Дисковый тормоз и тормозная колодка

Дисковый тормоз, приводимый в действие электрически или пневматически для коммерческого транспортного средства содержащий: - тормозной диск (4) с предпочтительным направлением (D) вращения, - тормозной щит (2), - тормозной суппорт, установленный на тормозном щите (2) с возможностью перемещения, - тормозную колодку (5) со стороны затяжки и тормозную колодку (6) со стороны реакции, которые расположены в соответствующей шахте (203) тормозного щита (2) со стороны затяжки и шахте (204) со стороны реакции с возможностью перемещения параллельно оси (А4) вращения тормозного диска, - затяжное устройство, содержащее единственный нажимной поршень (304), который имеет среднюю ось (М1), а на обращенном к тормозной колодке со стороны затяжки – нажимной сухарь (306), воздействующий нажимной поверхностью (307) на ответную упорную поверхность (53) тормозной колодки (5) со стороны затяжки, так что при затяжке тормоза образуется рабочая поверхность между нажимной поверхностью (307) и упорной поверхностью (53), - причем тормозная колодка (5) со стороны затяжки и тормозная колодка (6) со стороны реакции в направлении периферии ориентированы центрированно по отношению к тормозному диску и средней оси поршня (304), - причем рабочая поверхность, на которой нажимная поверхность (304) и упорная поверхность (53) при затяжке дискового тормоза прилегают друг к другу, в направлении периферии лежит смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска (4) и средней оси поршня (304). Технический результат – усовершенствование тормозной колодки за счет единственной эксцентричной по отношению к линии действия силы тяжести упорной поверхности для нажимного поршня с нажимной поверхностью, простота реализации перемещения рабочей поверхности со стороны выбега. 3 н. и 16 з.п. ф-лы, 6 ил.

 

Изобретение относится к дисковому тормозу в соответствии с ограничительной частью п. 1 формулы и тормозной колодке для указанного дискового тормоза.

В качестве уровня техники приводится ссылка на документ ЕР 2392835 В1.

У дисковых тормозов тяжелых коммерческих транспортных средств с тормозными щитами и плавающими суппортами и затяжным устройством с единственным нажимным поршнем в этом уровне техники известно принятие конструктивных мер против косого износа колодок.

При этом, как правило, одна или обе тормозные колодки перемещаются по отношению к тормозному диску в направлении периферии со стороны набегания или выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска.

Как правило, это конструктивно относительно сложно, поскольку, как правило, шахты для колодок в тормозном щите соответственно перемещаются. Также известно осуществление соответствующего перемещения посредством фасок или скосов на фрикционных материалах, что, однако, уменьшает рабочую поверхность трения между фрикционным материалом и тормозным диском.

Задачей изобретения является создание альтернативной меры по уменьшению эффекта косого износа тормозных колодок, которая не требует никакого перемещения колодки в направлении периферии.

Эта задача решается, согласно изобретению, посредством технического решения, охарактеризованного признаками п. 1 формулы и технического решения, охарактеризованного признаками п. 15 формулы.

Согласно п. 1 формулы создан электрически или пневматически срабатывающий и, тем самым, также преимущественно при эксплуатации электрически или пневматически срабатывающий дисковый тормоз для коммерческого транспортного средства со следующими признаками: тормозной диск с предпочтительным направлением вращения, тормозной щит, тормозной суппорт, установленный на тормозном щите с возможностью перемещения, тормозная колодка со стороны затяжки и тормозная колодка со стороны реакции, затяжное устройство, содержащее единственный нажимной поршень, который имеет среднюю ось, а на обращенном к тормозной колодке со стороны затяжки – нажимной сухарь, воздействующий нажимной поверхностью на ответную упорную поверхность тормозной колодки со стороны затяжки, так что между нажимной и упорной поверхностями при затяжке тормоза образуется рабочая поверхность, причем тормозная колодка со стороны затяжки и тормозная колодка со стороны реакции в направлении периферии ориентированы центрированно по отношению к тормозному диску и средней оси поршня, причем рабочая поверхность, на которой нажимная и упорная поверхности при затяжке дискового тормоза прилегают друг к другу, в направлении периферии лежит смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска и средней оси поршня.

Особое преимущество этого выполнения заключается в том, что даже у дискового тормоза, который содержит только единственный нажимной поршень и у которого обе тормозные колодки в направлении периферии ориентированы центрированно по отношению к тормозному диску, без перемещения колодки и/или ее соответствующей шахты просто за счет того, что нажимной сухарь и/или спинка тормозной колодки изменяется/изменяются, так что рабочая поверхность лежит в направлении периферии эксцентрично или ориентирована центрированно не посередине по отношению к тормозному диску, можно противодействовать косому износу тормозных колодок. Эта мера легко реализуется способом дооснащения или путем простого конструктивного изменения элементов нажимной сухарь и/или тормозная колодка со стороны затяжки.

Предпочтительно, что нажимной поршень содержит первый, преимущественно цилиндрический или частично цилиндрический, участок и нажимной сухарь для воздействия на тормозную колодку со стороны затяжки, по меньшей мере, при затяжке дискового тормоза. Далее может быть предусмотрено, что тормозной диск имеет диаметр 15 дюймов или более, т.к. у таких дисковых тормозов с плавающим суппортом и относительно большим диаметром диска особенно предпочтительно, что косой износ может быть реализован без конструктивно сложного перемещения шахт для колодок и также без уменьшения рабочей поверхности трения колодок за счет фасок и т.п.

Предпочтительно может быть предусмотрено, что тормозная колодка со стороны затяжки и тормозная колодка со стороны реакции расположены соответственно в шахте тормозного щита со стороны затяжки и в шахте тормозного щита со стороны реакции. Далее предпочтительно может быть предусмотрено, что тормозной суппорт и тормозной щит охватывают каждый сверху рамообразно верхний край тормозного диска, причем в тормозном суппорте предусмотрено центральное отверстие для замены колодок. Это значит, что тормозные колодки вставляются через центральное отверстие тормозного суппорта и извлекаются в обратном направлении.

У таких тормозов весьма предпочтительно, что от перемещения тормозных колодок в направлении периферии можно, согласно изобретению, отказаться, так что длина отверстия тормозного суппорта в направлении периферии может соответствовать, в основном, длине колодок.

Для этого далее предпочтительно может быть предусмотрено, что шахты тормозного щита для колодок в направлении периферии ориентированы центрированно по отношению к тормозному диску.

Может быть предусмотрено, что тормозные колодки содержат каждая спинку и фрикционный материал, причем преимущественно фрикционные материалы и/или спинка в направлении периферии ориентированы центрированно по тормозному диску. Эти выполнения весьма предпочтительны, т.к. за счет них могут быть гарантированы особенно большая поверхность трения и особенно простая конструкция спинки. Особенно предпочтительно спинка и фрикционные материалы обеих тормозных колодок дискового тормоза в направлении периферии ориентированы по поршню.

Предпочтительно изобретение может быть конструктивно модифицировано.

Так, для реализации перемещения рабочей поверхности со стороны выбега может быть предусмотрено, что нажимной сухарь имеет выступ, имеющий нажимную поверхность, и что нажимная поверхность в направлении периферии расположена смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска.

Для реализации перемещения рабочей поверхности со стороны выбега может быть также предусмотрено, что упорная поверхность спинки в направлении периферии расположена смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска.

Для реализации перемещения рабочей поверхности со стороны выбега может наконец предусмотрено, что сдвинутая со стороны выбега упорная поверхность спинки образована за счет уступа спинки. Он может быть образован просто за счет размещенного на спинке элемента. При этом далее может быть просто предусмотрено, что размещенный на спинке элемент является элементом из листовой стали, закрепленным на спинке.

Согласно изобретению, создана также тормозная колодка для дискового тормоза по любому из отнесенных к нему пунктов формулы, которая имеет преимущественно единственную эксцентричную по отношению к линии действия силы тяжести упорную поверхность для нажимного поршня с нажимной поверхностью. Таким образом, эта тормозная колодка предпочтительно усовершенствована, и особенно простым образом может быть реализовано перемещение рабочей поверхности со стороны выбега. Для этого может быть, например, предусмотрено, что единственная эксцентричная упорная поверхность выполнена, в основном, полукруглой и/или полностью полукруглой.

Согласно изобретению, создано также транспортное средство, по меньшей мере, с одной колесной осью, причем колесная ось имеет по отношению к направлению главного движения транспортного средства направление главного вращения, причем колесная ось содержит, по меньшей мере, один, приданный левому концу (и колесу) колесной оси дисковый тормоз с левой стороны транспортного средства, причем колесная ось содержит, по меньшей мере, один, приданный правому концу (и колесу) колесной оси дисковый тормоз с правой стороны транспортного средства, причем дисковый тормоз с левой стороны транспортного средства и дисковый тормоз с правой стороны транспортного средства выполнены по любому из пп. 1-13. Тормозные диски обоих дисковых тормозов могут быть жестко соединены с колесной осью.

Таким образом, предложенные дисковые тормоза предпочтительно располагаются и используются в качестве дисковых тормозов на транспортном средстве на левой и правой сторонах. Транспортное средство содержит несколько осей с левыми и правыми колесами. По меньшей мере, одна или несколько этих колесных осей снабжена/снабжены в угловых зонах предложенными дисковыми тормозами.

При этом соответствующий левый и соответствующий дисковый тормоза на правой стороне транспортного средства, согласно предпочтительному варианту, могут отличаться только в отношении тормозных колодок и их спинок.

Так, лежащая под напорной поверхностью выемка тормозной колодки со стороны затяжки, например у правого дискового тормоза при тормозной колодке со стороны затяжки в спинке может лежать полностью или преимущественно в состоянии монтажа больше, например, в правую сторону средней оси со стороны набегания, а у ответного левого дискового тормоза при тормозной колодке со стороны затяжки в спинке – полностью или преимущественно в состоянии монтажа больше, например, в левую сторону средней оси. При этом затяжка с помощью затяжного устройства происходит от середины транспортного средства наружу (вправо или влево) к соответствующему колесу. Направлением главного движения является движение вперед. Движение вперед определяет направление главного вращения тормозного диска. При этом может быть предпочтительным промаркировать, предусмотрена ли тормозная колодка для дискового тормоза на левой стороне транспортного средства или для дискового тормоза на правой стороне транспортного средства. например за счет того, чтобы тормозную колодку со стороны затяжки для дискового тормоза на левой стороне транспортного средства и тормозную колодку со стороны затяжки для дискового тормоза на правой стороне транспортного средства снабдить подходящими маркировками, например «L» для «дисковый тормоз на левой стороне транспортного средства» и, например, «R» для «дисковый тормоз на правой стороне транспортного средства» (в смысле направления движения транспортного средства).

Для электрического или пневматического срабатывания дисковому тормозу может быть придан актуатор, или дисковый тормоз может содержать таковой. Актуатор может содержать, например для электрического срабатывания, электродвигатель и преимущественно редуктор, который воздействует на затяжное устройство, или для пневматического срабатывания – пневмоцилиндр, который приводит в действие дисковый тормоз преимущественно поршневым штоком. Таким образом, дисковый тормоз становится соответственно электрически или пневматически срабатывающим дисковым тормозом.

Ниже изобретение более подробно описано на примерах его осуществления. Изобретение не ограничено ими, а в рамках формулы может быть реализовано также иным, не показанным образом. На чертежах представлено следующее:

фиг. 1 - вид части тормозного суппорта дискового тормоза с тормозным щитом, тормозным суппортом и затяжным устройством в направлении нажимного сухаря затяжного устройства;

фиг. 2 - перспективный вид нажимного поршня с нажимным сухарем;

фиг. 3 - вид сверху на устройство с тормозным щитом, тормозными колодками и нажимным поршнем;

фиг. 4а, 4b - различные виды тормозной колодки со стороны затяжки;

фиг. 5а, 5b - различные виды альтернативного выполнения тормозной колодки со стороны затяжки;

фиг. 6а - перспективный вид тормозной колодки со стороны затяжки для дискового тормоза на левой стороне транспортного средства, причем кружком обозначено место, где преимущественно плоская нажимная поверхность нажимного сухаря воздействует на спинку;

фиг. 6b - тормозную колодку со стороны затяжки для дискового тормоза на левой стороне транспортного средства;

фиг. 6с - тормозную колодку со стороны затяжки для дискового тормоза на правой стороне транспортного средства, причем выемка или углубление тормозной колодки, на которую воздействует нажимной сухарь, у левого дискового тормоза прилегает к спинке дальше слева, а у правого дискового тормоза – дальше справа.

Отдельные признаки описанных ниже дисковых тормозов не следует использовать обязательно в комбинации со всеми другими признаками этих примеров выполнения. Напротив, их можно использовать также в других выполнениях предложенных дисковых тормозов по отдельности или в комбинации с другими признаками этих дисковых тормозов. Кроме того, изображенные примеры выполнения могут быть также видоизменены в деталях.

На фиг. 1 и 3 изображены элементы и узлы дискового тормоза 1 с тормозным щитом 2, тормозным суппортом 3 и тормозным диском 4. Тормозной суппорт 3 установлен на тормозном щите 2 с возможностью перемещения. Речь идет, тем самым, о дисковом тормозе с плавающим суппортом. Дисковый тормоз является тормозом для коммерческих транспортных средств. Транспортное средство может содержать несколько таких дисковых тормозов. Правые и левые дисковые тормоза могут быть выполнены соответственно, согласно изобретению. Дисковый тормоз 1 рассчитан на срабатывание посредством актуатора с пневмоприводом или актуатора с электроприводом. Актуатором может быть, например, тормозной цилиндр, который действует поршневым штоком на тормозной рычаг (не показан).

Тормозной диск 4 может иметь предпочтительно диаметр 330 мм или более (также предпочтительно до 432 мм). Затяжное устройство расположено в тормозном суппорте 3 на стороне 301 затяжки тормозного диска 4.

Тормозной суппорт 3 охватывает сверху рамообразно верхний край тормозного диска 4. Тормозной диск 4 имеет предпочтительное направление D вращения (фиг. 3). Оно соответствует направлению вращения колеса транспортного средства при движении вперед.

Тормозной щит 2 также имеет рамообразную форму и охватывает сверху верхний край тормозного диска 4. Он закреплен на крепежном средстве (не показано) транспортного средства. Как правило, это закрепление происходит на стороне затяжки дискового тормоза. Тормозной щит 2 и тормозной суппорт 3 имеют соответственно сторону 201, 301 затяжки и сторону 202, 302 реакции. Тормозной щит 2 имеет далее со стороны затяжки шахту 203 для колодки и со стороны реакции – шахту 204 для колодки.

В отношении предпочтительного направления D вращения тормозного диска 4 при движении вперед тормозной щит имеет поперечную распорку 205 со стороны набегания и поперечную распорку 206 со стороны выбега. Они, в основном, перпендикулярны продольной распорке 207 со стороны затяжки и продольной распорке 208 со стороны реакции. Каждая из обеих шахт 203, 204 для колодок имеет далее несущие клыки 209, 210 со стороны набегания и несущие клыки 211, 212 со стороны выбега, причем каждая тормозная колодка 5, 6 опирается в направлении периферии при торможении во время движения вперед. Термин «направление периферии» относится к движению тормозного диска в направлении D. Часть тормозного диска 4 – подобие кольцевого сегмента – выдается через тормозной щит 2 вверх из него или, по меньшей мере, вдается в него.

«Ориентация в направлении периферии» означает, что соответствующий элемент ориентирован центрированно посередине в направлении периферии по отношению к этой части тормозного диска. Тогда элемент посередине перед соответствующим кольцевым сегментом тормозного диска и не смещен эксцентрично по отношению к этому сегменту. Для этого элемент может иметь среднюю плоскость, которая ориентирована радиально по отношению к оси А4 вращения тормозного диска, и к тому же может быть предусмотрено, что также линия действия силы тяжести, например тормозная колодка 5 или 6, проходит параллельно оси А4 вращения тормозного диска 4 через эту среднюю плоскость.

Тормозные колодки 5, 6 вставляются в шахты 203, 204, преимущественно через отверстие 303 тормозного суппорта, или на фиг. 3 уже вставлены. Тормозные колодки 5, 6 имеют соответственно спинку 51, 61 и фрикционный материал 52, 62. Фрикционный материал 52, 62 ориентирован соответственно в сторону тормозного диска 4. Тормозные колодки 5, 6 установлены с возможностью перемещения параллельно оси А вращения тормозного диска. Эта ось А лежит на фиг. 3 ниже средней оси М нажимного поршня 304 параллельно ей. Перемещение тормозных колодок 5, 6 происходит во время торможения и, при случае, для компенсации их износа. Тормозные колодки 5, 6, а также преимущественно их фрикционные материалы 52, 62 и преимущественно также их спинки 51, 61 могут быть ориентированы в направлении периферии центрированно по тормозному диску 4. Преимущественно линии действия силы тяжести этих тормозных колодок 5, 6 и преимущественно также их фрикционных материалов 52, 62 и их спинок 51, 61 лежат тогда в направлении периферии в середине этих элементов. Тормозной суппорт 3 имеет центральное среднее отверстие 303, в которое погружен периферийный край тормозного диска 4. Через него тормозные колодки 5, 6 могут вставляться в шахты 203, 204 при их замене.

Тормозной суппорт 3 содержит на своей стороне затяжки затяжное устройство (здесь не показано и не видно, за исключением нажимного поршня 304). Оно может быть расположено в отверстии тормозного суппорта 3. Затяжное устройство служит для того, чтобы движение затяжки элемента актуатора преобразовать в движение затяжки. Для этого затяжное устройство может содержать один или несколько элементов, например рычаг, опору и/или траверсу, причем эти элементы воздействуют на нажимной поршень. Конструкция таких зажимных устройства известна сама по себе в самых разных вариантах и потому здесь подробно не поясняется. Не показанное здесь в остальном зажимное устройство содержит нажимной поршень 304 (фиг. 1-3). Этот нажимной поршень 304 имеет цилиндрический или частично цилиндрический участок 305. Тот содержит на своем обращенном к тормозной колодке 5 конце нажимной сухарь 306 для воздействия на тормозную колодку 5 со стороны затяжки, по меньшей мере, при затяжке дискового тормоза.

На свободном конце нажимного сухаря 306 выполнена нажимная поверхность 307. Нажимной сухарь 306 может быть выполнен за одно целое с цилиндрическим участком 305 или закреплен на нем. Цилиндрический участок 305 может быть выполнен в виде отрезка трубы, в частности резьбового участка трубы. Нажимной сухарь 306 может быть выполнен также в виде представляющей его зоны, которая в остальном не отличима от участка 305 и образует как бы лишь его свободную концевую зону.

Спинка 51 тормозной колодки 5 со стороны затяжки имеет ответную нажимной поверхности упорную поверхность 53, на которую во время торможения опирается нажимная поверхность 307. В остальном спинка 51 может быть выполнена плоской или иметь также ребра 54 и выемки/углубления 55 (фиг. 4а, b, 5а, b). Они могут быть, при случае с ребром 54а, образующим на фиг. 4 упорную поверхность 53, в целом, распределены так, чтобы линия М5 действия силы тяжести тормозной колодки 5 и преимущественно также линии действия силы тяжести ее фрикционного материала и спинки проходила/проходили через среднюю ось М51, которая лежит в средней плоскости и преимущественно плоскости симметрии тормозной колодки (по отношению к внешнему контуру (за исключением отклонений, таких как выемка для датчика и т.п.). Эти линии действия силы тяжести ориентированы тогда преимущественно в направлении периферии центрированно по тормозному диску.

При торможении нажимной поршень 304 давит нажимным сухарем 306 через нажимную поверхность 307 на спинку 51 тормозной колодки 5 со стороны затяжки. В результате тормозная колодка 5 со стороны затяжки перемещается в своей шахте 203 со стороны затяжки в направлении тормозного диска 202, пока тормозная колодка 5 со стороны затяжки не вступит во фрикционный контакт с поверхностью тормозного диска 4 и не затормозит его. При этом тормозной суппорт 3 при торможении вследствие процесса затяжки перемещается против направления движения нажимного поршня 304, в результате чего тормозная колодка 6 со стороны реакции также давит своим фрикционным материалом 62 на тормозной диск 4. Преимущественно тормозной суппорт 3 воздействует относительно всей поверхностью на спинку 62 тормозной колодки 6 со стороны реакции, которая за счет этого перемещается аксиально параллельно оси тормозного диска 4 в направлении тормозного диска 4. Таким образом, при торможении уменьшается скорость реакции тормозного диска 4, и снабженное соответствующим дисковым тормозом транспортное средство затормаживается.

Рабочей поверхностью в рамках данного описания называется та поверхность, на которой нажимная 307 и упорная 53 поверхности прилегают друг к другу при затяжке тормоза (фиг. 1-3). Если на спинке расположен дополнительный элемент, например пластина 56 листовой стали (фиг. 4), через которую нажимной поршень 304 воздействует на спинку 51, то этот элемент, в частности пластина листовой стали, следует отнести к спинке 51 и в рамках этой публикации понимать как элемент тормозной колодки 5, 6.

Предусмотрено, что рабочая поверхность, на которой нажимная 307 и упорная 53 поверхности прилегают друг к другу при затяжке дискового тормоза, в направлении периферии ориентированы центрированно не по отношению к тормозному диску, а в направлении вращения со стороны выбега смещенно к нему. Далее может быть предусмотрено, что рабочая поверхность в направлении периферии ориентирована центрированно не по средней оси М304 нажимного поршня 304, а полностью или преобладающей частью лежит со стороны выбега смещенно относительно этой средней оси М304 по отношению к предпочтительному направлению вращения дискового тормоза 1.

Это видно на фиг. 3 за счет того, что соответственно силовая линия F или вектор силы, с которой нажимной поршень 304 воздействует на тормозную колодку 5, лежит в направлении выбега смещенно относительно средней оси М304 и оси А4 вращения тормозного диска.

При этом, согласно одному предпочтительному варианту, средняя ось М304 нажимного поршня 304 может лежать посередине между двумя средними осями М213, М214 подшипников 213, 214 скольжения дискового тормоза 1, посредством которых тормозной суппорт 3 установлен подвижно относительно тормозного щита 2. Эти средние оси М213, М214 удалены радиально преимущественно одинаково далеко от оси А4 вращения тормозного диска.

Перемещение рабочей поверхности между тормозной колодкой 5 и нажимным сухарем 306 в направлении периферии по отношению к тормозному диску 4 эффективно и просто противодействует косому износу.

Особенно предпочтительно, что тормозные колодки 5, 6 и, в частности, их поверхности трения, а также их шахты необязательно должны быть смещены относительно средней оси М304 нажимного поршня. Оба остаются ориентированными в направлении периферии центрировано по отношению к тормозному диску 4 и средней оси М304 поршня 304. Линии действия силы тяжести (фрикционных накладок 52, 62 и/или спинки 51, 52) проходят преимущественно через плоскость, образованную М304 и А4.

Особое преимущество этого варианта в том, что даже у дискового тормоза, который содержит единственный нажимной поршень 304 и у которого обе тормозные колодки 5, 6 в направлении периферии ориентированы центрированно по средней оси М304 и тормозному диску 4, без смещения колодки 5, 6 и/или ее соответствующей шахты 203, 204 просто за счет того, что нажимной сухарь 306 и/или спинка 51 тормозной колодки 5 изменяются, в результате чего рабочая поверхность в направлении периферии лежит эксцентрично или ориентирована центрированно не посередине по отношению к тормозному диску, можно противодействовать косому износу. Эта мера реализуется просто при дооснащении и/или путем простого конструктивного изменения элементов нажимной сухарь 306 и/или тормозная колодка 5 со стороны затяжки.

При торможении нажимная поверхность 307 нажимного поршня 304 давит на спинку 51 тормозной колодки 5 со стороны затяжки только в зоне рабочей поверхности.

Нажимной поршень 304 имеет среднюю ось М304. Шахты 203, 204 для колодок выполнены преимущественно симметричными по отношению к этой средней оси М304 и плоскости, образованной средней осью М304 и осью А4 вращения тормозного диска. Это значит, что опорные поверхности на несущих клыках 209, 210 со стороны набегания и несущих клыках 211, 212 со стороны выбега удалены одинаково далеко от средней оси М304. При этом также фрикционные накладки 52, 62 могут быть выполнены симметричными этой средней оси. Их линии действия силы тяжести могут лежать тогда в образованной М304 и А4 плоскости. Это может, в частности, означать, что фрикционные накладки 5, 6 лежат относительно средней оси М304 нажимного поршня 304 в направлении периферии тормозного диска центрированно по отношению к нажимному поршню 304 и тормозному диску 4 и не смещены со стороны набегания или выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска 4 и тормозного диска 4.

При торможении нажимной сухарь 306 воздействует вектором F силы в соосной по ним силовой линии на рабочей поверхности на спинку 51 тормозной колодки 5 со стороны затяжки. Нажимной сухарь 306 может быть ориентирован в дисковом тормозе центрированно в направлении периферии или направлении вращения.

Фрикционный материал 52 тормозной колодки 5 со стороны затяжки и фрикционный материал 62 тормозной колодки 6 со стороны реакции сдвинуты по отношению к этому вектору F силы на одинаковую величину в направлении стороны набегания (у 205). За счет этого можно простым образом противодействовать эффекту косого износа тормозных колодок 5, 6.

Чтобы образовать между нажимным сухарем 306 и тормозной колодкой 5 со стороны затяжки эксцентричные рабочие поверхности, требуется принять одну или несколько конструктивных мер.

Так, чтобы образовать между нажимным сухарем 306 и тормозной колодкой 5 со стороны затяжки смещенную в сторону выбега рабочую поверхность, согласно одному варианту, нажимной сухарь может иметь уступ 308 в смысле смещенного в сторону выбега и несимметричного плоскости через М304 и А4 выступа в направлении тормозной колодки 6 (фиг. 1, 2).

Этот уступ 308 может быть выполнен в форме кольцевого сегмента. Он может быть выполнен также, например, в основном, полуцилиндрическим. Однако он может быть выполнен также иначе, например в зоне упорной поверхности 53 прямоугольным. Он воздействует, таким образом, на упорную поверхность 53. Эта упорная поверхность может быть выполнена ответной, т.е., например, также в форме кольцевого сегмента. Однако она может быть выполнена также иначе, например в форме окружности или же прямоугольной.

Однако, согласно другому варианту, также, например, нажимная поверхность 307 нажимного сухаря 306 может быть не смещена в направлении периферии в сторону выбега, а выполнена концентричной и/или симметричной средней оси, а упорная поверхность 53 тормозной колодки 5 может быть выполнена таким образом, что рабочая поверхность, тем не менее, смещена в сторону выбега, так что активный вектор F1 силы смещен в сторону выбега.

Следовательно, согласно одному варианту, нажимная поверхность 307 нажимного сухаря 306 может быть сдвинута эксцентрично в сторону выбега. Однако также упорная поверхность 53 может быть сдвинута в сторону выбега. Также обе поверхности могут быть смещены в сторону выбега.

Для этого можно предусмотреть на спинке 51 тормозной колодки 5 со стороны затяжки эксцентричный прижимной контур в виде выступа 56 относительно окружающей поверхности спинки 51, который по отношению к средней оси М нажимного поршня 304 лежит эксцентрично и относительно, по меньшей мере, одной окружающей зоны возвышается настолько, что нажимной сухарь 306 подходящей плоской нажимной поверхностью 307 воздействует только на этот прижимной контур 54. Этого можно достичь также за счет того, что со стороны набегания в спинке 51 предусмотрено соответствующее углубление 56а, которое не касается нажимной поверхности преимущественно плоского в остальном нажимного сухаря (фиг. 3).

Также может быть предусмотрен выполненный за одно целое со спинкой 51 выступ, или же на спинке может быть размещен отдельный элемент, такой как насадка 55 в качестве выступа. Насадка 51 может быть приварена к спинке или закреплена иным образом. В качестве альтернативы на спинке 51 может быть выполнен также за одно с ней уступ в качестве выступа 56 по типу возвышающегося участка (фиг. 5а, b).

Также в качестве альтернативы на нажимном сухаре может быть закреплена образующая уступ (в качестве выступа) стальная пластина (не показано).

Может быть предусмотрено, что вся рабочая поверхность в направлении выбега лежит сбоку средней оси М304.

Однако может быть также так, что средняя ось М304 проходит через рабочую поверхность и та имеет в сторону выбега бóльшую протяженность, чем в сторону набегания. За счет соответствующего распределения выемок 55 и/или ребер 56 на спинке 51 линии действия силы тяжести и действующий центр тяжести всей колодки 5 и фрикционного материала 52 могут быть и дальше ориентированы в направлении периферии по средней оси М1 нажимного поршня 304.

Изображенный в форме полуокружности или кольцевого сегмента контур рабочей поверхности предпочтителен. Далее предпочтительно, если вся рабочая поверхность лежит сбоку средней оси. Это предпочтительно, однако необязательно.

Нажимной сухарь 306 на конце нажимного поршня 304 может быть выполнен, в основном, в форме цилиндра, причем нажимная поверхность 307 тогда преимущественно плоская. Она может быть расположена посередине.

Нажимной сухарь 306 может быть выполнен, например, также овальным и сдвинут в направлении стороны выбега или размещен эксцентрично на конце участка 305.

Однако может быть также, что средняя ось проходит через рабочую поверхность и та имеет в сторону выбега бóльшую протяженность, чем в сторону набегания.

У правых и левых дисковых тормозов транспортного средства рабочие поверхности, на которых нажимная 304 и упорная 53 поверхности прилегают друг к другу при затяжке дискового тормоза, смещены в сторону выбега в направлении периферии по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска 4 и средней оси М поршня 304.

Согласно одному варианту, для выполнения этого условия тормозные колодки правого дискового тормоза со стороны затяжки могут иметь иную спинку, чем тормозные колодки левого дискового тормоза со стороны затяжки.

Согласно одному варианту, дисковый тормоз 1 для правого конца оси «дисковый тормоз с правой стороны транспортного средства», за исключением его обоих тормозных колодок, может быть выполнен конструктивно точно так же, как и дисковый тормоз 1 для левого конца оси «дисковый тормоз с левой стороны транспортного средства» (в частности, шахты для колодок тормозного щита и нажимные сухари затяжных устройств). Однако также отдельные элементы, например, подшипники скольжения – неподвижные и плавающие подшипники – для правого и левого дисковых тормозов, могут привести к различению, т.к., если, например, оба неподвижных подшипника должны быть расположены на дисковом тормозе «со стороны выбега», то у левого и правого дисковых тормозов возникают соответствующие отличия в этой зоне.

При этом выемки 56а могут быть выполнены так, что они при конгруэнтном прилегании их спинок друг к другу находятся на одной прямой, в частности полностью (фиг. 6b, с).

Выемка 56а тормозной колодки 5 со стороны затяжки может, тем самым, например, у правого дискового тормоза при тормозной колодке 5 со стороны затяжки, располагаться в спинке полностью или преобладающей частью в состоянии монтажа больше в одну, например правую, сторону средней оси, а у соответствующего левого дискового тормоза при тормозной колодке 5 со стороны затяжки – в спинке полностью или преобладающей частью в состоянии монтажа больше в другую, например левую, сторону средней оси (фиг. 6а-с). Тогда может быть предпочтительным отметить, предусмотрена ли тормозная колодка для левой или правой стороны транспортного средства или рассчитан ли дисковый тормоз на левую или правую сторону транспортного средства.

На фиг. 6 это показано очень наглядным образом. Так, на фиг. 6а изображен перспективный вид тормозной колодки 5L со стороны затяжки для дискового тормоза с левой стороны транспортного средства, причем кружком обозначено, где преимущественно плоская нажимная поверхность 307 нажимного сухаря воздействует на спинку 51. На фиг. 6b изображена тормозная колодка 5L со стороны затяжки для дискового тормоза с левой стороны транспортного средства без обозначенной нажимной поверхности 307. На фиг. 6с изображена тормозная колодка 5R со стороны затяжки для дискового тормоза с правой стороны транспортного средства, причем выемка 56а или углубление тормозной колодки, на которую/которое нажимной поршень 305 действует через нажимной сухарь 306 (фиг. 5), расположена у левого дискового тормоза дальше влево на спинке 51, а у правого дискового тормоза – дальше вправо на спинке (по отношению к середине спинки). Поскольку выемка 56а полностью или частично лежит со стороны набегания в спинке под нажимной поверхностью, рабочая поверхность лежит в направлении периферии эксцентрично или ориентирована центрированно или не посередине по отношению к тормозному диску.

Следует еще отметить, что тормозная колодка 5, 6 может содержать прижимную пружину 7, к которой относится крышка 7а, с помощью которой прижимная пружина 7 может быть закреплена на собственно тормозной колодке.

Перечень ссылочных позиций

1 - дисковый тормоз

2 - тормозной щит

201 - сторона затяжки

202 - сторона реакции

203 - шахта для колодки со стороны затяжки

204 - шахта для колодки со стороны реакции

205, 206 - поперечная распорка

207, 208 - продольная распорка

209, 210 - несущий клык со стороны набегания

211, 212 - несущий клык со стороны выбега

213, 214 - подшипник скольжения

3 - тормозной суппорт

301 - сторона затяжки

302 - сторона реакции

303 - отверстие

304 - нажимной поршень

305 - цилиндрический участок

306 - нажимной сухарь

307 - нажимная поверхность

308 - уступ

4 - тормозной диск

5, 6 - тормозные колодки

51, 61 - спинка

52, 62 - фрикционный материал

53 - упорная поверхность

54 - ребра

55 - выемки, углубления

56 - выступ

56а - углубление

М5 - линия действия силы тяжести

М51 - средняя ось

М304 - средняя ось

А4 - ось вращения

D - направление вращения.

1. Дисковый тормоз, приводимый в действие электрически или пневматически, для коммерческого транспортного средства, содержащий:

- тормозной диск (4) с предпочтительным направлением (D) вращения,

- тормозной щит (2),

- тормозной суппорт (3), установленный на тормозном щите (2) с возможностью перемещения,

- тормозную колодку (5) со стороны затяжки и тормозную колодку (6) со стороны реакции, которые расположены в соответствующей шахте (203) тормозного щита (2) со стороны затяжки и шахте (204) со стороны реакции с возможностью перемещения параллельно оси (А4) вращения тормозного диска,

- затяжное устройство, содержащее единственный нажимной поршень (304), который имеет среднюю ось (М1), а на обращенном к тормозной колодке со стороны затяжки – нажимной сухарь (306), выполненный с возможностью воздействия нажимной поверхностью (307) на ответную упорную поверхность (53) тормозной колодки (5) со стороны затяжки с возможностью формирования при затяжке тормоза рабочей поверхности между нажимной поверхностью (307) и упорной поверхностью (53),

- причем тормозная колодка (5) со стороны затяжки и тормозная колодка (6) со стороны реакции в направлении периферии ориентированы центрированно по отношению к тормозному диску и средней оси (М) нажимного поршня (304),

- причем тормозные колодки (5, 6) имеют каждая спинку (51, 61) и фрикционный материал (52, 62), при этом фрикционные материалы (52, 62) и/или спинка (51, 61) в направлении периферии ориентированы центрированно по тормозному диску (4),

- причем рабочая поверхность, на которой нажимная поверхность (307) и упорная поверхность (53) при затяжке дискового тормоза прилегают друг к другу, в направлении периферии расположена смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению вращения тормозного диска (4) и средней оси (М) нажимного поршня (304),

отличающийся тем, что спинка (54) тормозной колодки имеет выемку (56а), которая относительно оси (М) вращения тормозного диска полностью или частично смещена в сторону набегания под нажимным сухарем (306), так что спинка (54) не касается нажимного сухаря (306) в зоне выемки, при этом тормозная колодка при торможении касается нажимного сухаря (306) в зоне рядом с выемкой (56а).

2. Дисковый тормоз по п. 1, отличающийся тем, что тормозная колодка со стороны затяжки и тормозная колодка со стороны реакции расположены в соответствующей шахте (203) тормозного щита (2) со стороны затяжки и шахте (204) со стороны реакции с возможностью перемещения параллельно или, по существу, параллельно оси (А4) вращения тормозного диска.

3. Дисковый тормоз по п. 1 или 2, отличающийся тем, что нажимной сухарь (306) предназначен для воздействия на тормозную колодку (5) со стороны затяжки, по меньшей мере, при затяжке дискового тормоза.

4. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-3, отличающийся тем, что тормозной диск (4) имеет предпочтительно диаметр 330 мм или более.

5. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-4, отличающийся тем, что тормозной суппорт (3) и тормозной щит (2) рамообразно охватывают верхний край тормозного диска (4), причем в тормозном суппорте (3) предусмотрено центральное отверстие (303) для замены колодок.

6. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-5, отличающийся тем, что спинка (51) имеет ряд ребер (54) и выемок/углублений (55).

7. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-6, отличающийся тем, что шахты для колодок тормозного щита в направлении периферии ориентированы центрированно по отношению к тормозному диску (4).

8. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-7, отличающийся тем, что нажимной сухарь (306) содержит выступ, имеющий нажимную поверхность (307), при этом нажимная поверхность в направлении периферии расположена смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению (D) вращения тормозного диска (4).

9. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-8, отличающийся тем, что упорная поверхность (53) спинки в направлении периферии расположена смещенно в сторону выбега по отношению к предпочтительному направлению (D) вращения тормозного диска (4).

10. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-9, отличающийся тем, что упорная поверхность (53) спинки (51) тормозной колодки (5) со стороны затяжки образована уступом спинки.

11. Дисковый тормоз по п. 10, отличающийся тем, что уступ образован элементом, размещенным на спинке (51) тормозной колодки (5) со стороны затяжки.

12. Дисковый тормоз по п. 11, отличающийся тем, что размещенным на спинке (51) тормозной колодки (5) со стороны затяжки элементом является элемент из листовой стали, закрепленный на спинке.

13. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-12, отличающийся тем, что за счет распределения выемок (55) и/или ребер (56) на спинке (51) линии действия силы тяжести и активный центр тяжести всей колодки (5) и фрикционного материала (52) в направлении периферии ориентированы по средней оси (М1) нажимного поршня (304).

14. Дисковый тормоз по любому из пп. 1-13, отличающийся тем, что затяжное устройство расположено в тормозном суппорте (3) на стороне (301) затяжки тормозного диска (4), при этом тормозной суппорт (3) рамообразно охватывает периферийную зону тормозного диска.

15. Тормозная колодка для дискового тормоза по любому из пп. 1-14, отличающаяся тем, что она имеет единственную, эксцентричную по отношению к своей линии (М5) действия силы тяжести упорную поверхность (53) для нажимного поршня (304) с нажимным сухарем с нажимной поверхностью (307), причем в спинке (54) выполнена выемка (56а), которая относительно оси (М) вращения тормозного диска полностью или частично смещена в сторону набегания под нажимным сухарем, так что спинка (54) не касается нажимного сухаря в зоне выемки.

16. Тормозная колодка по п. 15, отличающаяся тем, что она имеет единственную эксцентричную упорную поверхность (53), при этом она выполнена, в основном, в форме полуокружности или полностью в форме полуокружности.

17. Тормозная колодка по п. 15 или 16, отличающаяся тем, что выемка (56а) имеет форму кругового сегмента.

18. Тормозная колодка по любому из пп. 15-17, отличающаяся тем, что за счет распределения выемок (55) и/или ребер (56) на спинке (51) линии действия силы тяжести и активный центр тяжести всей колодки (5) и фрикционного материала (52) в направлении периферии ориентированы по средней оси (М1) нажимного поршня (304).

19. Транспортное средство, по меньшей мере, с одной колесной осью, причем колесная ось имеет по отношению к направлению главного движения транспортного средства направление главного вращения, причем колесная ось содержит, по меньшей мере, один, приданный левому концу (и колесу) колесной оси дисковый тормоз с левой стороны (1) транспортного средства, причем колесная ось содержит, по меньшей мере, один, приданный правому концу (и колесу) колесной оси дисковый тормоз с правой стороны (1) транспортного средства, причем дисковый тормоз с левой стороны (1) транспортного средства и дисковый тормоз с правой стороны (1) транспортного средства выполнены по любому из пп. 1-14.



 

Похожие патенты:

Настоящее изобретение относится к дисковому тормозу и, более конкретно, к дисковому тормозному устройству при использовании средств с комбинированным генераторным двигателем, дисковое тормозное устройство содержит неподвижную пластину, которая имеет катушечные элементы, расположенные радиально, и вращающиеся пластины, которые имеют корпуса магнитов, расположенные радиально и соответствующие катушечным элементам, при этом электрическое притяжение между неподвижной пластиной и вращающимися пластинами обеспечивает первичное торможение, а трение между ними обеспечивает вторичное торможение, чтобы минимизировать появление металлического порошка в процессе торможения.

Дисковый тормоз (21), в частности дисковый тормоз с подвижным суппортом, включает в себя по меньшей мере один стационарно закрепленный щит (1) тормозного механизма, который имеет две пары бортов (7R, 8R; 7Z, 8Z) щита, посредством которых удерживаются тормозная накладка (22) со стороны реакции и тормозная накладка (23) со стороны зажима, суппорт (24) тормозного механизма, который образуется посредством тяг (25, 26) и тыльной частью (27) суппорта, а также зажимное устройство.

Предлагается дисковый тормоз, имеющий тормозную скобу (1), охватывающую тормозной диск (2), а также тормозные накладки (3) с обеих сторон дискового тормоза, предохраняющий тормозные накладки (3) от выпадения из дискового тормоза прижим (10) накладок, который, прилегая к задним пластинам (5) обеих тормозных накладок (3), распространяется поперек них, и имеющий плоскую пружину (12), которая, упруго пружиня, прилегает к обращенной от тормозных накладок (3) стороне прижима (10) накладок, распространяется в его продольном направлении и своими двумя концами (31, 32) оперта в опорах (21, 22) пружины.

Предлагается направляющая тормозной скобы для дискового тормоза, имеющая подшипник (8) скольжения, состоящий из сверления и продольно движущейся в нем направляющей балки (10), имеющая сильфон (16) для защиты подшипника (8) скольжения, окружающий направляющую балку (10) на некоторой части длины, который снабжен буртиком (31), опертым на дно (48) кольцевого паза (30), которым снабжена направляющая балка (10), и имеющая кольцо (33), которое распространяется в осевом направлении до наружной стороны буртика (31) и снабжено крепежной структурой (35), блокирующей кольцо (33) в обращенном от сильфона (16) продольном направлении.

Дисковый тормозной механизм (1) для грузовых транспортных средств содержит: тормозной диск (4), суппорт (2) тормозного механизма, который затягивает тормозной диск (4), и держатель (7) тормозного механизма, тормозную накладку (5) со стороны зажима и тормозную накладку (6) со стороны реакции, из которых, по меньшей мере, тормозная накладка (5) со стороны зажима располагается в нише для накладки держателя (7) тормозного механизма, причём в суппорте (2) тормозного механизма расположено зажимное устройство, которое имеет один единственный нажимной шток (8), который через нажимную пластину (9) при торможении оказывает зажимное усилие (FK) на тормозную накладку (5) со стороны зажима, центральную плоскость и/или плоскость симметрии (S), соотнесённую с направлением прямого вращения сторону (Е) входа и соотнесённую с направлением обратного вращения сторону (А) выхода, причём плоскость (W) воздействия нажимной пластины (9) имеет смещение по центру (е) в направлении стороны (А) выхода, на расстоянии от центральной плоскости (S) дискового тормозного механизма (1), и/или причём, по меньшей мере, тормозная накладка (5) со стороны зажима имеет скос (12) на стороне (А) выхода.

Дисковый тормоз колесной пары с независимым вращением колес, состоящий из двух блоков дискового тормоза, содержащих корпус, шарнирно смонтированные на нем средней своей частью два рычага (внутренний и внешний), на концах которых с одной стороны корпуса шарнирно закреплен силовой цилиндр, с другой - тормозные башмаки с накладками для фрикционного взаимодействия с тормозным диском, устройство для регулирования и стабилизации положения башмаков блока относительно тормозного диска при отпущенном положении тормоза, выполненное в виде тяги, шарнирно присоединенной своими концами к рычагам, согласно изобретению использует в качестве тормозного диска колесо колесной пары независимого вращения с фрикционным диском, и дополнительно в каждый блок введены ролики, которые шарнирно закреплены на внутреннем рычаге и расположены радиально колесу; корпус тяги; контргайка; гайка; тяга с резьбой, которая ввернута в корпус тяги и оборудована контргайкой; тяга со штоком, которая вставлена в корпус тяги и зафиксирована гайкой; пружина, которая установлена внутри корпуса тяги и разводит рычаги в расторможенном состоянии системы, а винтовая стяжка с левой и правой резьбой соединяет внутренние рычаги блоков, которые закреплены на корпусе и имеют степень свободы в осевом направлении.

Предложен дисковый тормоз для транспортного средства, содержащий: тормозную скобу и тормозные колодки с обеих сторон от тормозного диска, устройство (5) для применения тормоза, регулировочное устройство (20) для компенсации износа тормозных колодок и тормозного диска, приводной элемент (27), который повернут вокруг регулировочной оси (L), и тормозной рычаг (10), состоящий из вала (11), который, с одной стороны, поддерживается относительно тормозной скобы, и, с другой стороны, относительно прижимной детали (8), функционирующей на одной из тормозных колодок, и плечо (12) рычага, которое повернуто с валом (11) и центральная линия поворота которого продолжается под прямым углом относительно вала (11), при этом плечо (12) рычага обеспечено опорой (16) для силового элемента в области его наружного конца (12A), причем тормозной рычаг (10) содержит зазор (40), через который продолжается регулировочная ось (L), механизм, который соединяет тормозной рычаг (10) с приводным элементом (27), состоит из первого элемента (31) механизма на тормозном рычаге (10) и второго элемента (32) механизма на приводном элементе (27), который взаимодействует с первым элементом (31) механизма, расположенным во внутреннем конце (12B) плеча (12) рычага в плоскости (E), которая определена поворотом (S) плеча (12) рычага.

Изобретение относится к дисковому тормозу транспортного средства, в частности грузового. Дисковый тормоз содержит по меньшей мере одну прижимаемую тормозную колодку и заднюю тормозную колодку, удерживаемые в держателе за счет взаимодополняющих профилей.

Изобретение относится к дисковому тормозу транспортного средства, в частности грузового. Дисковый тормоз содержит по меньшей мере одну прижимаемую тормозную колодку и заднюю тормозную колодку, удерживаемые в держателе за счет взаимодополняющих профилей.

Изобретение относится к дисковому тормозу для транспортного средства, в частности для грузового автомобиля. Дисковый тормоз содержит направляющее устройство, которое увеличивает направляющую длину суппорта посредством прикладывания подпружиненного растягивающего усилия к прижимаемой тормозной колодке, плотно установленной в держателе, и сжимающего усилия к задней тормозной колодке.
Наверх