Топливная композиция флотского мазута

Изобретение относится к топливной композиции флотского мазута. Предложена топливная композиция флотского мазута, с содержанием не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С и с пониженным содержанием серы не более 0,5% масс., включающая в качестве основы гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, утяжеленную дизельную фракцию, полученную при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля и депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.: гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей 10-20; утяжеленная дизельная фракция, полученная при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, 0-45; депрессорно-диспергирующая присадка 0,05-0,1; непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля до 100. Технический результат - получение топливной композиции флотского мазута Ф5, которая отвечает требованиям ГОСТ 10585-2013 и имеет содержание серы не более 0,5% масс. 5 табл.

 

Изобретение относится к жидким углеродсодержащим топливам на основе смесей углеводородов, а именно к топливной композиции флотского мазута для водоизмещающих (постоянно находящихся на плаву) судов.

Флотский мазут используется для водоизмещающих судов с котлами и котлоагрегатами в качестве энергетической установки. Флотский мазут производится в соответствии с требованиями ГОСТ 10585-2013 «ТОПЛИВО НЕФТЯНОЕ. МАЗУТ. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ». Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» ограничено содержание фракций, перегоняющихся до 350°С по методу ASTM D 1160 для флотского мазута марки Ф5, произведенного по ГОСТ 10585-2013, до значения не более 22% об. Это требование ограничивает вовлечение в рецептуру флотского мазута легких нефтяных фракций.

С 2020 года введены новые требования, принятые Международной морской организацией (International Maritime Organization, IMO) в рамках обновления норм и стандартов международных конвенций.

В международной конференции MARPOL 73/78 с 1 января 2020 года вступило в силу правило «IMO 2020», которое определяет предельный уровень содержания серы в мазуте, используемом морскими судами, эксплуатируемыми вне специальных районов контроля выбросов, на уровне до 0,50% масс., в то время как в специальных районах контроля выбросов (ЕСА) этот предел составляет не более 0,10% масс. Действующий с 2012 до 2020 года предел содержания серы составлял 3,50% масс., поэтому для большинства судов, использующих флотский мазут, потребуется переход на новые типы топлива.

Известна топливная композиция суперлегкого мазута, используемая на судах речного и морского флота, которая содержит 25 - 50% масс., стабилизированного газового конденсата с содержанием в нем фракции C1 - С4 в количестве не более 0,3 - 1,0% масс., и остальное мазут топочный марки М 100 и/или М 40 (пат. РФ №2278149, 2006).

Недостатком композиции по патенту РФ №2278149 является низкая температура вспышки, не соответствующая требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (TP ТС 013/2011), и Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» что обусловлено содержанием большой доли стабилизированного газового конденсата.

Известна также топливная композиция маловязкого мазута, используемая, в том числе, на судах речного и морского флота, которая содержит мазут марки М 40 и/или М 100 в количестве 35 - 60% масс., стабилизированный газовый конденсат в количестве 25 - 50% масс., с содержанием в нем фракции C1 - С4 не более 0,3 - 1,0% масс., и керосиногазойлевую фракцию - 1 - 40% масс. (пат. РФ №2311443, 2007).

Данная композиция имеет те же недостатки, что и в пат. РФ №2278149, 2006.

Известна топливная композиция флотского мазута, которая содержит: 5-30% масс., гудрона, до 25% масс., широкой вакуумной фракции 260 - 510°С или продуктов висбрекинга полугудрона и широкой вакуумной фракции 260 - 510°С, 20 - 25% масс., легкого газойля каталитического крекинга, 15 - 40% масс., гидроочищенного дизельного топлива, до 0,05% масс., депрессорной присадки и до 100% масс., прямогонного мазута (пат. РФ №2155211, 2000).

Недостатком данной композиции является большой расход дизельных фракций (легкий газойль каталитического крекинга и гидроочищенное дизельное топливо в сумме до 57% масс.), что повышает стоимость флотского мазута и приводит к несоответствию Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232 «О внесении изменения в дополнительное примечание Таможенного союза 1 к группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза» по содержание фракций, перегоняющихся до 350°С, а также невозможность производства флотского мазута с содержанием серы менее 0,5% масс., в соответствии с требованиями IMO 2020.

Наиболее близкой является топливная композиция флотского мазута, включающая в качестве основы экстракты селективной очистки маловязких и/или сред невязких масляных фракций смеси легких пермских нефтей или легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западносибирских нефтей, прямогонное дизельное топливо или легкий газойль каталитического крекинга гидроочищенного сырья, депрессорно-диспергирующую присадку (пат. РФ №2581034, 2016).

Недостатком данной композиции является невозможность производства флотского мазута с пониженным содержанием серы (менее 0,5% масс.), в соответствии с требованиями IMO 2020.

Задачей настоящего изобретения является разработка топливной композиции флотского мазута Ф5, отвечающей требованиям ГОСТ 10585-2013 и содержащей не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С, в соответствии с Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 октября 2013 г. №232, и с пониженным содержанием серы (не более 0,5% масс.), в соответствии с требованиями IMO 2020.

Для решения поставленной задачи, предлагается топливная композиция флотского мазута, отвечающая требованиям ГОСТ 10585-2013, с содержанием не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С и с пониженным содержанием серы не более 0,5% масс., включающая в качестве основы гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, утяжеленную дизельную фракцию, полученную при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля и депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси
волгоградских и легких западно-сибирских нефтей 10-20
Утяжеленная дизельная фракция, полученная при
перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси
волгоградских и легких западно-сибирских нефтей 0-45
Депрессорно-диспергирующая присадка 0,05 - 0,1
Непревращенный остаток гидрокрекинга
вакуумного газойля до 100.

Характеристика используемого гудрона приведена в таблице 1.

Характеристика используемой утяжеленной дизельной фракции приведена в таблице 2.

Показатели качества непревращенного остатка гидрокрекинга вакуумного газойля приведены в таблице 3.

Состав образцов предлагаемой композиции флотского мазута представлен в таблице 4. Показатели качества полученных композиций приведены в таблице 5. В качестве депрессорно-диспергирующей присадки использовалась депрессорно-диспергирующая присадка DODIFLOW 5200 производства компании Clariant.

Топливная композиция флотского мазута, с содержанием не более 22% об. фракций, выкипающих до 350°С и с пониженным содержанием серы не более 0,5% масс., включающая в качестве основы гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, утяжеленную дизельную фракцию, полученную при перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси волгоградских и легких западно-сибирских нефтей, непревращенный остаток гидрокрекинга вакуумного газойля и депрессорно-диспергирующую присадку, при следующем соотношении компонентов, % масс.:

Гудрон легких западно-сибирских нефтей или смеси
волгоградских и легких западно-сибирских нефтей 10-20
Утяжеленная дизельная фракция, полученная при
перегонке легких западно-сибирских нефтей или смеси
волгоградских и легких западно-сибирских нефтей 0-45
Депрессорно-диспергирующая присадка 0,05 - 0,1
Непревращенный остаток гидрокрекинга
вакуумного газойля до 100



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к топливной композиции для дизельных двигателей. Предложена присадочная композиция для топлива, состоящая из комбинации или смеси: (i) амида кислоты; и (ii) обработанного оксидом производного амина, причем амид кислоты состоит из продукта реакции полиизобутиленянтарного ангидрида (PIBSA) и тетраэтиленпентамина (ТЕРА); причем обработанное оксидом производное амина состоит из продукта реакции оксида и амина; причем амин состоит из триизопропаноламина (TIPA); причем оксид состоит из пропиленоксида (РО); причем обработанное оксидом производное амина состоит из обработанного пропиленоксидом производного триизопропаноламина (PO-TIPA).

Изобретение относится к области борьбы с отложениями в дизельных двигателях. Предложен способ борьбы с отложениями в дизельном двигателе, имеющем топливную систему высокого давления, где способ включает сжигание в двигателе композиции дизельного топлива, включающей в качестве добавки продукт реакции замещенной гидрокарбилом поликарбоновой кислоты или ее ангидрида и многоосновного спирта, имеющего формулу H-(OR)n-OH, где R представляет собой незамещенную алкиленовую группу или одну или более сахаридных единиц и n составляет по меньшей мере 1, при этом способ обеспечивает наличие характеристики “очистки”.

Изобретение относится к добавкам в композиции дизельного топлива. Предложена композиция дизельного топлива, включающая в качестве добавки сложноэфирное соединение, которое представляет собой продукт реакции многоосновного спирта, имеющего формулу H-(OR)n-OH, и по меньшей мере 1,5 молярных эквивалентов незамещенной или замещенной гидрокарбилом поликарбоновой кислоты или ее ангидрида, где R представляет собой незамещенную алкиленовую группу или одну или более сахаридных единиц, а n составляет по меньшей мере 1; причем композиция дизельного топлива содержит менее 50 масс.

Изобретение относится к добавкам в композиции дизельного топлива. Предложена композиция дизельного топлива, включающая в качестве добавки сложноэфирное соединение, которое представляет собой продукт реакции замещенной гидрокарбилом поликарбоновой кислоты или ее ангидрида и соединения, имеющего формулу H-(OR)n-OR1, где R представляет собой незамещенную алкиленовую группу, R1 представляет собой незамещенную гидрокарбильную группу, а n составляет по меньшей мере 1; где замещенную гидрокарбилом поликарбоновую кислоту или замещенный гидрокарбилом ангидрид и соединение, имеющее формулу H-(OR)n-OR1, вводят в реакцию в молярном соотношении, составляющем от 1,5:1 до 1:1,5; и причем, когда указанные замещенная гидрокарбилом поликарбоновая кислота или ее ангидрид представляют собой замещенную полиизобутенилом янтарную кислоту или ее ангидрид, R1 представляет собой C10-C20 алкильную группу.

Изобретение относится к области катализа в нефтепереработке. Описывается способ получения зимних и арктических дизельных топлив из прямогонных дизельных фракций с содержанием серы до 5000 мг/кг и азота до 200 мг/кг, предусматривающий последовательную переработку сырья с использованием каталитической системы, характеризующийся тем, что осуществляют переработку сырья при совмещении процессов гидроочистки и изодепарафинизации без промежуточного разделения продуктов с использованием каталитической системы, включающей следующие каталитические слои катализаторов по направлению движения сырья: катализатор предварительной гидроочистки; катализатор гидроочистки, содержащий, масс.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Описывается способ получения зимних и арктических дизельных топлив из прямогонных дизельных фракций с содержанием серы до 5000 мг/кг и азота до 100 мг/кг, предусматривающий последовательную переработку сырья с использованием каталитической системы, характеризующийся тем, что осуществляют последовательную обработку сырья без промежуточного выделения соединений серы и азота из продуктов после стадии гидроочистки, используют каталитическую систему, содержащую следующие слои катализаторов по направлению движения сырья: катализатор предварительной гидроочистки; катализатор гидроочистки; катализатор изодепарафинизации углеводородов с повышенной гидрирующей активностью, содержащий, масс.

Изобретение относится к области нефтепереработки. Предложен способ снижения выбросов в портах, включающий (a) технический анализ, проведенный из расчета в кВт/ч выбросов серы или металлов, возникающих в результате выработки электроэнергии на берегу системами, которые вырабатывают электроэнергию, обычно поставляемую электросети в порту или в месте, находящемся рядом, включая выбросы в атмосферу выхлопных газов такими системами, которые непосредственно связаны с использованием судном местного электроснабжения, когда судно находится в порту и подсоединено к электросети, поставляющей электричество, вырабатываемое на берегу; (b) технический анализ, проведенный из расчета в кВт/ч количества выбросов серы и металлов, возникающих в результате выработки на борту судна электроэнергии судном в порту в месте (a), затем сравнение (а) и (b), и если (b) выбросы, генерируемые судном для выработки электроэнергии, ниже, чем местные источники энергии (a), то судно передает всю или часть электроэнергии, выработанной на борту, в электросеть порта.
Изобретение раскрывает многокомпонентную биотопливную композицию на основе дизельного топлива и рапсового масла, которая дополнительно содержит биоэтанол, алкенилсукцинимид и цетанповышающую присадку ЭКОЦЕТАН при следующих соотношениях компонентов, % масс.: биоэтанол - 31,0, рапсовое масло - 34,5, цетанповышающая присадка ЭКОЦЕТАН - 0,5, алкенилсукцинимид - 0,5, дизельное топливо - до 100.

Изобретение раскрывает присадку к ультрамалосернистому дизельному топливу, которая содержит дистиллированные жирные кислоты растительных масел, выделяемые из продуктов переработки масличных культур, характеризуется тем, что дополнительно содержит легкое изопарафиновое масло гидрокрекинга при следующем соотношении компонентов, мас.%: дистиллированные жирные кислоты растительных масел 40,0-70,0; легкое изопарафиновое масло гидрокрекинга 30,0-60,0.

Изобретение относится к области утилизации жидких отходов производств, содержащих высокие концентрации растительных или животных жиров с их последующей подготовкой для получения биодизеля, и может быть использовано в коммунальном хозяйстве и для промышленных предприятий, в производственных сточных водах которых имеется высокое содержание растительных или животных жиров, недопустимое для последующей биологической очистки сточных вод или их выпуска в городскую сеть канализации или в водоемы.

Изобретение относится к области нефтепереработки. В частности, к способу переработки отработанного масла, включающему предварительный его нагрев, отделение от отработанного масла механических примесей фильтрацией.
Наверх