Визуальная система посадки летательных аппаратов на необорудованные аэродромы в сложных метеорологических условиях

Изобретение относится к области оптики и касается визуальной системы посадки летательных аппаратов на необорудованные аэродромы в сложных метеорологических условиях. Система содержит навигационную систему, высотомер и систему визуальной посадки. Система визуальной посадки включает в себя расположенный на аэродроме излучательный блок и расположенные на летательном аппарате приемный блок, включающий в себя канал наведения и измерительный канал, а также вычислительный блок. Излучательный блок выполнен в виде двух прожекторов, расположенных на краях взлетно-посадочной полосы и излучающих модулированный видимый свет. Канал наведения выполнен в виде цифрового фотоаппарата, фокусирующего излучение прожекторов в виде двух точек на матрице, визуализированных на экране фотоаппарата, на котором в виде перекрестья нанесен прицел. Измерительный канал содержит селективный усилитель и устройство измерения дальности до взлетно-посадочной полосы. Технический результат заключается в упрощении визуальной системы посадки. 1 ил.

 

Изобретение относится к области оптики и может быть использовано для визуальной посадки летательных аппаратов (ЛА) в сложных метеорологических условиях (СМУ) и ночью на необорудованные аэродромы.

В экстренных ситуациях при невозможности посадки на аэродромы, оборудованные радиотехническими и оптическими системами посадки, возникает необходимость садиться на запасные аэродромы, на которых этих дорогостоящих систем нет. В условиях хорошей видимости пилот может осуществить посадку на такие аэродромы. Но в сложных метеоусловиях при плохой видимости ориентиров и взлетно-посадочной полосы (ВПП) визуальная посадка становится проблематичной, даже при том условии, что система навигации ЛА вывела его на аэродром, а высота ЛА, измеряемая его высотомерами, известна.

Сложность визуальной посадки заключается в том, что пилот не знает, в какой момент он должен увидеть Землю, и сколько времени у него остается на принятие решения: садиться или уходить на второй круг.

Для построения посадочной глиссады в СМУ необходимо:

1. Наличие на аэродроме модулированных оптических маяков, обеспечивающих построение глиссады посадки в отсутствие видимости ВПП.

2. Наличие оперативной информации о дальности до ВПП, а также о наклонной метеорологической дальности видимости.

Известна «Система посадки летательных аппаратов», патент RU 2386176 С2, опубликован 10.04.2010 Бюл. №10 - аналог. По бокам ВПП размещаются радиомаяки, а на борту ЛА устанавливают инерциальную систему навигации, бортовой приемник, блок дальности, измеритель высоты, блок обработки, траекторный блок и систему управления. Эта радиотехничеекая система обеспечивает повышение точности и безопасности посадки в СМУ.

Недостатком аналога является сложность и высокая стоимость системы, и такой аэродром нельзя считать необорудованным.

Визуальная посадка ночью и в СМУ осуществляется с использованием специальной системы огней высокой интенсивности (оптических маяков), Аронов О.Н., Ломанцов Б.Н. «Светотехническое оборудование аэродромов», Ульяновск, УВЛГУ ГА, 2002, 105 с. - прототип.

Система также очень сложная, дорогая и энергозатратная, т.к. в среднем состоит из 16 огней приближения, 60 посадочных огней, 12 входных ограничительных огней, шести огней знаков приземления и четырех глиссадных огней. Аэродром, оборудованный такой системой посадки, также нельзя считать необорудованным.

Технический результат изобретения - упрощение и снижение стоимости системы визуальной посадки на необорудованных аэродромах ночью и в сложных метеорологических условиях.

Принципиальная схема системы для визуальной посадки ЛА ночью и в СМУ приведена на чертеже.

Система визуальной посадки содержит:

1. Излучательный блок (ИБ), включающий два прожектора, излучающих световые импульсы пачками с некоторой частотой, например 3 Гц, расположенных на расстоянии L друг от друга на краях ВПП перпендикулярно ее оси. Прожектор включает в себя источники видимого света 1, расположенные в фокальной плоскости объектива (зеркала) 2, создающего коллимированный пучок света. Направление пучков света под углом α0 к горизонту определяет глиссаду снижения летательного аппарата. Расположен на аэродроме.

2. Приемный блок (ПБ), стабилизированный под углом α0 к горизонту, включает в себя канал наведения и измерительный канал, которые совмещены по оптической оси. Расположен на борту ЛА.

Канал наведения выполнен в виде широкоугольного объектива 3, фокусирующего коллимированное излучение прожекторов в виде двух точек на матрице 4 цифрового фотоаппарата, расположенной в фокальной плоскости объектива фотоаппарата. На экран фотоаппарата нанесен прицел в виде перекрестья, относительно которого пилот добивается такого расположения точек, чтобы они размещались на горизонтальной линии прицела. В этом случае ЛА выдерживает глиссаду снижения по тангажу (углу α). Две точки, соответствующие изображениям прожекторов, должны размещаться симметрично относительно вертикальной линии прицела. В этом случае пилот выдерживает глиссаду посадки по азимуту относительно оси ВПП.

Измерительный канал содержит селективный усилитель 5, вычислитель 6, фокусирующий объектив 7, а также фотодетектор 8. Сигнал, снятый с матрицы, усиливается селективным усилителем и подается на вычислитель, который по измеренному расстоянию λ между изображениями двух точек на матрице вычисляет расстояние до взлетно-посадочной полосы по формуле

где F - фокусное расстояние объектива фотоаппарата. Снижение по глиссаде может осуществляться автоматически по равносигнальной зоне [В.А. Шпенст Радиолокационные системы и комплексы: учебник. СПб.: Санкт-Петербургский горный университет, 2016, с. 188-189] сигнала по четырем квадрантам матрицы. Когда снижение происходит по глиссаде, сигналы этих квадрантов равны между собой.

Объектив 7 фокусирует излучение с экрана фотоаппарата на фотодетекторе 8, измеряющем интенсивность шума атмосферы Фш, когда прожектора еще не включены, и интенсивность сигнала приемника Фпр, состоящую из суммы двух сигналов Ф+Фш, где Ф - интенсивность излучения каждого прожектора, ослабленная слоем атмосферы толщиной r. Интенсивность сигналов прожекторов Ф0 измеряется на Земле.

3. Измеренные величины Ф0, Фпр, Фш и r оперативно подаются в вычислительный блок (ВБ), и по модернизированной формуле Кошмидера вычисляется наклонная метеорологическая дальность видимости (НМДВ) [И.Я. Рацимор. Наклонная видимость. Л.: Гидрометеоиздат, 1987, с. 6-8, 82-84; 67-71].

Система визуальной посадки работает следующим образом.

1. На земле измеряется интенсивность модулированного излучения прожекторов Ф0 и запоминается в вычислительном блоке. Модуляция сигнала необходима для исключения ложного обнаружения посторонних огней в СМУ. Излучение прожекторов направляется под фиксированным глиссадным углом α0 к горизонту.

2. Навигационная система выводит ЛА на запасной аэродром.

3. На расстоянии порядка 5 км до аэродрома измеряется шум атмосферы Фш, и эта величина запоминается в вычислительном блоке. После чего подается сигнал на включение посадочных прожекторов.

4. Приемный блок сканирует область посадки по посадочному углу α и азимутальному углу β относительно оси ВПП. После симметричного расположения изображений двух прожекторов относительно прицела (равносигнальная зона) начинается снижение ЛА по глиссаде. В это время измеряется ослабленный слоем атмосферы сигнал Фпр и расстояние r до ВПП. По сигналам Ф0, Фпр, Фш и r вычисляется НМДВ.

5. Пилот продолжает снижение по глиссаде в облачности, каждую секунду получая информацию о высоте ЛА, дальности до ВПП и наклонной МДВ.

6. При условии r=НМДВ пилот должен увидеть ВПП и осуществить визуальную посадку. В противном случае он должен уходить на второй круг.

Визуальная система посадки летательных аппаратов на необорудованные аэродромы в сложных метеорологических условиях, содержащая: навигационную систему, высотомер и систему визуальной посадки, включающую в себя излучательный блок, расположенный на аэродроме; приемный блок, включающий в себя канал наведения и измерительный канал, а также вычислительный блок, которые расположены на летательном аппарате, отличающаяся тем, что излучательный блок выполнен в виде двух прожекторов, расположенных на краях взлетно-посадочной полосы на расстоянии L друг от друга, излучающих модулированный видимый свет с интенсивностью Ф0; канал наведения выполнен в виде цифрового фотоаппарата, фокусирующего излучение прожекторов в виде двух точек на матрице, визуализированных на экране фотоаппарата, на котором в виде перекрестья нанесен прицел; измерительный канал содержит селективный усилитель и устройство измерения дальности до взлетно-посадочной полосы, вычисляемой по формуле:

где F - фокусное расстояние объектива фотоаппарата, а λ - измеренное расстояние между изображениями двух точек на матрице, а также фокусирующий объектив и фотодетектор, измеряющие интенсивность шума атмосферы Фш и интенсивность излучения приемника Фпр, ослабленного слоем атмосферы толщиной r, величина Ф0 измеряется на Земле, а наклонная дальность видимости вычисляется по формуле:

и при r≤НМДВ осуществляется визуальная посадка.



 

Похожие патенты:

Группа изобретений относится к двум вариантам способа, устройству и оборудованию для распознавания препятствий или земли, способу и устройству для управления полетом, компьютерочитаемому носителю данных. Для распознавания препятствий с помощью соответствующих модулей устройства для распознавания определяют данные облака точек области перед летательным аппаратом, разделяют переднюю область на несколько подобластей и определяют высоты каждой подобласти, выполняют линейную аппроксимацию на высотах нескольких подобластей и в соответствии с нею определяют наличие препятствий или земли.

Светотехническое оборудование взлетно-посадочной площадки (ВППл) корабля содержит фонари подсвета на леерных ограждениях левого и правого бортов корабля, посадочные огни для обозначения посадочного круга, нанесенного на ВППл корабля, пограничные огни для обозначения контура ВППл корабля, прожекторы подсветки для освещения водной поверхности, подсветку ветроуказателя, заградительные огни для обозначения выступающих частей корабля, прожекторы подсвета поверхности ВППл корабля, светотехническое оборудование для отображения углового положения качающейся плоскости ВППл корабля по углу крена и углу дифферента.

Оптическая система посадки вертолета на корабельную взлетно-посадочную площадку содержит светосигнальную систему, состоящую из индикатора глиссады, индикатора курса, указателя истинного горизонта, индикатора истинной вертикали и вертикального перемещения, размещенных на надстройках корабля, размещенного на корме корабля оптического индикатора дальности в виде комбинации источников оптического излучения, размещенных на заданных расстояниях друг от друга.

Изобретение относится к оптическим системам передачи световой информации. .

Изобретение относится к системам оптической навигации и может быть использовано для обеспечения точной коррекции движения по заданному направлению водителем для привода в малоразмерную зону автотранспортных средств, судов, самолетов и других движущихся объектов, в частности для обеспечения посадки самолетов и вертолетов на малоразмерные аэродромы и палубу авианесущего корабля.

Изобретение относится к системам оптических средств передачи информации и может быть использовано в авиации, водном транспорте и других областях техники, требующих формирование визуальной информации для обеспечения ориентации объектов. .
Наверх