Корпус ракетной части

Одной из основных задач, решаемых при создании корпусных ракетных частей, является обеспечение заданных энергетических характеристик. Сущность изобретения заключается в том, что корпус ракетной части содержит обечайку и односопловой блок большого относительного удлинения. При этом внутри указанных элементов выполнено теплозащитное покрытие, а на входе в односопловой блок выполнены симметрично расположенные турбулизаторы в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,07)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока. Выполнение корпуса ракетной части в соответствии с изобретением позволило увеличить энергетические характеристики разрабатываемой ракетной части реактивного снаряда. 1 ил.

 

Одной из основных задач, решаемых при создании корпусных ракетных частей, является обеспечение заданных энергетических характеристик.

Известная конструкция корпуса ракетной части содержит обечайку и многосопловой блок (см. боевые машины БМ-21. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. - М.: Воениздат МО СССР 1977, с 74-75).

Задачей данного технического решения являлось обеспечение необходимых значений энергетических характеристик при использовании безметальных баллиститных топлив.

Общим признаком с предложенным корпусом является наличие в нем обечайки и соплового блока.

Однако, данная конструкция имеет недостатки, заключающиеся в том, что при использовании в ней зарядов смесевого топлива, продукты сгорания которых содержат конденсированную фазу (k-фазу), энергетический потенциал реализуется с большими потерями ввиду наличия тепловой и динамической неравновесности продуктов сгорания с обусловленной малым временем пребыванием частиц k-фазы в дозвуковом участке сопел.

Наиболее близкой по технической сути к достигаемому техническому результату является корпус ракетной части, содержащий обечайку и односопловой блок большого относительного удлинения по патенту РФ 2163686, опубликованному 27.12.2014 БИ №36, принятый авторами за прототип.

Данный корпус ракетной части работает следующим образом. При функционировании ракетной части газовая фаза и k-фаза продуктов сгорания входят в дозвуковую часть сопла и движутся по направлению к критическому сечению сопла. За счет выполнения дозвуковой части сопла достаточно большой длины происходит частичное выравнивание температур и скорости k-фазы и газовой фазы, что снижает потери удельного импульса.

Однако, как показали результаты испытаний, данная конструкция не позволяет выполнить современные требования к величинам потерь удельного импульса ввиду недостаточного снижения неравновесности потока продуктов сгорания и обеспечения догорания частиц металлического горючего в дозвуковой части сопла.

Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось создание корпуса ракетной части, позволившего несколько снизить потери удельного импульса при применении смесевых твердых топлив.

Общим признаком с предлагаемым устройством являляется наличие в корпусе ракетной части обечайки и односоплового блока большого относительного удлинения.

В отличии от прототипа в предлагаемом корпусе ракетной части содержащей обечайку и односопловой блок большого относительного удлинения, внутри указанных элементов выполнено теплозащитное покрытие, а на входе в односопловой блок выполнены симметрично расположенные турбулизаторы в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия односоплового блока шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,07)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока.

Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявленного технического решения и достигаемым техническим результатом.

Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны во всех случаях достаточны.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение энергетических характеристик за счет снижения потерь на неравновесность продуктов сгорания и обеспечение эффективного догорания металлического горючего в дозвуковой части сопла.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном корпусе ракетной части содержащей обечайку и односопловой блок большого относительного удлинения, отличающийся тем, что внутри указанных элементов выполнено теплозащитное покрытие, а на входе в односопловой блок выполнены симметрично расположенные турбулизаторы в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия односоплового блока шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,07)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока.

Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними, позволяет в частности за счет: выполнения внутри обечайки и односоплового блока теплозащитного покрытия обеспечивается эффективная тепловая защита в области образования системы рециркуляционных зон; выполнения на входе в сопловой блок симметрично расположенных турбулизаторов в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия односоплового блока шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,07)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока, обеспечивающих эффективную турбулизацию потока продуктов сгорания, в зоне размещения турболизаторов и особенно в области за турболизаторами с образованием системы рециркуляционных зон в односопловом блоке, в которых резко интенсифицируется теплообменные процессы. Это приводит к интенсивному теплообмену между догорающими частицами металлического горючего и частицами k-фазы с газовой фазой, а также к выравниванию скоростей частиц и газовой фазы, что в совокупности резко снижает тепловую и динамическую неравновесность. Согласно результатам исследований при уменьшении длины выступов менее 0,4d, высоты выступов менее 0,055d и ширины выступов менее 0,24d, возникает вероятность уноса выступов до конца работы ракетной части при существующих топливах и теплозащитных материалов сопел.

При увеличении длины выступов более 0,55d, высоты выступов более 0,075d и ширины выступов более 0,35d возрастают газодинамические потери при движении газового потока по соплу, что приводит к уменьшению удельного импульса.

Признаки, отличающие предлагаемое техническое решение от прототипа, не выявленные в других технических решениях и не известные из уровня техники в процессе проведения патентных исследований, что позволяет сделать вывод о соответствии изобретения критерию «новизна».

Исследуя уровень техники в ходе проведения патентного поиска по всем видам сведений, доступных в странах бывшего СССР и зарубежных странах, обнаружено, что предлагаемое техническое решение явным образом не следует из известного уровня техники, следовательно, можно сделать вывод о соответствии критерию изобретательский уровень.

Сущность изобретения заключается в том, что корпус ракетной части содержит обечайку и односопловой блок большого относительного удлинения, отличающийся тем, что внутри указанных элементов выполнено теплозащитное покрытие, а на входе в односопловой блок выполнены симметрично расположенные турбулизаторы в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия односоплового блока шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,07)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где н а фиг.1 изображен общий вид корпуса ракетной части.

Предлагаемый корпус содержит обечайку 1, турболизаторы 2, односопловой блок 3, теплозащитное покрытие 4. На входе в односопловой блок 3 выполнены симметрично расположенные турболизаторы 2 в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия 4 шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,075)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока 3.

Предлагаемый корпус ракетной части работает следующим образом. При функционировании ракетной части подукты сгорания обтекают турболизаторы 2, в результате чего в области турбулизатора 2 резко увеличивается турболизация потока, при этом в области перед турбулизатором 2 и особенно за турболизатором 2 создается система рециркуляционных зон с повышенной интенсивностью тепломассообмена. Это приводит к выравниванию температур и скоростей k-фазы и газовой фазы, а также обеспечивает догорание металлического горючего в односопловом блоке 3, следствием чего является снижение динамической и тепловой неравновестности и увеличение удельного импульса.

Выполнение корпуса ракетной части в соответствии с изобретением позволило увеличить энергетические характеристики разрабатываемой ракетной части реактивного снаряда.

Изобретение может быть использовано при разработке корпуса ракетной части реактивного снаряда смесевого топлива.

Указанный положительный эффект подтверждается испытаниями опытных образцов выполненных в соответствии с изобретением, используется при разработке конструкторской документации, намечено серийное производство.

Корпус ракетной части, содержащий обечайку и односопловой блок большого относительного удлинения, отличающийся тем, что внутри указанных элементов выполнено теплозащитное покрытие, а на входе в односопловой блок выполнены симметрично расположенные турбулизаторы в виде прямоугольных выступов теплозащитного покрытия шириной (0,24…0,35)d, высотой (0,055…0,07)d и длиной (0,4…0,55)d, где d - диаметр критического сечения односоплового блока.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при создании ракетных двигателей на твердом топливе. Корпус ракетного двигателя на твердом топливе, содержащий силовую оболочку с теплозащитным покрытием, включающим кольцо из композиционного материала, расположенное у центрального отверстия днища корпуса, отличающееся тем, что в периферийной части теплозащитного покрытия, встык с первым кольцом из композиционного материала установлено второе кольцо из композиционного материала, при этом стык между кольцами выполнен с зазором, образованным эквидистантно расположенными криволинейными поверхностями торцов колец и заполненным резиноподобным материалом, причем между вторым кольцом и силовой оболочкой корпуса размещен эластичный слой из резиноподобного материала.

Изобретение относится к области ракетной техники и может найти применение в ракетных двигателях твердого топлива и автономных бортовых источниках энергии. Решение поставленной задачи достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива, состоящем из камеры сгорания, частично бронированного порохового заряда и соплового дна, в центре которого выполнена полость, сообщающаяся с торцом заряда, в стенке, разделяющей полость и объем между зарядом и дном с соплами, выполнены равномерно распределенные по ее поверхности газоводные каналы, соединяющие полость с объемом между зарядом и сопловым дном.

Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива (РДТТ). В ракетном двигателе на твердом топливе, содержащем корпус из композиционного материала, включающий днище с металлическим фланцем, расположенным в центральном отверстии днища, и соединенное с металлическим фланцем сопло с газоходом, на фланец с опорой на поверхность кольцевого уступа фланца установлено опорное кольцо, в кольцевой проточке которого на внутренней поверхности со стороны наружной поверхности днища корпуса установлено подвижно в осевом направлении прижимное кольцо, упирающееся через резиновую прокладку на наружную поверхность днища корпуса, при этом в опорном кольце выполнены расположенные по соосной опорному кольцу окружности ряд сквозных резьбовых отверстий, в которых расположены болты, причем болты ввернуты до упора в прижимное кольцо.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к корпусам ракетных двигателей на твердом топливе, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющая отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к корпусам ракетных двигателей на твердом топливе, и может быть использовано при создании твердотопливных двигателей ракет. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит днище с центральным отверстием и эластичную манжету, имеющая отогнутую внутрь корпуса часть, расположенную в районе центрального отверстия и выполненную с возможностью установки технологического клина между днищем и отогнутой внутрь корпуса частью эластичной манжеты.

Изобретение относится к теплотехнике и может быть, использовано в вакууме для теплоизоляции ракетных двигателей малой тяги, а также может быть использовано в технике низких температур. Экранно-вакуумная теплоизоляция выполнена в виде двухслойного комплекта полос, спирально навитых на цилиндрический внутренний формоустойчивый экран, размещенный над изолируемой поверхностью ракетного двигателя, и цилиндрического наружного формоустойчивого экрана.

Изобретение относится к теплотехнике и может быть, использовано в вакууме для теплоизоляции ракетных двигателей малой тяги, а также может быть использовано в технике низких температур. Экранно-вакуумная теплоизоляция выполнена в виде двухслойного комплекта полос, спирально навитых на цилиндрический внутренний формоустойчивый экран, размещенный над изолируемой поверхностью ракетного двигателя, и цилиндрического наружного формоустойчивого экрана.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива, в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения двигательной установки системы аварийного спасения космонавтов.

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано в ракетных двигателях твердого топлива, в которых необходимо развернуть газовый поток внутри камеры сгорания на угол более 90°, в том числе в ракетном двигателе разделения двигательной установки системы аварийного спасения космонавтов.

Изобретение относится к ракетным двигательным установкам, а именно к ракетным двигателям на твердом топливе с зарядами из смесевых твердых топлив с внутренней поверхностью горения звездообразной или подобной формы, прочноскрепленными с нанесенным на внутреннюю поверхность корпуса теплозащитным покрытием через защитно-крепящий слой.
Наверх