Способ восстановления рабочей фаски клапана газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания
Владельцы патента RU 2772481:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия" (RU)
Изобретение относится к способу восстановления рабочей фаски клапана газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания и может быть использовано в моторостроительном и ремонтном производстве. Проводят очистку, дефектоскопию и первичную механическую обработку рабочей фаски клапана. Затем осуществляют наплавку порошковой композиции на основе никеля с добавлением карбида кремния и диоксида циркония методом короткоимпульсной лазерной обработки и выглаживание поверхности рабочей фаски клапана с выдерживанием угла фаски в диапазоне 45±0,5° и получением шероховатости поверхности рабочей фаски клапана Ra 0,32. Обеспечивается получение сверхтвердого износостойкого жаропрочного покрытия с низким коэффициентом трения 0,12-0,15, толщиной в пределах 10-15 мкм, обладающего градиентностью свойств по толщине, и термопрочностью при 1000°С. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Настоящее изобретение относится к восстановлению и защите рабочей фаски клапана двигателя внутреннего сгорания (ДВС) путем нанесения покрытия порошковой композиции на основе никеля с добавлением карбида кремния и диоксида циркония на подготовленную поверхность рабочей фаски клапана, и может быть использовано в моторостроительных и ремонтных производствах.
Известны способы восстановления деталей машиностроения сложной формы, клапанов двигателей внутреннего сгорания. [1,4,5] Также известен способ восстановления седла клапана заключающийся в предварительной очистке и механической обработке поверхности сопряжения с первичной наплавкой подслоя никеля и последующей механической обработкой. Последующей наплавки рабочего слоя жаропрочной аустенитной стали плавящимся электродом током обратной полярности с проковкой каждого валика со скоростью, не позволяющей металлу остыть. Осуществления окончательной механической обработки рабочей поверхности седла. [2]
Недостатками приведенного способа являются: 1) большое число операций, 2) высокая длительность восстановления, 3) подверженность материала окислению при повышенных температурах.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение является создание способа восстановления рабочей фаски клапана с небольшим количеством операций, а также с использованием жаропрочных, износостойких, твердых материалов.
Данное решение достигается за счет использования лазерного способа наплавки [3], а также за счет использования порошковой композиций на основе никеля с добавлением легирующих элементов - карбида кремния и диоксида циркония.
Сущность метода заключается в предварительной механической обработке рабочей фаски клапана шлифовальным станком. Последующим этапом является наплавление порошковой композиции на основе никеля с добавлением карбида кремния и диоксида циркония методом короткоимпульсной лазерной обработкой порошковой обмазки. Завершающей операцией является пластическая деформация полученного покрытия скользящим алмазным выглаживателем. Порошковую композицию подготавливают в виде суспензии, которую наносят на обрабатываемую часть изделия тонким слоем, затем с помощью лазерного короткоимпульсного излучения оплавляют, при этом используют порошковую смесь следующего состава:
- Никель Ni:
- Карбид кремния SiC:
- Диоксид циркония ZrO2:
На фиг.1 представлен клапан после первичной механической обработки. На фиг.2 представлен вид рабочей фаски после наплавки порошковой композиции. На фиг.3 изображена схема выглаживания рабочей фаски.
Способ восстановления заключается в проведении очистки, дефектоскопии, удалении слоя материала (фиг.1) с сопрягающейся поверхности клапана до получения прямой образующей линии тарелки клапана с углом в 45° и шероховатостью Ra 0,8. Следующим этапом (фиг.2) является высокочастотная лазерная наплавка порошковой композиции 2 на основе никеля с легирующими керамическими элементами, например карбида бора, нитрида бора, карбида кремния и др. на поверхность клапана 1. Завершающим этапом восстановления (фиг.3) является выглаживание поверхности рабочей фаски клапана 1 с выдержкой угла фаски в (45±0,5)°, шероховатости Ra 0,32 при помощи алмазного выглаживателя 3.
Технический результат при использовании этого способа заключается в получении сверхтвердого износостойкого жаропрочного покрытия с низким коэффициентом трения порядка 0,12-0,15; толщиной в пределах 10-15 мкм, обладающего градиентностью свойств по толщине. Микротвердость поверхности покрытия составляет 1040 кг/мм2, термопрочность 1000°С. Шероховатость достигает значения Ra 0,32, угол фаски выдерживается в диапазоне (45±0,5°).
Список источников, принятых во внимание при составлении заявки
1. RU 2119557 C1, C25D 3/20.3аявлено: 1997.01.24. Опубликовано: 1998.09.27. Описание к изобретению патента РФ. Способ восстановления и упрочнения деталей.
2. RU 2448825 С2, В23Р 6/00, B23K 9/04. Заявлено: 2010.07.01. Опубликовано: 2012.01.10. Описание к изобретению патента РФ. Способ получения седла клапанов чугунных головок цилиндров ДВС при их изготовлении или восстановлении методом электродуговой наплавки.
3. RU 2497978 С2, С23С 24/08, B22F 3/10. Заявлено: 2011.07.22. Опубликовано: 2013.01.27. Описание к изобретению патента РФ. Способ формирования покрытия и установка для его осуществления.
4. RU 2516418 С2, В23Р 6/00. Заявлено: 2011.06.29. Опубликовано: 2013.01.10. Описание к изобретению патента РФ. Способ восстановления наружной рабочей поверхности деталей из белого чугуна.
5. SU 100737 A1, C23D 5/00. Заявлено: 1953.07.30. Опубликовано: 1955.01.01. Описание к изобретению патента СССР. Способ защитного покрытия клапанов авиадвигателей.
1. Способ восстановления рабочей фаски клапана газораспределительного механизма двигателя внутреннего сгорания, включающий наплавку восстанавливающего материала на основе никеля, отличающийся тем, что сначала проводят очистку, дефектоскопию и первичную механическую обработку рабочей фаски клапана, затем осуществляют наплавку порошковой композиции на основе никеля с добавлением карбида кремния и диоксида циркония методом короткоимпульсной лазерной обработки и выглаживание поверхности рабочей фаски клапана с выдерживанием угла фаски в диапазоне 45±0,5° и получением шероховатости поверхности рабочей фаски клапана Ra 0,32.
2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что выглаживание поверхности рабочей фаски клапана проводят с помощью алмазного выглаживателя.