, а также наличие в описанной схеме охлаждения, при ее использовании на стартовом комплексе, помимо емкости-хранилища жидкого азота, еще и емкость-хранилище газообразного азота высокого давления.

Задачей изобретения является обеспечение выработки дополнительной энергии в предлагаемой системе охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе за счет использования низкотемпературного потенциала азота. Для этого предлагается использовать в ней расширительную турбину, установленную после теплообменника для охлаждения ракетного топлива. Помимо вышеизложенного предлагается использовать в системе охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе емкость с криогенной заправкой, применяемую в качестве аккумулятора давления для жидкого азота. Емкость с криогенной заправкой состоит из внешнего сосуда высокого давления и внутреннего сосуда, заполняемого жидким азотом, что позволяет заправлять емкость с криогенной заправкой при меньших давлениях, при этом газификация азота происходит уже внутри емкости с криогенной заправкой, позволяя получить в ней газообразный азот высокого давления. Это техническое решение альтернативно известной системе с подачей жидкого азота из емкости-хранилища жидкого азота в теплообменник при поступлении в нее под давлением газообразного азота высокого давления. Поставленная задача достигается за счет того, что система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе, содержащая емкость-хранилище ракетного топлива, теплообменник охлаждения ракетного топлива, барботер газообразного азота, газовый редуктор, насосную станцию, магистраль подачи газообразного азота, трубопровод жидкого азота, магистраль заправки ракетного топлива, вентиль, трубопровод газообразного азота, трубопровод циркуляции топлива, вентиль, топливный бак, согласно изобретению система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе дополнительно снабжена емкостью с криогенной заправкой и расширительной турбиной, соединенной с выходом теплообменника охлаждения ракетного топлива, а вход этого теплообменника связан с внутренним сосудом емкости с криогенной заправкой, а внешний сосуд которой связан через газовый редуктор с барботером газообразного азота.

Сущность изобретения поясняется чертежом Фиг. 1. Система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе включает в себя: 1 - емкость-хранилище ракетного топлива; 2 - емкость с криогенной заправкой; 3 - теплообменник охлаждения ракетного топлива; 4 - барботер газообразного азота; 5 - газовый редуктор; 6 - насосная станция; 7 - магистраль подачи газообразного азота; 8 - трубопровод жидкого азота; 9 - магистраль заправки ракетного топлива; 10 - трубопровод газообразного азота; 11 - трубопровод циркуляции топлива; 12 - расширительная турбина, 13 - электрогенератор; 14 - топливный бак; 15 - вентиль; 16 - вентиль. Внутренний сосуд емкости с криогенной заправкой 2 связан трубопроводом жидкого азота 8 со входом теплообменника охлаждения ракетного топлива 3, находящимся в емкости-хранилище ракетного топлива 1, а выход теплообменника охлаждения ракетного топлива 3 связан трубопроводом газообразного азота 10 с расширительной турбиной 12. Расширительная турбина 12 связана общим валом с электрогенератором 13. Внешний сосуд емкости с криогенной заправкой 2 связан по магистрали подачи газообразного азота 7 через газовый редуктор 5 с барботером газообразного азота 4, находящимся в емкости-хранилище ракетного топлива 1. Емкость-хранилище ракетного топлива 1 связана по магистрали заправки ракетного топлива 9 через насосную станцию 6 и вентиль 15 с топливным баком 14. Емкость-хранилище ракетного топлива 1 связана также трубопроводом циркуляции топлива 11 через вентиль 16 с магистралью заправки ракетного топлива 9.

Работа системы охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе осуществляется следующим образом.

Охлаждение топлива в емкости-хранилище ракетного топлива 1 перед его заправкой в топливные бак 14 летательного аппарата осуществляется за счет теплообмена с наружной поверхностью теплообменника охлаждения ракетного топлива 3.

Из внутреннего сосуда емкости с криогенной заправкой 2 по трубопроводу жидкого азота 8 жидкий азот вводится в нижнюю часть теплообменника охлаждения ракетного топлива 3, находящегося в емкости-хранилище ракетного топлива 1. При этом азот, вследствие теплообмена с топливом, переходит в газообразное состояние, и по трубопроводу газообразного азота 10 он поступает на расширительную турбину 12, где происходит преобразование теплоты в механическую работу, а затем в электрическую энергию с помощью электрогенератора 13, после чего газообразный азот отводится в дренажную магистраль системы заправки стартового комплекса. Для периодического перемешивания и выравнивания температуры топлива в емкости-хранилище ракетного топлива 1 может использоваться насосная станция 6. При закрытом положении вентиля 15 топливо из емкости-хранилища ракетного топлива 1 перекачивается по магистрали заправки ракетного топлива 9 с помощью насосной станции 6 и по трубопроводу циркуляции топлива 11 возвращается в емкость-хранилище ракетного топлива 1.

Для достижения той же цели может использоваться барботаж емкости-хранилища ракетного топлива 1 газообразным азотом. При этом газообразный азот подается из внешнего сосуда емкости с криогенной заправкой 2 по магистрали подачи газообразного азота 7 через газовый редуктор 5 и барботер 4 в емкость-хранилище ракетного топлива 1 и таким образом осуществляется барботирование топлива.

После охлаждения топлива до требуемой температуры при открытом положении вентиля 15 по магистрали заправки ракетного топлива 9 с помощью насосной станции 6 осуществляется его заправка в топливный бак 14 летательного аппарата.

Таким образом, применение предлагаемого устройства позволяет получить при охлаждении ракетного топлива на стартовом комплексе дополнительную электрическую энергию, вырабатываемую электрогенератором при расширении в турбине газообразного азота, испарившегося в теплообменнике охлаждения ракетного топлива. Полученную электрическую энергию можно использовать для электроснабжения насосной станции системы охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе, а также других электрических потребителей.

Система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе, содержащая емкость-хранилище ракетного топлива, теплообменник охлаждения ракетного топлива, барботер газообразного азота, газовый редуктор, насосную станцию, магистраль подачи газообразного азота, трубопровод жидкого азота, магистраль заправки ракетного топлива, вентиль, трубопровод газообразного азота, трубопровод циркуляции топлива, вентиль, топливный бак, отличающаяся тем, что система охлаждения ракетного топлива на стартовом комплексе дополнительно снабжена емкостью с криогенной заправкой и расширительной турбиной, соединенной с выходом теплообменника охлаждения ракетного топлива, а вход этого теплообменника связан с внутренним сосудом емкости с криогенной заправкой, внешний сосуд которой связан через газовый редуктор с барботером газообразного азота.



 

Похожие патенты:

Способ регулирования давления (p) в объеме (6) подземного хранилища заключается в том, что объем (6) подземного хранилища, по меньшей мере частично, заполняют несжимаемой текучей средой (7), выполняют мониторинг давления в объеме (6) подземного хранилища, в котором сжимаемую текучую среду (8) можно вводить в объем (6) подземного хранилища и извлекать из него.

В изобретении предложено устройство, содержащее резервуар для хранения, компрессор с гидравлическим поршнем и питаемую газом установку. Резервуар для хранения выполнен с возможностью хранения в нем сжиженного газа.

Система (10) резервуара под давлением включает в себя первый резервуар (12), второй резервуар (14), коллектор (28), первый трубопровод (30), соединяющий первый резервуар (12) с коллектором (28), второй трубопровод (32), соединяющий второй резервуар (14) с коллектором (28). Первый управляемый давлением клапан (22) функционально соединен со вторым трубопроводом (32).

Изобретение относится к транспортировке природного газа. Способ транспортировки природного газа включает транспортировку жидкой смеси с применением морского танкера из первого местоположения во второе местоположение и высвобождение газа из жидкой смеси во втором местоположении путем понижения давления жидкой смеси.

Изобретение относится к хранению сжиженного природного газа (СПГ), в частности к обеспечению сброса паров из резервуара СПГ, и может быть использовано в криогенной газовой промышленности. Способ включает хранение сжиженного природного газа после наполнения резервуара с осуществлением контроля давления.

Изобретение относится к установкам для слива и подготовки вагонов-цистерн для сжиженных углеводородных газов к обслуживанию и ремонту. Установка слива сжиженных углеводородных газов и дегазации вагонов-цистерн включает компрессорный блок, соединенный с буферной емкостью и вагонами-цистернами, соединенными с установкой получения азота линией его подачи.

Изобретение относится к установкам для слива сжиженных углеводородных газов и подготовки вагонов-цистерн к обслуживанию и ремонту. Установка слива сжиженных углеводородных газов и дегазации вагонов-цистерн включает компрессорный блок, соединенный с буферной емкостью и вагонами-цистернами, соединенными с источником инертного газа линией его подачи.

Изобретение относится к машиностроению, а точнее к пневмосистемам для контроля герметичности замкнутых объемов путем наполнения и выпуска сжатых газов с избыточным давлением из сосудов. У пневмосистемы для контроля герметичности изделия, включающей фильтр, установленный на каждый вход подачи контрольного газа в пмевмосистему, магистраль, содержащую приборы контроля давления, регулятор давления, клапаны, устройство защиты от превышения давления, при этом магистраль подключена к вакуумному насосу и к изделию, каждый вход подачи контрольного газа в пневмосистему через фильтр и пневматический клапан подключен к редукционному блоку и связан с входом автоматического регулятора расхода редукционного блока, а выход автоматического регулятора расхода редукционного блока соединен с магистралями редукционного блока, количество которых соответствует количеству применяемых диапазонов давления, при этом каждая магистраль включает первый пневматический клапан редукционного блока, первый автоматический датчик давления редукционного блока, первый автоматический пневматический регулятор давления редукционного блока, второй автоматический датчик давления редукционного блока и второй пневматический клапан редукционного блока, причем, начиная со второй магистрали, первый автоматический пневматический регулятор давления редукционного блока подключен к участку магистрали последовательно соединенных третьего автоматического датчика давления редукционного блока, третьего пневматического клапан редукционного блока и второго автоматического пневматического регулятора давления редукционного блока, повторяющемуся до k-1 раз, где k - порядковый номер магистрали, при этом каждая магистраль редукционного блока соединена с соответствующей магистралью блока вакуумирования, включающей первый пневматический клапан блока вакуумирования, первый автоматический датчик давления блока вакуумирования и второй пневматический клапан блока вакуумирования, соединенной в свою очередь с вакуумным насосом через второй автоматический датчик давления блока вакуумирования, при этом вакуумный насос снабжен штуцером выхлопа и штуцером напуска с фильтром блока вакуумирования и третьим пневматическим клапаном блока вакуумирования, далее магистрали редукционного блока и блока вакуумирования соединены с магистралями коллекторов, при этом количество коллекторов соответствует количеству магистралей редукционного блока, причем каждый коллектор снабжен устройством защиты от превышения давления в виде дренажной магистрали, и магистралями подключения к изделию, количество которых соответствует максимальному количеству входов подачи контрольных газов в изделие, и на каждой магистрали подключения к изделию установлены пневматический клапан коллектора, устройство измерения давления коллектора и штуцер коллектора, подключенного к изделию, соединенного через штуцер контроля с контрольными магистралями, количество которых соответствует количеству контрольных штуцеров на изделии, при этом все элементы пневмосистемы объединены в сеть обмена данными посредством ЭВМ.

Изобретение относится к установкам слива и подготовки емкостей для сжиженных углеводородных газов к обслуживанию и ремонту и может быть использовано в нефтегазовой отрасли и на транспорте. Предлагаемая установка соединена с буферной и дегазируемой емкостями и включает блок получения азота, компрессорный блок и блок дегазации.

Изобретение относится к установкам слива сжиженных горючих газов и может быть использовано в нефтегазовой и химической промышленности. Установка слива сжиженных горючих газов и дегазации емкостей включает свечу рассеяния и компрессорный агрегат, соединенный с приемными и опорожняемыми емкостями сжиженных горючих газов.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам для загрузки изделий в шахтную пусковую установку. Устройство содержит первый и второй рабочие гидроцилиндры.
Наверх