Аварийный термоклапан одноразового действия

Аварийный термоклапан одноразового действия относится к клапанам, открывающим канал поступления охлаждающей жидкости при аварии, и может быть применен в различных отраслях, в которых требуется открытие доступа охлаждающей жидкости при аварии, в частности, в атомной промышленности. Аварийный термоклапан одноразового действия содержит корпус, в котором выполнен сквозной канал для подачи охлаждающей жидкости через входное отверстие термоклапана в направлении его выходного отверстия, и плавкий предохранитель, температура плавления которого выбрана в соответствии с температурой срабатывания клапана, сквозной канал выполнен в виде колена и состоит из горизонтального и направленного вниз вертикального участка, входное отверстие канала расположено в нижней части вертикального участка, выходное отверстие сквозного канала снабжено заглушкой из высокопрочного тугоплавкого материала, прикрепленной к фланцу горизонтального участка при помощи плавкого предохранителя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

 

Область техники

Аварийный термоклапан одноразового действия относится к клапанам, открывающим канал поступления охлаждающей жидкости при аварии и может применен в различных отраслях, в частности, в атомной промышленности.

Предшествующий уровень техники

Для обеспечения безопасности эксплуатации атомных электростанций (АЭС) важной является возможность подачи охлаждающей жидкости в случае аварии в помещения, требующие отвода тепла, в частности, в устройство локализации расплава (УЛР), в которое в случае запроектной аварии попадают расплавленные части активной зоны и корпуса ядерного реактора. Используемые для этого клапаны должны обеспечивать возможность открытия канала подачи охлаждающей жидкости в пассивном режиме, т.е. без каких-либо управляющих импульсов реагировать на превышение заранее определенного значения температурой среды, к которой требуется подать охлаждающую жидкость. При этом открытие такого канала должно быть осуществлено максимально надежным и эффективным способом.

Для решения этой задачи использовались различные технические решения.

Известен аварийный клапан одноразового действия преимущественно для подачи охлаждающей воды (патент РФ №2469233, опубл. 10.12.2012), содержащий цилиндрообразный корпус, в котором на торцах выполнены входное и выходное отверстия, расположенные в цилиндрообразном корпусе, аксиально установленные первый и второй подпружиненные штоки, на конце второго из которых закреплена заслонка с прижимной прокладкой для герметичного перекрытия входного отверстия, плавкий предохранитель и фиксатор, соединяющий между собой прилежащие концы первого и второго штоков, при этом плавкий предохранитель расположен в перфорированной гильзе, которая смонтирована на стенке выходного отверстия цилиндрообразного корпуса, на свободном конце первого штока установлен поршень с возможностью захода внутрь перфорированной гильзы, а фиксатор состоит из установленного на конце первого штока конуса с расположенным на нем в разведенном положении разрезным пружинным кольцом, упорной втулки для кольца и обечайки, которая укреплена на втором штоке, кольцо установлено таким образом, что при движении первого штока оно соскальзывает с конуса внутрь обечайки для обеспечения перемещения штоков в одном направлении. Командой на срабатывание аварийного термоклапана (режим подачи охлаждающей воды) является повышение температуры в районе выходного отверстия цилиндрообразного корпуса. Температура должна быть достаточна для разложения плавкого предохранителя, на который опирается подпружиненный поршень. Плавкий предохранитель расплавляется приблизительно при температуре 600°С и вытекает из отверстий перфорированной гильзы, поршень вдавливается пружиной в гильзу и тянет за собой шток, который скользит по втулке. Разрезное разведенное пружинное кольцо фиксатора сталкивается торцом втулки на конусный концевик и сжимается, попадая внутрь обечайки, освобождая ход обечайки со штоком, который в свою очередь вызывает ударное расширение пружины и смещает обечайку, которая садится на пусковой цилиндр. Одновременно шток тянет за собой заслонку с прокладкой и открывает входное отверстие для подачи охлаждающей воды к оборудованию. Вода поступает из емкости и движется по входному отверстию между посадочным местом седла заслонки дальше в межреберные каналы, ограниченные ребрами, к выходному отверстию для подачи на охлаждаемое оборудование.

Такое решение обеспечивает подачу охлаждающей жидкости в случае аварии, однако его недостатками являются низкий расход охлаждающей жидкости в режиме подачи охлаждающей воды ввиду загромождения проточной части клапана конструктивными элементами, недостаточная надежность работы аварийного термоклапана, обусловленная необходимостью выполнения последовательных механических перемещений ряда элементов клапана для его открытия, большой объем периодических регламентных работ в режиме ожидания, таких как поверки усилий постоянно находящихся в высоконагруженном состоянии в режиме ожидания пружин либо их периодические замены, значительная громоздкость конструкции.

Наиболее близким по назначению, технической сущности и достигаемому результату к заявляемому изобретению является аварийный термоклапан одноразового действия (патент РФ №2666841, опубл. 12.09.2018), содержащий корпус, в котором выполнен сквозной канал для подачи охлаждающей жидкости через его входное отверстие в направлении его выходного отверстия, и плавкий предохранитель, расположенный в сквозном канале корпуса, при этом плавкий предохранитель состоит из по меньшей мере двух частей, полностью перекрывающих сечение сквозного канала, выполненных из материалов с различной температурой плавления и расположенных в сквозном канале последовательно с нарастанием температуры плавления каждой последующей части в направлении от входного отверстия сквозного канала к его выходному отверстию.

Такое решение позволяет повысить надежность и эффективность работы аварийного термоклапана за счет за счет повышения расхода охлаждающей жидкости в режиме подачи охлаждающей жидкости при сохранении его габаритов. Недостатками такого решения являются:

- влияние параметров охлаждающей жидкости на температуру срабатывание клапана, так как охлаждающая жидкость, находится в непосредственном контакте с плавким предохранителем и влияет на его температуру;

- при неравномерном нагреве клапана возможно частичное проплавление плавкого предохранителя и поступление охлаждающей жидкости с меньшим расходом. При образовании не большого отверстия дальнейшее его увеличение не произойдет из-за интенсивного охлаждения плавкого предохранителя;

- подпор материалов с разной температурой плавления требует выполнения сложных теплогидравлических расчетов, что влияет на точность срабатывания клапана.

Задачей настоящего изобретения является разработка клапана подачи воды для устройства локализации расплава повышенной надежности.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение надежности клапанов подачи воды для устройства локализации расплава за счет повышения точности температуры срабатывания клапана и обеспечения мгновенного открытия клапана полным сечением.

Краткое описание фигур чертежей

Сущность предложенного технического решения раскрыта на фиг. 1, где показан в разрезе аварийный термоклапан одноразового действия в исходном положении, в режиме ожидания.

На фиг. 2 показан в разрезе аварийный термоклапан одноразового действия в режиме заполнения емкости для охлаждающей жидкости.

На фиг. 3 показан в разрезе аварийного термоклапана одноразового действия в режиме подачи охлаждающей жидкости, т.е. после полного расплавления припоя, стрелками показано направление движения охлаждающей жидкости.

Предложенный аварийный термоклапан одноразового действия в предпочтительном варианте содержит корпус 1, размещенный и закрепленный в стенке 2, разделяющей помещение, в которое требуется подавать охлаждающую жидкость, 3 и помещение 4, которое наполняется охлаждающей жидкостью на начальной стадии аварии. Корпус 1 имеет сквозной канал, выполненный в виде колена и состоящий из горизонтального 5 и, направленного вниз, вертикального 6 участков. Соотношение объемов горизонтального 5 и вертикального 6 участков сквозного канала выбрано таким образом, чтобы охлаждающая жидкость не попадала в горизонтальный участок сквозного канала и не оказывала влияние на температуру плавления заглушки. Входное отверстие 7 сквозного канала расположено в нижней части вертикального участка 6. Выходное отверстие 8 канала закрыто заглушкой 9, соединенной со фланцем 10 пайкой припоем 11.

Предложенный аварийный термоклапан функционирует в трех режимах: в режиме ожидания, в режиме заполнения охлаждающей жидкостью и в режиме подачи охлаждающей жидкости следующим образом.

В режиме ожидания температура у выходного отверстия 8 намного меньше, чем температура плавления припоя 11. Таким образом, помещения 3 и 4 надежно изолированы друг от друга.

В режиме заполнения охлаждающей жидкостью помещение 4 заполняется охлаждающей жидкостью. При этом ее максимальный уровень 12 должен быть выше выходного отверстия 7 канала. За счет этого воздух в вертикальном участке 6 сжимается и не позволяет жидкости поступать в горизонтальный участок 5, за счет чего заглушка 5 изолирована от влияния жидкости и ее температура определяется температурой в помещении 3. Соотношение объемов горизонтального 6 и вертикального 5 участков сквозного канала термоклапана в предпочтительном варианте выбраны таким образом, что ни при каких внешних условиях вода не попадает в горизонтальный участок 5 термоклапана и не оказывает влияние на температуру плавления заглушки 11. Это условие вычисляется при проектировании термоклапана, исходя из значений давления охлаждающей жидкости в районе размещения термоклапана и объемов горизонтального 5 и вертикального 6 участков сквозного канала термоклапана.

В режиме подачи охлаждающей жидкости температура в помещении 3 растет.При достижении температуры равной температуре плавления припоя 11, припой 11 переходит в жидкое состояние. Наиболее вероятно, что переход припоя 11 в жидкое состояние будет происходить не равномерно. Однако благодаря наличию капиллярного зазора между заглушкой 9 и фланцем 10, припой 11 не будет вытекать из мест, где он перешел в жидкое состояние. Это предотвращает сброс давления внутри термоклапана до полного расплавления припоя по всему сечению паяного соединения. И только после перехода всего слоя припоя 11 в жидкое состояние происходит полное отделение заглушки 5. Канал открывается полным сечением.

Промышленная применимость

Аварийный термоклапан одноразового действия может быть применен в различных отраслях, в которых требуется открытие доступа охлаждающей жидкости при аварии, в частности, в атомной промышленности.

1. Аварийный термоклапан одноразового действия, содержащий корпус, в котором выполнен сквозной канал для подачи охлаждающей жидкости через входное отверстие термоклапана в направлении его выходного отверстия, и плавкий предохранитель, температура плавления которого выбрана в соответствии с температурой срабатывания клапана, отличающийся тем, что сквозной канал выполнен в виде колена и состоит из горизонтального и направленного вниз вертикального участка, входное отверстие канала расположено в нижней части вертикального участка, выходное отверстие сквозного канала снабжено заглушкой из высокопрочного тугоплавкого материала, прикрепленной к фланцу горизонтального участка при помощи плавкого предохранителя, при этом соотношение объемов горизонтального и вертикального участков сквозного канала выбрано таким образом, чтобы охлаждающая жидкость не попадала в горизонтальный участок сквозного канала и не оказывала влияния на температуру плавления заглушки.

2. Аварийный термоклапан по п. 1, отличающийся тем, что заглушка прикреплена к наконечнику с помощью паяного шва с выполнением капиллярного зазора между ними, величина которого выбирается таким образом, чтобы при частичном проплавлении паяного шва внутреннее давление в клапане было меньше капиллярного давления расплавленного припоя.



 

Похожие патенты:

Клапан // 2790114
Изобретение относится к защитным устройствам и предназначено для применения в области машиностроения, в частности для разгерметизации гермообъема оболочки в случае превышения в зоне размещения устройства заданной температуры или заданного гидростатического давления, воздействующего на наружную поверхность оболочки.

Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и предназначено для защиты объектов от превышения допустимого давления рабочей среды. Предохранительное устройство включает предохранительный клапан, состоящий из корпуса с входным и выходным патрубками, крышки, поджатого пружиной настройки разгруженного запорного элемента, управляемого рабочей средой защищаемого объекта поршневого привода, поршень которого соединен штоком с запорным элементом клапана и контактирует с пружиной настройки, и две разрывные мембраны, установленные между защищаемым объектом и предохранительным клапаном.

Изобретение относится к трубопроводному арматуростроению и предназначено для защиты объектов от превышения допустимого давления рабочей среды. Предохранительное устройство включает предохранительный клапан, состоящий из корпуса с входным и выходным патрубками, крышки, поджатого пружиной настройки разгруженного запорного элемента, управляемого рабочей средой защищаемого объекта поршневого привода, поршень которого соединен штоком с запорным элементом клапана и контактирует с пружиной настройки, и две разрывные мембраны, установленные между защищаемым объектом и предохранительным клапаном.

Изобретение относится к области взрывных работ, защиты окружающей среды от взрывного воздействия и разработки технических устройств для локализации продуктов взрыва. Быстродействующий затвор содержит корпус с проходным отверстием под трубопровод и заслонку, связанную с взрывным приводом и установленную в паз корпуса с возможностью поступательного перемещения перпендикулярно оси трубопровода.

Изобретение относится к области взрывных работ, защиты окружающей среды от взрывного воздействия и разработки технических устройств для локализации продуктов взрыва. Быстродействующий затвор содержит корпус с проходным отверстием под трубопровод и заслонку, связанную с взрывным приводом и установленную в паз корпуса с возможностью поступательного перемещения перпендикулярно оси трубопровода.

Изобретение относится к области атомной энергетики, в частности, к клапанам подачи воды, входящим в состав систем, обеспечивающих безопасность атомных электростанций, и может быть использовано в составе устройства локализации раствора при тяжелых авариях. Клапан подачи воды содержит пусковой стакан, вставленный в промежуточный стакан и упирающийся фланцевыми упорами в промежуточный стакан, пусковой шток с поршнем, установленный внутри пускового стакана и промежуточного стакана таким образом, что пусковой шток упирается поршнем в термомеханический элемент, который через прижимной механизм упирается в защитную мембрану, закрепленную в торце пускового стакана, пусковую пружину, установленную на пусковом штоке таким образом, что один ее конец упирается в поршень, а другой конец - во фланцевые упоры пускового стакана, упор качения, установленный на конце пускового штока, выступающего из пускового стакана, фланцевый цилиндр, в котором вставлен фланцевый стакан с установленным в нем штоком-стаканом, в котором размещен стержень с резьбой и с золотником, установленный с возможностью качения, упорный стакан, в котором установлены упорный шток с фланцами и рабочая пружина, один конец которой упирается во фланцы упорного штока, а другой конец упирается в упорный стакан, при этом между золотником и упорным штоком установлен шариковый упор.

Изобретение относится к области авиационного двигателестроения и касается перепускного клапана, используемого в маслосистемах авиационных газотурбинных двигателей для поддержания заданной величины давления подачи масла. Перепускной клапан содержит корпус с седлом, контактирующим с торцом подпружиненной тарели.

Изобретение относится к машиностроению, а именно: к технике вакуумирования и вентиляции металлических взрывных камер. Вакуумный клапан, содержащий фланец с прилегающей к нему при помощи кольцевого прижима мембраной, корпус со ступенчатыми пазами, имеющими упоры.

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к узлам и деталям средств предотвращения случайного или самопроизвольного действия, преимущественно к предохранительным клапанам. Устройство содержит корпус с шаровой пробкой с проходным отверстием, управляемой шпинделем с рукояткой, оснащённой блокировкой, выполненной с возможностью предотвращения случайного открытия крана - первый элемент системы безопасности.

Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть применено для опрессовки колонны насосно-компрессорных труб в скважинах, оснащенных эксплуатационной колонной. Способ опрессовки колонны насосно-компрессорных труб, спущенной в эксплуатационную колонну, заключается в опускании в скважину колонны труб, снабженной седлом, а далее запорного органа в колонну труб до посадки в седло, герметично перекрывая его проход.
Наверх