Устройство предупреждения сближения лопастей несущих винтов соосного вертолета

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям соосных несущих систем винтокрылых летательных аппаратов. Колонка соосных несущих винтов с зеркальным расположением автоматов перекоса содержит редуктор с двумя соосными полыми валами, вращающимися в противоположных направлениях, на которых закреплены втулки несущих винтов, цепи управления общим, дифференциальным и циклическим шагом каждого винта, два автомата перекоса. Внутри вращающегося вала верхнего винта имеется полая неподвижная колонна, а внутри колонны проходят тяги управления циклическим шагом. В верхней части колонны установлен автомат перекоса нижнего винта, а его скользящее кольцо связано тягой с дополнительным скользящим кольцом, установленным в нижней части колонны. В состав управления колонки соосных несущих винтов введена раздвижная тяга между автоматами перекосов в канале крена, изменяющая свою длину в зависимости от режима полета винтокрылого летательного аппарата. Обеспечивается повышение безопасности посредством предотвращения опасного сближению лопастей верхнего и нижнего несущих винтов. 2 ил.

 

Изобретение относится к авиационной технике и касается систем соосных несущих винтов винтокрылых летательных аппаратов. Колонка соосного вертолета, представляющая собой двухвинтовую несущую систему с зеркальным расположением автоматов перекоса, содержит управляемую раздвижную тягу в канале крена (фиг. 1). Техническим результатом является повышение безопасности по сближению лопастей верхнего и нижнего несущих винтов.

Известна колонка сверхлегкого соосного вертолета (Патент №2155702 от 10.09.200), представляющая собой двухвинтовую несущую систему с зеркальным расположением автоматов перекоса, которая содержит редуктор с двумя соосными полыми валами, вращающимися в противоположных направлениях, на которых закреплены втулки несущих винтов. Также система содержит цепи согласованного управления общим, дифференциальным и циклическим шагом каждого из несущих винтов, включающие два автомата перекоса. При этом внутри вращающегося вала верхнего винта, выполненного с возможностью осевого перемещения вниз относительно ступицы приводной шестерни редуктора, введена полая неподвижная колонна. Внутри колонны проходят тяги управления циклическим шагом, в верхней части колонны установлен автомат перекоса верхнего винта, а его скользящее кольцо связано тягой с дополнительным скользящим кольцом, установленным в нижней части колонны. Элементы управления верхним винтом установлены на валу и на колонне так, что перемещение вала вниз происходит без демонтажа системы управления или редуктора, а приведение в рабочее состояние - без дополнительной регулировки системы управления.

В таком устройстве не исключено опасное сближение лопастей, вплоть до их схлеста, в случае энергичного маневрирования, потери оборотов на большой скорости или вследствие неблагоприятного сочетания факторов полета, увеличивающих сближение лопастей несущих винтов.

Как известно [Э.А. Петросян. Аэродинамика соосного вертолета. М.: Полигон - пресс, 2004 г. с. 816], при маневрировании соосного вертолета с несущими винтами, вращающимися в разных направлениях, в определенных азимутах нахождения лопастей может происходить их сближение. Для исключения этого явления вводятся ограничения по угловым скоростям маневрирования соосного вертолета и обеспечение достаточного вертикального разноса винтов, гарантирующего достаточный зазор между лопастями.

Для уменьшения риска опасного сближения лопастей обеспечивают достаточную высоту колонки, что влечет за собой увеличение габаритов вертолета и нагрузок на редуктор и узлы крепления.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в автоматическом обеспечении достаточных зазоров между лопастями верхнего и нижнего несущих винтов во всех режимах полета винтокрылого летательного аппарата.

Технический результат, достигаемый при реализации предлагаемого изобретения, позволяет без вмешательства летчика и ограничения режимов маневрирования избегать опасного сближения несущих винтов. Благодаря этому достигается заявленный технический результат:

1) повышение безопасности полета соосного вертолета;

2) уменьшение высоты колонки, что влечет за собой уменьшение нагрузок на узлы крепления колонки и улучшение транспортабельности и хранения вертолета вследствие уменьшения его габаритов по высоте.

При этом не предъявляется высоких требований к отказобезопасности системы предупреждения сближения лопастей НВ. В случае ее отказа соосный вертолет может продолжать полет с установленными ограничениями по маневрированию и скорости.

Существенными признаками заявляемой конструкции колонки соосного несущего винта, общими с прототипом, являются: двухвинтовая несущая система с зеркальным расположением автоматов перекоса, которая содержит редуктор с двумя соосными полыми валами, вращающимися в противоположных направлениях, на которых закреплены втулки несущих винтов. Также система содержит цепи согласованного управления общим, дифференциальным и циклическим шагом каждого из несущих винтов, включающие два автомата перекоса. При этом внутри вращающегося вала верхнего винта, выполненного с возможностью осевого перемещения вниз относительно ступицы приводной шестерни редуктора, введена полая неподвижная колонна. Внутри колонны проходят тяги управления циклическим шагом, в верхней части колонны установлен автомат перекоса верхнего винта, а его скользящее кольцо связано тягой с дополнительным скользящим кольцом, установленным в нижней части колонны. Элементы управления верхним винтом установлены на валу и на колонне так, что перемещение вала вниз происходит без демонтажа системы управления или редуктора, а приведение в рабочее состояние - без дополнительной регулировки системы управления.

Признаком заявляемого изобретения, отличным от прототипа, является дополнительная раздвижная тяга между автоматами перекосов или дифференциальной качалки в канале крена, работающей по установленным алгоритмам по сигналам автоматического устройства от сигналов трех датчиков: угловых скоростей в канале тангажа ωz и крена ωx и воздушной скорости V. Работающая по установленным алгоритмам раздвижная тяга путем автоматического отклонения тарелок автоматов перекоса в канале крена предотвращает опасное сближение лопастей несущих винтов.

Сущность изобретения поясняется схемой и графиком, на которых изображена принципиальная схема колонки, оснащенной устройством предотвращения сближения лопастей несущих винтов и приведена зависимость углов сближения лопастей винтов Δβсближения от азимута нижнего несущего винта ΨΗ для ряда коэффициентов режима работы винта μ≈V/ωR сверхлегкого соосного вертолета, без предлагаемого устройства, в установившемся горизонтальном полете [Э.А. Петросян. Аэродинамика соосного вертолета. М.: Полигон - пресс, 2004 г. с. 816], а именно:

Фиг. 1 - Принципиальная схема колонки несущих винтов соосного вертолета;

Фиг. 2 - Зависимость углов сближения лопастей винтов от азимута нижнего несущего винта.

Здесь:

μ - коэффициент режима работы винта,

V - скорость полета,

ω - угловая скорость вращения винтов,

R - радиус несущего винта.

Винты сближаются при Δβсближения<0.

Верхний несущий винт вращается по часовой стрелке при виде сверху, нижний - против.

Красной линией на графике показаны азимуты физического сближения лопастей. Таким образом, достаточно отклонять тарелки автоматов перекосов винтов только по крену.

Для исключения сближения лопастей верхнего и нижнего винтов сверхлегкого соосного вертолета по скорости горизонтального полета необходимо отклонять верхний несущий винт вправо, нижний несущий винт - влево по закону:

Δb1≈3,6°-0,035V, где V - в км/ч;

где Δb1 - угол отклонения тарелки автомата перекоса по крену.

Если Δb1 становится<0, то необходимо отклонять верхний несущий винт влево, нижний несущий винт - вправо.

Для предупреждения опасного сближения лопастей верхнего и нижнего винтов сверхлегкого соосного вертолета при кабрировании винты необходимо отклонять автоматы перекосов (верхний несущий винт вправо, нижний несущий винт - влево) только по крену по алгоритму:

Δb1≈2,2°×ωz (рад/с),

где ωz - угловая скорость кабрирования, град/с.

При крене вправо критичным является сближение лопастей несущего винта слева.

Для предупреждения опасного сближения лопастей верхнего и нижнего винтов сверхлегкого соосного вертолета при крене вправо необходимо отклонять нижний несущий винт вправо, нижний несущий винт - влево по закону:

Δb1≈5,9°×ωx (рад/с),

где ωx - угловая скорость крена, град/с.

Колонка соосных несущих винтов, представляющая собой двухвинтовую несущую систему с зеркальным расположением автоматов перекоса, которая содержит редуктор с двумя соосными полыми валами, вращающимися в противоположных направлениях, на которых закреплены втулки несущих винтов, содержащая цепи согласованного управления общим, дифференциальным и циклическим шагом каждого из несущих винтов, включающие два автомата перекоса, при этом внутри вращающегося вала верхнего винта, выполненного с возможностью осевого перемещения вниз относительно ступицы приводной шестерни редуктора, введена полая неподвижная колонна, а внутри колонны проходят тяги управления циклическим шагом, в верхней части колонны установлен автомат перекоса нижнего винта, а его скользящее кольцо связано тягой с дополнительным скользящим кольцом, установленным в нижней части колонны, при этом элементы управления верхним винтом не соединены с валами, отличающаяся тем, что в состав управления колонки соосных несущих винтов введена раздвижная тяга между автоматами перекосов в канале крена, изменяющая свою длину в зависимости от режима полета винтокрылого летательного аппарата с соосным несущим винтом.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам управления несущими винтами. Аварийный привод общего шага включает в себя приводной двигатель для создания усилия срабатывания и приводной рычажный механизм, который непосредственно зацепляет рычаг управления фрикционом, который шарнирно поддерживается на ручке общего шага вертолета для приложения усилия срабатывания непосредственно к рычагу управления фрикционом.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано в конструкциях шасси летательных аппаратов. .

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов. Несущий винт (3) для летательного аппарата, способного зависать в воздухе, содержит втулку (5) с возможностью вращения вокруг оси (A) с множеством лопастей (9), вал (6) с возможностью соединения с приводным элементом летательного аппарата (1) и функционально связанный с втулкой (5) для приведения втулки (5) во вращательное движение вокруг оси (A) и демпфирующее средство (15’) для уменьшения передачи вибраций на вал (6).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов летательных аппаратов. Винт (3, 3’, 3’’, 3’’’) для летательного аппарата содержит втулку (5), вращаемую вокруг оси (A) с группой лопастей (9), колонку (6), соединяемую с приводным элементом летательного аппарата (1) и соединенную с втулкой (5) для приведения втулки (5) во вращение вокруг оси (A) и демпфирующие средства (15; 20a, 20b; 21a, 21b) для демпфирования передачи вибраций на колонку (6) в плоскости, перпендикулярной оси (A).

Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих винтов винтокрылых летательных аппаратов. Втулка воздушного винта содержит автомат перекоса, выполненный в виде расположенной у оси вала винта тарелки с управляемыми приводами ее перемещения вдоль оси вала и отклонения ее плоскости по двум углам.

Изобретение относится к области авиации, в частности к системам контроля движения лопастей воздушных винтов. Винт (3, 3') для летательного аппарата (1), выполненного с возможностью висения, содержит приводной вал (6), втулку (5), соединенную с приводным валом (6) и выполненную с возможностью вращения вокруг первой оси (A), и по меньшей мере две лопасти (9), шарнирно соединенные с втулкой (5) посредством жесткого или упругого соединения так, что они могут принимать пространственное положение, повернутое вокруг и/или сдвинутое вдоль второй оси (B, C, D).

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям воздушных винтов силовых установок летательных аппаратов. Воздушный винт содержит две лопасти, складываемые в плоскости вращения винта, втулку, для установки на валу привода, одна лопасть соединена со втулкой без возможности поворота в плоскости вращения винта.

Изобретение относится к ветроэнергетике. Способ преобразования кинетической энергии ветра на летающей ветроэнергетической установке заключается в том, что в состав летающей ветроэнергетической установки включен пропеллер с множеством лопастей и возможностью их вращения, этот пропеллер обеспечивает подъем летающей ветроэнергетической установки и имеет устройство разворота лопастей на угол атаки относительно направления ветра.

Вертолет // 2677748
Изобретение относится к области авиации, в частности к конструкциям несущих систем вертолетов. Вертолет включает в себя фюзеляж (1) с продольной осью (L) и приводимую во вращение вокруг приводной осевой линии (А) несущего винта головку (2) несущего винта, содержащую по меньшей мере две лопасти (6.1), удерживаемые соответствующим валом (6) лопасти несущего винта.

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к конструкциям несущих винтов. Несущий винт со сворачивающимися убираемыми лопастями содержит вал главного редуктора, к верхнему концу которого прикреплена горизонтально расположенная втулка несущего винта с приливами по количеству лопастей.

Изобретение относится к области авиации, в частности к устройствам гашения вибраций несущего винта. Винт (3) приспособленного к зависанию летательного аппарата имеет втулку (5), которая вращается вокруг оси (A) и имеет множество лопастей (9), ведущий вал (6), соединяемый с приводным элементом летательного аппарата (1) и соединенный функционально с втулкой (5), чтобы вращать втулку (5) вокруг оси (A) и демпфирующее средство (15) для демпфирования вибрации, передаваемой валу (6).
Наверх