Система охлаждения центрального тела многокамерной двигательной установки

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки включает в себя коллектор с хладагентом, который расположен внутри центрального тела и гидравлически связан с окружающей средой, при этом в тепловом контакте с коллектором электрически изолирован от внешней поверхности центрального тела анод, анод на расстоянии от 10-4 см до 1 см через электроизолирующие элементы соединен с наружной поверхностью центрального тела, представляющей катод, анод и катод образуют вакуумированную герметичную полость с мелкодисперсным легкоионизируемым с малой работой выхода порошком внутри нее, объёмной плотностью в количестве, варьируемом от 1,18⋅20-5 кг/м3 до 1,18⋅20-2 кг/м3, электроизолирующие элементы, которые расположены и жестко скреплены с одной из стенок вакуумированной герметичной полости между катодом и анодом. В качестве хладагента используется гелий. В качестве мелкодисперсного легкоионизируемого с малой работой выхода порошка используется цезий. Изобретение обеспечивает снижение массы хладагента в единицу времени за счет термоэмиссионного охлаждения. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

 

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к устройству двигательных установок. Во всех разрабатываемых объектах ракетно-космической техники имеются термонапряженные элементы (камеры энергодвигательных установок, двигательные установки типа Aerospike). В данных термонапряженных элементах возникают температурные напряжения, вызванные разностью температур по термонапряженному элементу, которые могут достигать половины значения суммарных напряжений в данных конструкциях. Одним из перспективных методов уменьшения температуры центрального тела многокамерной двигательной установки является применение термоэмиссионного охлаждения.

Известна двигательная установка с плоским центральным телом по патенту РФ на полезную модель №106666, которая включает в своем составе плоское центральное тело, выполненное в виде клина, и два ряда круглых камер сгорания со сверхзвуковыми соплами с общей плоской камерой-коллектором, которая содержит плоскую щель для истечения сверхзвуковой струи.

Недостатками аналога является низкая надежность из-за избыточного нагрева центрального тела истекающими продуктами сгорания. В компоновке заявленного аналога двигательной установке с центральным телом не заявлена организация системы охлаждения центрального тела.

Ближайшим аналогом заявленного изобретения является многокамерная двигательная установка с центральным телом, описанная в статье (см., например, Giacomo Ercole Erik Garofalo and etc. «N2O-Cooled Aerospike for a Hybrid Rocket Motor: Nitrous Oxide Characterization and Additive Manufacturing)), доступно онлайн https://www.researchgate.net/publication/318296322_N2O-Cooled_Aerospike_for_a_Hybrid_Rocket_Motor_Nitrous_Oxide_Characterization _and_Additive_Manufacturing) которая включает в своем составе коническое центральное тело, с организованной системой охлаждения по регенеративному типу. Центральное тело с системой охлаждения состоит из двух входных труб, которые образуют коллектор из пяти кольцевых охлаждающих каналов. Эти каналы выходят в двадцать отдельных выпускных отверстий, которые затем сходятся в единую центральную трубу вдоль оси главного сопла.

Ближайший аналог работает следующим образом. В начальный момент работы поток продуктов сгорания с высокой температурой выходит из сопел камер сгорания и движется вдоль сплошного центрального тела, нагревая его. Охлаждение центрального тела сопла двигателя, осуществляется по типу регенеративного охлаждения, с помощью организации охлаждающих каналов. Топливо сначала используется в качестве хладагента для центрального тела, а затем повторно впрыскивается в камеру сгорания. Удельный импульс системы улучшен за счет регенерированного нагрева.

Основным недостатком ближайшего аналога является увеличение требуемой массы хладогента в единицу времени и сложности организации каналов системы охлаждения регенеративным методом (см., например, Климов В. В. «Экспериментальное исследование конвективного теплообмена на центральном теле линейного сопла внешнего расширения)), доступно онлайн http://trudymai.ru/upload/iblock/def/eksperimentalnoe-issledovanie-konvektivnogo-teploobmena-na-tsentralnom-tele-lineynogo-sopla-vneshnego-rasshireniya.pdf?lan g=ru&issue=24). Кроме того, используемая для данного типа сопла система охлаждения приводит к большим гидравлическим потерям энергии топлива (энергия от газогенератора идет на продавливание охладителя в каналах охлаждения).

Техническая задача, вытекающая из критики ближайшего аналога, заключается в снижении массы требуемого хладагента в единицу времени за счет термоэмиссионного охлаждения.

Заявленное изобретение решает указанную техническую задачу тем, что предлагается система на основе принципа термоэмиссионного охлаждения, которая позволяет снизить расход хладагента за счет варьирования формой каналов прохождения хладагента более удобной для коллекторов с хладагентом. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки включает в себя коллектор с хладагентом, который расположен внутри центрального тела и гидравлически связан с окружающей средой, отличающийся тем, что в тепловом контакте с коллектором электрически изолирован от внешней поверхности центрального тела анод, анод на расстоянии от 10-4 см до 1 см через электроизолирующие элементы соединен с наружной поверхностью центрального тела, представляющей катод, анод и катод образуют вакуумированную герметичную полость с мелкодисперсным легкоионизируемым с малой работой выхода порошком внутри нее, объемной плотностью в количестве варьируемом от 1,18⋅20-5 кг/м3 до 1,18⋅20-2 кг/м3, электроизолирующие элементы, которые расположены и жестко скреплены с одной из стенок вакуумированной герметичной полости между катодом и анодом.

В качестве мелкодисперсного легкоионизируемого с малой работой выхода порошка может использоваться цезий.

В качестве хладагента в коллекторе может применяться гелий.

Технический результат, достигаемый при реализации изобретения заключается в снижении массы требуемого хладогента в единицу времени за счет термоэмиссионного охлаждения. Применение термоэмиссионного охлаждения позволяет обеспечить снижение перепада температурных напряжений и повышение ресурса центрального тела сопла.

Схема реализации заявляемого изобретение представлено на фиг.1.

Система охлаждения центрального тела многокамерной двигательной установки на фиг.1 включает в своем составе центральное тело 1, катод 2, мелкодисперсный легко ионизируемый с малой работой выхода порошок 3, вакуумированную герметичную полость 4, анод 5, камеры сгорания с соплом 6, источник напряжения 7, электроизолирующие элементы 8, коллектор 9.

В охлаждаемом блоке кольцевого сопла с усеченным клиновидным центральным телом 1 - предназначенным для функционирования широкодиапазонной двигательной установки, катод 2 жаропрочного материала, центральное тело 1 выполнено из жаропрочного сплава, рассчитанного на длительную работу при температуре до 1100°С, электроизолирующие элементы - из высокотемпературной технической керамики, анод 5 выполнен из жаропрочных никельсодержащих сплавов, камеры сгорания и сопла 6 выполнено из жаропрочных сплавов.

Система охлаждения центрального тела 1 многокамерной двигательной установки, катод 2, предназначенный для эмиссии электронов при нагреве, мелкодисперсный легкоионизируемый с малой работой выхода порошок 3 - для снижения работы выхода электронов катода 2 и компенсации пространственного заряда при термоэлектронной эмиссии, анод 5 - для восприятия электронов термоэмиссии, вышедших из катода 2, вакуумированная герметичная полость 4, образованная катодом 2 и анодом 5, камеры сгорания с соплом 6 - для создания тяги, источник напряжения 7 - для переноса электронов через зазор и от анода 5 к катоду 2, электроизолирующие элементы 8 - для предотвращения замыкания катода 2 и анода 5, коллектор 9 - для поддержания температуры анода ниже температуры катода 2.

Заявляемое изобретение работает следующим образом.

При работе камер сгорания с соплами 6 продукты сгорания выходят из сопел 6 и двигаются вдоль центрального тела 1. При этом происходит нагрев катода 2 и центрального тела 1. Одновременно по мере нагрева происходит испарение мелкодисперсного легкоионизируемого с малой работой выхода порошка 3 в вакуумированной герметичной полости 4, образованной катодом 2 и анодом 5. С катода 2 в этот момент происходит термоэлектронная эмиссия с термоэмиссионным охлаждением. Катод 2 и центральное тело 1 при этом охлаждаются. Далее электроны попадают на анод 5, где релаксируют при взаимодействии с кристаллической решеткой анода 5. Через источник напряжения 7 и центральное тело 1 отрелаксированные электроны термоэмиссии возвращаются на катод 2 и цикл термоэмиссионного охлаждения повторяется заново. Одновременно, в коллекторе 9 анода 5 протекает хладагент и выбрасывается наружу.

С поверхности центрального тела с помощью организации системы термоэмиссионного охлаждения снимаются тепловые потоки интервале от 1⋅105 Вт/м2 до 8⋅105 Вт/м2 и переносятся на анод, распределяясь на большую площадь его поверхности. В результате анод охлаждается меньшим количеством в единицу времени хладагента в коллекторе, чем поверхности центрального тела без системы термоэмиссионного охлаждения. В результате снижаются температурные напряжения на поверхности центрального тела 1 и с катода 2. Таким образом, решается указанная техническая задача и достигается технический результат, который заключается в снижение массы требуемого хладагента в единицу времени за счет термоэмиссионного охлаждения. Что, в свою очередь, способствует снижению гидравлических потерь энергии топлива.

Пример 1.

В охлаждаемом блоке кольцевого сопла с усеченным клиновидным центральным телом широкодиапазонной двигательной установки в качестве термоэмиссионного слоя 1 выступает материал - вольфрам с напылением соединений на основе бария с эффективной работой выхода порядка 1.5 эВ, центральное тело 2 выполнено из жаропрочного сплава ХН55 ВМТФКЮ (ЭИ929), рассчитанный на длительную работу при температуре до 1100°С, электроизолирующие элементы - из Al2O3, упрочненного оксидом циркония, температура анода 5 поддерживается в диапазоне от 800°С до 1000°С, камера сгорания и сопло выполнено из сплава ХН55 ВМТФКЮ (ЭИ929).

Пример 2.

В охлаждаемом блоке клиновидного сопла с конусоидальным центральным телом широкодиапазонной двигательной установки в качестве термоэмиссионного слоя 1 выступает материал - рениевый сплав на основе ниобия с напылением соединений на основе стронция, с эффективной работой выхода порядка 1 эВ, центральное тело 2, выполнено из жаропрочного сплава на никелевой основе Н95Г, рассчитанное на длительную работу при температуре до 1220°С, электроизолирующие элементы - из композитного материала Аристар-С, наполненный непрерывными армирующими материалами, температура анода 5 поддерживается в диапазоне от 800°С до 1000°С, камера сгорания и сопло выполнено из жаропрочного сплава на никелевой основе Н95Г.

Заявляемое изобретение можно применять при охлаждении центральных тел двигательной установки любой формы, в том числе и осесимметричной и с укороченным центральным телом.

1. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки включает в себя коллектор с хладагентом, который расположен внутри центрального тела и гидравлически связан с окружающей средой, отличающаяся тем, что в тепловом контакте с коллектором электрически изолирован от внешней поверхности центрального тела анод, анод на расстоянии от 10-4 см до 1 см через электроизолирующие элементы соединен с наружной поверхностью центрального тела, представляющей катод, анод и катод образуют вакуумированную герметичную полость с мелкодисперсным легкоионизируемым с малой работой выхода порошком внутри нее, объёмной плотностью в количестве, варьируемом от 1,18⋅20-5 кг/м3 до 1,18⋅20-2 кг/м3, электроизолирующие элементы, которые расположены и жестко скреплены с одной из стенок вакуумированной герметичной полости между катодом и анодом.

2. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки по п.1, отличающаяся тем, что в качестве хладагента используется гелий.

3. Система охлаждения центрального тела сопла многокамерной двигательной установки по п.1, отличающаяся тем, что в качестве мелкодисперсного легкоионизируемого с малой работой выхода порошка используется цезий.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Устройство представляет собой сопло, которое условно разделено на две части (определяющие его геометрическую форму): коническая 1 часть, с углом наклона стенок 45°, переходящая в цилиндрическую 2 часть.

Изобретение относится к ракетным двигателям на твердом топливе (РДТТ). РДТТ пассивного регулирования, содержащий переднюю крышку, заряд с центральным газовым каналом и осесимметричный сопловой блок, при этом на дозвуковом участке, участке критического сечения, сверхзвуковом участке сопла установлены вкладыши приращения площади из материалов: стеклопластик, углепластик, графит ПРОГ-2400СА, углерод-углеродный композиционный материал КИМФ, мелкозернистый графит МПГ-7, углестеклопластик (УСП) и углерод-кремнеземный композиционный материал (УККМ) с регулируемой эрозионной стойкостью от 50 до 100 %за счет закономерного уноса массы материала с поверхности вкладышей под воздействием газового потока продуктов сгорания ракетного твердого топлива в процессе работы двигателя.

Изобретение относится к ракетной технике. Камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая камеру сгорания, снабженную трактом охлаждения с продольными каналами с поперечными перемычками, входным для подвода недостающего в газогенераторе компонента коллектором за минимальным сечением по направлению к срезу сопла, и выходным коллектором, размещенным у смесительной головки и соединенным трубопроводом с входным коллектором тракта охлаждения с продольными каналами и поперечными перемычками сопла, выходным коллектором тракта охлаждения последнего соединенным трубопроводом со смесительной головкой, при этом участки поперечных перемычек в зоне сопряжения входных коллекторов сопла и камеры сгорания выполнены прерывистыми и размещены поочередно между продольными каналами в окружном направлении, входной коллектор сопла размещен между минимальным сечением сопла и входным коллектором тракта охлаждения камеры сгорания, а продольные каналы трактов охлаждения камеры сгорания и сопла в зоне сопряжения с входными коллекторами соединены у поперечных перемычек поочередно радиальными каналами с одноименными входными коллекторами.

Изобретение относится к жидкостным ракетным двигателям (ЖРД). Камера ЖРД со сверхзвуковой частью сопла из алюминиевого сплава, содержащая охлаждаемую дозвуковую часть, выполненную из стальной наружной рубашки и внутренней стенки из бронзового сплава с подводными магистралями компонентов топлива, и сверхзвуковую часть сопла из алюминиевого сплава, согласно изобретению на охлаждаемой сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава выполнено переходное кольцо с рядом отверстий из сплава ЭП666, соединенное с помощью пайки с внутренней и наружной стенками сверхзвуковой части из алюминиевого сплава, которое через стальную накладку и переходное кольцо соединяется со стальной рубашкой камеры с выполненными в ней рядом отверстий и бронзовой внутренней стенкой дозвуковой части, образуя полость, соединяющую полость охлаждения дозвуковой части камеры с полостью охлаждения сверхзвуковой части сопла из алюминиевого сплава.
Изобретение относится к ракетным двигателям твердого топлива. Вкладыш соплового блока ракетного двигателя твердого топлива (РДТТ), содержащий трехмерный объемный каркас, сплетенный из комбинированной нити, состоящей из углеродных и кремнеземных нитей с изменяемым долевым соотношением, при этом объемный каркас выполнен из полимерного углестеклопластика, состоящего из комбинированной нити, пропитанной связующим марки ФН с гидровакуумным отверждением.

Группа изобретений относится к наземным средствам сетчатого типа для обеспечения посадки отработавших ступеней ракет-носителей (РН), содержащих многоразовые жидкостные ракетные двигатели, а также к конструкции таких ступеней. В предлагаемом устройстве одни концы тросов закреплены концентрично по окружности за кольцевой трос, присоединены по периферии к опорам в параллельной столу приземления, отстоящей от него по высоте плоскости.

Вкладыш из углестеклопластика (УСП) с регулируемой планируемой эрозионной стойкостью может быть использован в сопловом блоке ракетного двигателя на твердом топливе. Композиция прессованной плиты вкладыша из УСП состоит из последовательно чередующихся долей слоев кремнеземных и углеродных тканей или слоев ткани, сплетенной из долей углеродных и кремнеземных нитей, пропитанных полимерным связующим ФН марки А, и изменением соотношения долей углеродных и кремнеземных тканей или долей углеродных и кремнеземных нитей в ткани, сплетенной из углеродных и кремнеземных нитей, позволяет регулировать и получать композиции различной эрозионной стойкости под воздействием потока продуктов сгорания ракетного топлива, перпендикулярного слоям тканей, в диапазоне от эрозионной стойкости вкладыша из прессованных плит из кремнеземных тканей до эрозионной стойкости вкладыша из прессованных плит из углеродных тканей, так как увеличение доли углеродных нитей повышает эрозионную стойкость вкладыша в сопловом блоке ракетного двигателя и соответственно уменьшение их доли способствует понижению эрозионной стойкости.

Изобретение относится к способам демонтажа раструба сопла ракетного двигателя. Для осуществления способа используют приспособление, состоящее из переходника и фланца.

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к способу работы и устройству сопел с истечением масс для различных двигателей. Сопло двигателя с истечением масс содержит узкую и широкую часть.

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к конструкции сопла ракетного двигателя. Гибкий сопловой насадок содержит гибкую оболочку с ворсовым слоем, с внутренней стороны оболочки расположен гибкий сублимирующий материал, сквозь который проходят нити ворса из теплоэрозионностойкого материала, концы нитей которого направлены вдоль стенки насадка в сторону выходного сечения насадка, высота выступания нитей относительно внутренней поверхности неподвижной части сопла не превышает толщину турбулентного пограничного слоя в сечении стыковки гибкого насадка с неподвижной частью сопла.
Наверх