Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта

Изобретение относится к созданию подводных транспортных средств и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование. Способ включает формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют вычислительную сетку. В расчетной области, занятой вычислительной сеткой, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта, при этом в отличие от прототипа на входной по отношению к потоку границе расчетной области направление вектора скорости потока последовательно задают в соответствии с возможными угловыми перемещениями подводного объекта относительно потока по углам атаки α и дрейфа β. Определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α и дрейфа β, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта. Повышается безопасность и точность управления. 2 ил.

 

Изобретение относится к управлению судами, в частности, подводными транспортными средствами, предназначено для определения параметров устойчивости и управляемости подводного объекта и может быть использовано для прогнозирования траекторий подводных транспортных средств, выполняющих сложное маневрирование.

Известен способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, основанный на раздельном расчетном определении этих характеристик на голый корпус подводного объекта и оперение с последующим суммированием этих характеристик (см. Пантов Е.Н., Махин Н.Н., Шереметов Б.Б. Основы теории движения подводных аппаратов / Е.Н. Пантов. - Л.: Судостроение, 1973. - стр. 59-67).

Недостатком этого способа является лишь приближенный учет формы корпуса подводного объекта, что приводит к погрешностям.

Известны также экспериментальные способы определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, основанные на испытании физических моделей подводного объекта в водной или воздушной среде (см. Фирсов Г.А. Управляемость корабля / Г.А. Фирсов. - Л.: Издательство ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, 1954. стр. 60-67). При испытаниях поток обтекает неподвижно установленную физическую модель подводного объекта. Измерение сил и моментов, действующих на физическую модель в потоке производится с помощью специальных весов.

Недостатком этих способов является наличие погрешностей из-за масштабного эффекта, а также высокая стоимость производства физических моделей подводного объекта.

Известен также «Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта» (пат. RU №2735195, опубл. 28.10.2020, МПК: В63Н 25/00) - взятый за прототип, включающий определение центра вращения подводного объекта, формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют внутреннюю вычислительную сетку, внутреннюю вычислительную сетку выполняют с возможностью вращения вместе с трехмерной электронной моделью подводного объекта относительно внешней вычислительной сетки. В расчетной области, занятой внутренней и внешней вычислительными сетками, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта, внутреннюю вычислительную сетку вокруг трехмерной электронной модели подводного объекта формируют сферической формы, с центром сферы, совпадающим с точкой вращения подводного объекта. При этом последовательно задают угловые перемещения подводного объекта по углам атаки α и дрейфа β. В результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α и дрейфа β, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта. Затем эти позиционные гидродинамические характеристики используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного объекта в условиях сложного маневрирования.

Недостатком этого способа являются технические сложности в формировании внутренней и внешней вычислительных сеток, а также возможные погрешности расчета в области сопряжения внутренней и внешней вычислительной сетки.

Задачей изобретения является повышение безопасности управления подводным объектом при выполнении им сложного маневрирования за счет повышения точности прогнозирования его движения по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, что снижает погрешность в определении диаметра циркуляции подводного объекта при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Поставленная задача достигается тем, что предлагаемый способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта включает формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют вычислительную сетку. В расчетной области, занятой вычислительной сеткой, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта, при этом в отличие от прототипа на входной по отношению к потоку границе расчетной области направление вектора скорости потока последовательно задают в соответствии с возможными угловыми перемещениями подводного объекта относительно потока по углам атаки α и дрейфа β. В результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α и дрейфа β, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта по соотношениям:

сх(α, β)=f(Fx(α, β)); mx(α, β)=f(Mx(α, β));

cy(α, β)=f(Fy(α, β)); my(α, β)=f(My(α, β));

cz(α, β)=f(Fz(α, β)); mz(α, β)=f(Mz(α, β)),

здесь

cx - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

Fx - компонента позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

tnx - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

Мх - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

су - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OY;

Fy - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OY;

my - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

Му - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

cz - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

Fz - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

mz - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ;

Mz - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ, затем эти позиционные гидродинамические характеристики используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного объекта в условиях сложного маневрирования.

Существенность отличий предлагаемого способа от прототипа определяется следующим. Последовательное выполнение операций, направленных на формирование вычислительной сетки с заданием скорости движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области равной линейной скорости движения подводного объекта и последовательное задание направления вектора скорости жидкости в соответствии с возможными угловыми перемещениями подводного объекта относительно потока по углам атаки α и дрейфа β позволяет:

- повысить точность прогнозирования движения подводного объекта по заданной траектории с использованием компьютерного моделирования на базе рассчитываемых позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта,

- снизить погрешность в определении диаметра циркуляции подводного объекта при маневрировании.

Таким образом, совокупность указанных существенных признаков позволяет обеспечить достижение нового технического результата, а именно:

- повысить безопасность управления подводным объектом при выполнении им сложного маневрирования;

- повысить точность управления подводным объектом.

Сущность способа определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта поясняется чертежами, где

на фиг. 1 - схема, отражающая задание угловых перемещений вектора скорости набегающего потока по углу атаки;

на фиг. 2 - схема, отражающая задание угловых перемещений вектора скорости набегающего потока по углу дрейфа.

Для определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта около его трехмерной электронной модели 1 формируют вычислительную сетку 2. В расчетной области, занятой вычислительной сеткой 2, определяют распределение полей скоростей и давлений потока. Скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области 3 задают равной линейной скорости движения подводного объекта. Вводят связанную с трехмерной электронной моделью подводного объекта систему координат с началом в точке О. Ось ОХ направлена в нос трехмерной электронной модели подводного объекта, OY - вверх, OZ - на правый борт. При этом на входной по отношению к потоку границе расчетной области 3 направление вектора скорости потока 4 последовательно задают в соответствии с возможными угловыми перемещениями подводного объекта относительно потока по углам атаки α и дрейфа β. В результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α и дрейфа β, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта по соотношениям:

сх(α, β)=f(Fx(α, β)); mx(α, β)=f(Mx(α, β));

cy(α, β)=f(Fy(α, β)); my(α, β)=f(My(α, β));

cz(α, β)=f(Fz(α, β)); mz(α, β)=f(Mz(α, β)),

здесь

сх - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

Fx - компонента позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

mx - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

Мх - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

су - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OY;

Fy - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OY;

my - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

Му - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

cz - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

Fz - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

mz - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ;

Mz - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ.

Полученные позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного объекта в условиях сложного маневрирования.

Заявителем были проведены исследования рассматриваемого технического решения «Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта», направленные на повышение безопасности управления судном, где в качестве объекта моделирования выбрано подводное транспортное средство, обладающее определенными гидродинамическими характеристиками.

Анализ полученных данных показал, что снижается погрешность в определении диаметра циркуляции подводного объекта при маневрировании, тем самым, уменьшается вероятность навигационных аварий.

Точность управления подводным объектом увеличивается за счет учета стационарных гидродинамических воздействий, возникающих при угловых перемещениях подводного объекта в потоке.

Таким образом, технический результат изобретения заключается в повышении безопасности управления подводным объектом при выполнении им сложного маневрирования, а также в повышении точности управления подводным объектом.

Способ определения позиционных гидродинамических характеристик подводного объекта, включающий формирование трехмерной электронной модели подводного объекта, вокруг этой трехмерной электронной модели формируют вычислительную сетку, в расчетной области, занятой вычислительной сеткой, определяют распределение полей скоростей и давлений потока, скорость движения жидкости на входной по отношению к потоку границе расчетной области задают равной линейной скорости движения подводного объекта, отличающийся тем, что на входной по отношению к потоку границе расчетной области направление вектора скорости потока последовательно задают в соответствии с возможными угловыми перемещениями подводного объекта относительно потока по углам атаки α и дрейфа β, в результате определяют стационарные гидродинамические воздействия на подводный объект при разных значениях углов атаки α и дрейфа β, анализируют их и затем определяют позиционные гидродинамические характеристики подводного объекта по соотношениям

сх(α, β)=f(Fx(α, β)); mx(α, β)=f(Mx(α, β));

cy(α, β)=f(Fy(α, β)); my(α, β)=f(My(α, β));

cz(α, β)=f(Fz(α, β)); mz(α, β)=f(Mz(α, β)),

здесь

cx - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

Fx - компонента позиционной гидродинамической силы по оси ОХ;

mx - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

Мх - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси ОХ;

су - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OY;

Fy - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OY;

my - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

Му - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OY;

cz - коэффициент позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

Fz - компонента позиционной гидродинамической силы по оси OZ;

mz - коэффициент позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ;

Mz - компонента позиционного гидродинамического момента относительно оси OZ, затем эти позиционные гидродинамические характеристики используют при компьютерном моделировании для прогнозирования движения подводного объекта в условиях сложного маневрирования.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к беспилотным летательным аппаратам (БПЛА). Рабочее место оператора, аппаратуру управления полетом и целевой нагрузкой, а также БПЛА размещают внутри самолета-носителя.

Изобретение относится к системам помощи при вождении. Технический результат заключается в автоматизации помощи при вождении по круговой проезжей части.

Изобретение относится к области судовождения, а именно к способам и системам генерации линии предварительной прокладки с использованием систем искусственного интеллекта, и может быть использовано для повышения безопасности плавания в концепции Е-навигации. Построение маршрута движения судна происходит итерационно и поэтапно, при этом вследствие логических преобразований, происходящих в ячейках матриц, навигационные параметры, включающие и навигационные параметры судов, находящихся в районе плавания, учитываются в виде значения функции принадлежности конкретной ячейки к кластеру опасных.

Изобретение относится к области технологии автоматического управления автотранспортным средством и, в частности, к способу и системе планирования поперечной траектории автоматической смены полосы движения автомобиля, к автомобилю и носителю информации. Способ включает этапы обработки информации, расчёта параметров автоматической смены полосы движения, планирования кривой пятого порядка для автоматической смены полосы движения, формирования команды поперечного управления для автоматической смены полосы движения и вычисления решения о завершении автоматической смены полосы движения.

Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано в системе управления судна. Устройство содержит блоки аварийного управления рулём (БАУР), аварийного управления главным двигателем (БАУГД), изменения курса и скорости (БИКС), управления курсом (БУК), управления главным двигателем (БУГД) и блок навигации (БН).

Изобретение относится к способам управления группой самоуправляемых транспортных средств. Способ управления группой самоуправляемых транспортных средств, выполняемый посредством вычислительного устройства и включающий следующие шаги: осуществляют от одной беспроводной точки доступа, находящейся на самоуправляемом транспортном средстве, широковещательную рассылку пакетов данных, с данными о своем маршруте и запрос на формирование пелотона самоуправляемых ТС, получают положительный ответ от самоуправляемого ТС с намерением формирования пелотона самоуправляемых ТС.

Настоящее изобретение относится к области радиотехники, а именно к удаленному мониторингу в системе телекоммуникаций. Техническим результатом является обеспечение возможности дистанционного управления с земли радиоэлектронным оборудованием беспилотного летательного аппарата с целью аутентификации в беспроводных сетях передачи данных для контроля работы сетевого и клиентского оборудования, а также обеспечение возможности определения местоположения данного оборудования, который достигается за счет того, что радиоэлектронный модуль беспилотного летательного аппарата для мониторинга беспроводных сетей передачи данных включает блок управления 1, к которому подключен канал управления, который состоит из последовательно соединенных приемопередатчика сигналов управления 2, усилителя сигналов управления 3 и антенны 4.

Изобретение относится к способу управления полетами и посадкой воздушных судов (ВС) в ближней аэродромной зоне при помощи посадочного радиолокатора (ПРЛ). Техническим результатом изобретения является повышение точности определения местоположения ВС в пространстве при управлении полетами и посадкой ВС при помощи посадочного радиолокатора, и повышение достоверности обнаружения и сопровождения ВС, выполняющих посадку в соответствии с пространственными параметрами плановой линии глиссады снижения в пределах заданных угловых или линейных отклонений по курсу и глиссаде.

Заявленное изобретение относится к способу функционирования комплексов с беспилотными летательными аппаратами (БЛА). Для функционирования комплекса определяют значения координат местоположения района выполнения задачи для БЛА определенным образом с использованием значений технических параметров местоположения района развертывания комплекса, учитывая площадь района развертывания и площадь участка местности, необходимого для размещения наземного автоматизированного пункта управления комплекса, определяют число подрайонов, в которых невозможно обеспечить устойчивое управление БЛА, автоматически с помощью автоматизированного пункта управления группой комплексов с БЛА выбирают подрайон для развертывания из числа оставшихся подрайонов, осуществляют запуск БЛА, управление его полетом, посадку.

Изобретение относится к измерительной технике для определения перемещения объектов и может быть использовано в строительстве, металлургии, складской логистике, морской логистике, автоматизации производства и энергетике. Технический результат заключается в повышении точности определения положения объекта.

Изобретение относится к области судовождения, а именно к способам и системам генерации линии предварительной прокладки с использованием систем искусственного интеллекта, и может быть использовано для повышения безопасности плавания в концепции Е-навигации. Построение маршрута движения судна происходит итерационно и поэтапно, при этом вследствие логических преобразований, происходящих в ячейках матриц, навигационные параметры, включающие и навигационные параметры судов, находящихся в районе плавания, учитываются в виде значения функции принадлежности конкретной ячейки к кластеру опасных.
Наверх