Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения

Изобретение предназначено для организации и сжигания топливовоздушной смеси в камерах сгорания газотурбинных двигателей энергетического применения. Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения содержит сопло, завихритель, втулку, центральную форсунку, отверстия форсунки, пустотелый корпус, канал подвода газа, отверстия подвода газа. Дополнительно содержит систему полых профилированных пилонов подачи топлива, имеющих эллиптический профиль и включающих отверстия подвода газа, и центральная форсунка имеет систему профилированных топливных каналов. Отверстия подвода газа в системе полых профилированных пилонов подачи топлива расположены неравномерно по эллиптической поверхности пилонов с уменьшением расстояния в направлении оси вихревого форсуночно-горелочного модуля предварительного смешения. Модуль содержит первичную распределенную систему отверстий подачи топлива и вторичную распределенную систему отверстий подачи топлива, выполненную в профилированном диффузоре сопла. Техническим результатом изобретения является снижение потерь давления топлива на выходе из центральной форсунки и в области отверстий подвода газа, повышение качества гомогенизации топливовоздушной смеси, исключение возможности перемещения пламени верх по потоку в пограничном слое, повышение равномерности коэффициента избытка воздуха на выходе из сопла. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.

 

Изобретение предназначено для организации и сжигания топливовоздушной смеси в камерах сгорания газотурбинных двигателей энергетического применения.

Известно горелочное устройство камер сгорания (RU 2170391 С1 10.07.2001 МПК F23R 3/14, д.п. 10.07.2001) которое относится к камерам сгорания газотурбинных установок. Горелочное устройство содержит вспомогательную центральную горелку диффузионного типа, отделанную со стороны горения от основной кольцевым экраном, лопаточный завихритель с полыми лопатками, у которых во внешнем ярусе выполнены щели для раздачи топлива. Лопатки внутреннего яруса лопаточного завихрителя выполнены со сплошными стенками и выходными кромками. Отношение площадей щелей в выходных кромках лопаток внешнего яруса к площадям проходных сечений межлопаточных каналов для воздуха выполнено по радиусу постоянным.

Недостатком данного устройства является неравномерное распределение компонентов смеси в области воспламенения, что может свидетельствовать об образовании локальных областей с высокими значениями температуры.

Известно устройство для сжигания жидкого или газообразного топлива в газовой турбине (RU 2324117 С1 10.05.2008 МПК F23R 3/42, F23D 17/00, д.п. 10.05.2008 г.), которое предназначено для эффективного и экологичного сжигания газообразного и/или жидкого топлива и может быть использовано в энергетических установках. Устройство содержит жаровую трубу с коническим входным диффузором, цилиндрической средней частью и сужающейся выходной частью, установленные последовательно перед входом камеры сгорания устройства подачи жидкого или газообразного топлива, гомогенизатор, завихритель потока и стабилизатор пламени.

Недостатком данного устройства является низкая эффективность охлаждения жаровой трубы.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому устройству является топливовоздушная горелка и форсуночный модуль топливовоздушной горелки (RU 2698621 С1 28.08.2019 СПК F23D 14/02 (2019.05), д. п. 28.08.2019 г.), предназначенные для сжигания газа в тепловырабатывающих устройствах. Устройство содержит завихритель, в полых лопатках которого выполнены отверстия подвода газа в межлопаточные полости, сопло, форсуночный модуль, включающий в себя пустотелый корпус.

Недостатком наиболее близкой конструкции являются высокие потери давления при прохождении потоком топлива завихрителей; низкое качество гомогенизации компонентов топливовоздушной смеси; возможность перемещения пламени вверх по потоку в пограничном слое; низкая равномерность коэффициента избытка воздуха на выходе из сопла.

Техническим результатом изобретения является снижение потерь давления топлива на выходе из центральной форсунки и в области отверстий подвода газа; повышение качества гомогенизации топливовоздушной смеси; исключение возможности перемещения пламени верх по потоку в пограничном слое; повышение равномерности коэффициента избытка воздуха на выходе из сопла.

Технический результат достигается тем, что вихревой форсуночно-горелочный модуль (ВФГМ) предварительного смешения содержащий втулку и центральную форсунку, имеющую систему профилированных топливных каналов; при этом дополнительно содержит систему полых профилированных пилонов подачи топлива, имеющих эллиптический профиль и включающих отверстия подвода газа; отверстия подвода газа в системе полых профилированных пилонов подачи топлива расположены неравномерно по эллиптической поверхности пилонов с уменьшением расстояния в направлении оси ВФГМ предварительного смешения; вторичную распределенную систему отверстий подачи топлива в поперечном сечении внутренней поверхности диффузорного участка сопла, выполненного профилированным; первичную распределенную систему отверстий подачи топлива.

В целях снижения потерь давления топлива форсуночно-горелочный модуль (ВФГМ) предварительного смешения содержит втулку и центральную форсунку, имеющую систему профилированных топливных каналов; дополнительно содержит систему полых профилированных пилонов подачи топлива, имеющих эллиптический профиль и включающих отверстия подвода газа; повышение качества гомогенизации топливовоздушной смеси обеспечивается тем, что отверстия подвода газа в системе полых профилированных пилонов подачи топлива расположены неравномерно по эллиптической поверхности пилонов с уменьшением расстояния в направлении оси ВФГМ предварительного смешения; исключение возможности перемещения пламени верх по потоку в пограничном слое обеспечивается вторичной распределенной системой отверстий подачи топлива в поперечном сечении внутренней поверхности диффузорного участка сопла, выполненного профилированным; повышение равномерности коэффициента избытка воздуха на выходе из сопла обеспечивается первичной распределенной системой отверстий подачи топлива.

Изобретение поясняется фигурами.

Фиг. 1 - Продольный разрез вихревого форсуночно-горелочного модуля предварительного смешения;

Фиг. 2 - Поперечный разрез А-А на фиг.1;

Фиг.3 - Поперечный разрез Б-Б на фиг.1;

Фиг. 4 - Поперечный разрез В-В на фиг.1;

Фиг. 5 - Вид Г на фиг.1.

Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения содержит систему полых профилированных пилонов подачи топлива 1 с распределенной системой отверстий подвода газа 2, соединенную с профилированным коаксиальным каналом 3 и расположенную в проточной части сопла 4, состоящего из цилиндрического 5, конфузорного 6 и диффузорного 7 участков. Вдоль оси профилированного коаксиального канала 3 расположена втулка 8. В нижней части к втулке 8 крепится центральная форсунка 9, в которой выполнены отверстия форсунки 10. Центральная форсунка 9 сопрягается с ресивером 11, который соединен с завихрителем 12. Завихритель 12 через пустотелый корпус 13 соединяется с осевым каналом подвода топлива 14, который крепится к крышке корпуса камеры сгорания 15. К профилированному коаксиальному каналу 3 осуществляется подача топлива через канал подвода газа 16. Профилированный коаксиальный канал 3 ограничен кольцевой заглушкой 17, в которой выполнены пазы для стержней жесткости 18. Профилированный коаксиальный канал 3, соединяется с жаровой трубой 19 посредством радиальных выступов 20. В критическом сечении профилированного коаксиального канала 3 располагается первичная распределенная система отверстий подачи топлива 21. В диффузорном участке 7 сопла 4 расположена вторичная распределенная система отверстий подачи топлива 22. В области воспламенения 23 находится конический стабилизатор пламени 24, который сформирован из центральной форсунки 9, ресивера 11 и завихрителя 12. Крышка корпуса камеры сгорания 15 соединяется фланцем с корпусом камеры сгорания 25, в котором фиксируется свеча зажигания 26.

Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения работает следующим образом: топливо подается в профилированный коаксиальный канал 3 через канал подвода газа 16, который крепится к крышке корпуса камеры сгорания 15. Из профилированного коаксиального канала 3 топливо равномерно распределяется по системе полых профилированных пилонов подачи топлива 1, откуда через отверстия подвода газа 2, расположенные неравномерно по эллиптической поверхности пилонов с уменьшением расстояния в направлении оси вихревого форсуночно-горелочного модуля предварительного смешения для повышения гомогенизации топливовоздушной смеси, попадает в сопло 4, состоящее из цилиндрического 5, конфузорного 6 и диффузорного 7 участков, где происходит формирование топливовоздушной смеси. При этом система полых профилированных пилонов подачи топлива 1 имеет эллиптический профиль поперечного сечения для снижения потерь давления и уменьшения вероятности отрыва потока от кромки пилона. Окислитель в зону смешения поступает из канала, расположенного между корпусом камеры сгорания 25 и жаровой трубой 19. Двигаясь вниз по потоку с увеличением скорости на конфузорном участке сопла 4 топливовоздушная смесь обогащается топливом, поступающим через расположенную в критическом сечении сопла 4 первичную распределенную систему отверстий подачи топлива 21, обеспечивающую высокую равномерность коэффициента избытка воздуха. Обогащенный топливом поток смеси, проходя через завихритель 12, приобретает окружную и радиальную компоненты скорости и попадает в диффузорный участок 7 сопла 4, где располагается вторичная распределенная система отверстий подачи топлива 22, позволяющая исключить возможность перемещения пламени верх по потоку в пограничном слое. Протекая по диффузорному участку поток обтекает конический стабилизатор пламени 24, располагающийся на оси вихревого форсуночно-горелочного модуля предварительного смешения, за которым формируется крупномасштабный тороидальный вихрь с приосевой областью обратных токов. В верхней части вихря, где вектор скорости потока меняет осевое направление на противоположное, находится область воспламенения 23, в которой создаются благоприятные условия для ускорения химической реакции. Воспламенение производится с помощью свечи зажигания 26. Для обеспечения устойчивости горения на оси ВФГМ предварительного смешения располагается пилотная диффузионная горелка, состоящая из центральной форсунки 9, в которой выполнены отверстия форсунки 10 для подвода топлива в область реакции. В отверстия форсунки 10 топливо попадает из ресивера 11, в котором оно находится под давлением. В ресивер 11 топливо попадает из осевого канала подвода топлива 14, через систему топливных каналов, выполненных профилированными для снижения потерь давления. Осевой канал подвода топлива 14 расположен внутри втулки 8.

1. Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения, содержащий сопло, завихритель, втулку, центральную форсунку, отверстия форсунки, пустотелый корпус, канал подвода газа, отверстия подвода газа, отличающийся тем, что дополнительно содержит систему полых профилированных пилонов подачи топлива, имеющих эллиптический профиль и включающих отверстия подвода газа, и центральная форсунка имеет систему профилированных топливных каналов.

2. Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения по п. 1, отличающийся тем, что отверстия подвода газа в системе полых профилированных пилонов подачи топлива расположены неравномерно по эллиптической поверхности пилонов с уменьшением расстояния в направлении оси вихревого форсуночно-горелочного модуля предварительного смешения.

3. Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения по п. 1, отличающийся тем, что содержит вторичную распределенную систему отверстий подачи топлива, выполненную в профилированном диффузоре сопла.

4. Вихревой форсуночно-горелочный модуль предварительного смешения по п. 1, отличающийся тем, что содержит первичную распределенную систему отверстий подачи топлива.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к областям, где имеют место процессы смесеобразования и сжигания «бедных» смесей жидких или газообразных топлив и воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что высокое качество «бедной» смеси газообразного или жидкого топлива и воздуха обеспечивают за счет их двухступенчатого предварительного смешения: струйного смешения компонентов и дополнительного пропускания образовавшейся смеси через проницаемый элемент; в основной циркуляционной зоне сжигают предварительно подготовленную высококачественную «бедную» смесь основного газообразного или жидкого топлива и воздуха, поддерживая в ней концентрацию топлива гораздо меньше нижнего концентрационного предела распространения пламени, а устойчивость горения «бедной» смеси обеспечивают за счет тепла дополнительной циркуляционной зоны, в которой пилотное газообразное топливо сжигают диффузионно.

Изобретение относится к областям, где имеют место процессы смесеобразования и сжигания «бедных» смесей жидких или газообразных топлив и воздуха. Сущность изобретения заключается в том, что высокое качество «бедной» смеси газообразного или жидкого топлива и воздуха обеспечивают за счет их двухступенчатого предварительного смешения: струйного смешения компонентов и дополнительного пропускания образовавшейся смеси через проницаемый элемент; в основной циркуляционной зоне сжигают предварительно подготовленную высококачественную «бедную» смесь основного газообразного или жидкого топлива и воздуха, поддерживая в ней концентрацию топлива гораздо меньше нижнего концентрационного предела распространения пламени, а устойчивость горения «бедной» смеси обеспечивают за счет тепла дополнительной циркуляционной зоны, в которой пилотное газообразное топливо сжигают диффузионно.

Изобретение относится к области энергетики. Трубчатая камера сгорания для газовой турбины имеет ось и содержит последовательно первую горелку (30), первое пространство (34) горения, вторую горелку, второе пространство горения, переходную трубу, при этом первая горелка (30) имеет ось, соответствующую основному аксиальному направлению воздуха/газа, и содержит: впуск (32), в который подается сжатый воздух, выпуск (33), обращенный к пространству (34) горения, трубку (35) с формой плохо обтекаемого тела, проходящую вдоль оси и имеющую расположенную ниже по потоку часть (36) с концом (37), по меньшей мере один топливный инжектор (38, 39) для инжектирования топлива в воздушный поток, кольцевую полость (40) между, по меньшей мере, расположенной ниже по потоку частью (36) трубки и корпусом (41), вихревой генератор (43) для генерирования в кольцевой полости (40) аксиального вихревого потока воздуха или смеси воздуха и топлива.

Изобретение относится к области энергетического, транспортного и химического машиностроения, где необходимо организовать экологически чистое сжигание топлива, и может быть использовано в газотурбинных двигателях (далее - ГТД) стационарной и транспортной энергетики. Способ сжигания топлива в малоэмиссионной камере сгорания ГТД содержит следующие этапы.

Изобретение относится к области энергетического, транспортного и химического машиностроения, где необходимо организовать экологически чистое сжигание топлива, и может быть использовано в газотурбинных двигателях (далее - ГТД) стационарной и транспортной энергетики. Камера сгорания газотурбинного двигателя составлена из модульных элементов, расположенных по окружности концентрично ротору двигателя снаружи по отношению к последним ступеням его компрессора.

Изобретение относится к технологиям снижения выбросов в газотурбинных двигателях, а конкретнее - к способам и узлам камер сгорания, предусматривающим использование захватываемого вихря для снижения выбросов NOx в газотурбинных двигателях. Представлен узел 100 камеры сгорания газотурбинного двигателя, имеющий конструктивный элемент, обеспечивающий захватываемый вихрь 66.

Изобретение относится к области энергетики. Способ повышения эффективности систем непрерывного горения является нестехиометрическим и происходит в топке непрерывного действия, при этом в способе осуществляют шаги: вводят количество водорода, составляющее по отношению к основному топливу от 0,001% до 0,1% (об./об.) от общего объема газов, введенных в процесс горения; при этом введение водорода осуществляют непрерывно или с перерывами в одной или нескольких точках входа в камере непрерывного горения, которые находятся: в переносящем топливо воздухе; или там, где температурный профиль в квазистационарном состоянии обеспечивает самовоспламенение водорода; непрерывно измеряют содержание летучих органических соединений и монооксида углерода в выходящей из топки газовой смеси; осуществляют управление введением водорода в зависимости от измеренного содержания летучих органических соединений и монооксида углерода.

Изобретение может быть использовано в газотурбинных двигателях. Форсунка (1) камеры сгорания газотурбинной установки содержит систему (5) подачи текучей среды, корпус (4) форсунки, форсуночную головку (6), привод (7).

Изобретение относится к области энергетики. Система (1) сгорания содержит горелку (30), линию (2) подачи пилотного топлива для предоставления пилотного топлива горелке (30), линию (4) подачи пилотного воздуха для предоставления пилотного воздуха горелке (30), клапанный узел (80), выполненный с возможностью изменения соотношения пилотного топлива и пилотного воздуха, предоставляемых горелке (30) через линию (2) подачи пилотного топлива и линию (4) подачи пилотного воздуха соответственно, объем (28) камеры сгорания, связанный с горелкой (30), датчик (75) температуры для регистрации температуры части (33) системы (1) сгорания, выполненный с возможностью сообщения сигнала о температуре, показывающего температуру, зарегистрированную таким образом, датчик (85) давления для регистрации информации о давлении, представляющей собой давление в определенном месте объема (28) камеры сгорания, выполненный с возможностью сообщения сигнала о давлении, показывающего давление в определенном месте объема (28) камеры сгорания, блок (90) управления, выполненный с возможностью приема сигнала о температуре от датчика (75) температуры и приема сигнала о давлении от датчика давления (85), причем блок (90) управления дополнительно выполнен с возможностью: управления, на основе сигнала о температуре, клапанным узлом (80) для изменения соотношения пилотного топлива и пилотного воздуха, предоставляемых горелке (30), для снижения температуры части (33) системы (1) сгорания ниже заданного предела температуры, когда температура равна или превышает заданный предел температуры; и/или управления, на основе сигнала о давлении, клапанным узлом (80) для изменения соотношения пилотного топлива и пилотного воздуха, предоставляемых горелке (30), для снижения давления в определенном месте объема (28) камеры сгорания ниже заданного предела давления, когда давление равно или превышает заданный предел давления.

Изобретение относится к области энергетики. Система (1) сгорания содержит горелку (30), линию (2) подачи пилотного топлива для предоставления пилотного топлива горелке (30), линию (4) подачи пилотного воздуха для предоставления пилотного воздуха горелке (30), клапанный узел (80), выполненный с возможностью изменения соотношения пилотного топлива и пилотного воздуха, предоставляемых горелке (30) через линию (2) подачи пилотного топлива и линию (4) подачи пилотного воздуха соответственно, объем (28) камеры сгорания, связанный с горелкой (30), датчик (75) температуры для регистрации температуры части (33) системы (1) сгорания, выполненный с возможностью сообщения сигнала о температуре, показывающего температуру, зарегистрированную таким образом, датчик (85) давления для регистрации информации о давлении, представляющей собой давление в определенном месте объема (28) камеры сгорания, выполненный с возможностью сообщения сигнала о давлении, показывающего давление в определенном месте объема (28) камеры сгорания, блок (90) управления, выполненный с возможностью приема сигнала о температуре от датчика (75) температуры и приема сигнала о давлении от датчика давления (85), причем блок (90) управления дополнительно выполнен с возможностью: управления, на основе сигнала о температуре, клапанным узлом (80) для изменения соотношения пилотного топлива и пилотного воздуха, предоставляемых горелке (30), для снижения температуры части (33) системы (1) сгорания ниже заданного предела температуры, когда температура равна или превышает заданный предел температуры; и/или управления, на основе сигнала о давлении, клапанным узлом (80) для изменения соотношения пилотного топлива и пилотного воздуха, предоставляемых горелке (30), для снижения давления в определенном месте объема (28) камеры сгорания ниже заданного предела давления, когда давление равно или превышает заданный предел давления.
Наверх