Ведущее колесо транспортного средства

Изобретение относится к транспортному машиностроению и предназначено преимущественно для производства велосипедов и колясок для физических лиц с ограниченными возможностями. Устройство состоит из первичного вала, двух его боковых опор, посредством которых он вместе с колесом закрепляется на раме транспортного средства, двух корзин с головками спиц, одного зубчатого солнечного колеса, одной короны в форме зубчатого колеса с внутренним зацеплением зубьев и одной группировки равновеликих сателлитов в форме цевочных барабанов карусельно-револьверного типа общим количеством не менее двух, консольно закрепленных на водиле, которое неподвижно закреплено на первичном валу в центральной его части. Технический результат - улучшение ходовых качеств колеса, а также уменьшение его материалоемкости. 1 ил.

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению и преимущественной областью его промышленного использования являются велосипеды и коляски для физических лиц с ограниченными возможностями.

Известны ведущие колеса индивидуальных транспортных средств на мускульной тяге с педально-шатунными ножными или рычажными ручными приводами, помещенными внутрь их ступиц (см., например, патент РФ №2204490 от 06.12.2001 г. «Колесо транспортного средства» и патент РФ №2739642 от 4.04.2020 г. «Устройство трансляции мускульных усилий человека на обод ведущего колеса дорожно-транспортного средства», которое по большинству своих существенных отличительных признаков наиболее близко к заявленному техническому решению и является его прототипом). Характерной особенностью большинства известных ведущих колес, имеющих внутри своей ступицы первичный вал приема крутящего момента от источника тяги и планетарный редуктор, состоящий из солнечного колеса, водила с сателлитами и короны, не смотря на их несомненные достоинства, удовлетворяющие те или иные запросы и интересы пользователей, является из конструктивная сложность и избыточная материалоемкость, сопровождаемые букетом сопутствующих технологических проблем в вопросах алгоритма сборки устройства.

Целью изобретения является нахождение нового и более полезного для промышленного использования технического решения коренных вопросов оптимизации единства форм и внутренней сущности свойств используемых технических средств трансляции тяговых усилий на выполнение поездки посредством снижения металлоемкости узлов и деталей ступицы колеса, количественно ограниченных до уровня их минимально необходимой достаточности.

Для достижения указанной цели и получения желаемого результата заявленное ведущее колесо транспортного средства содержит только одну группировку сателлитов одного типоразмера, общим количеством не менее двух, выполненных в форме карусельно-револьверных барабанов, состоящих из горстки равновеликих цилиндрических цевок и двух плоскопараллельных тонкостенных щек одного типоразмера, посаженных на телах шарикоподшипников с консольной фиксацией осей своего свободного вращения без возможности самопроизвольного продольно осевого смещения на водиле, установленном жестко и неподвижно на теле первичного вала приема крутящего момента от источника тяговых усилий в его центральной части, и всего лишь два зубчатых колеса, одно из которых солнечное, а другое коронное с внутренним зацеплением своих зубьев, выполненные, например, средствами холодной штамповки из листового металлопроката. При этом коронное колесо, или просто корона, посредством своей неподвижной фиксации на тарелкообразном диске, оснащенном трещоткой или обгонной муфтой, жестко связано с одной из двух корзин головок спиц, дислоцированных на боковых опорах первичного вала, опоясанных шарикоподшипниками. Боковые опоры первичного вала посредством подковообразных шпилек или любым другим известным способом жестко закреплены на стойках рамы транспортного средства для обеспечения его целевого использования по прямому назначению. Солнечное зубчатое колесо неподвижно жестко закреплено на внутреннем торце одной из боковых опор первичного вала для бесперебойного и поочередного своего телесного контакта с телами цевок сателлитов, находящихся на одной круговой орбите диаметрально противоположно другу друг и периодически сменяющих друг друга в процессе своего вращения вокруг зубьев солнечного колеса, служащих точками опоры для сообщества двуплечих рычагов, каковыми по сути и являются диаметры каждого сателлита.

На прилагаемом чертеже схематично показан поперечный разрез ступицы ведущего колеса, поясняющий структуру местонахождения его элементов, их характерные особенности и кинематику их взаимодействия.

Устройство ведущего колеса транспортного средства состоит из первичного вала (1), наделенного способностью принимать хотя бы одним своим торцом крутящий момент от источника тяговых усилий и помещенного в боковых опорах (2 и 3), которые в свою очередь жестко и неподвижно закреплены на раме или в стойках транспортного средства, например подковообразными шпильками, вложенными в канавки (4) на наружной поверхности опор (на чертеже элементы рамы транспортного средства и обод колеса не показаны). В центральной части первичного вала (1) жестко и неподвижно установлено и закреплено без возможности продольно осевого смещения водило (5), на котором консольно закреплены оси немногочисленной группировки сателлитов (6), общим количеством не менее двух, с предоставлением им возможности свободного вращения без самопроизвольных продольно осевых смещений. Каждый сателлит (6) являет собой пустотелый барабан карусельно-револьверного типа, состоящий из пары щек (7) одного типоразмера со сквозными или глухими отверстиями для размещения в них торцов цевок (8) тоже одного типоразмера. Диаметр центральной части цевок равен двойному радиусу окружности зубьев и промежутков между ними в солнечном колесе (9) и короне (10), внешний торец которой жестко и неподвижно закреплен на периферии тарелкообразного диска (11), коаксиально установленного на оси вращения колеса и жестко закрепленного на внутренней стенке одной из двух корзин головок спиц (12). При этом вторая корзина спиц (13) без возможности какого-либо продольно осевого смещения, но с возможностью свободного вращения на подшипнике качения, расположена на боковой опоре (2) первичного вала (1) с противоположной стороны. Для справки: вполне допускается выполнение корзин головок спиц (12 и 13) одного типоразмера одновременно в союзе со вторым тарелкообразным диском, равным диску (11), которого, однако, для получения полезного результата и одного уже вполне достаточно. Кроме того, вместо спиц допускается также использование тонкостенных мембранных дисков, но и это тоже уже выходит за рамки объема существенных отличительных признаков заявленного предмета изобретения.

Работает ведущее колесо транспортного средства следующим образом. Первичный вал (1), получив крутящий момент от источника тяги, приводит во вращение водило (5), которое в свою очередь вынуждает сателлиты (6) перемещаться вокруг солнечного колеса (9), планомерно посещая промежутки между его зубьями своими цевками (8), которые синхронно на диаметрально противоположной стороне цевочного барабана входят в контакт с контуром зубьев короны (10) и тем самым вынуждают ее вращаться в том же направление, что и первичный вал (1), а так как корона (10) посредством тарелкообразного диска (11) жестко связана с корзиной головок спиц (12), то в результате во вращение приходит обод ведущего колеса (на чертеже отсутствует). Наличие обгонной муфты (14) в составе тарелкообразного диска (11) позволяет ведущему колесу свободно вращаться на своей оси, когда первичный вал (1) не транслирует тяговые усилия.

Ведущее колесо транспортного средства, состоящее из обода, связанного спицами со ступицей, имеющей внутри первичный вал кривошипно-шатунного привода и планетарный редуктор, отличающееся тем, что солнечное колесо редуктора, выполненное в форме звезды с цилиндрическим контуром профиля своих зубьев и промежутков между ними, радиус которых равен половине диаметра цевок, неподвижно закреплено на внутреннем торце одной из двух опор первичного вала привода, наделенного способностью принимать от источника тяги крутящий момент хотя бы одним торцом; водило сателлитов без возможности своего самопроизвольного продольно осевого смещения неподвижно закреплено на теле первичного вала в центральной его части; сателлиты количеством не менее двух, выполненные в форме цевочных барабанов карусельно-револьверного типа, консольно закреплены на водиле в одной плоскости симметрии с солнечным колесом и короной, выполненной в форме плоской звезды с внутренним зацеплением своих зубьев и жестко закрепленной на теле тарелкообразного дика, опоясывающего обгонную муфту или трещотку, неподвижно закрепленную на внутреннем торце одной из двух корзин с головками спиц, дислоцированных с возможностью своего свободного вращения без допуска самопроизвольного продольно осевого смещения на опорах первичного вала, жестко зафиксированных на шасси или в стойках рамы транспортного средства.



 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к устройствам трансляции мускульных усилий на обод ведущего колеса дорожно-транспортного средства. Устройство состоит из первичного вала с шатунами и кривошипами на своих торцах и одноступенчатого планетарного редуктора, корона которого посредством спиц или плоских дисков жестко связана с ободом колеса.

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к приводам для велосипедов. Привод для велосипеда с внутренним расположением системы взаимосвязи двух валов содержит входной вал с ведомой звездочкой и выходной вал.

Изобретение относится к области транспортного машиностроения. Привод колеса велосипеда содержит планетарную передачу, включающую в свой состав водило, центральное звено планетарной передачи и сателлит.

Изобретение относится к коробкам передач и представляет собой переключатель передач типа "ретродирект", т.е. двухскоростной переключатель, обеспечивающий и при прямом, и при обратном вращении входного вала передачу усилия на выходной вал в прямом направлении, но с разными передаточными отношениями.
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции привода ведущих колес транспортных средств, в том числе кресел-колясок. Колесо транспортного средства содержит центральное колесо внешнего зацепления и кинематически связанное с ним посредством сателлитов колесо-обод внутреннего зацепления.

Изобретение относится к механизму переключения передач планетарной коробки передач, в частности для велосипедов. Механизм переключения содержит планетарную зубчатую коробку передач, кулачок переключения, сцепленный с планетарным зубчатым узлом в планетарной зубчатой коробке передач, имеющий стопор кулачка переключения, вращательное кольцо троса, соединенное с подвижным тросом.

Группа изобретений относится к вариантам конструкции велосипеда и вариантам системы ременного привода. Велосипед содержит раму и по меньшей мере одно колесо, прикрепленное к раме.

Изобретение относится к механизмам переключения передач легкого транспорта, размещаемым в ступице ведущего колеса, например в задней втулке велосипеда. Механизм содержит две обгонные муфты, входной вал и неподвижную несущую ось, относительно которой указаны направления вращения всех частей, имеет одно рабочее направление вращения колеса, называемое "вперед" и не имеет возможности вращения колеса в качестве ведущего в противоположном направлении, называемом "назад".

Изобретение относится к устройствам для приведения в действие транспортных средств мускульной энергией человека. Привод имеет две ступени, первая из которых выполнена из двух механизмов планетарного исполнения, имеющих водила (2, 3) и жестко соединенных с валом каретки (1), изготовленные каждый в виде диска и в совокупности с валом каретки (1) выполняющие роль маховика, со свободно установленными на выступающих концах сателлитами (4, 5), которые связаны передаточным отношением, равным единице, с солнечными зубчатыми звеньями (7, 8), установленными концентрично к валу каретки с двух боковых сторон неподвижно к корпусу (9) транспортного средства, а педали (10, 11) установлены на радиальных концах горизонтальных рычагов (12, 13), всегда направленных вперед.

Изобретение относится к приводу велосипеда со вспомогательным электродвигателем в каретке. .

Изобретение относится к комбинированной трансмиссии. Трансмиссия содержит ведущий шкив, жестко установленный на входном валу, ведомый шкив, установленный на выходном валу, и зубчатую передачу, содержащую ведущую шестерню, жестко закрепленную на входном валу, находящуюся в зацеплении с ведомым зубчатым колесом, установленным с возможностью вращения на выходном валу.
Наверх