Способ сокращения периода замедленного горения в дизеле

Изобретение может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания. Способ сокращения периода замедленного горения осуществляется в дизеле с системой питания, включающей топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, основную систему топливоподачи, впускной коллектор и камеры сгорания. Способ заключается в том, что в топливный бак совместно с топливом подают низшие спирты с получением единой смеси. Либо низшие спирты подают в камеры сгорания дизеля при помощи двойной системы топливоподачи, работающей параллельно основной системе топливоподачи. Либо низшие спирты подают во впускной трубопровод путём распыливания. Технический результат заключается в сокращении периода замедленного горения в дизеле. 3 табл.

 

Изобретение относиться к области машиностроения, в частности, к двигателестроению.

Известен способ работы дизельного двигателя с воспламенением топлива от нагретого свежего воздушного заряда в результате адиабатного сжатия [Р.З. Кавтарадзе. Теория поршневых двигателей. Специальные главы, 2-е издание, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 2016, с. 41].

Недостатком известного способа является наличие значительного периода замедленного горения [Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990, с. 19]. Это приводит к ухудшению топливной экономичности дизеля.

Известно, что поступающее в цилиндры дизеля основное топливо в виде струй посредством форсунок, первоначально деструктурирует до образования каплей, далее идёт процесс фракционирования в результате тепло- и массобмена со свежим воздушным зарядом. После чего впрыснутое основное топливо подвергается нагреву от адиабатного сжатия свежего воздушного заряда, затем испаряется, далее диффундирует в свежий заряд и лишь через некоторое время самовоспламеняется [Р.З. Кавтарадзе. Теория поршневых двигателей. Специальные главы, 2-е издание, Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 2016, с. 307]. На самовоспламеняемость основного топлива также оказывают влияние его химические свойства, определяющие скорость предпламенных цепных реакций [Варнатц Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ / Пер. с англ. Г.Л. Агафонова. Под ред. П.А. Власова. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003, с. 252]. Химический состав основного топлива определяет скорость сгорания топливовоздушной смеси и характер протекания процесса тепловыделения, оказывающего влияние на продолжительность периода замедленного горения в дизеле [2, 3].

Период замедленного горения в дизеле определяется как период или угол поворота коленчатого вала дизеля от момента достижения максимальной температуры цикла в цилиндрах до практического окончания горения (тепловыделения) [Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990, с. 19]. Этот период наблюдается после окончания основной фазы горения топлива и распространяется на значительную часть такта расширения. Наличие данного периода в значительной степени ухудшает экономические показатели дизеля, так как, теплота, выделяющаяся в этот период, превращается в механическую работу не во время нахождения поршня в верхней мёртвой точке (ВМТ), а во время такта расширения.

Технический результат заявляемого изобретения заключается в сокращении периода замедленного горения в дизеле.

Данный технический результат достигается путём подачи в топливный бак дизеля с системой питания, включающей топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, основную систему топливоподачи, впускной коллектор, камеры сгорания, низших спиртов совместно с топливом с получением в итоге единой смеси, подачи низших спиртов в камеры сгорания дизеля при помощи двойной системы топливоподачи, работающей параллельно основной системе топливоподачи, и подачи низших спиртов во впускной трубопровод путём распыливания.

Процесс замедленного горения носит диффузионный характер, и для завершения догорания необходимо обеспечить ускорение тепловыделения в зоне нахождения поршня в ВМТ, а также сохранить в цилиндрах дизеля процессы переноса и смешивания продуктов неполного окисления топлива с кислородом воздуха [Файнлейб Б.Н. Топливная аппаратура автотракторных дизелей. Справочник. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1990, с. 27]. Выполнение этого условия возможно при совместной подаче с основным топливом низших спиртов, добавлением их в топливный бак к основному топливу с получением единой смеси, в камеры сгорания дизеля при помощи двойной системы топливоподачи, работающей параллельно с основной и во впускной трубопровод путём распыливания.

Низшие спирты характеризуются более высокой активностью при горении по сравнению с основным нефтяным топливом. Связано это с тем, что в условиях высоких температур происходит диссоциация низших спиртов с образованием двух активных радикалов - гидроксильной группы и углеводородов, ускоряющих начало цепных реакций и активирующих весь процесс горения топливовоздушной смеси, а также ускоряющий тепловыделение. Благодаря этому горение протекает более устойчиво и быстро, а предел воспламенения топливовоздушной смеси смещается в сторону обеднённой области. Кроме того, вследствие более простой структуры молекул низших спиртов и наличия в них атомарного кислорода препятствует возникновению условий для крекинга и способствует сохранению в цилиндрах дизеля процессов переноса и смешивания продуктов неполного окисления топлива с кислородом, что в свою очередь приводит к повышению топливной экономичности дизеля [Варнатц Ю., Маас У., Диббл Р. Горение. Физические и химические аспекты, моделирование, эксперименты, образование загрязняющих веществ / Пер. с англ. Г.Л. Агафонова. Под ред. П.А. Власова. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2003, с. 268].

При проведении комплекса экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения четырехтактного дизельного двигателя с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха с непосредственным впрыском топлива и камерой сгорания типа ЦНИДИ, размерностью 4ЧН 11,0/12,5 с добавками низшего спирта (этанола) C2H5OH (Э) в количестве 20% и 40% по массе производили путём его предварительного смешивания с дизельным топливом (ДТ) до получения единой смеси и последующей заправки в топливный бак.

Результаты экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения на смеси дизельного топлива и этанола представлены в таблице 1.

Анализ таблицы 1 показал, что при добавлении низшего спирта в данном случае этанола от 20% до 40% привело к сокращению продолжительности периода замедленного горения с 26 до 20 градусов.

В проведенных исследованиях по определению периода замедленного горения на дизеле размерностью 2Ч 10,5/12,0 (Д-21А1) воздушного охлаждения, с полусферической КС в поршне опыт производился с подачей метанола при помощи двойной системы топливоподачи (ДСТ), работающей параллельно основной системе топливоподачи.

Результаты экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения при работе дизеля с ДСТ с добавкой метанола до 93% представлены в таблице 2.

Анализ таблицы 2 показал, что при добавлении метанола до 93 % при помощи ДСТ, работающей параллельно основной системе топливоподачи, привело к сокращению продолжительности периода замедленного горения с 16 до 13 градусов.

Исследования, проведенные по определению периода замедленного горения на дизеле размерностью 6ЧН 13/11,5 (СМД-62) жидкостного охлаждения, с тороидальной камерой сгорания в поршне при работе на дизельном топливе с дополнительной подачей низшего спирта метанола CH3OH во впускной трубопровод путём распыливания в количестве 20% по массе.

Результаты экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения при работе дизеля с добавкой 20% метанола во впускной трубопровод путём распыливания представлены в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что при добавлении метанола до 20 % во впускной трубопровод путем распыливания привело к сокращению продолжительности периода замедленного горения с 40 до 35 градусов.

Способ осуществляется следующим образом. Предварительно взятые по массе количества дизельного топлива и низшего спирта смешиваются в специальной таре до получения единой смеси и после этого производится заправка топливного бака дизеля. Также низшие спирты можно подавать в камеры сгорания дизеля при помощи двойной системы топливоподачи, состоящей из двух систем топливоподачи основной для подачи дизельного топлива и вспомогательной для подачи низших спиртов. Обе эти системы работают параллельно друг другу, т.е. основная система топливоподачи осуществляет подачу запальной порции дизельного топлива, а вспомогательная подачу низших спиртов. Также можно подавать низшие спирты во впускной трубопровод путём распыливания или карбюрации, параллельно с основной подачей дизельного топлива при помощи штатной системы топливоподачи.

Низшие спирты попадая в камеры сгорания дизеля при помощи единой смеси с дизельным топливом или в виде отдельно впрыснутой порции при помощи ДСТ или в виде пара, предварительно полученного во впускном трубопроводе при помощи распыливания или карбюрации в условиях высоких температур проходят диссоциацию с образованием двух активных радикалов - гид-роксильной группы и углеводородов, ускоряющих начало цепных реакций и активирующих весь процесс горения топливовоздушной смеси, а также ускоряющий её тепловыделение. В результате нахождения низших спиртов в камерах сгорания дизеля вместе с дизельным топливом приводит к более устойчивому и быстрому сгоранию, а также наличия в них атомарного кислорода приводит к возникновению условий для крекинга и сохранения в цилиндрах дизеля процессов переноса и смешивания продуктов неполного окисления топлива с кислородом что ускоряет начало практического окончания горения (тепловыделения). Выше перечисленные обстоятельства приводят к сокращению периода замедленного горения в дизеле и как следствие возможности улучшения топливной экономичности дизеля.

Технико-экономическое обоснование предлагаемого изобретения заключается в возможности улучшения топливной экономичности дизеля. В результате снижается удельный эффективный расход топлива и увеличивается эффективный КПД.

Дизель, в котором применён данный способ сокращения периода замедленного горения конструктивно не отличается от серийных дизелей, поэтому при конструктивных доработках, связанных с совместной подачей с основным топливом низших спиртов, может быть промышленно применен во всех конструкциях дизельных двигателей с использованием любых углеводородных топлив.

Таблица 1. Результаты экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения на смеси дизельного топлива и этанола
Параметр Значение
Дизельное
топливо
100%
Дизельное
топливо 80%
и 20% этанола
Дизельное
топливо 60%
и 40% этанола
Максимальная температура цикла Tmax, К 2200 2180 2110
Угол поворота коленчатого вала дизеля после верхней мертвой точки (ВМТ) при которой достигается максимальная температура цикла, ϕTmax, градусов 34 33 32
Угол поворота коленчатого вала дизеля после ВМТ, соответствующий концу тепловыделения, ϕχ, градусов 60 56 52
Период замедленного горения, ϕпзг 26 23 20

Таблица 2. Результаты экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения при работе дизеля с ДСТ с добавкой метанола до 93% представлены в таблице 2.
Параметр Значение
Дизельное
топливо 100%
93% метанола
Максимальная температура цикла Tmax, К 2000 1800
Угол поворота коленчатого вала дизеля после верхней мертвой точки (ВМТ) при которой достигается максимальная температура цикла, ϕTmax, градусов 24 22
Угол поворота коленчатого вала дизеля после ВМТ, соответствующий концу тепловыделения, ϕχ, градусов 40 35
Период замедленного горения, ϕпзг 16 13

Таблица 3. Результаты экспериментальных исследований по определению периода замедленного горения при работе дизеля с добавкой 20% метанола во впускной трубопровод путём распыливания
Параметр Значение
Дизельное
топливо 100%
20% метанола
Максимальная температура цикла Tmax, К 2280 2100
Угол поворота коленчатого вала дизеля после верхней мертвой точки (ВМТ) при которой достигается максимальная температура цикла, ϕTmax, градусов 18 16
Угол поворота коленчатого вала дизеля после ВМТ, соответствующий концу тепловыделения, ϕχ, градусов 40 35
Период замедленного горения, ϕпзг 22 19

Способ сокращения периода замедленного горения в дизеле с системой питания, включающей топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, основную систему топливоподачи, впускной коллектор, камеры сгорания, отличающийся тем, что в топливный бак совместно с топливом подают низшие спирты с получением единой смеси, либо низшие спирты подают в камеры сгорания дизеля при помощи двойной системы топливоподачи, работающей параллельно основной системе топливоподачи, либо низшие спирты подают во впускной трубопровод путём распыливания.



 

Похожие патенты:
Изобретение относится к двигателестроению. Способ улучшения экологических показателей работы дизеля, состоящего из системы питания, включающей топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, систему топливоподачи, впускной коллектор, камеры сгорания, заключается в том, что предварительно смешивают рапсовое масло, этиловый спирт и эфиры до получения единой смеси и подают посредством двойной системы топливоподачи во впускной трубопровод раздельно или совместно с дизельным топливом, а также в камеры сгорания дизеля подают дизельное топливо или единую смесь дизельного топлива, рапсового масла, этилового спирта и эфиров.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена система питания жидким газомоторным топливом газодизельного двигателя содержащая линию подачи газа (а), линию питания дизельным топливом (б) с насосом высокого давления 14 и форсунками 15, электронный блок управления 17, датчики положения рейки подачи топлива 21, частоты вращения коленчатого вала 22, положения верхней мертвой точки 23, детонации 19, расхода воздуха 24, электронную педаль подачи топлива 26, ручной регулятор подачи топлива 27, переключатель режима «Дизель-Газодизель» 29.

Изобретение относится к двигателестроению. Энергетическая установка на сжиженном природном газе состоит из газодизеля (7), системы хранения и подачи природного газа, включающей в себя резервуар (1) для хранения сжиженного природного газа, испаритель (2) с подводящим трубопроводом (3) греющей среды, линию (4) поддержания давления в резервуаре (1), линий (16, 21) подачи воздуха.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложен способ подачи горючего газа и дизельного топлива в рабочие цилиндры 8 газодизеля, заключающийся в том, что одну часть горючего газа в процентном соотношении в соответствии с программой управления работой газодизеля подают через впускной патрубок 13 в компрессор 5 наддува, где горючий газ перемешивается с воздухом, далее в виде газовоздушной смеси направляют в воздушный коллектор 16 газодизеля и через впускные клапаны в рабочие цилиндры на такте наполнения цилиндров.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Предложена система подачи аммиачного топлива судового дизельного двигателя, которая содержит дизельный двигатель 11, резервуар 1 для хранения аммиака и резервуар 8 для топлива, при этом резервуар 1 для хранения аммиака соединен с резервуаром 3 для испарения, фильтровальной камерой 4, резервуаром 5 для повышения давления и системой HPCR 6 для аммиака, которые соединены последовательно с помощью трубопроводов подачи аммиака.

Изобретение может быть использовано в системах питания дизелей. Двухтопливная система питания дизеля содержит бак (1) минерального топлива, бак (2) растительного топлива, топливные фильтры (3), (4), (5), топливоподкачивающий насос (6), электрический насос (7) с обратным клапаном (8), топливный насос (9) высокого давления в комплекте с центробежным регулятором частоты вращения, форсунки (10), топливопроводы (11) и смеситель (12).

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в двухтопливных системах питания двигателей внутреннего сгорания. Система питания дизеля на смесевом топливе содержит бак 1 минерального топлива, бак 2 растительного топлива, линию 3 очистки минерального топлива и линию 6 очистки растительного топлива.

Изобретение относится к области двигателестроения и может быть использовано в системе питания дизелей автотракторной техники. Предложена система питания дизельного автотракторного двигателя, включающая бак 1 для растительного масла, бак 2 для дизельного топлива, смеситель 5, перед входными каналами которого установлены дозаторы 6, 7, пневмомеханический привод которых осуществляется через тяги 8, 9 мембранным исполнительным механизмом 10 за счет разрежения во впускном коллекторе 11 дизеля, масляный фильтр тонкой очистки 12, топливный насос высокого давления 13 и форсунки 14.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Изобретение направлено на обеспечение повышения коэффициента полезного действия, экономичности и снижения токсичности двигателя внутреннего сгорания за счет организации управляемости процессов смесеобразования путем обеспечения неоднородного во времени заряда и ступенчатого сгорания.

Изобретение может быть использовано в системах топливоподачи двигателей внутреннего сгорания. Способ может содержать: расположение клапана регулирования давления КРД (PCV) 286 вблизи выпуска топливной рампы 270; расположение клапана регулирования объема КРО (VCV) 282 вблизи впуска насоса высокого давления 280; и, в ответ на отклонение значения количества твердых частиц ТЧ (РМ) в отработавших газах двигателя от целевого значения количества ТЧ (РМ), регулирование количества кислорода в топливе, путем регулирования топливного отношения первого типа топлива и второго типа топлива, подаваемых в двигатель из бака первого типа топлива 210 и бака первого типа топлива 250, и открытие КРД (PCV) 286 или КРО (VCV) 282.
Изобретение относится к двигателестроению. Способ улучшения экологических показателей работы дизеля, состоящего из системы питания, включающей топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, систему топливоподачи, впускной коллектор, камеры сгорания, заключается в том, что предварительно смешивают рапсовое масло, этиловый спирт и эфиры до получения единой смеси и подают посредством двойной системы топливоподачи во впускной трубопровод раздельно или совместно с дизельным топливом, а также в камеры сгорания дизеля подают дизельное топливо или единую смесь дизельного топлива, рапсового масла, этилового спирта и эфиров.
Наверх