Шлицевый ограничитель усилий

Изобретение относится к области строительства и машиностроения, в частности, к статически неопределимым металлическим стержневым системам. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности системы. Шлицевый ограничитель усилий включает упругие элементы и стержни. Одни концы упругих элементов попарно соединены со стержнями разнонаправленными наклонными шлицевыми соединениями, а другие концы имеют общую контактную поверхность с зубчатой нарезкой, имеющей либо синусоидальный профиль, либо треугольный или трапециевидный профили с различными углами наклона сторон, и снабжены пружинами сжатия с фиксирующими винтами. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Изобретение относится к области строительства и машиностроения, в частности, к статически неопределимым металлическим стержневым системам. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности системы.

Шлицевой ограничитель усилий включает два упругих элемента, гайки и два стержня (болта), попарно соединенных шлицевым соединением.

Поверхности контакта упругих элементов выполнены зубчатыми, синусоидальной, трапецевидной, треугольной с различными углами наклона сторон формы, а стержни имеют разнонаправленную шлицевую нарезку. Регулирование усилия срабатывания ограничителя производится винтами с пружинами обжимающими стенки упругих элементов с зубьями.

Известен компенсатор трубопровода, который состоит из концевых и промежуточных секторных элементов и служит для компенсации температурных продольных и угловых изменений трубопровода, гашения гидравлических ударов (патент) РФ 2439419С2, 16L51/02 от 10.01.2012. №1). Недостаток устройства состоит в том, что оно не позволяет регулировать усилия в элементе. Компенсация происходит непосредственно при возникновении усилий и может довести объект до разрушения.

Наиболее близким решением к изобретению является ограничитель усилий тросового растянутого элемента КИ 2730148 С1 Е04В 1/36(2020.2) от 19.08.2020 бол. №23. Недостатком прототипа являются ограниченные области применения - только для тросовых элементов.

Целью изобретения является повышение эксплуатационной надежности, в частности, стержневых временных сооружений со статически неопределимой расчётной схемой. В такой схеме, как правило, небольшое количество стержней перегружено, а значительная часть недогружена, поэтому установленный ограничитель усилия в загруженные элементы срабатывает и система перераспределяет дополнительные нагрузки на соседние недогруженные элементы.

Указанная цель достигается тем, что ограничитель усилий включает упругие элементы и два стержня, со шлицами с разнонаправленной нарезкой, а поверхности контакта упругих элементов выполнены различными зубчатыми элементами и с разными углами наклона. Регулирование усилия срабатывания при тарировке производится винтами с пружинами, сжимающими стенки упругих элементов в зонах зубьев.

На фигуре 1 показан общий вид ограничителя под стержнями 1 и 2 с разнонаправленными шлицами и упругими элементами 3 и 4, имеющими аналогичные своим стержням шлицевые нарезки, а по периметру контактные поверхности с зубьями.

На фигуре 2 показана контактная поверхность упругих элементов 3 и 4 с регулировочной пружиной 6 и фиксирующим болтом 5.

На фигуре 3 приведены профили контактной поверхности с синусоидальной (фиг. 3а), треугольной неравнобокой (фиг. 3б) и трапецевидной (фиг. 3в) формами.

Ограничитель усилий работает следующим образом.

При действии в ограничителе усилия сжатия стержни 1 и 2 движутся навстречу друг другу и за счет шлицевого соединения упругие элементы 3 и 4 деформируются в осевом направлении и поворачиваются друг навстречу другу до расчетного и настроенного тарировкой осевого усилия. При превышении осевого расчетного усилия упругие элементы 3 и 4 совершают перемещение навстречу друг другу на шаг «t» (фиг. 3), при этом за счет этого перемещения разгружаются стержни 1 и 2. Тарировка диапазона усилий ограничителя производится пружинами сжатия 6 с фиксацией винтами 5. При предельном усилии растяжения упругие элементы 3 и 4 совершают взаимные перемещения уже в другую сторону. Величину взаимного перемещения стержней 1 и 2 можно регулировать (фиг. 3) шагом «t» волны (зуба), а величину перегрузки - высотой зуба «h» в фиг. 3. Кроме того, можно реализовать и разные скорости срабатывания сжатия и растяжения за счет углов наклона профилей зуба с разных его сторон (фиг. 2 и 3б, α1 и α2)

Данное изобретение позволяет повысить надежность, как отдельного элемента, так и всей системы при локальных перегрузках.

1. Шлицевый ограничитель усилий, включающий упругие элементы и стержни, отличающийся тем, что одни концы упругих элементов попарно соединены со стержнями разнонаправленными наклонными шлицевыми соединениями, а другие концы имеют общую контактную поверхность с зубчатой нарезкой, имеющей либо синусоидальный профиль, либо треугольный или трапециевидный профили с различными углами наклона сторон, и снабжены пружинами сжатия с фиксирующими винтами.

2. Ограничитель усилий по п. 1, отличающийся тем, что волны контактной поверхности выполнены в радиальном направлении.

3. Ограничитель усилий по п. 1, отличающийся тем, что пружины сжатия с фиксирующими винтами выполнены с возможностью тарирования пределов диапазона срабатывания ограничителя.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к конструкционной опоре, выполненной с возможностью относительного перемещения между частями строительной конструкции, обычно поступательного и/или вращательного типа, и способу ее изготовления. Конструкционная опора (1) включает в себя первую часть (2) опоры, образующую по меньшей мере одну ограничивающую полость (4, 4'); вторую часть (6) опоры, расположенную по меньшей мере частично перед ограничивающей полостью (4, 4'); и элемент (8) скольжения, размещенный в ограничивающей полости (4, 4') и расположенный между первой частью (2) и второй частью (6) опоры.

Изобретение относится к машиностроению. Сейсмозащитная платформа содержит подвижную горизонтальную платформу для крепления защищаемого оборудования и основание.

Изобретение относится к области строительства и машиностроения, в частности к статически неопределимым металлическим стержневым системам с растянутыми тросовыми элементами. Технический результат изобретения заключается в повышении эксплуатационной надежности системы.

Предложена система соединения деталей машин или элементов конструкций. Она состоит из трех соединительных узлов, установленных между соединяемыми деталями машин или элементами конструкций.

Изобретение относится к защитным устройствам, применяющимся во взрывоопасных и радиоактивных объектах, таких как легкосбрасываемые панели и кровли, противовзрывные ограждения и заслонки, клапаны избыточного давления. Технический результат - повышение надежности срабатывания взрывозащитных устройств при аварийном взрыве на объекте и обеспечение возврата этих конструкций в исходное положение после взрыва.

Изобретение относится к опоре для защиты сооружений, которая выполнена в виде маятниковой скользящей опоры. .

Изобретение относится к строительству и может быть использовано в производстве большепролетных металлодеревянных клееных арок. .

Изобретение относится к строительству и касается усиления конструкций покрытий и перекрытий подведением дополнительного их опирания, например структурных конструкций. .

Изобретение относится к области строительства, а именно к элементам для монтажа фундамента здания. .

Изобретение относится к строительству и ремонту инженерных сооружений, в частности для мостов. .
Наверх